Глава V. Финансовое обеспечение деятельности нотариусов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава V. Финансовое обеспечение деятельности нотариусов



 

Статья 22. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности

 

Комментарий к статье 22

 

1. Государственная пошлина и нотариальный тариф. Ставки государственной пошлины за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, установлены в ст. 333.24 НК РФ.

Требования об обязательной нотариальной форме могут быть закреплены в законодательных актах Российской Федерации. Так, например, требование об обязательном нотариальном удостоверении договора купли-продажи доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью установлено в Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

 

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий предусматриваются ст. 333.25 НК РФ. Можно согласиться с мнением, высказываемым в литературе о том, что нотариальный тариф и государственная пошлина, уплачиваемые за совершение нотариальных действий, должны рассматриваться "как равные по характеру и правовому значению категории, которые едины по размерам, порядку взимания и предоставления льгот, правовым последствиям их неуплаты либо неуплаты в полном объеме" <1>. Вместе с тем необходимо отметить, что в отличие от государственной пошлины нотариальный тариф признается неналоговым платежом. По своей правовой природе нотариальный тариф, взимаемый частнопрактикующим нотариусом, не является государственной пошлиной, так как сумма тарифа не поступает в бюджет, а остается в собственности нотариуса. Однако он имеет публично-правовой характер, поскольку направлен "на покрытие издержек при оказании индивидуальных услуг публично-правового характера (обеспечение нотариальной деятельности), как денежные повинности не за услугу, а в связи с услугой, которая оказывается в общих интересах путем реализации государственно-властных функций в сфере нотариата" <2>.

--------------------------------

<1> Гонгало Б.М., Зайцева Т.И. и др. Настольная книга нотариуса: В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004. Т. 1. С. 143.

<2> Бурова А.С. Правовая природа отношений по взиманию государственными и частнопрактикующими нотариусами нотариальных тарифов // Нотариальная практика. 2015. N 6. С. 26.

 

2. Порядок взимания нотариального тарифа и государственной пошлины. Суммы взимаемой государственной пошлины и нотариального тарифа указываются нотариусом в реестре для регистрации нотариальных действий и в документе, выдаваемом лицу, обратившемуся к нотариусу. Нотариальный тариф может быть оплачен наличным или безналичным путем. В связи с тем что нотариус, занимающийся частной практикой, не является индивидуальным предпринимателем, на него не распространяются положения ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" <1>. Следовательно, нотариус, занимающий частной практикой, не обязан применять контрольно-кассовую технику при расчетах за оказываемые им услуги по совершению нотариальных действий, а также за услуги правового и технического характера. Данные выводы подтверждены в письме УФНС России по г. Москве от 8 апреля 2011 г. N 17-26/034104, письме МНС России от 14 апреля 2004 г. N 33-0-11/285@.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 1957.

 

3. Льготы. Льготы, установленные ст. ст. 333.35 и 333.38 НК РФ, распространяются на лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, подлежащего обязательному нотариальному удостоверению. Эти же льготы применяются нотариусами и в отношении лиц, обратившихся к нотариусу за совершением нотариального действия, не подлежащего обязательному удостоверению. Обязательность применения льгот распространяется как на нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, так и на нотариусов, занимающихся частной практикой. Возложив обязанность оказания нотариальных услуг на льготной, а иногда бесплатной основе, законодатель не предусмотрел какой-либо компенсации затрат частнопрактикующему нотариусу. Это вызывает определенное недовольство в нотариальном сообществе. Вместе с тем соответствие данных положений Конституции РФ подтверждено Определением Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 349-О <1>. В частности, Конституционный Суд РФ в данном Определении разъяснил, что, определив в качестве источника финансирования деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, нотариальный тариф, законодатель одновременно обязал их предоставлять при совершении нотариальных действий предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц наряду с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах (ч. 4 ст. 22 Основ). Это соотносится со ст. 48 (ч. 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно.

--------------------------------

<1> Определение Конституционного Суда РФ "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан С.В. Бирюковой, Е.А. Лепехиной, Т.И. Сопиной, Е.Е. Тимофеевой, А.Г. Цымбаренко и Г.Н. Шаншиевой на нарушение их конституционных прав положениями части четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и абзаца девятого статьи 22 Федерального закона от 2 ноября 2004 года "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 1.

 

Необходимо отметить, что льготы, предусмотренные ст. ст. 333.35 и 333.38 НК РФ, не применяются нотариусами при взимании платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера. По данным ФНП, за 2016 г. нотариусами России совершено более 2,5 млн нотариальных действий по льготным тарифам <1>.

