Цвет, применение его изобразительных и выразительных свойств в живописи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цвет, применение его изобразительных и выразительных свойств в живописи



 

Искусство играет огромную роль в жизни человека, оно является особым способом познания и отражения окружающего мира, частью духовной культуры всего человечества. Через художественно-образные формы в искусстве отражаются целые эпохи, история человечества, сознание и мировоззрение людей; через искусство человек передает свои переживания, мысли, идеи… Искусство дает человеку возможность почувствовать себя творцом, дает возможность выходить за пределы обыденности, создавать новую реальность и отражать настоящую.

У каждого вида искусства (театр, музыка, литература, кино, архитектура, изобразительное искусство и т.д.) есть свое главное средство передачи информации, с помощью которого автор, творец воздействует на зрителя. Например, в музыке этим средством является звук, в литературе - слово, в архитектуре - форма. В живописи, как особом виде изобразительного искусства (искусства создания художественных образов через статическое изображение окружающей действительности), главным средством изобразительности и выразительности является цвет.

Живопись (от рус. «живо» и «писать») - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; а также произведения искусства, выполненные такими способами.

«Живопись - это образы в цвете, поэма в красках…» [42; 94]

От других видов изобразительного искусства (графики, скульптуры и др.) живопись отличается тем, что, не смотря на свою иллюзорность, через цветовой аспект она способна в одно мгновение передать почти бесконечную информацию. Живопись способна передавать на плоскости объем и пространство, природу, раскрывать мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полет фантазии.

Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX-XXI в. [62; 14]

Если мы проследим историю живописи, то увидим, что в ней, наряду с изменениями в тематике, проблематике живописи, красной нитью проходят вопросы символики цвета в живописи, вопросы искусства владения цветом (колоритом). У истоков культуры цвет был равноценен слову, так как служил символом различных вещей и понятий, а наиболее устойчивыми цветовыми символами оказывались самые простые или основные цвета.

В античную эпоху главным назначением живописи было стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек. Живопись служила для украшения храмов, жилищ, гробниц и других сооружений. В то время главным принципом мироздания считалась гармония, отражение этого принципа пришлось и на живопись. В цвете гармония выражается единством цветового тона, когда все цвета сближены как бы общим налетом, каждая краска или разбеливается (на задних планах), или зачерняется, или смягчается подмешиванием другой краски. [21; 27]

Средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Цвет служил своего рода знаком, отличающим определенные объекты. По отношению к различным цветам существовала такая же иерархия, как и во всех других областях жизни. Были цвета «главные, божественные»: белый, золотой, пурпурный, красный и синий, а также желтый (он изображал золото). Ниже на иерархической лестнице стояли зеленый и черный. Такие же цвета, как серый, коричневый и им подобные, будто бы не замечались вовсе и их старались не использовать. [11; 20]

В работах художников XV-XVI веков Леона Батиста Альберти (1404-1472) и Леонардо да Винчи (1452-1519) были затронуты вопросы, не потерявшие своей актуальности до наших дней:

) всевозможные цветовые явления в природе и живописи, влияние освещенности на цвет, рефлексы, воздушная перспектива, взаимодействие цветов (цветовая индукция, цветовые контрасты, цвет человеческого тела, некоторые особенности зрительного восприятия цвета иррадиация, адаптация и краевой контраст);

) вопросы цветовой эстетики применительно к живописи, т.е. какие сочетания цветов следует считать гармоничными, а какие - нет. [21; 32]

Процесс развития европейской живописи в XVII - XVIII вв. усложняется. Живопись провозглашала новые социально-гражданские идеалы, углублялись психологическая проблематика, ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека, привело к четкому формированию системы жанров: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр и т. д.

После создания Ньютоном объективной физической основы систематики цвета живописцам открылись новые техники передачи цветовых решений (например, оптическое сложение цветов). [11; 37] Несколько позже именно учение Ньютона побудило Гете приняться за исследование цвета, в результате чего возникла физиологическая оптика и учение о психологическом воздействии цвета.

В XIX в. живопись играла активную роль в общественной жизни. Живопись романтизма отличалась активным интересом к драматическим событиям истории и современности, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита.

В конце XIX-XX вв. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Появляется абстрактная живопись, которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.

В XX в. продолжается поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что, несомненно, приведет к появлению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник художников. [21; 39]

Почему же цвет является таким важным, основополагающим элементом в живописи? Ответ на этот вопрос можно найти на стыке нескольких наук, например, физики, физиологии, психологии, искусствоведения и др. Искусствовед Валентин Железняков отметил, что феномен цвета рассматривался всегда с двух позиций. С одной стороны, цвет относится к физическим свойствам реальности, он может быть измерен с помощью приборов, и в этом качестве цвет имеет объективное значение. С другой стороны, цвет - это субъективное психофизиологическое ощущение, которое воплощается в определенные эмоциональные состояния, различные у разных людей; причем эта его неоднозначность и представляет для изобразительного искусства, в частности, для живописи, главный интерес. [21; 45] Но рассмотрим всё по порядку.

