Федеральная нотариальная палата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральная нотариальная палата



 

Статья 24. Нотариальная палата

 

Комментарий к статье 24

 

1. Комментируемая статья посвящена понятию и организационно-правовому статусу нотариальных палат. Важно подчеркнуть, что организация нотариальной профессии исторически сложилась по цеховому принципу. Профессионально сословная организация нотариусов в палаты восходит своими истоками к итальянскому средневековому праву, откуда этот институт был перенят французским правом, а затем - германским <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ассенмахер Г.-Й. Нотариальная палата // Современный нотариат. Структуры и задачи. Кельн, 1993. С. 191.

 

Нотариусы, работая в небюджетной сфере, должны иметь общие стандарты и правила в силу публично-правового статуса профессии. Поскольку в системе латинского нотариата нотариус не является государственным служащим, то, соответственно, органы государства не могут осуществлять непосредственное руководство профессией. Поэтому нотариусы объединяются в свои профессиональные органы - нотариальные палаты на основе обязательного членства.

Например, во Франции коллективная организация нотариата была установлена Законом от 25 вантоза XI г. Современная система профессиональных органов нотариата Франции - нотариальные палаты, региональные советы и Высший совет нотариата <1>. Аналогичная организация нотариата существует в других странах системы латинского нотариата. Нотариусы отдельных регионов объединяются в нотариальные палаты, образующие на общегосударственном уровне центральный орган, который может называться по-разному - Федеральная нотариальная палата (в ФРГ и России), Высший совет нотариата (во Франции) и т.д. Высшие органы нотариата отдельных государств входят в Международный союз нотариата как международную неправительственную организацию, объединяющую нотариаты более 90 государств.

--------------------------------

<1> См.: Пиепу Ж.-Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право / Пер. с фр. И.Г. Медведева. М., 2001. С. 80. Об органах нотариального сообщества см.: Там же. С. 79 - 90.

 

Нотариальные палаты выполняют различные функции. Однако практически во всех государствах системы латинского нотариата их полномочия сводятся к следующим:

- во-первых, нотариальные палаты являются профессиональными объединениями, основанными на обязательном членстве нотариусов. Они содержатся за счет средств (взносов) самих нотариусов;

- во-вторых, управляют делами нотариальной палаты его органы - общее собрание нотариусов, избранные ими президент палаты, коллегиальный выборный орган (правление, совет). Кроме того, работу ведет профессиональный аппарат сотрудников (в составе управления делами, исполнительной дирекции), не являющихся нотариусами и обеспечивающих повседневную деятельность палат. Нотариальные палаты образуют также комиссии и советы по отдельным направлениям своей деятельности, гарантийные кассы, научные и методические советы;

- в-третьих, палаты осуществляют в отношении нотариусов дисциплинарные и контрольные функции, осуществляют проверки профессиональной деятельности, вправе ставить вопрос о лишении права нотариальной деятельности;

- в-четвертых, совместно с государственными органами, как правило, юстиции, осуществляют ряд государственных функций, в частности при определении численности нотариусов, их назначении на должность и т.д.;

- в-пятых, оказывают помощь в исполнении профессиональных обязанностей нотариусами посредством повышения их квалификации, организации страхования, участия в судебных процессах и т.д.

2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи нотариальная палата субъекта Российской Федерации является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Следует сразу подчеркнуть, что нотариальная палата - это особый субъект публичного права, не имеющий ничего общего ни с общественным, ни с профессиональным объединением, союзом, ассоциацией и т.д. в смысле, который вкладывает в данные понятия гражданское законодательство.

