Нотариусами и уполномоченными должностными лицами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нотариусами и уполномоченными должностными лицами



 

Статья 35. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами

 

Комментарий к статье 35

 

Настоящая статья устанавливает подведомственность юридических дел нотариату в Российской Федерации. Учитывая принадлежность к нотариату латинского типа и членство Российской Федерации в Международном союзе нотариата, российский нотариат имеет достаточно широкие полномочия. В то же время если сравнивать компетенцию нотариата в Российской Федерации и некоторых европейских государствах, то роль нотариата во Франции и Германии значительно выше, чем в России. Первоначальная редакция Основ во многом воспроизводила европейские подходы к широкой компетенции нотариата. Российский законодатель в начале 90-х годов прошлого века, следуя советскому подходу, установил обязательную нотариальную форму сделок с недвижимостью. Например, ГК РСФСР 1922 г. (ст. 185) признавал недействительным договор купли-продажи недвижимости, если он не был удостоверен нотариально. Первоначальная редакция ст. 550 ГК РФ ("Форма договора купли-продажи недвижимости") также предусматривала обязательное нотариальное удостоверение до 1997 г. Однако в дальнейшем некоторые полномочия были урезаны, особенно в сфере удостоверения сделок с недвижимостью. В настоящее время имеет место тенденция по постепенному расширению компетенции нотариата.

В комментируемой статье дается перечень из 32 нотариальных действий, отнесенных к ведению нотариата. Перечень носит открытый характер. Недостаток статьи заключается в том, что невозможно дать исчерпывающий перечень всех нотариальных действий. Такой подход в законотворчестве был характерен для советского периода. Учитывая, что действующие Основы были приняты в 1993 г., базируются в некоторых положениях на ранее существовавшем законодательстве о нотариате СССР и РСФСР, такой подход законодателя неудивителен. Например, ст. 10 Закона СССР "О государственном нотариате" <1> так и называлась - "Нотариальные действия, совершаемые государственными нотариальными конторами", содержала перечень из 19 нотариальных действий, которые и были воспроизведены в первоначальной редакции 1993 г. действующих Основ практически дословно в редакции Закона СССР. В последующие годы этот перечень дополнялся и в настоящее время состоит из 32 нотариальных действий. Последние дополнения сделаны в 2016 г., это два новых нотариальных действия: внесение сведений в реестр списков участников ООО ЕИС и выдача выписки из реестра списков участников ООО ЕИС. Перечень был дополнен п. п. 31 и 32, которые вступили в силу 1 июля 2017 г. <2>.

--------------------------------

<1> Закон СССР от 19 июля 1973 г. "О государственном нотариате".

<2> Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Поскольку был оставлен подобный подход законодателя к определению компетенции нотариата в Российской Федерации, можно ожидать дальнейшего расширения комментируемого перечня нотариальных действий. Повседневное изменение общественных отношений всегда будет требовать отклика в законодательстве. Законодатель же не всегда может оперативно реагировать на подобные изменения. Более эффективным представляется определение компетенции нотариата через формулирование критериев. Возможно применить подход, используемый отечественным законодателем при определении подведомственности и подсудности дел судам. Процессуальные кодексы (ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ) предусматривают именно критерии отнесения дел к ведению того или иного суда. Недостаток перечней при определении компетенции того или иного органа заключается, во-первых, в необходимости его постоянного обновления, а во-вторых, в отсутствии гибкости. Всегда существуют общественные отношения, которые должны быть урегулированы правом, а перечень не позволяет этого сделать. Преимущество же критериев при формировании компетенции заключается именно в возможности совершать те нотариальные действия, которые дословно не указаны в законе, но соответствуют природе нотариальной деятельности.

При обновлении законодательства о нотариате следует использовать именно такой подход, формулировать критерии отнесения дел к ведению нотариата, а не расширять существующий с советских времен перечень нотариальных действий. К сожалению, проект федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности" <1> также не устанавливает критериев подведомственности юридических дел нотариату. В ст. 53 законопроекта сформулирован в очередной раз перечень дел, отнесенных к ведению нотариата, и теперь он состоит из 39 действий.

