Глава 1. Теоретические основы развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью

Цвет, применение его изобразительных и выразительных свойств в живописи

Понятие и значение чувства цвета в изобразительной деятельности

Развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение вопроса развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью

Содержание и методика опытно-экспериментальной работы

Формирование навыков смешения красок на палитре

Развитие представлений о выразительных свойствах цвета

Заключение

Список литературы


 

Введение

 

Цвет окружает человека на протяжении всей жизни, оказывая на него огромное влияние с самого рождения. Будучи «языком» природы и живописи, цвет является одним из главных средством выражения всей красоты и богатства окружающего мира.

Развитие чувства цвета, как умения выделять, называть различные цвета и оттенки, умения группировать их по разным признакам, умения видеть и понимать гармонию, настроение цветовых соотношений в природе и живописи, играет важную роль в эстетическом и сенсорном развитии ребенка. В свою очередь, эстетическое развитие способствует благоприятному психическому развитию ребенка, развитию его художественных способностей.

Процесс восприятия и развития чувства цвета детьми в изобразительной деятельности изучали многие психологи: Л.А. Венгер, Е.И. Игнатьев, З.М. Истомина, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина и др.; искусствоведы и художники: Н.Н. Волков, В.В. Кандинский, И. Иттен и др.; педагоги: Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.В. Пантелеева, Е.А. Флерина, Е.Г. Приходько, Н.П. Сакулина и др.

Исследования ученых в области детского цветовосприятия подтверждают необходимость проведения целенаправленной педагогической работы по развитию чувства цвета у детей дошкольного возраста. Вместе с тем, существующая в детских садах система работы с детьми в области изобразительной деятельности не обеспечивает развития чувства цвета, как одного из условий, необходимых для развития творчества и личности ребенка в целом.

На основе данного противоречия возникла необходимость в разработке проблемы нашего исследования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие развитию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить условия развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью.

Объект исследования: художественно-творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и предметом исследования были выделены следующие задачи:

. Изучить изобразительные и выразительные свойства цвета, их применение в живописи.

. Раскрыть понятие и роль чувства цвета в изобразительной деятельности.

. Изучить особенности цветовосприятия и условия развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что развитию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие условия:

проведение с детьми систематических занятий по ознакомлению со свойствами цвета;

побуждение детей воспринимать и понимать красоту окружающего мира посредством целенаправленных наблюдений за явлениями и объектами в природе;

ознакомление детей с произведениями живописи с целью обогащения представлений о возможностях цвета в передаче замысла художника;

использование дидактических игр и упражнений с детьми, обогащающих опыт восприятия цвета и развивающих чувство цвета;

активная художественно-творческая деятельность, в которой дети смогут применять полученные знания о свойствах цвета;

создание в группе доброжелательной и творческой атмосферы.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

метод теоретического анализа научной литературы по педагогике,

психологии, искусствоведения, физики;

изучение и обобщение передового педагогического и психологического опыта по страницам педагогических и психологических журналов;

беседа с детьми;

наблюдение;

эксперимент;

анализ продуктов изобразительной деятельности детей

База исследования:

МДОУ №38 г. Солнечногорска, старшие группы: №5 (20 человек) и №6 (20 человек).


 

Содержание и методика экспериментальной работы

 

На основе теоретического изучения и анализа литературы, в частности исследований Венгера Л.А., Игнатьева Е.И., Комаровой Т.С., Пантелеевой Л.В., Сакулиной Н.П., Флериной Е.А. и других ученых, было выявлено положительное влияние развития цветовосприятия у детей на формирование и развитие чувства цвета, художественных способностей, нравственно-эстетических качеств личности ребенка.

Исследователями также было установлено, что работа по развитию чувства цвета не должна ограничиваться только занятиями по изобразительной деятельности в детском саду. В эту работу также должны быть включены беседы с детьми, рассматривание картин художников-живописцев, наблюдения за окружающей природой, дидактические игры и упражнения на развитие чувства цвета и др.

Концепция нашей опытно-экспериментальной работы строятся на признании положения о том, что развитие чувства цвета и использование его детьми, как средства, позволяющего с наибольшей полнотой выразить свое видение и отношение к окружающему, является одной из важнейших задач детского изобразительного творчества.