В природе цвет идет рука об руку со светом. Как четко выразился художник-живописец Н.П. Крымов: «Если цвет не освещен - его не существует». Согласно современной науке, самосветящиеся тела (солнце, звезды, пламя и пр.) состоят из молекул, которые находятся в постоянном вибрационном движении. Эти вибрационные движения образуют так называемые световые волны (лучи), которые, достигая сетчатки глаза, вызывают ее раздражение, передаваемое мозгу и сознанию, как ощущение света. Каждый разложенный белый луч дает семь цветных лучей спектра, каждый из которых имеет свою определенную длину (длина волны связана со скоростью световой частицы - фотоном; чем выше энергия фотона, тем короче длина волны). В соответствии с этой длиной, цвет можно представить как проявление и конкретизацию света в более или менее уплотненной форме (длина волн цветных лучей уменьшается от красного к фиолетовому). [11; 50]

Предметы, разлагая падающие на них белые лучи на цветные, поглощают те из них, длина которых короче световых волн самого предмета, и отражают остальные, более длинные. Например, если тело по своей молекулярной структуре, может поглотить шесть световых лучей из семи, кроме красного, то оно отразит красный цвет, и само станет красного цвета. Таким образом, можно сделать вывод, что любая окраска предмета зависит от освещения и от воспринимающего глаза. То есть при освещении красного предмет красным светом, предмет станет еще более ярким, а при освещении его зеленым светом (при этом зеленый цвет, имея более короткие световые волны, поглотится красным), предмет станет очень темным, почти черным. [24; 30]

На основе этих разнообразных свойств цвета, законов создания цвета, построены все техники и направления живописи, техники получения различных оттенков цвета, техники смешения цветов и т.д. И именно на основе способностей света, световых лучей воздействовать на окружающие объекты, проникать в них и взаимодействовать с их молекулярной структурой, строится также влияние цвета на психофизиологию человека, его настроение, чувства… [63] Даже в природе цвет имеет свое целенаправленное значение. Например, желтый цвет, в сочетании с черным, придает окраске животного (тигра, например, или осы) сигнальную функцию, предостережение об опасности. Желтый цвет, как световой луч, имеет короткую длину волны, соответственно, высокую энергию фотонов, что на молекулярном уровне стимулирует в живом организме различные процессы, в том числе химические и интеллектуальные. В результате восприятия такого сигнала, любой здоровый организм должен получить приток энергии, возбуждение в коре головного мозга, и в конечном итоге, сигнал предостережения. [37; 51]

Но вернемся к свойствам цвета, которые используются в живописи художниками для создания в своих работах наиболее реалистичных, разнообразных визуально и эмоционально, образов.

По мнению искусствоведа Волкова Н.Н., «живопись надо стараться понять как язык и полюбить как особый язык, не переводимый целиком на слова, но так же, как и слова, говорящий о мыслях, чувствах и представлениях человека. Изобразительный язык - не сумма бросающихся в глаза внешних признаков, таких, например, как вытянутые пропорции, вихреобразный мазок, преобладание голубых или преобладание розовых красок. Внешние формы становятся элементами языка живописи только благодаря тому, что они выражают чувства, мысли, представления.» [11; 265]

Если бы все картины писались монотонными цветами, ничем не отличающимися друг от друга, то картины напоминали бы детские рисунки, в которых художник пользуется только основными цветами светового спектра (условно белый свет можно поделить на 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый) и, дополнительно, черным и белым. [24; 29] Но, однако, картины настоящих художников как раз тем и отличаются, что используя всё те же основные спектральные цвета, художник добивается широкой цветовой гаммы, огромного изобилия различных оттенков и сочетаний цветов. Так за счет чего художники из семи цветов получают в своих работах сотни и тысячи цветовых оттенков?

Цвет в живописи - средство изобразительности и выразительности. Весь красочный и многогранный изобразительный «язык» живописи основан на простых изобразительных (выражающие объективные физические свойства предметов) свойствах цвета, к которым относятся:

яркость цвета;

насыщенность (интенсивность) цвета;

светлота цвета;

цветовой тон (оттенок).

Как мы уже говорили, условно белый свет делится на семь основных цветов (хроматические цвета), которые и являются цветами в истинном понимании этого слова. Промежуточные цвета (светло-голубой, темно-зеленый и др.) являются оттенками основных цветов. Хроматичность, другими словами, - это сочность цвета, количество цвета в цвете.