--------------------------------

<1> Законопроект N 398234-6 "О нотариате и нотариальной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесен в Государственную Думу Федерального Собрания 2 декабря 2013 г.

 

Законодательство многих иностранных государств применяет такой подход при определении компетенции нотариата. Например, во многих англосаксонских государствах к ведению нотариата относятся многие дела особого производства, такие как признание гражданина безвестно отсутствующим, умершим, выдача свидетельств о рождении, о смерти, о браке и т.п.

Комментируемый перечень является открытым, поскольку установлена возможность введения иных нотариальных действий. Единственное условие - они должны быть установлены законом. Формулировка ч. 2 данной статьи вызывает вопросы. В ней используется термин "законодательный акт". Если толковать формально, то иные нотариальные действия могут быть установлены не только законом, но и подзаконным актом. Однако такой подход может привести к хаотичному и бесконтрольному увеличению видов нотариальных действий, учитывая большое количество видов подзаконных нормативных правовых актов и разнообразие органов, имеющих право их принимать. Более того, ситуация осложняется тем, что в России не установлены на законодательном уровне виды нормативных правовых актов. Закон "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" является пока только проектом. Поэтому сложно оценить, что имел в виду законодатель, используя термин "законодательный акт". Даже советский законодатель использовал более удачную формулировку: "...законодательством СССР может быть возложено совершение и иных нотариальных действий" (ст. 10 Закона СССР "О государственном нотариате"). Действующий российский законодатель также обычно в подобных случаях применяет термин "закон" или "законодательство", например, в ст. 8.1 ГК РФ, ст. 1 Земельного кодекса РФ, ст. 33 ТК РФ и т.д. Такой подход является предпочтительным, поскольку исключает широкое толкование. Поэтому использование в Основах термина "законодательные акты" вызывает удивление. Доктрина под законодательными актами понимает не только федеральный закон, но и подзаконные акты и законы субъектов Российской Федерации <1>. В то же время существует мнение, что нотариальные действия не должны устанавливаться иными нормативными актами, чем законом. Поэтому в комментируемой статье под законодательными актами следует понимать только федеральные законы.

--------------------------------

<1> См., например: Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2001; Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: Учебник. СПб., 2005.

 

Нотариальные действия, не указанные в данной статье, установлены в настоящее время в ГК РФ, СК РФ, других федеральных законах. В соответствии со ст. 67.1 ГК РФ нотариус удостоверяет принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии. Согласно ст. 1126 ГК РФ нотариус принимает закрытое завещание, вскрывает конверт и оглашает содержание закрытого завещания. В ст. 35 СК РФ предусмотрено нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки по распоряжению недвижимым имуществом и сделки, требующей нотариального удостоверения и государственной регистрации. В Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <1> (ст. 20) предусмотрено нотариальное удостоверение согласия родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд несовершеннолетнего ребенка. В п. 16 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <2> предусмотрено нотариальное удостоверение сведений о лицах, осуществляющих сбор подписей при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

<2> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

 

Статья 36. Утратила силу с 1 января 2015 г. - Федеральный закон от 29.12.2014 N 457-ФЗ.

 

Статья 37. Нотариальные действия, совершаемые главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления

 

Комментарий к статье 37

 

1. Основами предусмотрено, что определенные нотариальные действия имеют право совершать не только нотариусы, но также и должностные лица органов местного самоуправления - главы местных администраций поселений и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления поселений или главы местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления муниципальных районов, сведения о которых направлены в территориальный орган юстиции, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса (абз. 4 ст. 1).

Комментируемой статьей установлены основные условия и ограничения, при которых должностные лица органов местного самоуправления могут совершать нотариальные действия.

Право на совершение нотариальных действий главами местной администрации поселений, главами местной администрации муниципальных районов возникает при вступлении в должность этих лиц без издания каких-либо дополнительных локальных распорядительных документов.

