Учет расчетов по оплате труда и страховым взносам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет расчетов по оплате труда и страховым взносам



Оглавление

 

Введение

1. Учет расчетов по оплате труда и страховым взносам

1.1 Учет расчетов с персоналом по оплате труда

1.2 Учет расчетов по страховым взносам

2. Аудит расчетов по оплате труда и страховым взносам

2.1 Цели, задачи, источники информации аудита

2.2 Планирование аудита

2.3 Определение объема аудиторской выборки

2.4 Рабочая документация аудита

2.5 Методы получения аудиторских доказательств

2.6 Проверка расчетов по оплате труда и страховым взносам

2.7 Типичные ошибки и нарушения

Заключение

Список используемых источников

Приложения

 


Введение

 

Учет заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе бухгалтерского учета в организации, так как связан с расчетом сумм по оплате труда работников и с ее затратами, прямо влияющими на финансовый результат хозяйственной деятельности.

Специфика и сложность учета оплаты труда заключается в следующем:

расчеты по заработной плате осуществляются в сжатые и строго определенные сроки с учетом наличия множества различных факторов, влияющих на размер заработной платы, порядок налогообложения, удержаний;

в процессе начисления и выплаты сумм заработной платы используется большое количество как правовых, так нормативных актов;

точность оформления первичных документов, служащих основанием для расчетов с работниками;

своевременно и правильно относить себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органам социального страхования;

сбор и обработку показателей по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с органами социального страхования, пенсионным фондом и фондом медицинского страхования.

В последнее десятилетие произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе в системе оплаты труда и отчислений страховых взносов в социальные фонды. Сложились новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда. Сегодня предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед ними, а непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений между работодателем и работником теперь являются тарифные соглашения и коллективный договор.

Цель работы выявление особенностей аудита расчетов по оплате труда и страховым взносам.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

рассмотрение особенностей бухгалтерского и налогового учета расчетов по оплате труда и страховым взносам;

провести аудит расчетов по оплате труда и страховым взносам.

При написании данной работы была использована специальная литература, которая способствовала раскрытию теоретической части материала. Кроме того, внимание было уделено нормативным документам, регламентирующим порядок учета труда и заработной платы, а также порядок исчисления и уплаты страховых взносов действующим в настоящее время.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.

учет аудит расчет оплата


Учет расчетов по оплате труда и страховым взносам

 

Аудит расчетов по оплате труда и страховым взносам

 

Ст.7 ФЗ РФ №307-ФЗ от 30.12.2008 "Об аудиторской деятельности" устанавливаются основные критерии формирования аудиторских стандартов в РФ. Стандарты выполняют роль основной методологической базы аудиторской деятельности. В Приложении 1 представлены основные законодательные документы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ, а также действующие федеральные правила (стандарты) аудита, установленные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №696.

Планирование аудита

 

Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования.

Цельюпланирования аудита является определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы. Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

) предварительное планирование;

) подготовка и составление общего плана;

) подготовка и составление программы.

Аудиторские этапы и процедуры проверки расчетов с персоналом по оплате труда в Приложении 2.

При аудите расчетов с персоналом предприятия по оплате труда необходимо проверить ряд пунктов, которые представлены в Приложении 3. Представленные вопросов охватывают типовые задачи учета, а также общие принципы организации расчетов по соблюдению трудового обязательства. Аудитор по своему усмотрению при необходимости может разработать и включить в программу проверки другие пункты, в зависимости от особенностей деятельности предприятия и целей, задач данной проверки.

На этом этапе необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита. Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться Правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ПСАД): №15 "Понимание деятельности экономического субъекта" и №3 "Планирование аудита".

В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита.

Свою работу аудиторы начинают с ознакомления с проверяемой организацией, для чего изучают учредительные документы, вид деятельности, учетную политику. Большую помощь при этом оказывают беседы с руководителем и специалистами, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться с отчетностью, ее основными показателями с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации результаты ее работы за исследуемый период.

Свою работу аудиторы начинают с ознакомления с проверяемой организацией, для чего изучают учредительные документы, вид и масштабы деятельности, учетную политику, ее основные показатели, проводят беседы с руководителем и специалистами заказчика, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Основной целью аудитора при проверке является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

Для составления программы проверки и выбора процедур сбора аудиторских доказательств целесообразно определение вопросов, подлежащих проверке при проведении аудита расчетов по оплате труда. Объем перечня вопросов определяется целью проверки и масштабами деятельности предприятия. На условном примере (Приложение 4), по данным вопросника можно охарактеризовать организацию системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, как среднюю.

