История развития китайской музыки. Музыка древнего Китая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития китайской музыки. Музыка древнего Китая



 

Музыка всегда составляла важную часть духовной жизни китайского народа. Истоки китайской национальной музыки восходят к глубокой древности. В одной книге, написанной несколько тысяч лет назад, имеется запись, гласящая «Под звуки ударов камня о камень воспроизводились движения диких зверей...» Здесь подразумевается, что первобытные люди после охоты под аккомпанемент каменных пластинок устраивали групповые танцы подражая движениям диких зверей. Помогая усваивать охотничьи навыки, эти танцы вместе с тем отражали радостный подъем, который испытывали эти во время охоты.

Музыка является важнейшим элементом китайской культуры. В полной мере это относится и к древнейшим оркестрам, игравшим роль своеобразного посредника между миром людей и миром духов, между человеком и Вселенной. Постепенно в Китае сформировалось несколько десятков типов оркестров, обслуживающих разные стороны жизни общества. Оркестры в основном были заняты в обрядах жертвоприношения (принесения жертв духам Неба и Земли, духам предков и т. д.), дворцовых церемониях (в том числе в связи с поздравлением императора по случаю праздников, дня рождения и др.). Они также исполняли военную и увеселительную музыку. К военной музыке относится музыкальное сопровождение войск в походах, на поле брани и при возвращении с победой. Увеселительной принято считать музыку, исполняемую на банкетах, торжественных встречах, на представлениях; в гаремах и т. д

В эпоху Шан (XVI-XI вв до н.э.) музыка получила уже значительное развитие. Среди предметов культуры эпохи Шан, найденных при археологических раскопках, имеются ударные музыкальные инструменты: цин (каменный гонг), гу(барабан), до(колокол), сюань (глиняная окарина) и многие другие. Судя по легендам, нетрудно заключить, что тогда уже имелись профессиональные исполнители, которые, накапливая и обобщая опыт и знания широких масс трудового народа в области музыки, сыграли огромную роль в повышении уровня музыкального искусства.

В Эпоху династии Западная Чжоу(XI-VIII вв. До н.э.) императорский двор посылал много чиновников в различные районы страны для сбора народных песен, ставшего в тот период традиционным. Собранные песни передавались императорскому двору. После обработки они превращались в произведения придворного музыкального искусства, в которое частично входило и музыкально-песенное творчество, тогдашней аристократии. Говорят, что дошедшая до наших дней «Книга песен» составлена крупным мыслителем Китая Конфуцием из народных песен и произведений музыкально-песенного творчества аристократии. Во времена династии Чжоу существовала даже специальная музыка для наложниц императорского гарема - фанчжунюэ.

В древнем Китае дворцовые оркестры разных эпох, несмотря на имеющиеся различия, были весьма тесно связаны друг с другом, развивая единую традицию. Что же касается событий и поводов для приглашения оркестров, то, начиная с династии Чжоу (XI в. - III в. до н.э.) до династии Суй (589-618 гг. н. э.), в этом вопросе не было четких границ, не было строгих рамок. При дворе существовал многофункциональный оркестр, который обслуживал все стороны дворцовой жизни, подразделяясь на разные составы. Анализ имеющихся материалов показал, что лишь во время правления династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н. э) появились специализированные военные оркестры, и только после династии Суй оркестры стали четко подразделяться на три вида: по обслуживанию жертвоприношений, светские и военные. Некоторое представлении о грандиозных масштабах чжоуского придворного оркестра дают результаты раскопок древнего захоронения, сделанных в 1978 году в провинции Хубэй. В одной 40-метровой гробнице очень четко расставлены по трем сторонам света 124 музыкальных инструмента, в заднем ряду в каждой из трех сторон стоят наборы колоколов бяньчжун и каменных пластин бяньцин (编磬), перед ними располагаются духовые инструменты и барабаны разных типов. В такой оркестр входило более ста исполнителей: только для игры на колоколах бяньчжун нужно было минимум 5 музыкантов. Большая часть найденных музыкальных инструментов могла использоваться для создания мощного оркестра с великолепным звучанием и богатым тембром.

Уже ранний китайский оркестр отражал представления об окружающем пространстве. При дворе императора династии Чжоу имелся оркестр, в котором оркестранты располагались согласно четырем сторонам света. В то же время придворные оркестры князей, наместников императора -чжухоу и чиновников - дафу (大夫) располагались, согласно рангу, по трем, двум или одной стороне. На этот счет существовала строгая иерархия. Это видно на примере гробницы, датируемой началом эпохи Воюющих царств (433 г. до н. э.), обнаруженной при раскопках в 1978 г. в уезде Суйсянь (провинции Хубэй, КНР). В ней были найдены подвесные колокола бяньчжун, ориентированные по трем сторонам света литофоны цин, а также продольные флейты сяо (箫), цитры сэ (瑟), губной орган шэн (笙), поперечные флейты чи (篪) и различные барабаны. Оркестр этот, по-видимому, принадлежал сановнику княжеского титула чжухоу. По своему размаху он превосходит даже крупный симфонический оркестр наших дней.