Решением главы местной администрации в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса совершение нотариальных действий может быть возложено на одно или нескольких должностных лиц местного самоуправления.

В этом случае глава местной администрации издает распоряжение, в котором указываются Ф.И.О. должностного лица, должность, срок полномочий (если таковой имеется).

Следует заметить, что совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления является их правом, а не обязанностью.

В частности, в ст. 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в числе прав органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, отнесено совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса (подп. 3 п. 1 ст. 14.1). Указанным Законом за органами местного самоуправления муниципального района закреплено право на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов, в случае отсутствия в расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса (подп. 12 п. 1 ст. 15.1). Оно является разновидностью субъективного права (меры возможного поведения управомоченного лица), в данном случае должностного лица органов местного самоуправления на территории муниципального образования. Соответственно, в случае если на территории муниципального образования должностные лица не желают реализовывать это право в отношении своих жителей и осуществлять нотариальные действия, то принудить их к этому нельзя.

И здесь можно увидеть отличие от права на совершение нотариальных действий нотариусами (ст. 15 Основ), которое коррелирует с обязанностью нотариуса оказывать содействие гражданам и организациям в реализации и защите их законных интересов (ч. 1 ст. 16 Основ) при осуществлении нотариальной деятельности.

Предпосылкой для отказа в совершении нотариального действия является его несоответствие законодательству Российской Федерации или международным договорам (ч. 3 ст. 16 Основ). Основания к отказу в совершении нотариального действия нотариусом установлены в ст. 48 Основ. Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке (ст. 33 Основ) (см. комментарий к указанным статьям).

Следует обратить внимание, что подобных специальных норм об отказе должностного лица органа местного самоуправления в совершении нотариального действия в Основах нет.

В случае принятия решения должностными лицами органов местного самоуправления о реализации своего права на совершение нотариальных действий данное право должно быть реализовано в отношении неопределенного круга лиц, а не персонализированно. Такой вывод подтверждается еще и тем, что должностные лица органов местного самоуправления используют гербовую печать при совершении нотариальных действий. Это прямо закреплено Указом Президента РФ от 29 декабря 2008 г. N 1873 <1> и подчеркивает особый статус осуществляемых ими публичных полномочий.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов" // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 94.

 

В том случае, если должностные лица органов местного самоуправления приняли решение об осуществлении нотариальных действий на территории муниципального образования, но при обращении гражданина не нашли возможности осуществить данное нотариальное действие, данная ситуация напрямую Основами не регламентируется. Должностное лицо в этом случае не издает какой-либо акт (в то время как нотариус выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия), который и мог быть обжалован. Поэтому представляется затруднительным применение по аналогии норм Основ к оспариванию отказа нотариуса в совершении нотариального действия.

Между тем в силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, и решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Право на судебную защиту нарушенных гражданских прав предусмотрено и ст. ст. 11 - 13 ГК РФ, п. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 218 КАС РФ. Гражданин или организация вправе оспорить в суде решение, действие или бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа или организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права, свободы и законные интересы.

В качестве примера можно привести случай оспаривания гражданином отказа в удостоверении доверенности администрацией одного из муниципальных образований. Несмотря на то что сам отказ был признан законным и в первую очередь по тому основанию, что в муниципальном образовании имелся нотариус, занимающийся частной практикой, суд в решении со ссылкой на гл. 25 ГПК РФ (действующую на тот момент) справедливо указал на возможность оспаривания гражданином действия (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица <1>, государственного или муниципального служащего, в случае нарушения его прав и свобод.

--------------------------------

<1> Решение Нейского районного суда Костромской области от 22 августа 2012 г. по делу N 2н-269 // https://rospravosudie.com.

 

По этим причинам требуют дополнительных уточнений положения ст. 37 Основ о возможности обжалования отказа в совершении нотариального действия должностным лицом органа местного самоуправления при наличии законных оснований к его совершению.

