Технологии эффективного слушания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии эффективного слушания



Никто не стал бы вас слушать, если бы не рассчитывал вставить словечко

Эдгар Хау

Слушание – это процесс осознанного познавательного действия, ведущего к интерпретации и пониманию. Умение слушать – одно из основных умений, которое развивает курс речевой коммуникации. Эффективность процесса слушания зависит от объективных и субъективных факторов. К первым относятся шумы и помехи, акустические характеристики помещения и микроклимат помещения, ко вторым – пол слушателя, тип нервной системы человека, его темперамент, интеллектуальные способности, которые делятся на три группы: основные (слуховая способность, способность к вероятностному прогнозированию), дополнительные (способность к запоминанию, к концентрации и устойчивости внимания, скорость протекания психических процессов) и вспомогательные (словарный запас, уровень общей культуры).

Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей: слуховая способность, внимательность, способность к пониманию, способность к запоминанию. Поэтому развитие навыков слушания должно основываться на развитии перечисленных способностей.

Чтобы научиться слушать эффективно, необходимо оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании устного выступления, то есть определить цели, в соответствии с которыми рекомендуется его слушать. К основным целям можно отнести: получение информации, развлечение, воодушевление, анализ фактов и идей, улучшение собственной речи.

Принципы эффективного слушания основываются на знании и использовании факторов, определяющих его эффективность, которая зависит от готовности и желания аудитории слушать. Это в свою очередь определяется комбинацией отношения, интереса, мотивации и эмоционального состояния слушателей.

В качестве средств, улучшающих навыки слушания, можно назвать: умение концентрироваться, умение анализировать, умение слушать критически, умение конспектироват ь.

В ситуации деловой беседы слушающим присущи практически те же недостатки, что и при прослушивании публичного выступления. Между тем одна из целей коммуникации состоит в том, чтобы узнать как можно больше о своем собеседнике: понять его психологию и ход мысли, оценить его деловые возможности, вникнуть в подтекст. Достичь этой цели можно только будучи внимательным и активным слушателем. Навыки такого слушания можно развить, выполняя следующие правила (процедуры технологии) эффективного слушания.

1. Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность.

2. Сядьте ровно, снимите все ненужные напряжения с мышц, успокойте дыхание, включите мышечные зоны стимулирования работы мозга (уголки рта, мышцы поясницы, подошвы на полу). Правильная поза помогает сосредоточиться.

3. Во время беседы не смотрите на посторонние предметы – это отвлекает, нервирует собеседника.

4. Слушайте с интересом – это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения.

5. Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность высказать свою мысль до конца.

6. Слушая, выделяйте главные мысли говорящего и старайтесь правильно понять их.

7. Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора.

8. Во время пауз в разговоре постарайтесь несколько раз мысленно обобщить услышанное.

9. По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше.

10. Не спешите с оценкой результатов беседы. Выслушивайте все полностью, а затем оценивайте [4].

ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОГО ПИСЬМА

Дневник – это Я, письмо – это Ты

Казимеж Выка

Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации. Основной формой письменной речевой коммуникации в профессиональной деятельности специалиста социальной сферы, являются т.н. официально-деловой текст (деловое письмо, протокол, договор) и заметки. Имеются несколько весомых причин, почему Вы должны делать заметки.

Во-первых, они убыстряют задачу обзора. Повторное чтение Ваших отчетов или деловых книг полностью является пустой тратой ценного времени. Если Ваши заметки составлены с использованием ключевых пунктов и с существенными определениями для запоминания, тогда их необходимо лишь просматривать.

Во-вторых, написание заметок при встречах или в процессе обучения активно включает Вас в этот процесс. Письмо использует Ваши визуальные и кинестетические (от ощущения мышц) функции, что заметно помогает концентрации и укрепляет память. Последнее связано также с необходимостью установления ключевых точек и концепций для включе­ния в Ваши заметки. Основное преиму­щество заметок в том, что они являются постоянным материалом для просматривания.