Однако, не смотря на то, что вопрос развития чувства цвета в условиях обычного детского сада довольно широко изучен и разработано немало методик по развитию чувства цвета, на практике оказалось, что в работе с детьми не создаются необходимые психолого-педагогические условия для развития чувства цвета. Поэтому возникла необходимость в разработке серии занятий, направленных на развитие чувства цвета, обогащение представлений о цвете и живописи у детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №38 г. Солнечногорска в течение 6-ти месяцев (с декабря 2008г. по май 2009 г.) в старших группах №5 и №6. Занятия проводились 1-2 раза в неделю, продолжительностью 25-35 минут (в зависимости от творческого интереса детей).

Выборку эксперимента составило 40 детей 5-6 лет, разделенных на две группы по 20 детей в каждой: экспериментальная (группа №6) и контрольная (группа №5).

Вся экспериментальная работа была проведена в три этапа:. Констатирующий эксперимент, проводился в обеих группах, целью его было выявить:

уровень развития чувства цвета посредством анализа детских работ;

представления детей о выразительных и изобразительных свойствах цвета в живописи с помощью бесед и рассматривания с последующим совместным анализом репродукций картин художников-живописцев;

уровень дифференциации в названиях цветового тона путем дидактической игры «Сравни цвета и назови».. Формирующий эксперимент, проводился только в экспериментальной группе и был разделен на две части (две серии занятий):

Первая серия занятий формирующего эксперимента называлась «Формирование навыков смешения красок на палитре», целью данной серии было - развивать у детей восприимчивость глаза к цвету, краскам, их оттенкам; развивать представления об изобразительных свойствах цвета; формировать навыки смешения красок на палитре и получения новых цветов и оттенков.

Методы, которыми мы пользовались в этой серии занятий:

рассматривание репродукций картин художников;

наблюдения за явлениями и объектами в природе;

показ смешения красок на палитре педагогом;

самостоятельная творческая деятельность детей;

дидактические игры.

Вторая серия занятий называлась «Развитие представлений о выразительных свойствах цвета», ее целью было развивать у детей представления о «теплых» и «холодных» цветах, о различных сочетаниях цветов; развивать умение понимать настроение картины через цвет.

Методы, используемые нами в этой серии занятий:

наблюдения за явлениями и объектами в природе;

беседы о роли цвета в природе, жизни человека;

рассматривание репродукций картин художников;

дидактические игры;

чтение детям художественных произведений, раскрывающие выразительные характеристики цветов;

загадки и рассказы, составляемые самими детьми, в которых присутствует описание настроения цвета.

Материалом и оборудованием в формирующем этапе были акварельные и гуашевые краски, листы бумаги формата А4, тонкие и толстые кисти, баночки с водой, палитры, восковые мелки; репродукции картин художников, произведения художественной литературы и т.д.

Большинство занятий было проведено комплексно: с использованием музыки, поэзии, живописи. Все занятия строились на игровых моментах, с использованием наглядного материала, на занятиях создавалась положительная психологическая атмосфера, в которой детям было комфортно и интересно.. Контрольный эксперимент, проводился в обеих группах, целью его было выявление изменения в уровне развития чувства цвета у детей посредством анализа детских работ.

Для анализа детских работ использовались критерии анализа и оценки рисунков детей старшего дошкольного возраста по формированию у них чувства цвета, разработанные А.В. Размысловой [31; 50-51]:

соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче;

передача цветовых соотношений, близких к реальным;

наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях;

использование в рисунках различных оттенков цвета;

передача насыщенности цвета;

количество используемых цветов.

Далее приведены уровни развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с заявленными критериями.

Высокий уровень чувства цвета:

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче.

Передача цветовых соотношений, близких к реальности.

Наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях.

Наличие гармоничного соотношения цветового решения узора с фоном.

Использование в рисунках различных оттенков цвета.

Передача насыщенности цвета.

Количество используемых цветов в соответствии с изобразительной задачей.

Овладение детьми правильной техникой работы с художественными материалами, позволяющей создавать и применять разные цвета и оттенки.

Умение накладывать краски в одном направлении.

Умение закрашивать изображения без просветов, заполняя последовательно всю поверхность.

Умение размывать краски с целью получения оттенков цвета, добавлять белила в основной цвет при рисовании гуашью.

Нормативный уровень:

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда.

Цветовые соотношения, близкие к реальному, но бывают отступления.

Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях.

Использование в рисунках различных оттенков цвета.

Количество используемых цветов небольшое.

Правильная техника работ предлагаемыми художественными материалами применяется не всегда.

Низкий уровень:

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда.

Цветовые соотношения, близкие к реальному, но бывают отступления.

Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях.

Количество используемых цветов небольшое.

Правильная техника работы предлагаемыми художественными материалами применяется не всегда.

 

Заключение

 

На основании поведенной работы можно сделать следующие выводы.

Результаты экспериментальной работы подтверждают гипотезу о том, что развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста происходит при соблюдении следующих условий:

при проведении с детьми систематических занятий по ознакомлению со свойствами цвета;

при проведении целенаправленных наблюдений с детьми за явлениями и объектами в природе с целью обогащения их представлений о цветовом многообразии окружающего мира;

при ознакомлении детей с произведениями живописи с целью развития представлений о возможностях цвета и цветосочетаний в передаче замысла художника;

при использовании различных дидактических игр и упражнений по развитию чувства цвета;

при предоставлении детям возможности применять полученные знания и умения в рисовании;

при создании в группе доброжелательной и творческой атмосферы.

Теоретическая и экспериментальная работа позволила выявить следующие психолого-педагогические основы развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста:

детям доступны знания об основных изобразительных свойствах цвета (тон, светлота, насыщенность, яркость) и выразительных свойствах цвета (разделение цветов на «теплые» и «холодные», гармоничные и негармоничные сочетания цветов и т.д.);

детям доступны знания и навыки получения новых цветов и оттенков при смешении красок на палитре;

к 5-6 годам у ребенка хорошо сформирован зрительный анализатор и дети обладают большими возможностями в области восприятия основных и промежуточных цветов спектра;

соотнося цвет с характерными явлениями действительности, дети воспринимают его, как средство выражения конкретного содержания;

при систематическом обучении дети дошкольного возраста легко ориентируются не только в основных цветах, но и в оттенках одного и того же цвета;

у детей 5-6 лет есть необходимые предпосылки для развития эстетического восприятия цвета, его сочетаний.

Анализ экспериментальной работы позволил выделить следующие особенности в развитии чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью:

познакомившись с выразительными возможностями цвета и отображая эмоции через символический строй цветовых соотношений, у детей повышается уровень овладения живописными средствами и приемами в решении тем эмоционального содержания: настроения, чувств, переживаний;

полноценное развитие восприятия цвета ребенком осуществляется только тогда, когда он сам получает возможность убедиться в цветовом многообразии окружающего мира;

развитие чувства цвета у детей должно происходить без закрепления цветовых шаблонов, что способствует получению большего эстетического наслаждения от красоты индивидуального образа предмета или явления и более творческому подходу в выборе выразительных и изобразительных средств в своей художественной деятельности;

детей на занятиях по рисованию необходимо научить самостоятельно выбирать краски и смешивать их для получения нужных цветов и оттенков;

ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно;

работа по развитию чувства цвета у детей должна сопровождаться сказкой, игрой, музыкой;

в начале обучения у детей необходимо сформировать представления об изобразительных свойствах цвета, научить использовать их в своей работе и только затем развивать представления о выразительных свойствах цвета.


 

Список литературы

 

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1974. - 201 с.

.   Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству/ Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 3. - С.23-27.

.   Аллаярова И.Е. Симфония красок. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. - 64 с.

.   Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968. - 379 с.

.   Афанасьева С. Напитать душу красотой / С. Афанасьева // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 6. - С.54-61.

.   Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. - 363 с.

.   Венгер Л.А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве /Л.А. Венгер, И.Д. Венев // Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969. - 112 с.

.   Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по цвету/ Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 9. - С.11-12.

.   Вершинина Н.А. Формирование у детей понимания эмоционального содержания живописных картин // Проблемы культуры, языка, воспитания / Отв. ред. А.И. Есюков. - Архангельск: ПМПУ, 1996. - Вып. 2. - С.156-166.

.   Вибер Ж. Живопись и ее средства. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961. - 224 с.

.   Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985. - 480 с.

.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Спб.: Союз, 1997. - 96 с.

.   Гете И. В. Учение о цветах // Лихтенштадт В.О. Гёте. Петербург: Гос. издательство, 1920. - 335 с.

