Формирование навыков смешения красок на палитре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование навыков смешения красок на палитре



цвет чувство дошкольный возраст

Данный раздел начинается с анализа результатов констатирующего этапа, целью которого было выявить: уровень развития чувства цвета, умения смешивать краски с целью получения новых цветов и оттенков, уровень дифференциации в названиях цветового тона; представления о выразительных свойствах цвета.

Констатирующее занятие позволило выделить, что у значительной части детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группе, низкий уровень развития чувства цвета. На рис. 1 мы видим, что ребенок использует 2-3 цвета, отсутствуют оттенки цветов, плохо сформированы навыки работы с художественными средствами. Проведенная дидактическая игра «Сравни цвета и назови» показала, что дети затрудняются давать правильные названия цветам и оттенкам, отличающимся по светлоте и яркости. В беседах о выразительных свойствах цвета, о роли цвета на картинах художников многим детям было сложно дать определение «характеру» и настроению таких цветов, как зеленый, голубой, фиолетовый, темно-синий.

Анализ результатов констатирующего занятия позволил сделать вывод о необходимости проведения работы, направленной на развитие чувства цвета,. Результаты констатирующего занятия представлены в таблице 1.

Целью первой серии занятий формирующего этапа «Формирование навыков смешения красок на палитре» было - развивать у детей восприимчивость глаза к цвету, краскам, их оттенкам.

Задачами данной серии занятий было:

расширять представления детей об изобразительных свойствах цвета;

обогащать у детей сенсорный опыт восприятия цвета;

учить детей «чувствовать» цвет, понимать, из каких цветов можно получить задуманный цвет;

формировать навыки смешения красок на палитре.

Учитывая психологические особенности детей, мы знали, что ребенок 5-6 лет хорошо знает основные цвета и их оттенки (все цвета радуги), но у него необходимо сформировать навык смешения красок на палитре.

Данная серия занятий состояла из семи обучающих занятий (практических), наряду с которыми с детьми проводились беседы, наблюдения за явлениями природы, дидактические игры и другие методы работы, направленные на обогащение у детей представлений о свойствах цветов и красок, формирование навыков смешения красок.

В начале данной серии занятий мы провели с детьми вводное занятие, в котором познакомили детей с таким изобразительным искусством, как живопись. На этом занятии мы предложили детям представить себе, что они, гуляя по полю, увидели прекрасную картину природы, и восхищенные ее красотой, захотели поделиться своими впечатлениями с другими людьми. Затем мы спросили у детей, как бы они это сделали? Среди ответов детей было несколько, в которых дети сказали, что захотели бы нарисовать то, что они видели на прогулке. И тогда мы ввели в нашу беседу понятие живопись, объяснив детям, что через живопись, в картинах, написанных красками, художники и передают свои впечатления, всю красоту окружающего мира.

После этого мы рассмотрели с детьми несколько репродукций картин русских художников-живописцев. В процессе рассматривания детям задавались вопросы: «Какие цвета использовал художник?», «Как вы думаете, как художнику удается получать столько цветов и оттенков?», «Как можно получить из синего цвета голубой?». Дети активно отвечали только на первые два вопроса, на третий они ответили так: «Чтобы из синего цвета получить голубой, нужно смешать синий с голубым». Из этого ответа стало понятно, что у детей еще не было опыта смешения красок. Тогда мы сразу предложили детям почувствовать себя настоящими художниками и смело творить, пробуя создавать новые цвета и оттенки путем смешения красок.

Для этого детям были предложены гуашевые краски семи цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) и краска белого цвета (рис. 1).

Предоставив детям на первом практическом занятии сразу такой большой «ассортимент» красок, мы руководствовались принципом заинтересованности детей: «Детям легче рисовать сложное, но интересное, чем простое и неблизкое» (Е.А. Флерина).

Мы познакомили детей с основным «инструментом» художника - палитрой, объяснили, зачем она нужна, и отметили, что палитрой может быть и лист белой бумаги.

На занятии мы показали детям, как правильно смешивать краски, выделили главные правила работы художника при смешении гуашевых красок: излишек воды и красок снимается с кончика кисточки; перед тем, как опустить кисточку в баночку с новой краской, кисть необходимо тщательно промывать. И главное правило художника - не бояться «играть» с цветом, смело смешивать краски и запоминать способ получения того или иного цвета и оттенка.

В ходе занятия дети удивлялись, как из смешения синего цвета с желтым получился зеленый, а из «игры» синего и белого - голубой. Некоторые дети просили дать им еще один лист бумаги, на котором они применяли только что полученные навыки и стремились нарисовать что-то конкретное, яркое и необычное по своим цветам (рис. 4, 5).