В-третьих, люди, которые делают и использу­ют заметки, вообще более эффективно вспомина­ют информацию, чем люди, которые этого не де­лают. Просматривайте Ваши заметки периодиче­ски, особенно важную для Вас информацию. Для хорошей организации храните их в скоросшива­теле: это поможет их классификации и расширению по мере увеличения Ваших знаний.

В-четвертых, написание заметок — хорошая проверка Вашего умения слушать и понимания, а также навыков запоминания в краткосрочной памяти. Заметки также могут формировать основу для об­суждения проблем и планов с коллегами.

Написание отчета

Основные принципы: упрощайте, подтверждайте, делайте количественные оценки. Отчет должен быть конкретным и привлекательным. Хороший дизайн обложки необходим, чтобы воздействовать и быстро побудить интерес читающего. Титульная страница, в дополнение к заголовку, должна содержать дату, номер, классификацию и фамилию автора. Если отчет не короткий, необходим лист с оглавлением.

Введение в отчет должно включать указание области приложения, короткую вводную информацию к проекту, причины составления проекта, его объем и пределы исследования. После этого должно следовать резюме или контур содержания, чтобы помочь читающему понять суть и главные рекомендации без необходимости читать полный отчет.

Основная часть отчета должна содержать метод исследования, основной принятый подход, тип предпринятого исследования, проведенные интервью, собранные факты и информацию. Статистику, модели, диаграммы и графики, которые прерывают связность отчета, нужно выносить в приложения.

Результаты и выводы должны поддерживаться полученными данными и логически из них следовать. Выводы должны быть непротиворечивыми, разумными, ясными и краткими.

Рекомендации – руководящие принципы, которые читатель должен использовать, чтобы успешно реализовать результаты отчета. Они являются кульминационным пунктом отчета и должны быть разумными, хорошо определенными, перечисленными и обоснованными [11].

 

Практика дистанционного образования с использованием Internet

Шутилов Ф.В.

Особенности заочного образования - в необходимости обеспечить высокий уровень знаний при значительно меньшем времени непосредственного личного общения студентов с преподавателем. Поэтому сокращение времени аудиторных занятий должно компенсироваться по следующим направлениям:

o активизация применяемых методов обучения;

o детальная методическая разработка учебных курсов;

o увеличение объемов самостоятельной работы;

o использование дополнительных контактов с преподавателем.

Задействовать все перечисленные выше направления, повысить эффективность самостоятельной работы студентов можно за счет продления времени общения с преподавателем в режиме круглосуточных консультаций. Последнее обеспечивается за счет перенесения общения в межсессионный период в Internet.

Автором был создан сайт "Преподаватель-2000", размещенный по адресам http://prepod2000.newmail.ru/, http://prepod2000.boom.ru/. На сайте размещены программы курсов, вопросы к зачету и экзамену, задания для самостоятельной работы, задания на выполнение контрольных работ, рекомендуемая литература, и методические указания, программное обеспечение, деловые игры, тесты и контрольные вопросы по предметам, а также дистанционные занятия по некоторым темам. В ходе участия в финальной части 2 Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года - 2000", проводимого под эгидой Российской академии образования, Институтом общего среднего образования РАО, Центром дистанционного образования "Эйдос" (http://www.eidos.ru/) автором были созданы три дистанционных занятия (включая деловую игру, электронный учебник, расчетную работу с использованием программы). Эти задания в любое время суток можно посмотреть по следующим адресам: http://prepod2000.boom.ru/dt_2000/konkurs.html, http://prepod2000.newmail.ru/dt_2000/konkurs.htmll).

В результате студенты не только обеспечены всей необходимой информацией в ходе самостоятельной дистанционной работы, но и могут круглосуточно проконсультироваться. При необходимости личных консультаций на сайте есть расписание преподавателя. Но в качестве дополнения предлагается набор следующих коммуникаций:

Форум или доска объявлений. Студенты оставляют короткие сообщения по интересующим их вопросам, могут сами ответить на чей-либо вопрос. Для того чтобы посмотреть ответы, нужно вновь зайти на форум. Удалить сообщения из форума может только преподаватель. Он же консультирует по большинству вопросов форума. Требования: только программа просмотра - (браузер) Internet Explorer. Пример адреса форума: http://forum.list.ru/cgi-bin/forum?id=4055&kod=1.