--------------------------------

<1> Нотариальная панорама (приложение к журналу "Нотариальный вестникъ"). 2017. N 7. С. 5.

 

Согласно п. 9.2.16 Кодекса профессиональной этики отказ в предоставлении льгот по уплате нотариального тарифа, предусмотренных действующим законодательством, является дисциплинарным проступком нотариуса.

4. Возмещение фактических транспортных расходов нотариусу. В случае невозможности посещения нотариальной конторы лицом, нуждающимся в оказании услуг нотариуса, из-за болезни, физических недостатков и в силу других уважительных причин, нотариус выезжает к такому лицу по указанному им адресу. Согласно п. 3.1.9 Кодекса профессиональной этики нотариус обязан способствовать полноценной реализации прав и законных интересов граждан, относящихся к социально незащищенным категориям населения, в том числе посредством совершения нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы в порядке, установленном нотариальной палатой.

Нотариальная палата субъекта Российской Федерации распределяет среди нотариусов обязанности по оказанию нотариальных услуг с выездом вне места работы, "закрепляя" за нотариусом определенную территорию в пределах нотариального округа. В разных регионах практика распределения территорий складывается по-разному. В законодательстве отсутствует понятие "место работы нотариуса". Вместе с тем в ст. 13 Основ закреплена обязанность нотариуса иметь "место для совершения нотариальных действий" в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Следовательно, "местом работы нотариуса" будет являться место для совершения нотариальных действий, сведения об адресе которого содержатся в соответствующей базе данных нотариальной палаты субъекта Российской Федерации. Как правило, это адрес места нахождения нотариальной конторы.

В соответствии с п. 17 Порядка оформления форм реестров регистрации нотариальных действий при совершении нотариального действия вне помещения нотариальной конторы нотариус обязан в реестре для регистрации нотариальных действий указать адрес, по которому совершено нотариальное действие. В выдаваемом документе в удостоверительной надписи или выдаваемом свидетельстве после слов "Уплачено за оказание услуг правового и технического характера" указывается место совершения нотариального действия, в том числе адрес, наименование населенного пункта, иное описание места совершения нотариального действия, например: адрес физического лица; адрес и наименование стационарного лечебного или военно-лечебного учреждения, места лишения свободы, места содержания под стражей, места содержания под домашним арестом; наименование, место нахождения и адрес юридического лица.

К сожалению, порядок и методика исчисления фактических транспортных расходов не установлены, поэтому каждый нотариус вправе самостоятельно определить размер указанных расходов в зависимости от своих фактических затрат. Возмещение фактических транспортных расходов предполагает взимание данной суммы с лица, обратившегося к нотариусу. Данная сумма не является платой за услуги правового и технического характера. В практической деятельности нотариусов возникают определенные сложности расчета фактических транспортных расходов, например, при использовании нотариусом своего личного автомобиля. В связи с этим считаем разумным установить единый порядок и методику возмещения фактических транспортных расходов нотариусу на всей территории Российской Федерации во избежание разногласий, возникающих с заинтересованными лицами.

Отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства. Комментируемая норма появилась в Основах не так давно. С начала 2012 г. нотариусы столкнулись с серьезной проблемой. В отдельных регионах России Федеральная антимонопольная служба в лице своих региональных управлений ввела практику по возбуждению административных дел в отношении региональных нотариальных палат в связи с "картельными сговорами нотариусов", под которыми антимонопольная служба понимала ежегодно принимаемые нотариальными палатами рекомендации об оплате работ правового и технического характера. В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <1> представители антимонопольных органов отнесли к хозяйствующим субъектам нотариальные палаты и распространили на них нормы антимонопольного законодательства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

 

С данной позицией нельзя согласиться, поэтому убедительными представляются правовые основания прекращения административного производства в отношении Нотариальной палаты г. Санкт-Петербурга, изложенные в решении Управления ФАС по Санкт-Петербургу от 16 декабря 2011 г. по делу N К05-188/11 <1>.

--------------------------------

<1> Судебная практика. 2012. N 1(101). С. 26.