2. Императивным условием реализации должностными лицами органов местного самоуправления права на совершение нотариальных действий является отсутствие в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса.

Причем под этим подразумевается не временное отсутствие нотариуса (по причине отпуска, болезни либо по иным уважительным причинам), а отсутствие государственной нотариальной конторы либо нотариуса, занимающегося частной практикой <1>. В противном случае совершение нотариального действия должностным лицом органа местного самоуправления будет являться незаконным.

--------------------------------

<1> См. об этом: Сокол П.В., Анисимова А.А. Проблемные вопросы, возникающие при совершении главами и уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления нотариальных действий // Нотариальный вестник. 2016. N 5. С. 14.

 

В частности, по одному из дел при рассмотрении отказа нотариуса в совершении нотариального действия по выдаче свидетельства о праве на наследство на основании завещания, удостоверенного заместителем главы поселения, суд в судебном решении указал, что по данному нотариальному округу свою деятельность осуществляли государственные нотариусы, поэтому должностные лица органов местного самоуправления не имели права совершать нотариальные действия.

По этим причинам отказ нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство на основании такого завещания был признан правомерным <1>.

--------------------------------

<1> Решение Центрального районного суда г. Твери от 24 декабря 2010 г. по делу N 2-3580/10 // https://rospravosudie.com.

 

Нормативными актами субъектов Российской Федерации определяются количество должностей нотариусов и пределы нотариальных округов в границах территории (п. 2 Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса, утв. Приказом Минюста России от 23 декабря 2009 г. N 430 (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2010 г. N 16190) и решением Правления ФНП от 28 августа 2009 г.) <1> (подробнее об этом см. комментарий к ст. 12 Основ).

--------------------------------

<1> Например, в Ленинградской области действует Постановление Правительства Ленинградской области от 25 мая 2010 г. N 127 "Об определении пределов нотариальных округов в границах территории Ленинградской области и количества должностей нотариусов в нотариальных округах", которым установлено 87 должностей нотариусов на территории субъекта Российской Федерации; в Московской области действует Закон Московской области от 3 декабря 2012 г. N 187/2012-ОЗ "О нотариальных округах и количестве должностей нотариусов в нотариальных округах в Московской области", которым предусмотрено 384 должности нотариуса на территории субъекта Российской Федерации; в Самарской области действует Закон Самарской области от 27 декабря 2006 г. N 201-ГД "Об определении пределов нотариальных округов в границах территории Самарской области и количества должностей нотариусов в нотариальных округах", которым предусмотрено 146 должностей нотариусов в нотариальных округах на территории субъекта Российской Федерации.

 

Причем с учетом большей плотности населения в городах основная масса должностей нотариусов приходится на городские округа.

Например, в Самарской области 10 городских округов, один из которых Самара - городской округ с внутригородским делением, и 27 муниципальных районов. В состав муниципальных районов Самарской области входят 304 поселения, а именно 12 городских и 292 сельских поселения <1>. По данным Росстата, общая численность населения Самарской области в 2017 г. составляет 3 203 679 человек, из которых более 2,57 млн проживает в городских округах и 630 тыс. - в поселениях (сельских поселениях), относящихся к муниципальным районам <2>.

--------------------------------

<1> См.: http://www.samregion.ru/cities_regions.

<2> http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography.

 

В Самарской области учреждено 146 должностей нотариусов <1>, из которых 108 единиц приходятся на восемь городских округов и 38 единиц - на два городских округа и 27 муниципальных района (включающих в себя 304 поселения). Как можно увидеть, в большинстве случаев на один муниципальный район приходится один нотариус, контора которого находится в районном центре. Между тем отдельные поселения значительно удалены от районного центра.