Электронная почта (личные контакты). Может использоваться для консультаций, отсылки результатов работы и выполненных заданий на проверку перед распечаткой. Требования: наличие адреса электронной почты (пример адреса электронной почты sfv@aport.ru) и затем работа через Web-интерфейс с Internet Explorer, или с использованием почтовых клиентов Outlook Express, The Bat. Так, например, контроль знаний может быть организован путем получения тестовых заданий на сайте, прохождения теста на собственном компьютере, а затем пересылки преподавателю файла с ответами. Данный механизм проверки знаний организован в ходе выполнения указанного выше конкурсного задания.

Электронная почта (телеконференция). Организуются группы пользователей, таким образом, что письмо каждого из них будет получено всеми остальными членами группы. В результате письмо-вопрос студента и ответ на него преподавателя будут доступны всем остальным членам группы, что сократит затраты времени на переписку, исключит многократные объяснения одного и того же вопроса. Такие конференции могут быть созданы на сайте http://www.egroups.com/.

Чат позволяет общаться группе пользователей, собравшись в одно время по предварительной договоренности таким образом, что сразу же после отправки сообщения все остальные видят его на экране монитора и в свою очередь могут послать ответ. На экране помещается 20-40 строк, которые по мере появления новых сообщений заменяются последними. Это очень динамичная форма общения, но требует хорошей связи и нахождения всех в одно время в Internet, как и следующая форма общения (пейджер). Адрес чата для примера: http://www.chats.ru/users_chats/prepod.

Программа - электронный пейджер ICQ (или аналоги - Odigo и др.) позволяет мгновенно обмениваться сообщениями с выбранными пользователями при условии их нахождения в данный момент времени в Internet. Могут быть переданы также файлы, ссылки на адреса Интернета, организован чат. Для установления контакта между пользователями программы достаточно знать номер для контакта, например: 42648842 или адрес электронной почты. Данные формы коммуникации дополняются другими или их комбинацией (например посылкой сообщения через Internet на пейджер, такие услуги предоставляет Кубаньэлектросвязь и "Народный пейджер" со страницы http://pager.kuban.ru/otpravka.shtml).

Следует отметить, что и размещение сайта в сети Internet, и адреса электронной почты, создание собственных форумов и чатов может быть проведено с использованием бесплатных ресурсов, т.е. оплачивать приходится только доступ в Internet. При отсутствии собственного доступа в Internet возможно использование Интернет-кафе и т.д.

В результате при наличии возможности даже эпизодического выхода в Internet обеспечивается эффективная самостоятельная работа за счет использования комбинации перечисленных выше средств коммуникации с преподавателями в дистанционном образовании.

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УТИС

Образование позволяет нам зарабатывать больше, чем наши учителя

Американское изречение

Используемые в настоящее время модели ДО базируются в основном на достижениях компьютерных и сетевых технологий [3]. Главная проблема, стоящая перед ДО, – телекоммуникации и их транспортная основа – снимается нами на этапе формирования ДО УТИС выбором такой модели, в которой вместо дорогостоящих внешних электронных сетевых технологий используются технологии формирования образовательного пространства личности: внутренних бионейросетей и виртуального пространства. Информационные каналы головного мозга в процессе обучения слушателя регистрируются, исследуются, наполняются учебной информацией, а затем с помощью комплекса технологий реорганизуются в нейронные сети виртуального образовательного пространства личности. Система ДО УТИС, используя достижения всех упомянутых выше моделей ДО, реализуется с помощью следующих базовых инновационных авторских технологий:

1) технологии формирования индивидуального образовательного пространства;

2) технологии согласованной организации учебного материала как гипертекста, управляющего учебной деятельностью слушателя;