 

В частности, данным решением установлено, что по смыслу нормативных положений, определяющих понятие "хозяйствующий субъект", нотариус не рассматривается как хозяйствующий субъект с позиций антимонопольного законодательства. Нормы ч. 3 ст. 11 Закона о защите конкуренции к нотариальной палате неприменимы. Действия нотариальной палаты по выдаче рекомендаций нотариусам по оказанию услуг правового и технического характера не могут быть квалифицированы как нарушение ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Также в решении Арбитражного суда Оренбургской области от 26 февраля 2014 г. по делу N А47-8749/2013 разъяснено, что нотариусы ни при каких обстоятельствах не являются хозяйствующими субъектами, а нотариальная палата выполняет специфические публично значимые функции, и ее деятельность не может быть предметом рассмотрения антимонопольного законодательства.

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ <1> внесены комментируемые изменения в Основы, устраняющие возможность появлений новых "недоразумений" по данному вопросу.

--------------------------------

<1> Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6699.

 

Статья 22.1. Размеры нотариального тарифа

 

Комментарий к статье 22.1

 

1. Общие положения. Комментируемая статья устанавливает размеры нотариального тарифа за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма. Тарифы в указанных размерах взимают как нотариус, занимающийся частной практикой, так и нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе.

В зависимости от способа определения размера тарифа предусмотрены три вида тарифов:

1) простой тариф - устанавливается в твердой денежной сумме;

2) пропорциональный тариф - определяется в зависимости от стоимостного выражения материальной выгоды, получаемой в результате нотариального действия;

3) смешанный тариф - сочетает в себе признаки простого и пропорционального тарифа.

При осуществлении своей профессиональной деятельности нотариус обязан информировать лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, о размерах тарифов, а также о льготах, предусмотренных действующим законодательством или основанных на решениях нотариальных палат, в том числе путем открытого размещения информации на стендах в нотариальной конторе (п. 4.1.1 Кодекса профессиональной этики).

2. Особенности уплаты тарифа при обращении за совершением нотариальных действий. В самой комментируемой статье установлены следующие особенности:

1) за нотариальные действия, совершаемые вне помещений нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, нотариальный тариф взимается в размере, увеличенном в полтора раза <1>;

--------------------------------

<1> О совершении нотариального действия вне помещения нотариальной конторы см. комментарий к ст. 22 Основ.

 

2) при удостоверении сделок, предметом которых является отчуждение или залог недвижимого имущества, имеющего кадастровую стоимость, если оценка, данная этому недвижимому имуществу участниками (сторонами) сделки, ниже его кадастровой стоимости, для исчисления тарифа используется кадастровая стоимость этого недвижимого имущества.

Кроме этого, на порядок взимания нотариального тарифа распространяются закрепленные в п. 1 ст. 333.25 НК РФ особенности уплаты государственной пошлины и применяются как при обращении за совершением нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, так и при обращении за совершением нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма. К данным особенностям относятся следующие положения:

1) при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц, государственная пошлина уплачивается однократно;

2) при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с подп. 7 - 10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, а именно:

- стоимость транспортных средств может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или судебно-экспертными учреждениями органа юстиции;

- стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения;

- стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или федеральным органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и его территориальными подразделениями;

- стоимость имущества, не предусмотренного выше, определяется оценщиками или юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.

По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной стоимости) стоимости имущества, выданной лицами, указанными выше.

Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

В случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными выше, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

Помимо применения указанных нормативных актов, при возникновении дискуссионных вопросов о взимании нотариального тарифа, ответы на которые в законодательстве отсутствуют, нотариусы руководствуются разъяснениями ФНП с учетом мнений компетентных ведомств.

Так, письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 12 марта 2009 г. N 03-05-05-03/01 разъясняется, что:

1) при исчислении размера нотариального тарифа за нотариальное удостоверение договоров, подлежащих оценке, в том числе и договоров мены, в случае, если обмениваемое недвижимое имущество не является по стоимости между собой равноценным, должна применяться наибольшая стоимость обмениваемого недвижимого имущества, указанная в договоре мены, или наименьшая стоимость обмениваемого недвижимого имущества с учетом денежной доплаты к нему;

2) при исчислении размера нотариального тарифа за нотариальное удостоверение соглашения о разделе общего имущества между супругами, а также соглашения о разделе наследственного имущества должна применяться стоимость всего имущества, подлежащего разделу, указанная супругами в соглашении о разделе нажитого имущества и наследниками при разделе наследства. Исчисленный размер нотариального тарифа может быть уплачен супругами и наследниками как в равных долях, так и в зависимости от стоимостной доли полученного при разделе имущества.

