Роберт арчибальд, клайд холман, карлисль муди 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роберт арчибальд, клайд холман, карлисль муди



В работе «Quality, price, advertising and published quality ratings» [2] авторы рассматривают проблему влияния публикации рейтингов на сигнализирование о качестве с помощью цены и рекламы. Информация о товаре может появляться из внутренних и внешних источников. Внутренние источники - это память покупателя, результат предыдущих поисков и так далее. Внешние - непосредственное изучение товаров, информация от продавцов и третьих лиц (например, из публикуемых рейтингов). Авторы отмечают, что в литературе различаются мнения о том, как, в первую очередь, реклама сигнализирует о качестве, и утверждают, что в случае присутствия информации от третьих лиц влияние становится однозначным [2, с. 347]. Интересно, что многие покупатели не читают рейтингов, но само их присутствие заставляет продавцов вести себя иначе, и в итоге выиграть могут все потребители. Предполагается, что публикация рейтингов вызовет следующие эффекты:

ü Усилится связь между объемом рекламы и качеством товара;

ü Упадет общий уровень объема рекламирования;

ü Усилится связь между ценой и качеством [2, с. 347].

Для проверки этих гипотез авторы исследуют рынок обуви для бега до и после публикации рейтингов качества в журнале «Runner’s World». Данные рейтинги рассматривались и как источник показателей качества. Показатели расходов на рекламу были взяты исходя из цен на рекламу и использованной производителями рекламы в крупнейших журналах об обуви для бега: «Runner’s World», «Runner» и «Running Times». Предполагалось, что вся остальная реклама (на радио, телевидении и так далее) высоко коррелированна с рекламой в журналах. Цены также частично были взяты из «Runner’s World», частично с помощью руководства некоторых магазинов одной из крупнейших сетей продаж товаров для спорта. Таким образом, авторы исследовали 88 моделей обуви, которые охватывали бόльшую часть видов обуви для бега, производимую на восточном побережье США, где и проводилось исследование [2, с. 350].

Итак, было рассмотрено два периода, в каждом изучались связи на уровне отдельных моделей и целых компаний - производителей брендов. В первом периоде рейтинги еще не были опубликованы, и фактически обувь для бега была экспериментальным товаром. Очевидным был результат, что качество положительно коррелировало с рекламой, и корреляция была значима. Аналогично была положительной и значимой и корреляция между ценой и качеством. Фактически и цена, и реклама «несли одно и то же количество информации» [2, с. 350] о качестве товара.

Во втором периоде рассматривались зависимости после публикации рейтингов. Прежде всего проверялась первая гипотеза (об усилении связи между рекламой и качеством). На уровне моделей увеличение показателя корреляции оказалось значимым. На уровне компаний оно было незначимым, но изменение все же было в сторону усиления связи. Что касается цены, то значимых изменений в показателях корреляции между ценой и качеством вообще не наблюдалось (то есть последняя гипотеза не подтвердилась). Гипотеза о снижении объемов рекламы также подтвердилась эмпирически: после публикации рейтингов затраты на рекламу снизились примерно на 20%. Вывод, который авторы сделали из полученных данных, состоит в следующем: после публикации рейтингов качества компании подстраивают свои расходы на рекламу под влиянием раскрытия информации об их качестве, но в целом практически не изменяют цены [2, с. 351].

Вспоминая о первой гипотезе Герстнера (о более сильной связи между ценой и рекламой для товаров, качество которых легко наблюдаемо), пожалуй, можно предположить, что она не обязательно будет выполняться. Как мы увидели, после раскрытия качества товара изменилась политика компаний в области рекламы, но не в области цен; усиления же связи между ценами и качеством не наблюдалось. реклама товар цена качество

Причины относительной стабильности цен могут быть разными. К примеру, объяснением стабильности могут служить параметры олигополий. Может играть роль и то, что фирмы знают, в какую сторону нужно было бы изменить цены в соответствии с рейтингами, но не знают, насколько сильно их стоит менять. Учитывая, что изменение цен влечет за собой некоторые затраты (так называемые «издержки меню» и так далее) и компания может изменить цены слишком сильно, она просто предпочитает «оставить все как есть». А поскольку реклама при этом становится более сильно связанной с качеством, она не только будет сигнализировать о качестве, но и будет раскрывать, где можно купить товар более выгодно (получить более высокое качество за меньшую цену).