Дело в том, что до принятия Федерального закона от 7 февраля 2017 г. N 12-ФЗ многие нотариальные палаты регистрировали свои уставы в качестве ассоциаций, что было, очевидно, сомнительным решением. В данном случае необходимо различать двоякий статус нотариальной палаты в зависимости от ее правового положения и характера реализуемых полномочий. Во-первых, нотариальная палата является субъектом публичного права, в связи с чем для реализации своих публично-правовых полномочий наделяется компетенцией. Во-вторых, нотариальная палата для целей материально-технического обеспечения своей деятельности наделяется правами юридического лица. Таким образом, нотариальная палата не может являться ассоциацией, поскольку она является субъектом публичного, а не частного права, и в этом плане не нуждается при регистрации в органах Минюста России в статусе ассоциации для решения вопросов материально-технического обеспечения своей деятельности. Регистрация ее должна проводиться именно как нотариальной палаты и ни в каком ином качестве.

Поэтому правильным решением было введение в ГК РФ ст. 123.16-3, которая предусмотрела статус нотариальной палаты и ФНП для целей гражданско-правового регулирования в особом порядке, хотя и такое регулирование представляется излишним. Статус нотариальной палаты как субъекта публичного права установлен непосредственно в Основах, а ГК РФ может регулировать только вопросы о статусе палаты как субъекта гражданско-правовых отношений, например, для целей приобретения помещения, автомобиля, необходимого инвентаря и расходных материалов для организации работы, в связи с чем определение организационно-правовой формы субъекта публичного права в ГК РФ представляется странным и излишним. Ведь все полномочия палаты в рамках как собственной, так и совместной компетенции с органами юстиции вытекают из статуса нотариальной палаты в качестве субъекта публичного, а не гражданского права.

3. Согласно ч. 2 комментируемой статьи членами нотариальной палаты могут быть также лица, сдавшие квалификационный экзамен, но не являющиеся нотариусами. Однако право решения вопроса о возможности их приема в члены палаты зависит от решения общего собрания нотариальной палаты. Только нотариусы в силу ч. 4 ст. 2 Основ в обязательном порядке являются членами нотариальной палаты.

4. Согласно ч. 3 данной статьи нотариальные палаты образуются в каждом из субъектов Российской Федерации. При этом в каждом регионе должна образовываться только одна нотариальная палата.

Исключительность статуса нотариальной палаты субъекта Российской Федерации была поддержана Верховным Судом РФ, оставившим в силе решение Мурманского областного суда о признании недействительной регистрации второй Мурманской нотариальной палаты и обязавшим управление юстиции администрации Мурманской области исключить ее из государственного реестра некоммерческих организаций <1>.

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 10. С. 2, 3.

 

Согласно Определению Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. Основы устанавливают единую, заранее определенную по составу, организованную по территориальному принципу систему, состоящую из нотариальных палат субъектов Российской Федерации, объединенных в ФНП. Данное построение обусловлено спецификой нотариата, призванного обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, необходимостью организации государством эффективного контроля за деятельностью нотариусов, совершающих нотариальные действия от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ), публично-правовым предназначением нотариальных палат, наделенных государством отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан (п. 3 ст. 12, ч. 1 ст. 34 Основ). Возможность создания помимо нотариальных палат субъектов Российской Федерации других нотариальных палат Основы не предусматривают.

Конституционный Суд РФ также подчеркнул исключительный статус нотариальной палаты в Постановлении от 19 мая 1998 г. N 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ. Здесь был обоснован целый ряд важных концептуальных политико-правовых положений: "Публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется прежде всего в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства (п. 3 ч. 5 ст. 12, ч. 2 ст. 17 и ч. 1 ст. 34 Основ). Реализация такого рода полномочий предполагает обязательность членства в нотариальной палате нотариусов, занимающихся частной практикой (ч. 4 ст. 2 и ч. 1 ст. 24 Основ). Последнее выступает в качестве установленного законодателем условия их профессиональной деятельности. С момента наделения в определенном законом порядке полномочиями по осуществлению частной нотариальной деятельности нотариус в силу закона автоматически становится членом соответствующей нотариальной палаты как профессионального объединения, на которое государство возлагает ответственность за обеспечение надлежащего качества нотариальных действий.

Кроме того, нотариальные палаты выполняют и другие специфические публично значимые задачи. Именно в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан исключительно на основе общности их интересов (ст. 30 Конституции РФ, ст. 117 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").