В письме от 20 июня 2014 г. N 03-05-06-03/29617 <1> Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России конкретизирует особенности исчисления государственной пошлины (тарифа) за удостоверение доверенности: "...для исчисления размера государственной пошлины за удостоверение доверенности, выдаваемой от имени нескольких лиц одному лицу или нескольким лицам, учитывается только количество представляемых лиц.

--------------------------------

<1> Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России "Об исчислении размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за нотариальное удостоверение доверенности, выдаваемой от имени нескольких лиц одному лицу".

 

Например, если доверенность выдается от имени трех представляемых лиц одному представителю или нескольким представителям, то, учитывая, что в данной доверенности объединены исходя из количества представляемых лиц три доверенности, государственная пошлина должна уплачиваться за удостоверение каждой из трех доверенностей независимо от количества представителей".

При осуществлении проверок профессиональной деятельности нотариусов членами комиссии проверяется в том числе законность исчисления размера нотариального тарифа, взимаемого нотариусом за совершаемые им нотариальные действия.

Произвольное изменение размера нотариального тарифа, установленного законом, является дисциплинарным проступком нотариуса.

 

Статья 23. Финансирование нотариальной деятельности

 

Комментарий к статье 23

 

За совершение нотариальных действий нотариусы взимают государственную пошлину или нотариальный тариф по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См.: комментарий к ст. ст. 22, 22.1 Основ.

 

Комментируемой статьей нотариусу предоставляется право также взимать плату за услуги правового и технического характера, однако ни налоговым законодательством, ни Основами, ни другими нормативными актами ставки размера данного тарифа не установлены.

Вопрос о возможности взимания нотариусами, занимающимися частной практикой, тарифов за услуги правового и технического характера решался сложно и неоднозначно. Комментируемая норма не раз проверялась в судебной практике на соответствие ее Конституции РФ в части возможности взимания нотариусами денежных средств за услуги правового и технического характера и признана законной и соответствующей Конституции РФ. Об этом свидетельствует Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N 272-О-О <1> (далее - Определение КС РФ N 272-О-О), в котором Конституционным Судом РФ сделаны следующие выводы. Статья 22 Основ, как следует из ее названия (в ред. Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ - "Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности"), допускает, помимо оплаты непосредственно нотариальных действий, возможность оплаты и иных услуг, оказываемых нотариусами при осуществлении нотариальной деятельности. Это отражено также в ч. 1 ст. 23 Основ, указывающей среди источников финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, денежные средства, полученные им за оказание услуг правового и технического характера. Предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством. Таким образом, оспариваемые положения Основ не предполагают возможность взимания за совершение нотариальных действий нотариальных тарифов в больших размерах, чем это определено законодателем, и допускают финансирование деятельности нотариуса за счет оказания дополнительных услуг правового и (или) технического характера, предоставляемых гражданам и юридическим лицам исключительно при наличии их согласия. Соответственно, эти законоположения не могут расцениваться как нарушающие конституционные права.

--------------------------------

<1> Определение Конституционного Суда РФ "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чераневой Антонины Афанасьевны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим части первой статьи 15 и частью первой статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате".

 

Также не вызывает критики комментируемая статья среди ученых-цивилистов. Так, например, в "Настольной книге нотариуса" авторами отмечается, что выполнение правовых и технических услуг "в соответствии со ст. ст. 15 и 16 Основ является неотъемлемой частью деятельности нотариуса, составным элементом его прав и обязанностей. Нотариус не вправе отказать гражданам в составлении проекта документа и оказании услуг технического характера. При этом нотариус, занимающийся частной практикой, финансирует свою деятельность самостоятельно. Таким образом, взимание нотариусами тарифов за составление проектов документов, а также выполнение технической работы является необходимым в любом правовом государстве во избежание нарушений прав его граждан, а интеллектуальные и трудовые затраты нотариуса подлежат необходимой денежной компенсации" <1>.

--------------------------------

<1> Настольная книга нотариуса: В 4 т. / Под ред. И.Г. Медведева. 3-е изд., перераб. и доп. Т. 1: Организация нотариального дела. М., 2015. С. 72.

 

Вместе с тем проблемы в данной области оплаты услуг нотариуса остаются и связаны они прежде всего, на наш взгляд, со следующими существующими "пробелами" в законодательстве:

- отсутствует определение понятия "услуги нотариуса правового и технического характера";

- отсутствует механизм порядка исчисления размера платы за услуги нотариуса правового и технического характера;

- отсутствует определение понятия "нотариальное действие".

