Развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью



 

Влияние изобразительного искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Воспитание творческого восприятия природы пробуждает у детей способность не только чувствовать и видеть красоту и гармонию мира, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях.

«Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей потому, что оно говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста». [59; 4]

Познавая мир природы с его «безграничным богатством явлений и неисчерпаемой красотой» (В.А. Сухомлинский), впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. При этом, не обладая в полной мере возможностью передать впечатления словами, именно в рисунке он может полнее и ярче выразить свои мысли, эмоции и ощущения. [46; 68]

По словам великого русского поэта А.А. Блока, «живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие), благодаря этому она сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети». С помощью живописи детей учат понимать гармонию природы.[59; 3]

Цвет, являясь наряду со звуком, языком природы, языком чувств, как ни что другое, насыщает детское восприятие с самого рождения и, сопровождая ребенка в дальнейшем всю жизнь, оказывает огромное влияние на его нравственное, духовное, интеллектуальное и физическое развитие.

Развитие чувства цвета, хоть и узкая область в сенсорном воспитании детей, но занимает одно из значимых мест в развитии ребенка. Формируя и развивая у ребенка восприятие бесконечного множества цветов в природе, мы развиваем вслед за восприятием память, мышление, воображение, речь.

Проблемой восприятия цвета и развития чувства цвета занимались еще древнегреческие философы, педагоги средневековья и эпохи Просвещения. Много важных открытий в этой области сделали и наши отечественные ученые: Ушинский, Венгер, Пилюгина, Аркин, Тихеева и другие.

Исследователями было установлено, что глаз младенца способен уже в первые недели жизни различать цвета. По данным Э.Г. Пилюгиной, «на втором году жизни большим достижением ребенка становится зрительное сравнение предметов по цвету». [45; 35]

Е.А. Аркин в своих исследованиях показал, что «точность цветоразличения повышается с возрастом. К 2-3 годам зрительный анализатор у ребенка уже хорошо сформирован, и дети различают все основные цвета». Кроме того, ученый выделил голубой цвет как, по его мнению, наиболее сложный для восприятия детьми 4-8 лет.

Многочисленные исследования психологов, таких, например, как Б.И. Хачапуридзе, В.П. Бражас, показали, что к 3-5 годам дети способны различать все семь основных цветов и многие их оттенки, но могут возникать затруднения при назывании цвета.

Изучая вопрос формирования представлений о цвете, З.М. Истомина сделала выводы о том, что с 4-6 лет дети начинают различать оттенки цвета по светлоте, дают более дифференцированные названия цветового тона. [27; 79-81]

Анализируя особенности детского восприятия, Е.И. Игнатьев делает вывод о том, что «дети дошкольного возраста не замечают изменений в цвете предметов, происходящих благодаря изменению освещения. Вместе с тем, при восприятии произведений искусств дети способны уловить особенности передачи светотени. Детям не нравятся картины, выполненные без соблюдения светотени». [25; 61-65]

Также им было отмечено, что даже в старшем возрасте дети могут долгое время окрашивать предметы в произвольный цвет. И только в процессе произвольного накопления знания о цвете различных и многих предметов ребенок может «оторвать» цвет от конкретного предмета. [25; 71]

Перед учеными всегда стоял важным вопрос о том, происходит ли формирование и развитие представлений о цвете, развитие чувства цвета непроизвольно, в силу возрастных, природных изменений, или же оно происходит при целенаправленном обучении, воспитании. Безусловно, развитие представлений о цвете и самого чувство цвета происходит в обоих случаях.

Природное чувство цвета у ребенка можно наблюдать в рисунках, где ребенок передает свое доброе, нежное отношение к любимой маме, бабушке, собачке через яркие, теплые цвета, а отрицательных героев изображает в темных, холодных тонах. [25; 191]

Но в то же время, различать и называть тончайшие оттенки цветов без соответствующего обучения детям будет не под силу.

В.С. Мухина, изучая особенности восприятия цвета детьми, выделила, что дети 3-4 лет изображают «красивое» яркими, чистыми красками, отдавая преимущество желтому, оранжевому, красному, голубому, зеленому цветам. «Некрасивое» изображается детьми нарочито небрежно и обязательно закрашивается каким-либо темным, немилым цветом. [41; 95]

В своих исследованиях Мухина доказала, что полноценное развитие восприятия цвета ребенком осуществляется только тогда, когда он сам получает возможность утвердиться в многоцветье окружающего мира. Также Мухина сделала вывод о необходимости обучения детей пятого года жизни смешиванию красок. [41; 120]

Как показали исследования А.А. Мелик-Пашаева, «для ребенка не имеет значения, каков действительный цвет реального предмета, он может использовать «неподражаемую» гамму красок, имеющего для него особую выразительную силу… Говоря о предпочтении, стоит выделить еще такую особенность цветовосприятия, как любование красочностью…»

Отсюда следует вывод о том, что для адекватного отражения цветовой действительности в рисунках детей необходимо соблюдать условие правильного руководства педагогом.