3) технологии составления структурных словарей терминов, позволяющие запоминать, осмысливать и продуктивно организовывать учебный материал;

4) технологии структурирования учебных текстов, позволяющие учащемуся формировать долговременную память сознательного и прямого доступа;

5) технологии резонансной работы обоих полушарий головного мозга;

6) технологии настройки комплекса психофизиологической поддержки учебной деятельности;

7) технологии самоменеджмента и формирования множественной картины мира поливалентной личности специалиста в сфере сервиса;

8) технологии формирования культуры ситуативного поведения и непрерывного образования;

9) технологии формирования основ валеологической и экологической культуры и производства ресурса здоровья и деловой активности [13].

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Под образовательной программой понимается полный перечень учебных дисциплин с указанием количественных показателей направлений обучения, на основании которого составляются учебные планы. Включает обязательную и элективную (вариативную, выбираемую слушателем) части, основанные на выполнении образовательного стандарта – документа, определяющего содержание и уровень подготовки специалистов с высшим образованием. Программы ДО УТИС полностью соответствует государственным стандартам с расширением их введением системы дополнительных и индивидуальных образовательных услуг. Учебные планы специальностей составлены на основании учебных планов дневной формы обучения.

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Законченная самостоятельная часть образовательной программы, представленная 1, 2 или более рабочими учебниками. Включает, кроме промежуточного (текущего, проводимого преподавателем/консультантом письменного, устного или компьютерного) контроля знаний (по каждому рабочему учебнику), также обязательный итоговый контроль знаний, в виде классического (контактного) зачета/экзамена, осуществляемый ведущим преподавателем дисциплины. Ряд базовых для специальности дисциплин включает также выполнение письменной курсовой работы по специальному заданию в рабочем учебнике, которая проверяется преподавателем перед экзаменационным занятием.

СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Индивидуальные слушатели.

2. Учебные группы.

3. ПДО, пункты дистанционного обучения: методисты-менеджеры курсов (списки слушателей, организация и управление учебным процессом), технические специалисты (системные администраторы узлов, сетевые программисты), консультанты (тьюторы).

4. Профессорско-преподавательский состав УТИС.

5. Менеджеры кафедр по дистанционному образованию.

6. Авторский корпус (разработчики учебников).

7. Корпус научных редакторов.

8. Служба сетевых и информационных технологий.

9. Редакционно-издательская служба.

10. Служба разработки и внедрения дополнительных средств обучения (аудио и видео-лекции, карманные издания, электронные библиотеки, раздаточные материалы).

11. Менеджеры службы ДО УТИС.

12. Научно-исследовательская лаборатория образовательных технологий и ДО.

13. Административно-управленческий аппарат.

КОНСУЛЬТАНТ–ТЬЮТОР

Координатор, куратор, организатор учебного процесса, посредник между слушателем и учебным продуктом, консультант, к которому прикрепляются слушатели на время изучения рабочего учебника (блока рабочих учебников). Комплексный характер дистанционной формы обучения формирует требования к консультанту-тьютору как к специалисту, компетентному одновременно в нескольких областях: в своей предметной области + в современных активных методах обучения (обучение в сотрудничестве, проектные и исследовательские методы) + в Интернет-технологиях + в вопросах психологии общения в Интернет + в вопросах организации, управления и мониторинга дистанционных курсов. В системе ДО УТИС функции консультанта–тьютора возлагаются на первом этапе на ведущего преподавателя или на преподавателя следующей учебной дисциплины, далее – на специально подготовленного консультанта ПДО, имеющего соответствующий сертификат. В первоначальные обязанности консультанта входит проведение 2-часового тестового занятия-консультации с операциями: собственно тестирование, проверка результатов по ключу, анализ типичных ошибок студентов с предоставлением правильных ответов, оформление тестовых ведомостей. В окончательном варианте – чтение установочных лекций, ведение семинарских и практических занятий, консультирование, прием заданий, тестов, ведение ведомостей и журналов ПДО.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.029 с.)