В настоящее время роль регулятора по упорядочиванию отношений в данной области взяла на себя ФНП, принимая акты, обязательные для исполнения всеми частнопрактикующими нотариусами на территории Российской Федерации.

1. Содержание понятия "услуги нотариуса правового и технического характера". В результате анализа нормативных, ведомственных актов и судебной практики можно сделать вывод о том, что понятие "услуги правового и технического характера" не раскрыто. Письмом Минфина России от 19 января 2012 г. N 03-05-06-03/01 сделана попытка отнести некоторые действия нотариуса к оказанию услуг правового и технического характера с разъяснением необходимости взимания платы за эти действия с учетом себестоимости затрат на составление данных документов, но перечень таких действий не является исчерпывающим, поэтому вряд ли указанным письмом можно руководствоваться при определении "услуг правового и технического характера".

В связи с этим в разных случаях в содержание понятия "услуги правового и технического характера, оказываемые нотариусом", вкладывается разный смысл. Так, например, в соответствии с п. 72 Приказа Росстата от 23 июля 2009 г. N 147 <1> к услугам правового характера относится в том числе деятельность нотариусов по удостоверению сделок (договоров отчуждения, дарения, завещания, доверенности и т.д.); изготовлению, заверению документов и их копий; консультированию и подготовке запросов, входящих в компетенцию нотариуса, и т.п. А п. 74 установлено, что в части деятельности нотариусов показатель "услуги правового характера" соответствует нотариальному тарифу, взысканному с граждан, за совершение нотариальных действий, оказание услуг правового и технического характера.

--------------------------------

<1> Приказ Росстата "Об утверждении Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя "Объем платных услуг населению".

 

Совершенно с иной точки зрения рассматривает услуги правового характера Конституционный Суд РФ. В Определении КС РФ N 272-О-О разъясняется, что услуги правового и технического характера носят дополнительный (факультативный) характер по отношению к нотариальному действию, а реализация нотариусами таких публичных обязанностей в ходе совершения нотариальных действий, как:

- обеспечить законность нотариальных действий;

- соблюдать правила ведения делопроизводства (включая требования к ведению реестра и наследственного дела);

- оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и законных интересов;

- разъяснять права и обязанности;

- предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий;

- не может одновременно рассматриваться в качестве оказания ими услуг правового и технического характера.

При этом в каждом случае встает вопрос о квалификации конкретных действий нотариуса в качестве неотъемлемого элемента нотариального действия или же в качестве дополнительной услуги, оказываемой вне рамок такого действия.

После таких разъяснений Конституционного Суда РФ появилась судебная практика, свидетельствующая о том, что в каждом случае суды могут занимать противоположные позиции. Основанием для обращения в суд в большинстве случаев послужило мнение заявителей о "навязывании нотариусом своих услуг правового и технического характера".

Так, например, в одном случае суд посчитал неправомерными доводы нотариуса о невозможности удостоверения проекта доверенности, который ему передал сам клиент, без предоставления услуг технического характера, а именно переноса текста доверенности на установленный бланк единого образца, предназначенный для совершения нотариальных действий, поскольку законом или иным нормативным актом данное действие не отнесено к технической услуге <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 10 июля 2012 г. N 33-9692/2012.

 

Вряд ли можно согласиться с данным выводом суда по следующим причинам.

Нотариусом, помимо правовых действий, составляющих непосредственно само нотариальное действие, перечисленных в Определении КС РФ N 272-О-О, за которые нотариус несет ответственность в соответствии с действующим законодательством, была осуществлена техническая работа с использованием бланков единого образца, с внесением необходимых сведений в ЕИС для учета бланков, работа по заполнению удостоверительной надписи, работа по распечатыванию документа с использованием своих технических средств. То, что данная работа не предусмотрена нормативным актом в качестве технической услуги, не является основанием для дискриминации нотариуса в части права на вознаграждение за труд, согласно ст. 37 Конституции РФ. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в нашем государстве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права.

Кроме того, как считают отдельные представители нотариата, составление проекта документа не может производиться самостоятельно лицом, обращающимся к нотариусу, так как нотариус в результате своей работы составляет не "проект документа", а "проект нотариального акта", как результат "работы правового характера, которая требует обязательного приложения юридических знаний нотариуса, использования его интеллектуального потенциала, специальной квалификации, определенных временных затрат" <1>. В связи с этим самостоятельно лицо, обращающееся к нотариусу, выполнить эту правовую работу не может: "Составление проектов документов в нотариальной практике является сложным, трудоемким, интеллектуальным процессом, для достижения положительных результатов которого необходимо приложить свои юридические знания и затратить немало времени. От того, насколько грамотно составлен проект какого бы то ни было нотариального документа, зависят права, а иногда и судьбы граждан и юридических лиц" <2>.