Обязательное членство занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условие занятия указанной профессией не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. ст. 19, 30 и 37 Конституции РФ), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности".

5. В ч. ч. 4 - 6 данной статьи определен ряд вопросов гражданско-правового и налогового статуса нотариальной палаты, которые не в полной мере относятся, строго говоря, к предмету регулирования Основ. Наиболее важными являются указание на наличие у палаты статуса юридического лица, организации работы на принципах самоуправления, а также ограничение уставными задачами права палаты заниматься предпринимательской деятельностью.

6. Согласно ч. 7 комментируемой статьи устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений. Однако такой порядок регистрации не означает, что нотариальная палата является общественным объединением. Она относится по своей правовой природе к некоммерческим саморегулируемым организациям (п. 2 ст. 123.1 ГК РФ), которым передан ряд полномочий государства по регулированию профессиональной деятельности. Тем самым государство снимает с себя часть расходов по содержанию аппарата управления и перелагает их на самих лиц, осуществляющих соответствующий вид юридической деятельности.

Содержание устава нотариальной палаты всегда специфично, отражая ее структуру и полномочия, предусмотренные нотариальным законодательством.

 

Статья 25. Полномочия нотариальной палаты

 

Комментарий к статье 25

 

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи полномочия ФНП определяются Основами, в частности, ч. 2 данной статьи, ст. ст. 3.1, 4, 6.1, 12, 13 и другими статьями Основ, а также ее уставом. ФНП разрабатывает примерный устав нотариальной палаты, позволяющий в едином методологическом ключе определять их полномочия.

2. Например, в Уставе Нотариальной палаты Свердловской области ее полномочия определены следующим образом:

Исходя из публично-правового предназначения Палата в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом:

1) организует и координирует деятельность занимающихся частной практикой нотариусов по обеспечению и защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, оказывает нотариусам помощь и содействие в развитии нотариальной деятельности;

2) контролирует исполнение занимающимися частной практикой нотариусами профессиональных обязанностей и обязанностей, предусмотренных настоящим Уставом, Кодексом профессиональной этики, а также иными решениями уполномоченных органов нотариальной палаты субъекта Российской Федерации;

3) представляет и защищает в государственных органах и органах местного самоуправления права и законные интересы членов Палаты;

4) анализирует и обобщает опыт работы нотариусов, разрабатывает и издает методические пособия и справочно-информационные материалы по вопросам нотариальной деятельности; обобщает аналитико-статистические данные о профессиональной деятельности нотариусов;

5) организует повышение профессиональной квалификации нотариусов, сотрудников аппарата Палаты;

6) организует стажировку лиц, претендующих на получение лицензии на право нотариальной деятельности;

7) организует и контролирует страхование нотариальной деятельности занимающихся частной практикой нотариусов;

8) заявляет в суд ходатайства о лишении права нотариальной деятельности занимающихся частной практикой нотариусов в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

9) принимает в отношении занимающихся частной практикой нотариусов иные меры дисциплинарного воздействия;

10) возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью занимающихся частной практикой нотариусов;

11) совместно с уполномоченным органом Минюста России по Свердловской области учреждает и ликвидирует должности нотариусов, определяет количество должностей нотариусов в нотариальном округе, осуществляет контроль за исполнением нотариусами правил нотариального делопроизводства, принимает решения об изменении территории деятельности нотариуса и о передаче в случае прекращения полномочий занимающегося частной практикой нотариуса хранящихся у него документов другому нотариусу;

12) участвует в наделении уполномоченным органом Минюста России по Свердловской области лиц, замещающих временно отсутствующих нотариусов, полномочиями нотариуса, в работе квалификационной и конкурсной комиссий, образуемых при органе юстиции;

13) дает рекомендации уполномоченному органу Минюста России по Свердловской области о наделении полномочиями нотариуса лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса;