Планируя аудиторскую проверку необходимо установить существенность - максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение.

Уровень существенности в аудите регламентирует ПСАД № 4 "Существенность в аудите". Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. Для этого, необходимо определить показатели, значение которых будет влиять на расчет уровня существенности.

Критерии для определения уровня существенности устанавливаются в процентах от величины базовых показателей бухгалтерской отчетности. Как правило, базовыми показателями бухгалтерской отчетности являются прибыль до налогообложения, выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), капитал и резервы, сумма активов. Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, может быть определено по формуле:

Значение базового показателя (в руб.) х Величина критерия

%

В настоящее время считается, что отклонение показателя отчетности до 5% является незначительным, а более 10% - материальным (существенным).

Пример варианта расчета единого показателя уровня существенности покажем на условном примере (Приложение 5).

Существенность находится в обратной зависимости от аудиторского риска, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. При оценке достоверности аудитору следует определить, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита, существенной, которая включает:

) конкретные искажения, выявленные аудитором, включая результаты неисправленных искажений, выявленных во время предыдущего аудита;

) наилучшую аудиторскую оценку прочих искажений, которые не могут быть конкретно определены (то есть прогнозируемые ошибки).

Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск путем проведения дополнительных аудиторских процедур или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

При проведении аудита возникают определенные риски. Поэтому одной из основных задач аудитора является получение достаточных доказательств для выражения мнения о том, что бухгалтерская отчетность, по которой составляется аудиторское заключение, составлена в соответствии с общепринятой практикой и принципами (отражает верный и справедливый взгляд) и не содержит каких-либо искажений и неточностей. Требования к определению аудиторских рисков установлены в аудиторском правиле (стандарте) №8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом".

Аудиторский риск - риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

Аудиторский риск состоит из трех частей: неотъемлемый риск; риск средств контроля; риск необнаружения.

Неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск - это подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств на других счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций), при отсутствии необходимых средств внутреннего контроля.

Риск средств контроля - это риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций и быть существенным (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций), не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск необнаружения означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций.

При оценке аудиторского риска применяются три основных градации: высокий; средний; низкий.

Аудитор при проведении аудита должен предпринять все необходимые меры для того, чтобы снизить аудиторский риск до разумного минимального уровня. Общий аудиторский риск можно представить формулой:

 

АР = ВХР × РСК × РНО,

 

где, АР - аудиторский риск;

ВХР - внутрихозяйственный риск;

РСК - риск средств контроля;

РНО - риск необнаружения.

Существует обратная зависимость между риском необнаружения, с одной стороны, и совокупным уровнем неотъемлемого риска и риска средств контроля, с другой стороны. Если неотъемлемый риск и риск средств контроля высоки, то необходимо, чтобы приемлемый риск необнаружения был низким, что позволит снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. Если же, напротив, неотъемлемый риск и риск средств контроля находятся на низком уровне, аудитор может принять более высокий риск необнаружения и снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

Чем выше оценка неотъемлемого риска и риска средств контроля, тем больше аудиторских доказательств аудитору необходимо получить в ходе процедур проверки по существу (табл.1).

 

Таблица 1 - Изменение риска необнаружения в зависимости от оценок неотъемлемого риска и риска средств контроля*

Аудиторская оценка неотъемлемого риска

Аудиторская оценка риска средств контроля

  Высокая Средняя Низкая
Высокая самая низкая более низкая средняя
Средняя более низкая средняя более высокая
Низкая средняя более высокая самая высокая

 

* уровни риска необнаружения приведены в девяти правых нижних графах таблицы.

Используя формулу факторной модели аудиторского риска, определим, чему равен приемлемый аудиторский риск (ПАР) для условного примера:

 

,6 × 0,5 × 0,1 = 0,03 или 3%

 

где, внутрихозяйственный риск (ВР) - 60%;

риск контроля (РК) - 50%;

риск необнаружения (РН) - 10%;

% -аудиторский риск невысок, аудитор может считать план приемлемым.

