Цели, задачи, источники информации аудита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели, задачи, источники информации аудита



 

Цель аудита расчетов по оплате труда и страховым взносам - установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в РФ в проверяемом периоде нормативным документам, для выявления ошибок или нарушений и степени их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Основные задачи аудита:

оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;

оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;

оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;

проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;

проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.

Объектами аудита учета труда и заработной платы являются первичная информация, в качестве которых в основном используются унифицированные формы первичной документации, а также регистры бухгалтерского учета и отчетность. Аудит проводится по бухгалтерским счетам:

по которым непосредственно отражаются операции по оплате труда, - 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";

проверяются предпосылки, сделанные руководством аудируемого лица в финансовой отчетности, - 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналам по прочим операциям", 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами", 91 "Прочие доходы и расходы", 96 "Резервы предстоящих расходов и платежей" и др.

Приступая к проверке, аудитор комплектует пакет нормативных документов, регистры синтетического учета и первичные документы, необходимые для проверки внутренних расчетных операций.

Пакет нормативных документов, регулирующих установленные правила ведения бухгалтерского учета и налогообложения внутренних расчетных операций, формируется аудитором с учетом специфики деятельности клиента. Источники информации при аудите расчетов по оплате труда являются:

государственные нормативные акты;

внутрифирменные положения по планированию, учету, контролю трудовых отношений, расчетов по оплате труда, принятые и утвержденные аудируемым лицом;

договорная документация, первичные учетные документы, учетные регистры, финансовая отчетность;

заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, заключения экспертов, результаты проверок контролирующих организаций, рабочие документы аудитора при повторяющемся аудите, аудиторское заключение предыдущего аудитора при первоначальном аудите.

Приступая к проверке, аудитор должен знать в полной мере и понимать, что может являться источником получения информации о проверяемом объекте. Источниками являются документы по бухгалтерскому и налоговому учету расчетов с персоналом по оплате труда. Эти источники можно условно разделить на четыре группы.

. Документы унифицированной и неунифицированной формы (утвержденные руководителем), служащие основанием для отражения операций по расчетам с персоналом по заработной плате в бухгалтерском учете.

. Учетные регистры, используемые для отражения хозяйственных операций по оплате труда работников предприятия. К ним относятся регистры синтетического и аналитического учета по счетам учета расчетов по оплате труда, которые зависят от формы учета, применяемой в организации.

. Расчетные ведомости по начислению взносов в Пенсионный Фонд РФ, Фонды обязательного медицинского страхования РФ, Фонд обязательного социального страхования РФ. Отчеты, подаваемые в МНС по начислению налогов в случаях, предусмотренных законодательством.

. Отчетные данные, подаваемые в органы статистики.

При проверке этого участка бухгалтерского учета сначала необходимо изучить достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям и нормативам по начислению, расчету удержаний и начислений и выплате заработной платы работникам. Основные первичные документы, используемые аудитором при проверке расчетов с персоналом по оплате труда:

трудовой договор ф. №ТД-1, приказы (распоряжения) о приеме работника на работу (ф. №Т-1 и Т-1а), о переводе работника на другую работу (ф. № Т-5), о предоставлении отпуска (ф. № Т-6), о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (ф. № Т-8), о поощрении работников (ф. № Т-11);

штатное расписание (ф. № Т-3);

личные карточки работников (ф. № Т-2);

график отпусков (ф. № Т-7);

табель учета использования рабочего времени (ф. № Т-12; ф. № Т-13);

листок нетрудоспособности;

записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (ф. №Т-60);

акт о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы (ф, № Т-73);

расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49);

расчетная ведомость (ф. № Т-51);

платежная ведомость (ф. № Т-53);

лицевой счет (ф. № Т-54);

журнал регистрации платежных ведомостей;

исполнительные листы;

налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (ф. № 1-НДФЛ).

Первичные документы по социальному страхованию и обеспечению:

расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ;

расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ (ф-4 ФСС РФ);

журнал поступления путевок от ФСС РФ;

расчетная ведомость по взносам в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Планирование аудита

 

Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования.

Цельюпланирования аудита является определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы. Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

) предварительное планирование;

) подготовка и составление общего плана;

) подготовка и составление программы.

Аудиторские этапы и процедуры проверки расчетов с персоналом по оплате труда в Приложении 2.

При аудите расчетов с персоналом предприятия по оплате труда необходимо проверить ряд пунктов, которые представлены в Приложении 3. Представленные вопросов охватывают типовые задачи учета, а также общие принципы организации расчетов по соблюдению трудового обязательства. Аудитор по своему усмотрению при необходимости может разработать и включить в программу проверки другие пункты, в зависимости от особенностей деятельности предприятия и целей, задач данной проверки.

На этом этапе необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита. Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться Правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ПСАД): №15 "Понимание деятельности экономического субъекта" и №3 "Планирование аудита".

В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита.

Свою работу аудиторы начинают с ознакомления с проверяемой организацией, для чего изучают учредительные документы, вид деятельности, учетную политику. Большую помощь при этом оказывают беседы с руководителем и специалистами, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться с отчетностью, ее основными показателями с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации результаты ее работы за исследуемый период.