--------------------------------

<1> Приложение к Закону Самарской области от 27 декабря 2006 г. N 201-ГД "Об определении пределов нотариальных округов в границах территории Самарской области и количества должностей нотариусов в нотариальных округах" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Доступность нотариальных действий для населения по месту жительства является одной из причин, по которой должностные лица органов местного самоуправления в сельских поселениях реализуют свое право на совершение нотариальных действий для лиц, проживающих в поселениях.

Другой причиной является то, что уплачиваемая гражданами за совершение нотариального действия государственная пошлина зачисляется в муниципальный бюджет (абз. 3 п. 2 ст. 61, абз. 16 п. 2 ст. 61.1, абз. 4 п. 2 ст. 61.5 Бюджетного кодекса РФ). И в условиях ограниченности доходных источников поселений является важной имущественной основой деятельности муниципальных образований.

Популярность реализации права на совершение нотариальных действий органами местного самоуправления видна на примере субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ. В частности, из 14 субъектов Российской Федерации, входящих в него, нотариальные действия осуществляются специально уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления в 13 субъектах Российской Федерации. Исключение составляет лишь Республика Мордовия в связи с достаточным количеством нотариусов в нотариальных округах, включая сельские поселения.

Говоря о количестве совершаемых органами местного самоуправления нотариальных действий, следует отметить, что за 2013 и 2014 гг., 1-е полугодие 2015 г. должностными лицами местного самоуправления Приволжского федерального округа совершено 618 724 нотариальных действия, что составляет всего 6% от общего количества нотариальных действий, совершенных нотариусами ПФО только за 2014 г. (10 319 234) <1>.

--------------------------------

<1> URL: www.npso.ru/news/node/3730.

 

Территориальными органами юстиции осуществляется учет сведений о должностных лицах местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий в соответствии с Приказом Минюста России от 30 декабря 2015 г. N 324.

Сведения размещаются на официальных сайтах территориальных органов юстиции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в свободном доступе.

Целесообразно было бы дополнить Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" санкциями в отношении должностных лиц местного самоуправления, не представившими в территориальный орган юстиции в течение 10 рабочих дней сведения о должностных лицах местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий, по установленной форме.

3. Законодателем установлено ограничение круга лиц, в отношении которых должностные лица органов местного самоуправления имеют право совершать нотариальные действия, - только в отношении лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах.

Данное ограничение появилось в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и было основано на правоприменительной практике - до внесения изменений в вышеназванную статью заявители, зарегистрированные в городах, где нотариальные действия совершают нотариусы, после получения отказа в совершении нотариального действия имели возможность обратиться к должностным лицам местного самоуправления за совершением этого же нотариального действия, законность совершения которого могла быть сомнительной.

Подобная практика обращений связана прежде всего с проблемой квалификации лиц, осуществляющих в органах местного самоуправления нотариальные действия.

Качество и законность совершаемых органами местного самоуправления действий являются предметом споров, о чем свидетельствует судебная практика.

В частности, в 2015 г. только в Приволжском федеральном округе судами было рассмотрено шесть дел по оспариванию завещаний, удостоверенных должностными лицами органов местного самоуправления. В 2016 г. таких дел в Приволжском федеральном округе было уже 10. Причем в 2015 г. требования были удовлетворены в 66% случаев, а в 2016 г. - в 20% случаев.

В качестве примера нарушений законодательства должностными лицами органов местного самоуправления при удостоверении завещаний, повлекших отмену совершенных действий, можно привести следующее дело.

Согласно Апелляционному определению Верховного суда Чувашской Республики от 24 августа 2015 г. <1> должностным лицом органа местного самоуправления был нарушен порядок составления завещания. В частности, завещание было написано не со слов завещателя, а с использованием заготовленного образца, по требованию завещателя изменения в текст документа не были внесены, его окончательный текст не был оглашен должностным лицом местного самоуправления и был подписан завещателем не в его присутствии, что, по мнению суда, привело к невозможности определить волеизъявление наследодателя <2>.

--------------------------------

<1> Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 24 августа 2015 г. по делу N 33-3710/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

<2> Там же.