Следующий шаг, когда мы имеем всю необходимую информацию - разработка общего плана и программы аудита расчётов с персоналом по оплате труда. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. Общий план аудита операций по расчетам по оплате труда проведен в Приложении 6.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы. Последовательность осуществления, объем и виды аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации представлены в Приложении 7.

Рабочая документация аудита

 

Цель подготовки рабочих документов - это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования. Федеральным стандартом "Документирование аудита" (п.2.1б) предусмотрено описание использованных аудиторской организацией процедур и их результатов.

Рабочими документами аудиторов по аудиторской проверке организации являются аналитические таблицы и отчетные документы, сформированные с учетом особенностей поставленной задачи.

На аудит операций по оплате труда составляется описание аудиторских процедур (Приложение 5).

Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме счетоводства (Приложение 6) и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям (Приложение 7).

Проверенные аудитором первичные учетные документы организации записываются в рабочие документы аудитора формы РД-1 (Д):

документы, по которым выявлены нарушения и (или) у аудитора возникли в ходе аудита вопросы, записываются в рабочий документ аудитора по всем его графам;

документы, проверенные аудитором, по которым нарушения не выявлены и (или) у аудитора вопросов не возникло, записываются в рабочий документ аудитора единым пакетом однородных документов с указанием их наименования, номеров и даты составления. В последней графе рабочего документа аудитора производится отметка "Нарушений не выявлено".

Результаты нарушений, выявленных при проведении формальной и арифметической проверок, обобщаются в отчетных документах аудитора формы ОД-1 (Д) и ОД-2 (Д).

Типичные ошибки и нарушения

 

Заключительный этап аудита расчётов с персоналом по оплате труда содержит анализ ошибок, выявленных в ходе проверки, а также рекомендации по устранению данных ошибок.

В учете расчетов по оплате труда часто встречаются следующие типичные ошибки и нарушения:

. Организация учета:

отсутствуют коллективный договор, трудовые договора, контракты, правила внутреннего трудового распорядка;

отсутствует штатное расписание либо оформлено с нарушением законодательства Российской Федерации;

не организован контроль за работой персонала либо организован, но не эффективно функционирует;

отсутствуют личные карточки по учету персонала;

не ведутся записи в трудовых книжках либо заполняются с нарушением требований законодательства Российской Федерации;

отсутствуют приказы руководителя по приему, увольнению, перемещению персонала;

не утверждены положения об отделах, должностные инструкции;

отсутствуют положения об оплате, о премировании;

не утверждено собственником решение об использовании прибыли на выплату премий, материальной помощи.

. Ведение учета:

не оформляются первичными учетными документами операции по учету труда и заработной платы;

данные аналитического учета по начислению и удержанию заработной платы не соответствуют оборотам и остаткам по синтетическому счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", Главной книге;

начисленные, но не выплаченные в установленный срок суммы по заработной плате не депонированы и не списаны на счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты по депонированным суммам";

счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" не проинвентаризирован перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при выплате заработной платы, причитающейся за соответствующий период, работодатель не извещает в письменной форме о ее составных частях, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате (основание - ст.136 ТК РФ);

не соблюдается ограничение размера удержаний из заработной платы (основание - ст.138 ТК РФ);

неверно определена численность персонала;

неправильно определена налоговая база по страховым взносам, налогу на доходы с физических лиц.

Существенные недостатки, выявленные по результатам проверки трудовых отношений и расчетов по оплате труда, должны быть отражены в рабочих документах аудитора и представлены руководителю аудируемого лица. Аудитору необходимо оценить их влияние на достоверность финансовой отчетности.

Описание типичных ошибок представлены в Приложении 8.


Заключение

 

Учет расчетов с персоналом по оплате труда является сложным и трудоемким участком работы бухгалтерии и связан с правильным и своевременным начислением заработной платы, распределением сумм начисленной заработной платы по направлениям затрат, разграничением выплат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и выплат, возмещаемых за счет других соответствующих источников. Кроме того, бухгалтерия должна производить удержания из начисленной заработной платы работников: удержания по налогу на доходы физических лиц, удержания по исполнительным документам (алименты и др.), удержания по своевременно не возвращенным подотчетным суммам и др. Бухгалтерия также должна производить начисление и удержание страховых взносов.

Для учета всех перечисленных выше операций применяются счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

.