Свою работу аудиторы начинают с ознакомления с проверяемой организацией, для чего изучают учредительные документы, вид и масштабы деятельности, учетную политику, ее основные показатели, проводят беседы с руководителем и специалистами заказчика, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Основной целью аудитора при проверке является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

Для составления программы проверки и выбора процедур сбора аудиторских доказательств целесообразно определение вопросов, подлежащих проверке при проведении аудита расчетов по оплате труда. Объем перечня вопросов определяется целью проверки и масштабами деятельности предприятия. На условном примере (Приложение 4), по данным вопросника можно охарактеризовать организацию системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, как среднюю.

Планируя аудиторскую проверку необходимо установить существенность - максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение.

Уровень существенности в аудите регламентирует ПСАД № 4 "Существенность в аудите". Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. Для этого, необходимо определить показатели, значение которых будет влиять на расчет уровня существенности.

Критерии для определения уровня существенности устанавливаются в процентах от величины базовых показателей бухгалтерской отчетности. Как правило, базовыми показателями бухгалтерской отчетности являются прибыль до налогообложения, выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), капитал и резервы, сумма активов. Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, может быть определено по формуле:

Значение базового показателя (в руб.) х Величина критерия

%

В настоящее время считается, что отклонение показателя отчетности до 5% является незначительным, а более 10% - материальным (существенным).

Пример варианта расчета единого показателя уровня существенности покажем на условном примере (Приложение 5).

Существенность находится в обратной зависимости от аудиторского риска, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. При оценке достоверности аудитору следует определить, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита, существенной, которая включает:

) конкретные искажения, выявленные аудитором, включая результаты неисправленных искажений, выявленных во время предыдущего аудита;

) наилучшую аудиторскую оценку прочих искажений, которые не могут быть конкретно определены (то есть прогнозируемые ошибки).

Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск путем проведения дополнительных аудиторских процедур или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

При проведении аудита возникают определенные риски. Поэтому одной из основных задач аудитора является получение достаточных доказательств для выражения мнения о том, что бухгалтерская отчетность, по которой составляется аудиторское заключение, составлена в соответствии с общепринятой практикой и принципами (отражает верный и справедливый взгляд) и не содержит каких-либо искажений и неточностей. Требования к определению аудиторских рисков установлены в аудиторском правиле (стандарте) №8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом".

Аудиторский риск - риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

Аудиторский риск состоит из трех частей: неотъемлемый риск; риск средств контроля; риск необнаружения.

Неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск - это подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств на других счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций), при отсутствии необходимых средств внутреннего контроля.

Риск средств контроля - это риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций и быть существенным (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций), не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск необнаружения означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций.

При оценке аудиторского риска применяются три основных градации: высокий; средний; низкий.

Аудитор при проведении аудита должен предпринять все необходимые меры для того, чтобы снизить аудиторский риск до разумного минимального уровня. Общий аудиторский риск можно представить формулой:

 

АР = ВХР × РСК × РНО,

 

где, АР - аудиторский риск;

ВХР - внутрихозяйственный риск;

РСК - риск средств контроля;

РНО - риск необнаружения.

Существует обратная зависимость между риском необнаружения, с одной стороны, и совокупным уровнем неотъемлемого риска и риска средств контроля, с другой стороны. Если неотъемлемый риск и риск средств контроля высоки, то необходимо, чтобы приемлемый риск необнаружения был низким, что позволит снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. Если же, напротив, неотъемлемый риск и риск средств контроля находятся на низком уровне, аудитор может принять более высокий риск необнаружения и снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

Чем выше оценка неотъемлемого риска и риска средств контроля, тем больше аудиторских доказательств аудитору необходимо получить в ходе процедур проверки по существу (табл.1).

 

Таблица 1 - Изменение риска необнаружения в зависимости от оценок неотъемлемого риска и риска средств контроля*

Аудиторская оценка неотъемлемого риска

Аудиторская оценка риска средств контроля

  Высокая Средняя Низкая
Высокая самая низкая более низкая средняя
Средняя более низкая средняя более высокая
Низкая средняя более высокая самая высокая

 

* уровни риска необнаружения приведены в девяти правых нижних графах таблицы.

Используя формулу факторной модели аудиторского риска, определим, чему равен приемлемый аудиторский риск (ПАР) для условного примера:

 

,6 × 0,5 × 0,1 = 0,03 или 3%

 

где, внутрихозяйственный риск (ВР) - 60%;

риск контроля (РК) - 50%;

риск необнаружения (РН) - 10%;

% -аудиторский риск невысок, аудитор может считать план приемлемым.

Следующий шаг, когда мы имеем всю необходимую информацию - разработка общего плана и программы аудита расчётов с персоналом по оплате труда. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. Общий план аудита операций по расчетам по оплате труда проведен в Приложении 6.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы. Последовательность осуществления, объем и виды аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации представлены в Приложении 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.027 с.)