.   Гладкова Л. Рисуем и лепим/ Л. Гладкова // Ребенок в детском саду, 2003 - №6, - С.51-54.

.   Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999. - 225 с.

.   Гудина Н. С. Рисуем песню/ Н.С. Гудина // Воспитатель, 2008 - №9, - С.35-37.

.   Дерибери М. Цвет в деятельности человека / Пер. с фр. А.М. Григорьева. М., 1964. - 246 с.

.   Дидактические игры на занятиях по изобразительной деятельности // Воспитатель, 2008 - №12, - С.56-60.

.   Доронова Т.Н. Занятия по развитию изобразительной деятельности с детьми 5-6 лет/ Т.Н. Доронова //Дошкольное воспитание, 2000 - №1,- С.34-37.

.   Евдокимова Е.С. Изобразительная деятельность как средство формирования гуманистической направленности личности дошкольников // Культура и образование. - Волгоград: Перемена, 1995. - С. 50-52.

.   Железняков В. Цвет и контраст. - М.: ВГИК, 2000. - 157 с.

.   Знакомим с натюрмортом (Большое искусство - маленьким): Учебно-наглядное пособие /Авт.-сост. Н.А.Курочкина. - 2-е изд. - Спб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2000. - 24 с.

.   Зубарева Н.М. Отношение детей к картине/ Н.М. Зубарева // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 5. - С.16-18.

.   Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета / Пер. с англ. Д.А. Шкловера. М., 1964. - 229 с.

.   Игнатьев Е.И. Восприятие и воспроизведение цвета детьми дошкольного возраста при обучении рисованию/ Е.И. Игнатьев // Вопросы психологии, 1957, - №1, - С.11-16.

.   Иоханнес Иттен. Искусство цвета / Пер. с немецкого Л. Монаховой, М.: Д. Аронов, 2000., 350 с.

.   Истомина 3.М. Восприятие и называние цвета.- Изд-во АПН РСФСР, вып.113. М., 1960. - 110 с.

.   Казакова Т.Г. Детское творчество - мир ярких образов/ Т.Г. Казакова // Дошкольное воспитание, 1993 - №4, - С.58.

.   Кандинский В.В. О духовном искусстве. М., 1992. - 250 с.

.   Клюева И. Рождение жар-птицы/ И. Клюева // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 7. - С.123-125.

.   Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 144с.

.   Комарова Т.С. Рисование 5-6 лет. Ч. 1,2. М., 1997. - 170 с.

.   Комарова Т.С. Чувство цвета/ Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание, 1962 - №6, С.48-52.

.   Кондратенко Н. Изобразительная деятельность ребенка глазами детских поэтов/ Н. Кондратенко // Ребенок в детском саду, 2002 - №4, - С.57-59.

.   Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». - Спб.: Изд-во «Акцидент», 1996. - 112 с.

.   Мальцева Р.А. Изостудия в детском саду/ Р.А. Мальцева // Воспитатель, 2008 - №3, - С.76-79.

.   Миннарт М. Свет и цвет в природе. М., 1969. - 196 с.

.   Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С.Комаровой. - М., 1979. - 188 с.

.   Моисеева Л.А. Мир искусства/ Л.А. Моисеева // Воспитатель, 2008 - №9, - С.84-85.

.   Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 223 с.

.   Мухина В.С. Красивое - хорошее искусство. М.: Просвещение, 1964. - 123 с.

.   Ознакомление дошкольников с графикой и живописью / Под ред. Грибовской А.А. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.

.   Пантелеева Л.В. Развитие чувства цвета у детей 5-7 лет (в процессе их художественной деятельности). М. 1969. -250 с.

.   Пантелеева Л.В. Формирование чувства цвета у детей 5-7 лет / Художественное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1974.- 175 с.

.   Пилюгина Э. Г. К вопросу о ранних явлениях сенсорной сензитивности в младенческом возрасте/ Э.Г. Пилюгина // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976. - 267 с.

.   Постоева Л., Лукина Г. Разноцветный мир /Л. Постоева, Г. Лукина // Ребенок в детском саду, 2008 - №3, - С.68-72

.   Приходько Е.Г. Зачем и как знакомить детей с цветом: Методические рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педагогических вузов/ Е.Г. Приходько. - Краснодар, 1993. - 155 с.

.   Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., «Мозаика - синтез», 2006. - 194 с.