Белый, черный и серый (ахроматические цвета) по сути, не являются цветами, они представляют собой крайние степени яркости любого хроматического цвета. При снижении яркости любой цвет стремится к черному цвету (к отсутствию цвета как такового, к темноте), при увеличении яркости - к белому. Иначе говоря, цвет без цвета является ахроматическим («не цветным»).

Насыщенность - степень приближения цвета к спектральному. Например, чем ближе синий цвет к спектральному синему цвету, тем он насыщеннее, интенсивнее. Чем меньше в хроматическом цвете примеси ахроматического (белого, черного), тем чище, насыщеннее цвет.

Светлота - это степень приближения цветов к белому. Хроматические цвета обладают различной светлотой. Например, желтый цвет и его оттенки значительно светлее коричневых, фиолетовых, синих цветов. Светлота может находиться в прямой зависимости от насыщенности цвета (например, светло- и темно-красный помидор). [3; 9]

Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же цветовому тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную - фиолетовым.

На основе перечисленных изобразительных свойств цвета построено большинство техник, с помощью которых художники получают различные оттенки одного цвета, новые цвета и т.д. Смешение цветов - одна из главных проблем в живописи, так как редко мы можем встретить цвета в чистом, спектральном, виде (как в природе, так и в живописи), чаще всего мы имеем дело с оттенками цветов и смешанными цветами. Поэтому встает вопрос получения разнообразных, соответствующих реальным, цветов и их оттенков непосредственно на практике. [62; 15-16]

В живописи нужный цвет можно получить разными способами, например, простым наложением на бумагу краски определенного цвета в чистом виде без смешения с другими красками. Но чаще всего искомый цвет получают путем смешивания двух и более красок. Получение нужных цветов и оттенков может достигаться механическим (при смешивании красок на палитре) и оптическим путем (при нанесении тонкого слоя просвечивающей краски поверх высохшей, ранее нанесенной краски). [3; 11-12]

Из смешения всего двух любых красок можно получить десятки разных цветов и оттенков, в зависимости от количества используемой краски, соотношения красок. Не смотря на то, что в цветовом спектре выделяется семь основных цветов (цвета радуги), для художника-живописца главными являются всего три хроматических цвета: красный, желтый, синий. [3; 8] Смешивая эти цвета между собой и добавляя основные ахроматические цвета (белый и черный), художник способен получить все существующие и не существующие в природе цвета. Главное в этом - уметь почувствовать «составляющую» цвета (из комбинации каких цветов состоит задуманный или увиденный в природе цвет) и умение получить этот цвет при работе с красками (чувство цвета).

Подробно рассмотрев роль цвета и применение его изобразительных свойств в живописи, приступим к изучению выразительных свойств цвета, воздействие цвета на психофизиологию человека.

Чтобы понять, почему цвет является главным выразительным средством в живописи и оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека, необходимо рассмотреть цвет с точки зрения психологии и физиологии.

Раскрывая специфику воздействия цвета на человека, следует выделить два вектора воздействия: первый вектор обусловлен непосредственным влиянием цвета на физиологические процессы, происходящие в организме под влиянием цвета; второй вектор - это ассоциации, которые вызывает цвет на основе опыта человека, это нравственная оценка, эмоциональное восприятие человеком того или иного цвета. [21; 60]

Воздействие цвета на физиологические процессы в организме человека обусловлено проникновением в наш организм элементарных цветовых частиц - фотонов, которые вызывают определенные биохимические реакции в тканях, стимулируют важные железы, порождают гормоны, регулируют обмен веществ. Такое физическое воздействие цвета было неоднократно подтверждено экспериментами физиологов и психологов (например, профессорами Кравковым, Глойзманом), оно интенсивно используется цветотерапией. М. Деребире приводит такое описание влияния цвета на психику, обусловленное изменениями физиологических процессов. [17; 34]

Красный цвет оказывает стимулирующее действие на органы кровообращения, возбуждающе действует на нервную систему, повышает вегетативные функции: учащает дыхание и пульс, повышает давление; создает ощущение праздника, повышает тонус, но может оказывать и устрашающее воздействие, вызывать чувство страха, раздражать.

Жёлтый цвет оказывает стимулирующее воздействие на мозг, вызывает возбуждающее напряжение, требующее разрядки; повышает настроение.

Оранжевый цвет - самый динамичный, обостряет восприятие, ускоряет пульсацию крови, не влияя при этим на кровяное давление; повышает тонус и настроение, создает ощущение тепла, лета.

Синий цвет значительно снижает давление, частоту дыхания, снимает мышечное напряжение и хорошо действует на глаза; снижает раздражимость, успокаивает.

Зеленый цвет влияет на нервную систему, снимая раздражительность, усталость, бессонницу, понижает кровяное давление и поднимает тонус и настроение. Так как зеленый находится в центре спектра, между теплыми и холодными цветами, его воздействие носит одновременно освежающий и успокаивающий характер.