А.А. Мелик-Пашаев, также как и Л.А. Венгер, отметили, что у детей старшего дошкольного возраста должна быть разнообразная сенсорная подготовка, умение видеть и выделять цвет при обследовании качеств предметов; дети должны эмоционально отзываться на цвет, также должен быть определенный опыт в изобразительной деятельности и т.д. [7; 109]

Как отмечает В.С. Мухина, усвоение эталонов цвета (небо - синее, трава - зеленая, солнце - желтое и т.д.) имеет двоякое влияние на развитие восприятия ребенка. С одной стороны, ребенок учится классифицировать предметы по их свойствам и признакам. Однако, с другой стороны, в восприятии ребенка закрепляется канонизированная нормативность цветов и других качеств предмета, и при этом утрируются индивидуальные особенности того же предмета при непосредственном его восприятии. [41;222]

Таким образом, в процессе воспитания и обучения необходимо не просто давать детям знания о цвете предметов и учить классифицировать предметы по разным признакам, но необходимо развивать у детей наблюдательность, побуждать детей получать эстетическое удовольствие от созерцания красоты образа каждого наблюдаемого объекта или явления. Это может быть и наблюдение за явлениями природы (закатом, дождем, водой), и созерцание картины художника-живописца, в которой ребенок может рассматривать как реальные, конкретные, так и абстрактные образы, и через цвет пытаться увидеть, почувствовать замысел художника, настроение картины.

Специальное внимание развитию чувства цвета и его передаче в рисунке уделила Е.А. Флерина. В своих работах по сенсорному воспитанию она выделила особенность детского восприятия, которая заключается в том, что дети в окружающем мире воспринимают, в первую очередь, цвет и только потом форму. Цвет непосредственно привлекает ребенка. [56; 37]

Признавая большое значение цвета для ребенка, необходимо обогащать представления, прежде всего, о цвете, развивать чувство цвета в процессе обучения изобразительной деятельности, в обыденной жизни ребенка.

Е.А. Флерина отметила, что без обучения дети младшего дошкольного возраста могут усвоить только часто встречающиеся эталоны цвета: красный, желтый, зеленый. Названия цветов - серый, розовый, голубой, коричневый - устанавливаются позднее и обычно только после особого внимания к ним. Вследствие небольшого опыта, особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей. [57; 223-228]

Изучая восприятие цвета детьми в старшем дошкольном возрасте, ученый доказала, что «в старшем дошкольном возрасте при благоприятном руководстве отношение ребенка к цвету меняется… Дети начинают тяготеть к локальным жизненным тонам…».

Таким образом, при целенаправленном обучении, акцентировании внимания детей на особенностях цвета, восприятие и использование цветов в своих рисунках ребенком изменяется. [57; 47]

Крупный ученый и исследователь детского творчества Н.П. Сакулина, по-новому освещает вопрос эмоционального восприятия цвета рисунком.

«Педагогическая задача заключается в том, - пишет Н.П. Сакулина, - чтобы все полнее раскрыть перед детьми многоцветность окружающей их действительности, учить видеть эту много цветность, понимать и любить красоту в жизни». [53; 151]

В своих работах Н.П. Сакулина ставит вопрос о более глубокой и разносторонней художественной подготовке детей, в основе которой лежит развитие цветоощущения, и в дальнейшем может формироваться система обобщенных представлений о цветах, цветовых отношениях, сочетаниях, в результате чего развивается образное видение детей, формируется их представление о прекрасном.

Исследователь утверждала, что яркость и пестрота детских рисунков зачастую говорят не столько о вкусах ребенка, сколько о небольшом опыте, недостаточном уровне развития цветового восприятия и культуре применения цвета… [57; 132]

Выделив возрастные возможности детей в усвоении цвета и его использования в их творческой деятельности, Н.П. Сакулина считала, что уже в среднем дошкольном возрасте детям доступны знания таких систем сопоставления цветовых тонов, как спектральный круг, шкала высветления цвета, изменения его насыщенности. В образной форме, по мнению ученого, вполне возможно познакомить детей этого возраста (4-5 лет) с понятиями о «теплых» и «холодных» цветах. [52; 199-202]

«К пяти годам дети обычно уже знают 10-12 цветов, они могут отличить предметы по их основному, локальному цвету, группировать предметы по признаку цвета. Дети уже в пять лет без труда понимают, что значит высветление цвета…» [52, 103]

Говоря о старшем дошкольном возрасте, Н.П. Сакулина отмечала, что в 5-6 лет дети обычно окрашивают предметы и явления природы соответственно их действительному цвету, но обобщенно, без характерных оттенков. Наряду с этим сохраняется тенденция выбирать цвет независимо от реальной окраски изображаемого. [52; 105]

Таким образом, в старшем возрасте детям доступны для усвоения в практической изобразительной деятельности навыки получения и передачи различных оттенков цветов.