14) взаимодействует с ФНП, участвует в реализации проводимых ФНП мероприятий и в деятельности создаваемых ФНП комиссий, вносит в ФНП предложения по организации работы ее органов и по совершенствованию законодательства, касающегося нотариальной деятельности, представительствует с правом решающего голоса на общих собраниях представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации в лице президента, а в случае невозможности его участия в собрании по уважительной причине - в лице вице-президента Палаты;

15) осуществляет международное профессиональное сотрудничество;

16) утверждает Устав Палаты, вносит в него изменения и дополнения;

17) взаимодействует с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, касающимся нотариальной деятельности и обеспечения защиты прав граждан и юридических лиц; по поручению государственных органов власти и органов местного самоуправления участвует в разработке и проведении экспертиз проектов федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;

18) поощряет нотариусов за высокий уровень выполнения профессиональных обязанностей;

19) разрабатывает программы, утверждает условия и организует осуществление социальной помощи и поддержки:

- нотариусам;

- ушедшим на пенсию нотариусам;

- членам семей бывших нотариусов;

- сотрудникам нотариальной палаты, в том числе ушедшим на пенсию после длительной и добросовестной работы в нотариальной палате;

20) организует внедрение информационных технологий в нотариальную деятельность;

21) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации иные полномочия, вытекающие из публично-правового предназначения Палаты.

3. Особенностью реализации полномочий нотариальных палат является их совместное осуществление с территориальными органами Минюста России, что позволяет более квалифицированно и компетентно разрешать возникающие вопросы с учетом интересов как государства, так и нотариального сообщества, сочетая государственный и профессиональный подходы.

К совместной компетенции, согласно Основам, отнесено решение следующих вопросов. Орган юстиции совместно с нотариальной палатой, в частности:

- учреждает и ликвидирует должность нотариуса;

- определяет количество должностей нотариусов в каждом из нотариальных округов;

- изменяет территорию деятельности нотариуса;

- формирует квалификационную комиссию в соответствии с Положением о квалификационной комиссии (утв. Приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. N 150) под председательством руководителя органа юстиции;

- организует проведение конкурсов на вакантные должности нотариусов из числа лиц, имеющих право претендовать на занятие должности;

- принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу;

- наделяет полномочиями лицо, временно замещающее отсутствующего нотариуса, по предложению замещаемого из числа лиц, отвечающих требованиям ст. 2 Основ;

- осуществляет контроль за исполнением Правил нотариального делопроизводства.

 

Статья 26. Органы нотариальной палаты

 

Комментарий к статье 26

 

1. Как указано в ч. 4 ст. 24 Основ, нотариальная палата организует свою работу на принципах самоуправления. Круг органов нотариальной палаты определен в ч. 1 комментируемой статьи:

1) общее собрание членов нотариальной палаты;

2) президент нотариальной палаты;

3) правление нотариальной палаты;

4) ревизионная комиссия нотариальной палаты;

5) иные органы, создание которых предусмотрено уставом нотариальной палаты.

Однако, безусловно, высшим органом нотариальной палаты является собрание членов нотариальной палаты, которое принимает свои решения в порядке, определенным Уставом палаты.

2. В ч. 2 данной статьи сказано, что компетенция органов нотариальной палаты регламентируется гражданским законодательством, настоящими Основами и уставом нотариальной палаты. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 24 Основ, компетенция палаты не может определяться гражданским законодательством, поскольку ГК РФ определяет статус палаты как субъекта гражданского, а не публичного права. Поэтому ссылка на гражданское законодательство как основание определения компетенции нотариальной палаты является сомнительной.

3. В ч. ч. 3 - 9 данной статьи подробно раскрыт порядок избрания органов нотариальной палаты, который не нуждается в специальном комментировании.

 

Статья 27. Членские взносы и другие платежи членов нотариальной палаты

 

Комментарий к статье 27

 

1. В комментируемой статье, исходя из принципов самофинансирования нотариальной деятельности, определены порядок и условия уплаты членских взносов и других платежей членов нотариальной палаты.