 

Апелляционным определением Верховного суда Удмуртской Республики от 31 августа 2015 г. <1> было установлено, что завещание было удостоверено ненадлежащим должностным лицом, поскольку распорядительные документы о возложении обязанностей по совершению нотариальных действий на управляющего делами администрации сельского поселения отсутствовали, что привело впоследствии к признанию завещания недействительным.

--------------------------------

<1> Апелляционное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 31 августа 2015 г. по делу N 33-3127/15 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Нередко должностными лицами органов местного самоуправления, допускаются нарушения налогового законодательства, когда размер взимаемой госпошлины не соответствует требованиям ст. 333.24 НК РФ или госпошлина взимается без учета особенностей, установленных ст. 333.25 НК РФ. Это негативно отражается на поступлениях в муниципальный бюджет.

Имеются и многочисленные иные нарушения законодательства при осуществлении нотариальных действий, служащие основанием для признания их в судебном порядке недействительными, о которых будет сказано ниже.

Законодателем должностные лица органов местного самоуправления, осуществляющие нотариальные действия в пределах своих полномочий, фактически приравниваются к нотариусам, однако никаких требований к ним законом не предусмотрено.

В то же время законодательством установлены квалификационные требования как обязательное условие занятия нотариальной деятельностью. В их число входят (ч. 1 ст. 2 Основ):

а) наличие высшего юридического образования в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

б) наличие стажа работы по юридической специальности не менее чем пять лет;

в) достижение возраста 25 лет, но не старше 75 лет;

г) сданный квалификационный экзамен.

Кроме этого, для лиц, претендующих на должность нотариуса, существует также ряд ограничений, предусмотренных ч. 2 ст. 2 Основ (подробнее см. комментарий к ст. 2 Основ).

В совокупности все это призвано снизить риски отсутствия должной квалификации у нотариусов. Аналогичные требования были бы уместны и в отношении должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий.

В связи с этим целесообразно дополнить Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статьей, устанавливающей следующие квалификационные требования для должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий: "обязательное наличие высшего или как минимум среднего профессионального юридического образования", а также "прохождение подготовки на специальных курсах по совершению нотариальных действий, программа которых утверждена федеральным органом юстиции".

4. Несмотря на равную юридическую силу нотариальных документов, удостоверенных нотариусами и должностными лицами органов местного самоуправления, законодатель существенно сузил перечень нотариальных действий, которые имеют право совершать должностные лица органов местного самоуправления.

Так, нотариусы в соответствии со ст. 35 Основ уполномочены на совершение 32 видов нотариальных действий, тогда как должностные лица органов местного самоуправления - на совершение только 13 <1>.

--------------------------------

<1> До момента вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" должностные лица органов местного самоуправления были уполномочены на совершение лишь шести нотариальных действий.

 

Полагаем, данный подход законодателя можно объяснить двумя причинами: это, во-первых, востребованность совершения нотариальных действий для сельского населения; во-вторых, наличие отмеченных проблем в отношении юридической квалификации должностных лиц органов местного самоуправления.

Например, совершение таких нотариальных действий, как морской протест или обеспечение доказательств (протокол осмотра сайта, протокол допроса свидетеля и иные доказательства), не будет востребовано сельским населением и, кроме того, требует соответствующей юридической квалификации для их совершения.

Основным специальным документом, регламентирующим порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, является Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов (утв. Приказом Минюста России от 6 июня 2017 г. N 97, зарегистрирован в Минюсте России 14 июня 2017 г. N 47036) (далее - Инструкция) (см. комментарий к ст. 39 Основ).

Помимо Инструкции при совершении нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления следует руководствоваться Правилами нотариального делопроизводства, Порядком оформления форм реестров регистрации нотариальных действий.

Должностные лица органов местного самоуправления уполномочены на совершение следующих нотариальных действий.