Итак, после публикации рейтингов качества рынок больше приближается к экономике с полной информацией, и для фирм с более низким качеством продукции становится сложнее обманывать потребителей и продавать «низкокачественный» товар по завышенной цене. При этом покупателям совсем не обязательно читать рейтинги, чтобы получать выгоду от их существования. Сам факт их публикации приводит к тому, что производители раскрывают гораздо более правдивую информацию о своих товарах.

Однако стоит учитывать, что есть некоторые ограничения на использование результатов данного исследования в других отраслях. К примеру, рейтинги журнала «Runner’s World» широко использовались в рекламе, тогда как многие другие рейтинги применять для продвижения своего товара просто запрещено. Тогда распространение информации о качестве может не быть таким широким, и эффективность рекламы как сигнала снизится не так сильно (то есть «низкокачественные» фирмы еще смогут обмануть некоторых покупателей). Кроме того, не нужно забывать, что при публикации рейтингов компании подстраивают свои действия под эти рейтинги (то есть качество, которое указано в этих рейтингах). Однако, при всем профессионализме составителей рейтингов (в который верят авторы, проводя исследование), возможны ситуации, когда рейтинги не совсем точно отражают качество, и тогда зависимости могут оказаться совсем другими. Впрочем, данное замечание можно отнести ко всем исследованиям, в которых за основу оценки качества берется составленный кем-то рейтинг.

Амна Кирмани и Питер Райт

 

В статье «Money talks: perceived advertising expense and expected product quality» [6] Кирмани и Райт представляют интересное исследование о том, как люди воспринимают затраты на рекламу и какое качество товара они ожидают получить при тех или иных затратах. Влияние воспринимаемых затрат на ожидаемое качество происходит в два этапа. Сначала потребитель явно или неявно оценивает стоимость рекламы, которую он увидел (прочитал, услышал). Затем возникает ассоциация между определенной стоимостью и некоторым уровнем качества, которого потребитель и будет ожидать от данной рекламы. Вопрос, на который хотят ответить авторы в своем исследовании, состоит в том, «почему и когда люди используют воспринимаемые затраты на рекламу как сигнал качества нового продукта» [6, с. 344]. Для ответа Кирмани и Райт предлагают три гипотезы:

1. Воспринимаемые затраты на рекламу являются некоторым показателем усилий компании по продвижению ее товара, которые в свою очередь говорят об уверенности в качестве продукта.

2. На некоторых рынках затраты на рекламу просто воспринимаются в некоторой связи с качеством товара.

.   Затраты на рекламу являются показателем финансовой устойчивости компании или некоторых других факторов, которые на отдельных рынках могут служить сигналами качества [6, с. 344].

Проанализируем сначала рекламу как показатель усилий компании. Обычно высокий уровень усилий можно рассматривать как сигнал об уверенности в высоком качестве, а значит, и успехе нового товара. Усилия также могут рассматриваться как сигнал серьезного отношения к задаче, которую предстоит выполнить. Обычно людьми явно или неявно предполагается, что чем выше уровень усилий, тем вероятнее будет успех. Однако слишком высокий уровень усилий может оказаться и обратным сигналом. Авторы рассматривают четыре причины, по которым усилия по рекламированию могут привести к обратному эффекту:

(1) Отчаяние (Desperation). Такая проблема может возникнуть, когда потребителю кажется, что затраты на рекламу были чрезмерными. Тогда такие затраты могут быть восприняты как знак отчаянного желания вывести продукт на рынок, а не уверенности в его качестве и успехе.

(2) Невосприимчивость (Immunity). Она появляется, когда покупатель понимает, что продавец может получить высокие прибыли, даже если в рекламе несколько завысит качество своего товара. Это более вероятно в ситуации, когда потребитель считает, что качество товара трудно оценить заранее, а продавец желает продать товар хотя бы один раз (то есть повторные продажи одному и тому же покупателю ему не важны).

(3) Безболезненность (No pain). Это уверенность в том, что несмотря на большой объем затрат, они несут в себе мало риска. К примеру, затраты на рекламу - это лишь небольшая часть общих затрат компании.

(4) Базовые предпосылки (Basic premise). Эта проблема появляется, когда потребитель понимает, что базовые предпосылки, позволяющие оценить качество товара через затраты на рекламу, могут нарушаться. К примеру, покупатель узнает, что в данной отрасли просто отсутствует связь между затратами на рекламу и качеством товара [6, с. 345].