Следует иметь в виду, что нотариус уплачивает взносы единым платежом, часть из которых идет на содержание нотариальной палаты, а другая часть перечисляется палатой на содержание ФНП, исходя из размера, установленного в порядке ст. 32 Основ (в настоящее время это 1,25% валового дохода нотариуса за истекший месяц).

2. Верховный Суд РФ в Определении от 24 июля 2012 г. N 5-КГ12-23 пришел к следующим выводам: "ФНП имеет право устанавливать членские взносы и их размер только в отношении своих членов, то есть в отношении нотариальных палат, а не в отношении нотариусов. Определение размера взносов в ФНП в процентном отношении от валового дохода каждого нотариуса является неправомерным, нарушает права истцов, так как они не являются членами ФНП, фактически обязывает нотариальные палаты субъектов Российской Федерации взыскивать с нотариусов сумму, установленную ФНП, а также финансировать деятельность ФНП за счет всех доходов нотариусов, в том числе и не связанных с нотариальной деятельностью. Также суд полагал, что взносы и другие платежи членов ФНП в соответствии со ст. 32 Основ о нотариате определяются в размере, необходимом для выполнения возложенных на нее функций, а не исходя из всех доходов нотариусов".

Однако данное решение Верховного Суда РФ противоречит содержанию ст. ст. 27 и 32 Основ и поэтому осталось неисполненным. Единый взнос нотариуса, как уже указывалось, содержит в себе два платежа, каждый из которых имеет строго целевой характер. Нотариальная палата является транзитным звеном для перечисления взносов от нотариусов в ФНП и не вправе удерживать эти средства у себя. Кроме того, нотариус уплачивает взносы только с сумм, полученных от нотариальной деятельности, что прямо вытекает из комментируемой статьи.

 

Статья 28. Обязанность нотариусов представлять сведения нотариальной палате

 

Комментарий к статье 28

 

1. Комментируемая статья содержит ряд правил относительно контрольных полномочий нотариальных палат. Исходной посылкой является один из базовых принципов системы латинского нотариата: "Функция нотариата - государственное служение, которое нотариус осуществляет независимым образом, не входя в иерархию государственных служащих или служащих общественных организаций" <1>.

--------------------------------

<1> Нотариальный вестник. 1998. N 10. С. 47.

 

Полномочия государства в нотариальной сфере осуществляют органы Минюста России, и нотариат в целом входит в их систему. Органы юстиции осуществляют возложенные на них Основами функции государственного контроля за нотариальной деятельностью. Тем самым государство не осуществляет непосредственный оперативный контроль за небюджетным нотариатом, а решает наиболее значимые вопросы нотариальной деятельности. Поэтому в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, контрольные полномочия осуществляются в основном нотариальными палатами. При этом в контрольных мероприятиях по проверке соблюдения Правил нотариального делопроизводства принимают участие органы Минюста России (ст. 9 Основ).

2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи нотариальная палата вправе запросить необходимую информацию у нотариуса в связи с поступившими жалобами, заявлениями, обращениями граждан и организаций. Сроки ответа и объем представляемых материалов нотариусом определяет сама нотариальная палата исходя из характера вопроса, по которому осуществляется такой запрос. Полученная информация может быть, в частности, основанием для проведения проверок исполнения профессиональных обязанностей нотариусом, для привлечения к дисциплинарной ответственности.

3. Согласно ч. 2 данной статьи нотариальная палата вправе передать полученную информацию учреждениям, осуществляющим страхование деятельности нотариуса. На сегодня не известна практика передачи такой информации. Очевидно, что смысл данной нормы заключается в том, что если в результате проверки будут установлены грубые нарушения исполнения профессиональных обязанностей конкретным нотариусом, то страховая компания на основании данной информации вправе увеличить тариф страхового взноса в связи с повышенным риском деятельности такого нотариуса. Иное толкование вряд ли возможно, поскольку в силу ст. 18 Основ нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения договора страхования гражданской ответственности.