Т.С. Комарова, крупнейший специалист по детскому изобразительному творчеству, раскрывая в своих работах картину развития чувству цвета у детей, отмечала, что стремление дошкольника выполнять весь рисунок одним цветом можно объяснить тем, что на занятиях, в условиях целенаправленного обучения, с раннего возраста внимание детей чаще всего обращается на форму предмета, а не на его цвет. [33; 7]

В качестве одного из важнейших условий формирования чувства цвета у детей и формирования прекрасного исследователь Т.С. Комарова называет роль педагога: «Сильно развито у детей чувство цвета. Надо развивать его, направлять внимание на красивое по цвету, на то, какие красивые сочетания хороши своей яркостью».

Т.С. Комарова также отмечала, что большое значение при восприятии красоты окружающей действительности имеет не только созерцание цвета, но и практическая деятельность самого ребенка.

«Педагог в работе с детьми должен идти от наблюдения, прежде чем заниматься деятельностью». [32; 48-52]

Ученый Л.В. Пантелеева, занимающаяся вопросом формирования представлений о цвете у дошкольников, подчеркивала, что чувство цвета может быть развито путем серии специально организованных заданий. Таких как:

ознакомление детей с основными цветами спектра;

ознакомление с разнообразием цветовых оттенков;

смешение красок. [44; 146]

Мелик-Пашаев, выявив особенности восприятии цвета детьми на разных возрастных этапах, предложил ряд методических рекомендаций воспитателям и родителям по формированию у детей представлений о цвете. «Присмотритесь к многоцветности реального мира и не упускайте случая обращать на нее внимание ребенка. Да, летом все листья зеленые. Но положите маленький листок березы на широкий дубовый: видите, какая разница…».

Крупный психолог Л.А. Венгер предложил свою методику по развитию чувства цвета у детей дошкольного возраста, которая основана, прежде всего, на практической деятельности ребенка, даже самого маленького.

Младших дошкольников он предлагал знакомить с двумя-тремя светлотными оттенками, путем разведения различного количества краски в воде и путем разбеливания. [8; 43]

Для старших дошкольников Венгер предлагает использовать уже палитру. Сначала педагог должен показать образец смешивания красок на палитре, а потом предложить ребенку смешать самому. В качестве образцов для закрашивания Венгер рекомендовал предложить ребенку, например, мандарин или морковь, окрашенные в разные оттенки оранжевого (мандарин - краснее, морковь - желтее), и помочь ему получить эти оттенки, смешивая на палитре красную и желтую краски.

Наряду со смешиванием красок психолог советовал познакомить детей с тем, что цвета бывают «теплые» и «холодные». Например, радуга делится на две части. Красный, оранжевый, желтый - теплые цвета, ими можно пользоваться, когда рисуешь солнышко и то, что на него похоже. Зеленый, голубой, синий, фиолетовый - холодные цвета такие цвета имеют льдинки, тени на снегу. [8; 44]

В работе Р.М. Чумичевой по проблеме формирования у дошкольников представлений о живописи раскрывается важная роль рассматривания картин художников-живописцев, бесед с детьми о красоте природы, мира, изображенной на полотнах. Одна из задач такой целенаправленной работы с детьми - это развитие у них представления об особенностях изображения цвета на картине по сравнению с цветом в природе, развитие умения анализировать выразительные и изобразительные свойства картины. [59; 30]

В своей методике работы по ознакомлению дошкольников с живописью Р.М. Чумичева предлагает использовать следующие формы и методы:

занятия-беседы;

рассматривание картин;

рассказ педагога;

дидактические игры и др.

В разделе изобразительное искусство Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой можно обнаружить, что проблеме развития творчества уделяется значительное внимание, но по решению вопроса развития специальных творческих способностей, в частности чувства цвета, соответствующих задач не ставится.

Изучив вопрос развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике, мы можем сделать выводы о том, что чувство цвета играет важную роль не только в развитии изобразительного творчества, но и в общем развитии личности ребенка, его сенсорном, нравственно-эстетическом, психическом развитии.

Проблема развития чувства цвета изучалась такими учеными, как Л.А. Венгер, Ф. Фребель, М. Монтессори, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина и др. В частности Е.А. Флерина отмечала, что в изобразительной деятельности цвет стоит на первом месте по значимости для ребенка.

Ученые, педагоги и психологи считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Но в настоящее время в практике ДОУ задача по развитию чувства цвета у детей хоть и занимает значительное место, но реализуется эта задача слабо.

В ходе исследования состояния вопроса поставленной нами проблемы в теории и практике, нами была выведена гипотеза о том, что развитию чувства цвета у детей будут способствовать следующие условия:

проведение с детьми занятий по ознакомлению со свойствами цвета;

побуждение детей воспринимать и понимать красоту окружающего мира посредством целенаправленных наблюдений за явлениями и объектами в природе;

ознакомление детей с произведениями живописи с целью обогащения представлений о возможностях цвета в передаче замысла художника;

использование дидактических игр и упражнений с детьми, обогащающих опыт восприятия цвета и развивающих чувство цвета;

активная художественно-творческая деятельность, в которой дети смогут применять полученные знания о свойствах цвета;

создание в группе доброжелательной и творческой атмосферы.

Теперь перед нами встала задача проверить полученные сведения об условиях развития чувства цвета опытно-экспериментальным путем. И рассмотреть эту проблему с практической стороны.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.025 с.)