Приложения

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Общий план аудита расчетов по оплате труда и страховым взносам

Проверяемая организация ООО "Условный пример""
Период аудита с 01.01.2012 по 31.12.2012
Количество человеко-часов 88
Руководитель аудиторской группы Петров П.П.
Состав аудиторской группы Иванов В.И.
Планируемый аудиторский риск 3%
Планируемый уровень существенности 22 тыс. руб.

 

Планируемые виды работ Период проведения Исполнители
1. Проверка системы бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля в отношении расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям 16.02.2012 Петров П. П.
2. Проверка тождественности данных бухгалтерского учета и отчетности 16.02.2012 Петров П. П.
3. Проверка наличия оснований для начисления заработной платы и правильности документального оформления расчетов с персоналом 17.02.2012-18.02.2012 Петров П. П.
4. Проверка правильности начисления и расчета отпускных 17.02.2012 Иванов В.И.
5. Проверка правильности начисления и расчета заработной платы за период нахождения в командировке 17.02.2012 Иванов В.И.
6. Проверка правильности начисления пособий 17.02.2012 Иванов В.И.
7. Проверка правильности расчетов с работниками при увольнении 18.02.2012 Иванов В.И.
8. Проверка операций по гражданско-правовым и авторским договорам 18.02.2012 Иванов В.И.
9. Проверка правильности удержаний из заработной платы (кроме НДФЛ) 18.02.2012 Петров П.П.
10. Проверка правильности выплаты заработной платы и ее депонирования 19.02.2012 Петров П.П.
11. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 18.02.2012-19.02.2012 Петров П.П.
12. Страховые взносы в ФСС и ПФ РФ (до 2010 - ЕСН) 19.02.2012-20.02.2012 Петров П.П.
13. Проверка раскрытия в отчетности информации по расчетам с персоналом, бюджетом и внебюджетным фондам (по итогам годовой проверки) 20.02.2012 Петров П. П. Иванов В.И.
14. Оформление результатов проверки 20.02-21.02.2012 Петров П. П. Иванов В.И.

 

Руководитель аудиторской фирмы _____________ Буров А.В.

Руководитель аудиторской группы _____________ Петров П.П.


Приложение 7

 

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

 

Оглавление

 

Введение

1. Учет расчетов по оплате труда и страховым взносам

1.1 Учет расчетов с персоналом по оплате труда

1.2 Учет расчетов по страховым взносам

2. Аудит расчетов по оплате труда и страховым взносам

2.1 Цели, задачи, источники информации аудита

2.2 Планирование аудита

2.3 Определение объема аудиторской выборки

2.4 Рабочая документация аудита

2.5 Методы получения аудиторских доказательств

2.6 Проверка расчетов по оплате труда и страховым взносам

2.7 Типичные ошибки и нарушения

Заключение

Список используемых источников

Приложения

 


Введение

 

Учет заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе бухгалтерского учета в организации, так как связан с расчетом сумм по оплате труда работников и с ее затратами, прямо влияющими на финансовый результат хозяйственной деятельности.

Специфика и сложность учета оплаты труда заключается в следующем:

расчеты по заработной плате осуществляются в сжатые и строго определенные сроки с учетом наличия множества различных факторов, влияющих на размер заработной платы, порядок налогообложения, удержаний;

в процессе начисления и выплаты сумм заработной платы используется большое количество как правовых, так нормативных актов;

точность оформления первичных документов, служащих основанием для расчетов с работниками;

своевременно и правильно относить себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органам социального страхования;

сбор и обработку показателей по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с органами социального страхования, пенсионным фондом и фондом медицинского страхования.

В последнее десятилетие произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе в системе оплаты труда и отчислений страховых взносов в социальные фонды. Сложились новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда. Сегодня предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед ними, а непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений между работодателем и работником теперь являются тарифные соглашения и коллективный договор.

Цель работы выявление особенностей аудита расчетов по оплате труда и страховым взносам.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

рассмотрение особенностей бухгалтерского и налогового учета расчетов по оплате труда и страховым взносам;

провести аудит расчетов по оплате труда и страховым взносам.

При написании данной работы была использована специальная литература, которая способствовала раскрытию теоретической части материала. Кроме того, внимание было уделено нормативным документам, регламентирующим порядок учета труда и заработной платы, а также порядок исчисления и уплаты страховых взносов действующим в настоящее время.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.

учет аудит расчет оплата


Учет расчетов по оплате труда и страховым взносам

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.099 с.)