4. В ч. 3 данной статьи предусмотрены гарантии тайны совершения нотариальных действий со стороны должностных лиц нотариальной палаты при получении и изучении документов данного нотариуса. Они соответствуют правилам ст. 5 Основ о тайне совершения нотариальных действий.

 

Статья 29. Федеральная нотариальная палата

 

Комментарий к статье 29

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи ФНП определена как некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, основанное на их обязательном членстве.

Иными словами, обязательными членами ФНП являются нотариальные палаты субъектов Российской Федерации, что корреспондируется с ч. 2 ст. 24 Основ, согласно которой нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации. Сегодня ФНП объединяет 84 региональные нотариальные палаты. Действующая редакция комментируемой части, безусловно, нуждается в терминологическом уточнении, тем более что она не учитывает, что в городе федерального значения Севастополе также создана и действует нотариальная палата. Однако г. Севастополь в ст. 29 Основ не упоминается.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. (дело N 34-Г99-3), Основы устанавливают единую, заранее определенную по составу, организованную по территориальному принципу систему, состоящую из нотариальных палат субъектов Российской Федерации, объединенных в ФНП. Такое построение обусловлено спецификой нотариата, призванного обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, необходимостью организации государством эффективного контроля за деятельностью нотариусов, совершающих нотариальные действия от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ), публично-правовым предназначением нотариальных палат, наделенных государством отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан (п. 3 ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 34 Основ). Возможность создания, помимо нотариальных палат субъектов Российской Федерации, других нотариальных палат Основы не предусматривают <1>.

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 10.

 

Комментируемая статья не называет организационно-правовую форму ФНП. Данный вопрос длительное время не мог найти своего решения на уровне федерального законодательства. Лишь в 2017 г. данный вопрос стал предметом гражданского законодательства. Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления отдельной организационно-правовой формы для Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации" в § 6 гл. 4 внесен новый подпараграф 10 (ст. 123.16-3 "Нотариальные палаты") <1>, соответствующие изменения внесены и в ст. 50 ГК РФ. Согласно данным поправкам ФНП наряду с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации получила организационно-правовую форму, которая так и называется - "нотариальная палата".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2017. N 7. Ст. 1031.

 

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что ФНП является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления. При этом предусмотрено, что деятельность ФНП осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом ФНП. Данные принципы заложены в основу деятельности как ФНП, так и нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Они проявляются прежде всего в том, что все исполнительные органы ФНП (правление, президент, ревизионная комиссия) являются выборными, формируемыми ее высшим органом - собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации исключительно из числа частнопрактикующих нотариусов. Таким же путем формируются и постоянно действующие рабочие структуры ФНП - комиссии и рабочие группы, образующиеся по различным направлениям деятельности ФНП.

В то же время избранные органы и иные структуры подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам ФНП. В текущей деятельности ФНП принципы самоуправления проявляются при осуществлении ее полномочий (см. комментарий к ст. ст. 30, 31). Исходя из этих принципов, реализуются полномочия органов ФНП, определяются порядок принятия их решений, а также представительские и иные функции, содержащиеся в уставе ФНП.

Необходимо отметить, что сегодня ФНП обладает признаками, свойственными саморегулируемой организации, хотя ни она, ни нотариальные палаты субъектов Российской Федерации такого статуса не имеют. Саморегулирование, как наиболее эффективная и современная форма самоуправления, было введено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <1>, в соответствии с которым под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Согласно ст. 3 указанного Федерального закона саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

 