--------------------------------

<1> Володин А.В., Гарин И.В. Оплата нотариальных действий и других "услуг" нотариуса // Нотариальный вестникъ. 2015. N 4. С. 14.

<2> Настольная книга нотариуса: В 4 т. / Под ред. И.Г. Медведева. 3-е изд., перераб. и доп. Т. 1: Организация нотариального дела. М., 2015. С. 72.

 

В других случаях суды занимают иную позицию, делая выводы о том, что законом прямо предусмотрена возможность выполнения нотариусом для клиента правовой и технической работы. Сам факт совершения нотариального действия с оплатой заявителем государственной пошлины по тарифу и дополнительных услуг суды расценивают как безусловное согласие их получения на добровольной основе <1>. В такой ситуации по факту оказания данных услуг заявитель уже не может доказать, что они ему были навязаны, поскольку при несогласии с размером их оплаты он имел возможность отказаться от совершения нотариального действия и обратиться к другому нотариусу <2>. Свердловский областной суд, помимо изложенного выше, указал также, что оплате подлежат по своей сути дополнительные услуги, если они являются неотъемлемым элементом нотариального действия. Предоставление этих услуг вне рамок нотариального действия, в частности действия, не требующего нотариальной формы, происходит при волеизъявлении лица, обратившегося за их совершением к нотариусу. Свидетельство о праве на наследство является нотариальным актом, выдача которого представляет собой завершение нотариального действия, которое само по себе не может расцениваться как оказание услуг правового или технического характера, в сравнении с работой правового и технического характера, предшествующей выдаче свидетельства. Из изложенного следует, что выполнение работ правового и технического характера, являющихся неотъемлемым элементом нотариального действия, не может расцениваться как навязанные услуги, поскольку без данных услуг не может возникнуть юридическое последствие в виде оформленного нотариального акта <3>.

--------------------------------

<1> Определение Московского городского суда от 15 февраля 2016 г. N 4г-0620/2016.

<2> Апелляционное определение Московского городского суда от 18 ноября 2015 г. по делу N 33-42587/2015.

<3> Апелляционное определение Свердловского областного суда от 8 ноября 2016 г. по делу N 33-19386/2016.

 

Соглашаясь с позицией Свердловского областного суда, необходимо добавить, что содержание деятельности нотариуса в настоящее время значительно меняется в связи с возникновением электронного документооборота и электронного взаимодействия с информационными ресурсами различных ведомств. Базой для электронного нотариата выступает ЕИС нотариата, позволяющая осуществлять межведомственное электронное взаимодействие (с Росреестром, ФНС России, МВД России, банками) и предоставлять публичные бесплатные сервисы, например сервис проверки доверенности по ее реквизитам.

Использование ЕИС обеспечивает оперативную проверку юридически значимых сведений, предотвращение мошеннических действий с нотариальными документами и, как следствие, стабилизирует гражданский оборот.

Содержание этой базы и ее функционирование налагают на нотариусов определенные обязанности, связанные с дополнительными трудозатратами, затратами интеллектуального и временного характера. В связи с этим возникают новые услуги и работы технического характера, не поименованные в нормативных актах, но обязательные к выполнению нотариусом при совершении им нотариальных действий:

- проверки электронной подписи лица, направившего электронный документ, ответ на запрос и т.д.;

- проверки полномочий представителя с использованием электронных сервисов;

- подготовки и направления в ЕГРН запросов о наличии сведений о признании лиц недееспособными;

- получения и фиксирования сведений о наличии дел о банкротстве в отношении физических и юридических лиц;

- содержания и ведения реестра отмененных доверенностей;

- получения и фиксирования в делах нотариуса сведений об объекте недвижимого имущества в целях проверки принадлежности имущества лицу, его отчуждающему, закладывающему;

- получения сведений из ЕГРЮЛ;

- ведения электронных реестров нотариальных действий;

- получения информации о счетах и об остатках денежных средств на счетах умерших в связи с открытием наследства;

- иных действий нотариуса и его работников, обеспечивающих совершение нотариальных действий.

Получение и фиксирование указанных сведений требуют затрат, связанных с подготовкой и направлением соответствующих запросов в компетентные учреждения и организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.093 с.)