Голубой цвет оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему, может снизить давление, уменьшить частоту пульса и дыхания.

Фиолетовый цвет оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, иногда угнетающее. [26; 80]

Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета на психику человека, был И. Гёте, который как поэт смог убедительно прочувствовать «настроение» цвета, способности цвета вызывать в человеке те или иные чувства, состояния. Так, например, он считал, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе. [13; 67] Но на наш взгляд, не стоит забывать о том, что любой цвет воспринимается человеком всегда индивидуально, через призму субъективных, присущих человеку именно на момент восприятия, факторов: состояние здоровья, настроение, ассоциативное отношение к цвету.

На этот счет интересны идеи психологов о влиянии настроения человека на восприятие и выбор цвета в одежде. Возьмем в пример красный и синий цвета. Красный - цвет обольщения и опасности, энергии и мятежа, он повышает вегетативные функции: учащает дыхание и пульс, повышает давление. Он беспокойный и воодушевленный, соответствующий быстро возбудимому темпераменту. Его предпочтение говорит о стремлении и способности к активному действию, борьбе, либо о том, что человек просто не может сейчас позволить себе покой. Если красный отвергается, причиной может быть физическое и нервное истощение. В противоположность красному синий цвет значительно снижает давление, частоту дыхания, снимает мышечное. В психологическом плане снимает тревогу и возбуждение, уменьшает аппетит. Явное предпочтение синего говорит о физическом или психическом переутомлении. Если его отвергают, значит, потребность в покое и доверительных отношениях не удовлетворена, и тревога, порождаемая этим фактом, не дает человеку расслабиться.

По мнению К. Гольдштейна, эмоциональный компонент реакции на цвет является частью целостной реакции организма. [61; 4]

Как красиво выразился о цвете Иоханнес Иттен: «Первоначальная сущность цвета представляет собой сказочное звучание, музыку, рождённую светом». «Цвет жизненно важен для медиков и художников, психологов и строителей, ученых и политиков. Цвет синонимичен душевным состояниям, цвет родственен психическим процессам, цвет близок самому важному, самому глубокому, наиболее истинному в наших душах».

Цвет жизненно необходим всякому, он питает тело и поддерживает душу. Цвет глубочайшим образом включен в культурные традиции и биологически связан с психогенетическим кодом каждого человека.

Через цвет с нами разговаривает весь мир, природа, искусство. Художники стремятся в своих картинах передать через цвет всю гамму своих чувств, настроение и атмосферу ситуации. Зная особенности каждого цвета, можно сформировать и вызвать определенный образ, эмоции, ассоциации. [29; 46]

Художники, создавая полотна, всегда используют знания о свойствах цвета и свои открытии в этой области, но порой восприятие цвета картины зависит от неуловимых нюансов, которые трудно проанализировать. Например, в разные времена и в разных странах один и тот же цвет может иметь разную символику и оказывать на психику людей разное воздействие. Так, в России и других странах черный цвет означает горе, смерть, печаль; белый - чистоту, невинность; зеленый - надежду и т. п. А в Китае и некоторых странах Азии и Африки белый цвет является цветом траура, в Египте цветом траура считается красный цвет. Поэтому художникам всегда важно знать не только свойства цвета и его воздействие на психофизиологию человека, но и представлять себе менталитет, сознание зрителя, который будет воспринимать образы картины, ее цвета.

В современной живописи по психологической характеристике цвета принято разделять на теплые и холодные, активные и пассивные, легкие и тяжелые, спокойные и тревожные и т.д.

Понятие тепло-холодности является наиболее общим для психологии

восприятия цвета. Оно тесно связано с ощущением человеком температуры

своего тела, тепла и холода в окружающей среде.

Теплая цветовая гамма передает, прежде всего, положительные, теплые, радостные эмоции; она включает в себя красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеются хотя бы частички, оттенки этих цветов. [62; 33]

Холодная цветовая гамма передает успокаивающие, угнетающие. «темные» эмоции; она включает в себя синие, голубые, зеленые, фиолетовые цвета и их оттенки.

Способность восприятия теплых и холодных цветов формируется прижизненно, в результате освоения человеком культуры, то есть через воспитание, обучение и личный опыт деятельности с цветом, через развитие чувства цвета.

Рассмотрев в данном параграфе изобразительные и выразительные свойства цвета, раскрыв особенности влияния цвета на психофизиологию человека, мы пришли к выводу о том, что художнику, желающему воздействовать на зрителя через цвет в своих картинах, необходимо знать не только изобразительные свойства цвета, техники смешения и получения разных оттенков, но и уметь чувствовать цвет, его настроение, уметь создавать гармоничные сочетания цветов в своих картинах.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.04 с.)