.   Розова С. Чудесный мир красок/ С. Розова // Ребенок в детском саду, 2002 - №5, - С.60-68

.   Розова С. Чудесный мир красок/ С. Розова // Ребенок в детском саду, 2002 - №4, - С.54-56

.   Русакова Т. Г. Комплекс педагогических методов и приемов формирования основ цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. - 168 с.

.   Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965. - 261 с.

.   Сакулина М.П. Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1965. - 365 с.

.   Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1998. - 80 с.

.   Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника/ А.П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. - 265 с.

.   Флерина Е.А. Детский рисунок. М.: Новая Москва, 1924. - 80 с.

.   Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956. - 280 с.

.   Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., 1977. - 275 с.

.   Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи.- М.: Просвещение, 1992. - 126 с.

.   Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка - задачи воспитания/ Н.М. Щелованов // Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960. - 213 с.

.   Яньшин В. Цвет как фактор психической регуляции/ В. Яньшин // Московский психологический журнал, 2004 - №2. - С.36-38

.   Яшухин А.П. Живопись. М.: Просвещение, 1985. - 288 с.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью

Цвет, применение его изобразительных и выразительных свойств в живописи

Понятие и значение чувства цвета в изобразительной деятельности

Развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение вопроса развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью

Содержание и методика опытно-экспериментальной работы

Формирование навыков смешения красок на палитре

Развитие представлений о выразительных свойствах цвета

Заключение

Список литературы


 

Введение

 

Цвет окружает человека на протяжении всей жизни, оказывая на него огромное влияние с самого рождения. Будучи «языком» природы и живописи, цвет является одним из главных средством выражения всей красоты и богатства окружающего мира.

Развитие чувства цвета, как умения выделять, называть различные цвета и оттенки, умения группировать их по разным признакам, умения видеть и понимать гармонию, настроение цветовых соотношений в природе и живописи, играет важную роль в эстетическом и сенсорном развитии ребенка. В свою очередь, эстетическое развитие способствует благоприятному психическому развитию ребенка, развитию его художественных способностей.

Процесс восприятия и развития чувства цвета детьми в изобразительной деятельности изучали многие психологи: Л.А. Венгер, Е.И. Игнатьев, З.М. Истомина, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина и др.; искусствоведы и художники: Н.Н. Волков, В.В. Кандинский, И. Иттен и др.; педагоги: Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.В. Пантелеева, Е.А. Флерина, Е.Г. Приходько, Н.П. Сакулина и др.

Исследования ученых в области детского цветовосприятия подтверждают необходимость проведения целенаправленной педагогической работы по развитию чувства цвета у детей дошкольного возраста. Вместе с тем, существующая в детских садах система работы с детьми в области изобразительной деятельности не обеспечивает развития чувства цвета, как одного из условий, необходимых для развития творчества и личности ребенка в целом.

На основе данного противоречия возникла необходимость в разработке проблемы нашего исследования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие развитию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить условия развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью.

Объект исследования: художественно-творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и предметом исследования были выделены следующие задачи:

. Изучить изобразительные и выразительные свойства цвета, их применение в живописи.

. Раскрыть понятие и роль чувства цвета в изобразительной деятельности.

. Изучить особенности цветовосприятия и условия развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что развитию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие условия:

проведение с детьми систематических занятий по ознакомлению со свойствами цвета;

побуждение детей воспринимать и понимать красоту окружающего мира посредством целенаправленных наблюдений за явлениями и объектами в природе;

ознакомление детей с произведениями живописи с целью обогащения представлений о возможностях цвета в передаче замысла художника;

использование дидактических игр и упражнений с детьми, обогащающих опыт восприятия цвета и развивающих чувство цвета;

активная художественно-творческая деятельность, в которой дети смогут применять полученные знания о свойствах цвета;

создание в группе доброжелательной и творческой атмосферы.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

метод теоретического анализа научной литературы по педагогике,

психологии, искусствоведения, физики;

изучение и обобщение передового педагогического и психологического опыта по страницам педагогических и психологических журналов;

беседа с детьми;

наблюдение;

эксперимент;

анализ продуктов изобразительной деятельности детей

База исследования:

МДОУ №38 г. Солнечногорска, старшие группы: №5 (20 человек) и №6 (20 человек).


 

Глава 1. Теоретические основы развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.1 с.)