1. Удостоверение завещаний. Правила удостоверения завещаний регламентированы ст. ст. 1123 - 1125, 1130, 1131, 1137, 1139 ГК РФ, п. п. 31 - 39 Инструкции, а также Методическими рекомендациями по удостоверению завещаний, принятию нотариусом закрытого завещания, вскрытию и оглашению закрытого завещания (утв. решением Правления ФНП, протокол N 04/04 от 1 - 2 июля 2004 г.).

Говоря об ошибках, которые допускают должностные лица органов местного самоуправления при удостоверении завещаний, отметим, что Апелляционным определением Верховного суда Чувашской Республики от 21 сентября 2016 г. <1> завещание, удостоверенное главой администрации сельского поселения, было признано недействительным по причине его совершения лицом в состоянии, исключающем возможность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими (ст. ст. 177, 1118, 1119 ГК РФ). Это характеризовалось наличием тяжелого заболевания у лица, включая его психическое расстройство, а также нарушением процедуры оформления завещания, выразившимся в присутствии лица, в пользу которого завещание составлялось, при его составлении и подписании (ст. ст. 168, 1123 - 1125 ГК РФ).

--------------------------------

<1> Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 21 сентября 2016 г. по делу N 33-4529/2016 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Решением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 2 сентября 2016 г. признано недействительным завещание, удостоверенное главой администрации сельского поселения, в связи с тем, что при его составлении, подписании и удостоверении присутствовало лицо, в пользу которого составлялось завещание (ст. ст. 1123 - 1125 ГК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> Решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 2 сентября 2016 г. N 2-254/2016 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Решением Лисицкого районного суда Воронежской области от 27 марта 2017 г. было признано недействительным завещание, удостоверенное главой администрации сельского поселения, по причине нарушения тайны завещания, которое оглашалось и подписывалось в присутствии посторонних лиц, в том числе отца лица, в пользу которого составлялось завещание; завещание подписывалось через рукоприкладчика, однако в суде было установлено, что рукоприкладчик был приглашен непосредственно перед подписанием завещания и о воле наследодателя ему ничего не было известно, так как в его присутствии завещатель ничего не говорил. Заявку на совершение нотариального действия сделал не завещатель, а отец лица, в пользу которого составлялось завещание. Он же и пригласил рукоприкладчика (ст. ст. 168, 1125, 1131 ГК РФ, ст. 54 Основ). Имелись и другие нарушения при подготовке и удостоверении завещания <1>.

--------------------------------

<1> Решение Лисицкого районного суда Воронежской области от 27 марта 2017 г. N 2-337/2017 // htpps://rospravosudie.com.

 

2. Удостоверение доверенностей. При удостоверении доверенностей уполномоченное лицо должно руководствоваться ст. ст. 185 - 189 ГК РФ, п. п. 40 - 44 Инструкции, а также Методическими рекомендациями по удостоверению доверенностей (утв. решением Правления ФНП от 18 июля 2016 г., протокол N 07/16).

Следует обратить внимание на отдельные ошибки, которые допускают должностные лица органов местного самоуправления при удостоверении доверенностей.

В Республике Башкортостан должностным лицом органа местного самоуправления были нарушены требования действующего российского законодательства к нотариальной письменной форме гражданско-правовой сделки: удостоверена доверенность от имени инвалида I группы по зрению без участия и подписи рукоприкладчика, что повлекло в итоге признание недействительной не только доверенности, но и договора дарения, составленного от имени представляемого <1>.

--------------------------------

<1> Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 17 сентября 2015 г. N 33-14732/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Согласно Апелляционному определению Красноярского краевого суда от 28 января 2015 г. <1> должностное лицо органа местного самоуправления, не удостоверившись в дееспособности представляемого, а также в соответствии действительности его волеизъявления о передаче своего права на заключение договора купли-продажи, действуя умышленно, используя свое служебное положение, удостоверила и выдала доверенность, которая была признана судом недействительной.

--------------------------------

<1> Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 28 января 2015 г. по делу N 33-678/2015, А-57 // СПС "КонсультантПлюс".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.085 с.)