В дальнейшем, каждое практическое занятие было организовано так, чтобы дети чувствовали себя не учениками на уроке по рисованию, а волшебниками и художниками в стране цветов и красок. Все занятия сопровождались игровыми моментами, на большинстве занятий практическая деятельность детей сопровождалась спокойной и гармоничной классической музыкой. В конце каждого занятия проводился совместный анализ рисунков, дети высказывали свое мнение, делились впечатлениями и обязательно спрашивали, когда и что мы будем рисовать в следующий раз.

На втором и третьем занятиях детям было предложено нарисовать облака разных оттенков, начиная от белого легкого облачка и заканчивая темно-синей тучей, используя лишь две краски: белого и синего цвета (занятие №2); и нарисовать сказочную жар-птицу, используя три краски: желтого, красного и белого цветов (занятие №3). Целью этих занятий было развивать у детей восприимчивость к оттенкам трех основных цветов (красного, желтого, синего), расширять представления о многообразии оттенков, получаемых при смешении всего лишь двух цветов (рис. 2, 3). Наряду с развитием чувства цвета, у детей закреплялись навыки правильного пользования техническими средствами. Также детей учили давать полученным цветам и оттенкам точные названия, в которых отражается светлота цвета, количество белил в краске, сочетание цветов.

Надо отметить, что между практическими занятиями мы рассматривали с детьми репродукции картин художников-живописцев (Васильева Ф.А., Шишкина И.И., Хруцкого И.Т. и др.), рассматривали картины-мозаики, в которых дети непосредственно могли наблюдать, какое бесконечное множество оттенков и разнообразие цветов может создавать художник.

На последующих двух занятиях («Волшебный цветок» и «Петух и краски»), проведенных по мотивам сказок русских писателей, мы знакомили детей с особенностями цветовых оттенков, которые дает акварель: это более мягкие, прозрачные тона, в отличие от яркой, насыщенной гуаши. Также мы формировали у детей навыки работы с акварельными красками: акварель требует больше воды, при этом от количества воды в краске будет зависеть светлота цвета, его насыщенность (рис. 4, 5).

Следуя рекомендациям педагогов Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, в нашей работе значительную роль мы отвели наблюдениям. Наблюдая во время прогулок с детьми за явлениями природы (небо, облака, снег, земля и т.д.) в разное время дня и в разную погоду, мы побуждали детей всматриваться в многообразие цветов природы, наслаждаться этим богатством и красотой.

На протяжении всего эксперимента мы не забывали создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе, ситуацию успеха у каждого ребенка, чтобы все могли почувствовать в себе силы творить красоту и создавать новое.

Шестое обучающее занятие было приурочено Дню Космонавтики, на этом занятии мы учили детей заполнять весь лист бумаги акварельной краской, получая разные оттенки синего цвета путем увеличения или уменьшения количества воды в краске. После этого на фоне неба дети должны были нарисовать яркое солнце и ракету. Целью этого занятия было развитие навыков заполнения листа бумаги краской и развитие представления об изобразительном свойстве цвета - яркости. Также закреплялось умение получать разные оттенки цвета акварельной краской (рис. 6).

На последнем занятии первой серии формирующего эксперимента мы рассмотрели с детьми нарисованную на картинке радугу, в которой выделили семь основных цветов, идущих друг за другом в строгой последовательности и перетекающих друг в друга. Затем перед детьми ставилась задача посмотреть и «почувствовать», из каких цветов состоят оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый цвета (промежуточные цвета), и как эти цвета можно получить. Большинство детей без труда справились с поставленной задачей, верно определив, что перечисленные цвета можно получить, смешав два соседних цвета. После этого дети самостоятельно рисовали радугу, получая необходимые цвета с помощью смешения трех основных красок и белил (рис. 7).

Динамика усвоения навыков смешения красок на палитре представлена в таблице 2.

Для дальнейшей работы по развитию чувства цвета мы провели серию занятий по формированию представлений у детей о выразительных свойствах цвета.

 

Таблица 1 - Результаты констатирующего эксперимента

Группа Уровень чувства цвета

Количество детей Экспериментальная группа Контрольная группа

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 11 12
НОРМАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ 9 8
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 0 0

 

Динамика формирования навыков смешения красок на палитре

 

 

Коля                        Давид    Ангелина       Лера      Артем

занятие 2 1 - низкий уровень

занятие 4 2 - нормативный уровень

занятие 7 3 - высокий уровень

Рис. 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.014 с.)