Оркестры династии Чжоу имели разный статус в зависимости от военного формирования, которому они были приданы. Такая практика продолжалась до династии Суй и Тан, хотя более поздние оркестры не могли сравниться с оркестрами династии Чжоу по красоте и размаху.

До нас дошло подробное описание только двух дворцовых оркестров эпохи Чжоу: сюанъсюанъ и тэсюанъ. Оба они в качестве основных инструментов содержат бяньцин и бяньчжун, струнные же и духовые инструменты выполняют аккомпанирующую функцию.

Вот состав оркестра сюаньсюань. Ударные: чжу (звучание этого деревянного инструмента в виде ящика с круглым отверстием, куда вставлена колотушка, означает начало музыкального произведения), юй (звучание этого инструмента в виде фигуры лежащего тигра с зазубринами вдоль хребта, на котором играют расщепленным на конце бамбуковым прутом, знаменует окончание музыкального номера),бяньцин, бяньчжун, барабаны тунгу и тэчжун, шуту, ингу, кожаный барабан цзянгу; струнные (щипковые): дацинь; чжунцинь;дасэ, чжунсэ; духовые: даюй (губной орган большего размера, чем шен), флейты Пана дапайсяо(大排簫) и сяопайсяо (小排簫); бамбуковая флейта дачи (大篪) и др.

Всего же в оркестр сюаньсюань входило 35 исполнителей, игравших на 41 музыкальном инструменте. Управлял им дирижер с помощью специального флага (хэй).

Оркестр тесюань, состоявший из тех же групп инструментов что и сюаньсюань, был гораздо меньшего состава. В него входило 15 исполнителей, игравших на 17 инструментах.

В некоторых книгах выделяют несколько основных поводов для созыва оркестра:

Повод первый - жертвоприношения. Дворцовые оркестры исполняли музыку в основном на церемониях приношения жертв Небу, Земле, Предкам, которые обычно проводились за пределами города. В репертуар входили танцевальные мелодии (т.е. пьесы) юэу (история сохранила лишь их названия: юнъмын, сяньчи, дацин, дася, дахо, дау), а также 6 из 9 древних мелодий, существовавших еще со времен легендарной династии Ся, - так называемые цзюся.

Повод второй - банкеты. Музыка, исполняемая на этих важных церемониях подразделялась на несколько видов, в зависимости от характера самих мероприятий. Это могли быть банкеты, устраиваемые правителями и удельными князьями и банкеты для отставных чиновников. Последние, в свою очередь, подразделялись на банкеты для отставных чиновников, прослуживших долгое время; для дедов и отцов пожертвовавших жизнью воинов; для людей старше 70 лет. Такие люди имели право на получение приглашения на банкет от правителя, удельных князей и высших должностных лиц, министров и глав Палат династии Чжоу. Правитель трижды в год приглашал людей почтенного возраста на банкет: в феврале, марте и августе. Удельные князья давали такие же три банкета. Один их трех ежегодных банкетов проводил министр, приглашая на них только чиновников почтенного возраста, наиболее отличившихся на службе. Два банкета (весной и осенью) проводили старшие чиновники перед большой охотничьей церемонией шэли (стрельба из лука). В деревнях ежегодно проводился банкет на Новый год.

В эпоху Чжоу состав оркестра и его разновидностей был чрезвычайно разнообразным и изысканным, был создан также сводный оркестр, символизирующий мощь государства. Основу древнего оркестра составлял набор колоколов, своего рода «колокольный оркестр» бяньчжун (编钟). Колокол (чжун) считается одним из древнейших китайских инструментов. Один чжун, в зависимости от того, по какой его части ударить: по лицевой или по боковой, мог издавать два разных звука. Современные археологические раскопки обнаруживают, что самый ранний инструмент этого семейства - юн чжун - появился примерно в X веке до н.э., т.е. именно в эпоху Чжоу. Во времена правления этой династии существовали овальные и круглые колокола. Из этих инструментов составляли диатонические и хроматические бяньчжуны.

В древних китайских книгах говорится, что в эпоху Западная Чжоу уже были известны 12-ти степенный хроматический звукоряд и пятизвуковая музыкальная система (пентатоника). Эти сведения являются достоверными. В исторический период «Весны и Осени»(VIII - V вв. До н.э.) в Китае появилось много выдающихся музыкантов, наиболее известным из которых был крупнейший музыкант древности Юй Бо-я, славившийся игрой на цине. Его друг Чжу Цзыци глубоко понимал его игру. До нас дошло предание, гласящее, что когда Юй Боя своим исполнением на цине передавал величие горных хребтов, то слушавший Чжу Цзыци говори: «Высоки, как горы Тайшань!», и как только Юй Боя переходил к подражанию журчания вод, Чжун Цзыци восклицал: «Полноводна, как река!». Это предание подтверждает тот факт, что в те времена композиция и исполнение музыкальных произведений отличались высокой духовностью и производили глубокое впечатления.