В этой связи представляет интерес статья С.В. Смирнова, Т.Г. Калиниченко, В.А. Бочковенко "Нотариат - публично-правовая саморегулируемая организация", в которой авторы, сопоставляя нотариальное самоуправление с моделью саморегулируемых организаций, приходят к выводу о целесообразности перехода нотариальных палат на саморегулирование: "Применительно к нотариальным палатам сегодня налицо оба признака саморегулируемой организации - разработка и установление стандартов (правил) и контроль за соблюдением их требований. Вполне естественно, что закрепленные Основами (ст. ст. 4, 9, 12, 18, 25, 28, 34) публично-правовые полномочия нотариальной палаты должны быть расширены, и в первую очередь за счет предоставления ей права устанавливать обязательные для своих членов (нотариусов) стандарты и правила, как это предусмотрено ФЗ о СРО. Они условно могут быть разделены на две группы: общероссийские и на уровне субъекта Российской Федерации (региональные). Таким образом, нотариат, как профессиональное сообщество нотариусов, по всей видимости, должен представлять собой следующую двухзвенную организационную систему: нотариусы, объединенные в саморегулируемые некоммерческие организации - нотариальные палаты субъектов Российской Федерации, и ФНП - саморегулируемая некоммерческая организация (возможно, в форме ассоциации или союза), объединяющая в свою очередь на условиях обязательного членства нотариальные палаты субъектов Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Российская юстиция. 2011. N 5.

 

Как юридическое лицо, ФНП осуществляет свои права с момента государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах; имеет право при реализации своих полномочий заключать гражданско-правовые договоры; имеет самостоятельный баланс и вправе в установленном порядке открывать счета, в том числе валютные, в банках на территории Российской Федерации; имеет круглую печать, содержащую полное наименование ФНП на русском языке, штампы, бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему. ФНП не отвечает по обязательствам своих членов, а они не отвечают по ее обязательствам, если иное не установлено законом; ФНП создана без ограничения срока деятельности.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи ФНП вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь "постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач", что соответствует п. 4 ст. 50 ГК РФ, устанавливающему универсальное для всех некоммерческих организаций правило, позволяющее им осуществлять данную деятельность с оговоркой: если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Данное положение содержится также в ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

4. Часть 4 комментируемой статьи, в которой указывается об освобождении имущества ФНП от обложения налогом на имущество предприятий, безусловно, устарела и должна быть признана утратившей силу, поскольку такого вида налога сегодня не существует. Кроме того, специальный режим налогообложения (освобождение от уплаты налога) может устанавливаться в соответствии с НК РФ, но не каким-либо иным законодательным актом.

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает, что устав ФНП принимается собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений. Принимаемые изменения в Устав ФНП также подлежат регистрации, которая осуществляется в том же порядке. В настоящее время действует Устав ФНП, утвержденный на учредительной конференции представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации, состоявшейся 22 сентября 1993 г. в Москве (с изменениями, утв. Управлением Минюста России по г. Москве 24 мая 2017 г.).

 

Статья 30. Полномочия Федеральной нотариальной палаты

 

Комментарий к статье 30

 

1. Полномочия ФНП определены исчерпывающим образом Основами и ее Уставом, согласно которым ее предназначение - это организация публично-правовой деятельности российского нотариата по защите прав и законных интересов граждан и организаций; обеспечение защиты профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой, организация работы по улучшению условий их труда, а также по иным вопросам, связанным с профессиональной деятельностью; защита социальных прав нотариусов, в том числе путем предоставления дополнительного пенсионного и иных видов социального обеспечения, за счет средств нотариальной палаты.

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи к полномочиям ФНП относятся, в частности:

1) координация деятельности и контроль за деятельностью нотариальных палат субъектов Российской Федерации, что позволяет на основе практического опыта вырабатывать методические рекомендации, в том числе и обязательные для исполнения, формировать единообразную нотариальную практику, подготавливать предложения по изменению законодательства, проводить плановые и внеплановые проверки деятельности нотариальных палат;

2) представление интересов нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях. В рамках реализации данного полномочия осуществляется деловое сотрудничество с научными организациями, институтами, средствами массовой информации, проводятся научно-практические конференции по вопросам развития нотариата, повышения его роли в гражданских правоотношениях, реализации его потенциальных возможностей;

3) обеспечение защиты социальных и профессиональных прав нотариусов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.077 с.)