Что касается восприятия корреляции между затратами на рекламу и качеством продукта, то возможно, что на некоторых рынках покупатели просто видели, что высокие затраты обычно сопровождаются высоким качеством товара. Даже если такой связи не существует в реальности, ошибки в восприятии информации могут создавать такие ощущения. К примеру, необычайно дорогие кампании запоминаются и создают ожидание более высокого качества, чем «незаметные» рекламы. «Если после покупки товара (особенно высококачественного) реклама кажется более заметной, это также создает ощущение большой частоты рекламирования, что приводит к ожиданию положительной связи между затратами на рекламу и качеством товара» [6, с. 345].

Финансовая устойчивость компании играет роль, прежде всего, на рынках, где велико значение сервисного обслуживания или внедрения новых разработок. Очевидно, что только сильная компания сможет нести затраты по качественному обслуживанию или, тем более, по действительно повышающим качество исследованиям.

Итак, для проверки представленных выше гипотез было проведено несколько экспериментов. В них потенциальным потребителям (в экспериментах это были женщины, работавшие в «административном и канцелярском штате различных учреждений» [6, с. 347], то есть люди, имевшие неплохое образование) предлагалось прочитать некоторые рекламы и описания данных реклам либо некоторых элементов производства. Затем они должны были либо оценить качество товара, либо оценить стоимость рекламы. При этом авторы отмечают, что совершенно необязательно, чтобы потребитель мог точно оценить затраты на рекламу [6, с. 346]. Очевидно, что, чтобы понять, является ли реклама необычно дорогой, достаточно видеть некоторые выделяющиеся элементы (например, выступление известной кинозвезды или слишком долгая реклама). Эти оценки достаточно грубые, но по ним потребитель явно или не явно судит о качестве, которое он ожидает получить от данного товара; таких оценок бывает достаточно и для того, чтобы сработал один из эффектов, снижающих ожидаемое качество, которые были названы выше.

Проведенные эксперименты выявили следующее. Когда в рекламе выделялась конкретная информация о преимуществах товара, но нигде не раскрывалась информация о затратах на рекламу, было показано, что бόльшая часть элементов рекламы некоторым образом оказывала влияние на ожидаемое качество, доказывая, что «яркие элементы рекламы могут влиять на ожидания покупателей» [6, с. 348]. В то же время покупатели могут различать более дорогие и более дешевые рекламы. Причем, восприятие затрат на рекламу как высоких, но не излишних ассоциировалось с ожиданием более высокого качества благодаря более высокому ожидаемому уровню усилий. Когда же эксперимент проводился таким образом, что могли вступать в силу такие эффекты, как отчаяние, ассоциация «высокие затраты - высокое качество» практически исчезала (впрочем, эти эффекты отнюдь «не вызывали выводов о низком качестве» [6, с. 352]). При этом необходимо отметить, что подобные ассоциации возникают у людей спонтанно, без намеренных усилий.

Полученные результаты очень интересны. Однако стоит учитывать, что в данных экспериментах информация об элементах рекламной кампании или даже некоторых составляющих стоимости кампании задавались извне (к примеру, из анонсов в прессе), что редко возможно встретить на практике. Кроме того, сведений давалось много, и покупатели могли оценить усилия компании на основе этой избыточной информации. В действительности «результаты исследования лишь показывают, что возможно некоторое влияние [рекламы на ожидаемое качество], но не насколько оно сильно или когда оно возникает» [6, с. 352].

Марк Стайвинг

 

Последнее эмпирическое исследование, которое будет рассмотрено в данной работе, затрагивает очень интересный аспект, касающийся цен. В статье «Price-endings when prices signal quality» [9] Стайвинг анализирует влияние сигнализирования о качестве с помощью цен на формат, в котором устанавливаются цены. Речь идет о ситуациях, когда, к примеру, продавцы намеренно устанавливают «некруглые» цены ($9,99 вместо $10,00). Основная мысль модели, которую представляет автор, заключается в том, что «когда цены используются как сигнал качества, «высококачественные» фирмы с большей вероятностью будут устанавливать «круглые» цены» [9, с. 1617]. Таким образом, будет казаться, что «круглые» цены используются как сигнал качества. Для доказательства этого утверждения автор строит модель с ломаной кривой спроса, где спрос становится резко ниже при переходе от, скажем, цены $9,99 к $10,00 (то есть от чуть более низкой, чем круглая, цены к «круглой»). График такого спроса выглядит примерно так:

 

 

Такая форма является результатом того факта, что психологически люди склонны округлять цены вниз, то есть $9,99 может быть округлено до $9. Даже несмотря на то, что не все покупатели в действительности делают так, достаточно округления вниз некоторыми потребителями, чтобы кривая спроса была ломаной. В случае, когда качество товара известно заранее, а значит, нет необходимости подавать сигналы, ломаная кривая обеспечивает для всех фирм стимулы устанавливать цены чуть ниже «круглых». Однако автор доказывает, что, когда качество неизвестно, в равновесии «низкокачественная» фирма будет устанавливать цены, оканчивающиеся на 9, тогда как «высококачественная» с большей вероятностью (не достоверно) будет выбирать цены, оканчивающиеся на 0 [9, с. 1621].

Подтверждая эти выводы, автор представляет сначала результаты симуляции. Из них следует, что в подавляющем большинстве случаев «низкокачественные» фирмы выбирают цены, оканчивающиеся на 9, так же, как и «высококачественные» фирмы, которым не нужно сигнализировать о качестве. При этом в отсутствие сигналов ни одна из фирм ни разу не выбрала цены, оканчивающиеся на 0. Однако в равновесии с сигналами «высококачественные» фирмы выбирали «круглые» цены почти в 60% случаев, тогда как цены чуть ниже «круглых» были наименее редким выбором.

Любопытно, что иногда в спросе существуют резкие скачки, когда при переходе от «круглой» цены к чуть более низкой, оканчивающейся на 9, спрос резко возрастает, но при еще одном небольшом снижении падает, после чего равномерно начинает возрастать до следующего перехода от «круглой» цены к чуть более низкой. Спрос со скачками выглядит примерно так:

 

 

В случае наличия таких скачков результаты могут быть несколько иными. Когда скачки незначительные (например, 1%), выводы остаются прежними: «высококачественная» фирма, сигнализируя о качестве, будет использовать «круглые» цены. Однако если скачки увеличиваются, вероятность использования дробных цен и, как следствие, цен, оканчивающихся на 9, растет. Впрочем, поскольку в отсутствие сигналов фирма никогда не использует «круглые» цены, а в равновесии с сигналами (даже при спросе со скачками) «круглые» цены применяются в хотя бы некоторых случаях, можно говорить о том, что выбор «круглых» цен коррелирован с применением цен как сигнала качества.

Симуляция дает вполне правдоподобные выводы. Однако интересно также рассмотреть собственно эмпирические подтверждения этих выводов. Для эмпирического исследования автор отобрал данные из 12 крупных магазинов по 30 категориям продуктов [9, с. 1624]. Данные были распределены согласно тому, «насколько легко потребители могут определить качество товара до покупки» [9, с. 1624] (следовательно, насколько важно сигнализировать о качестве). В исследовании рассматривалась проблема выбора цен как на основе качества самого товара, так и на основе вероятности, что розничные торговцы таким образом будут сигнализировать о качестве обслуживания в их магазинах. В целом было собрано около 2,5 тыс. неповторяемых цен [9, с. 1625]. Используя несколько критериев «круглой» цены, автор пришел к следующим выводам:

1. Магазины, где цены в целом выше, используют более «круглые» цены.

2. В рамках одной категории товаров на более высококачественные продукты «круглые» цены устанавливаются чаще, и это более вероятно для тех категорий, где больше необходимость сигнализировать о качестве [9, с. 1627].

Таким образом, утверждения модели подтверждаются.

Недостатками модели являются два элемента: автор рассматривал только один период и строил модель на основе поведения монополии. Впрочем, вспоминая об исследовании Бэгуэлла и Риордана, можно предположить, что, поскольку с течением времени покупатели становятся информированными о качестве, «высококачественная» фирма будет представлять свой товар с высокой и «круглой» ценой и постепенно будет ее снижать и переходить к «некруглой» цене.

Что касается предположения о монополии, то очевидно, что в теоретической модели с рассмотрением конкуренции результаты действительно могут быть несколько иными. Впрочем, стоит отметить, что эмпирическое исследование проводилось на рынке, где была конкуренция, и выводы модели были подтверждены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.021 с.)