Среди исторических материалов эпохи «Борющихся царств»(V-III до н.э.) сохранились записи, показывающие, как устанавливались полутона путем увеличения или уменьшения шелковой струны «по третям». Сначала регулируется натяжение струны для того, чтобы получить исходный звук, атем струна последовательно перехватывается на соответствующих местах с таким расчетом, чтобы сократить или увеличить на одну треть ее вибрирующую часть и получить высокие или низкие тона. Таким образом был создан древнекитайский 12-ти степенный звукоряд. Уже тогда в Китае была заложена самая ранняя основа музыкальной гармонии. Судя по вышеуказанным условиям развития музыки в период династии Западная Чжоу, можно заключить, что темпированный звукоряд был создан и применялся еще задолго до эпохи «Борющихся царств» и несколько раньше, чем было сделано аналогичное открытие древнегреческим философом Пифагором, заложившим фундамент развития западной музыки.

В годы правления императора Ханьской династии У-ди(140-87 гг до н.э.) при императорском дворе была учреждена Музыкальная палата (Юэфу), которая собирала и приводила в порядок народлные музыкальные произведения. Союранные ею произведения назывались сначала «юэфу» или «сянэгэ», а затем получили наименование «циншанъюэ». В тот преиод известный дипломат и государственный деятель Чжан Цянь, побывав в районе теперешнего Синь-Цзяна и посетив страны Стредней Азии, познакомил свою родину с музыкой стран, расположенных к западу от Китая. Один из видных деятелей музыкальной палаты Ли Яньнянь, используя музыкальную. Культуру указанных стран, создал ряд новых музыкальных произведений. В эпоху правления Хань оркестры создавались на основе восстановления и дополнения наследия чжоуской оркестровой музыки. Ключевыми инструментами по-прежнему были банчжун и баньцин, вокруг которых в последствии и строился весь оркестр. В этот период оркестры в основном использовались во время проведения ритуалов.

В ханьскую эпоху было положено начало отдельному направлению оркестровой музыки - военному. Популярность ее была таковой, что почти у каждого военачальника был свой оркестр. В таких оркестрах солирующим инструментом была флейта сяо(箫), а главным в ритм секции был большой барабан.

Эпоха Южных и Северных династий (IV - VI вв. н.э.) явилась «смутным временем» и в то же время периодом, когда в китайской музыке назрели огромные изменения. Древние произведения «циншинъюэ», собранные палатой, постепенно стали забываться, и это вновь вызвало сбор по всей стране и упорядочение произведений народной танцевальной музыки. Одновременно в Китай вместе с буддизмом начала проникать музыка стран Запада (стран, расположенных на территории современного Синь Цзяна, Средней Азии и Индии). В годы правления императора Суйской династии Вэнь-ди (конец VI века) крупные изменения в области музыкальной культуры вызвали дискуссию по творческим вопросам. Музыковеды Вань Бао-чан, Чжэн И другие говорили о том, что в основе музыкальных произведений должны лежать китайские мотивы, а все заимствованное из других стран должно входить в произведение лишь как одна из его составных частей.

В эпоху Суй главное место уделялось ритуальным оркестрам, были двух видов. Первый предназначался для совершения обрядов жертвоприношений. В него входили ударные, струнные, духовые, отдельное место отводилось вокалу. Второй же оркестр был задействован в конфуцианских храмах, во время жертвоприношений весной и осенью или же в дворцовых обрядах.

Начиная с VII века, в первый период Танской династии, охватывающий 100 с лишним лет, в Китае прекратились смуты и войны, а экономические условия страны стали улучшаться. Все это содало предпосылки для развития музыки. В 714году, в годы правления императора Сюань-цзуна, было открыто пять специальных учебных заведений музыки и танца, созданы придворные труппы актеров, получившие наименования «лиюань» и «ичуюань» (труппы «Грушевого сада» и «Палата весны»). В деятельность этих заведений входил сбор музыкальных произведений, подготовка исполнителей и широкая пропаганда музыки. Во всех удельных княжествах, в домах аристократии и сановников были свои искусные музыканты. Император Танской династии Сюань-цзун отличался распутством и мотовством, но, будучи знатоком музыки, он сыграл некоторую рольво в упорядочивании и активизации современных ему танцевальных мелодий.

В результате длительного контакта, а также органичного сочетания древней китайской музык с зарубежной, благодаря неустанной творческой раоте многочисленных профессионалов и любителей - работников музыкального и танцевального искусства на плодородной почве китайской культуры появилась широко известная в китайской истории музыка эпохи Танской династии. Отличаясь богатством и красочным содержанием, эта музыка породила новые, высокохудожественные, подлинно народные произведения и пользовалась всеобщей любовью китайского народа. Проникнув в соседние страны, она приобрела широкую популярность в Индии, Японии и Корее. Среди произведений Танской эпохи появились новые, довольно крупные произведения, получившие название «дацюй»(сюита). Они создавались в песенно-танцевальном жанре состояли из трех больших частей, каждая из которых имела многочисленные вариации. Композиции «дацюй» отличались сложностью. Древние сказы исполнялись в сопровождении «дацюй». В эпоху династии Сун и Юань сюиты постепенно превратили в пьесы жанра «цзацюй», которые в конечном счете привели к возникновению китайского театра.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.015 с.)