Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика результатов опытно-экспериментальной работы ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Создание педагогических условий, оптимизирующих развитие художественно-творческих способностей, - это ряд мер, реализованных коллективом лицея в образовательном процессе: · взаимодействие учителя и учащегося, создание ситуаций успеха; · моделирование учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития творческих умений школьников; · снятие психологических барьеров, блокирующих раскрытие творческого потенциала школьника; · постоянное поощрение оригинальных детских идей; широкое использование приемов развития дивергентного мышления, воображения и др.; · стимулирование творческой деятельности и самостоятельности школьников. Основными принципами, позволяющими результативно решать поставленные задачи, явились принципы культуросообразности, природосообразности, дополнительности. Нами была взята на вооружение технологическая карта-схема подготовки и проведения занятия по развитию творческих умений школьников (табл. 4). Педагоги стремились воспитать человека-интеллигента, который сможет реализовать в будущей жизнедеятельности свой творческий потенциал.
Таблица 4. Технологическая карта-схема подготовки и проведения занятия по развитию творческих способностей
В опытно-поисковой работе каждый из «шагов» имел значимость для развития художественно-творческих способностей старшеклассников. О том, что программа развития художественно-творческих способностей была принята как, мы судили по делам учеников, высказываниям, творческой активности.
Приведем фрагмент выступления Даньшиной К. на диспуте «Нужны ли сегодня нашему обществу творческие люди?»: «Человечество приближается к столь высокой организации общества, что любая личность становится необходимой. Ведь в каждой личности заключается Вселенная, любая личность - единственна и неповторима во всей истории Земли. Наши прекрасные и высокие цели будут приносить пользу, добро и радость людям, а дела - обогащать смысл жизни. Творческие люди всегда составляли соль Земли». Мы стремились к снятию ограничений, барьеров, подавляющих творческий рост детей: гибкость в организации учебного процесса, вариативность программ создавали мотивационные предпосылки в восхождении ученика к творческим потребностям. Мы понимали, что усложнять программу путем увеличения учебной нагрузки возможно только до определенного предела, и этот путь в эксперименте не использовался. Развитию художественно-творческих способностей старшеклассников способствовало включение их в художественно-творческую деятельность. Интеллектуальная рефлексия обеспечивала и более высокий уровень познания, и способствовала развитию творческих способностей. Произошли изменения в управлении детским коллективом на основе использования получаемой педагогами по результатам диагностики информации о детях и коллективе. Она использовалась в целях, с одной стороны, «стратегического» управления, связанного с изменением структуры коллектива, организацией деятельности и общения его членов, регулированием его внешних связей, с другой - повседневного, оперативного управления с учетом ситуаций, непрерывно возникающих в ученическом коллективе.
Актуализировались социально-психологические функции, направленные на формирование у педагогического коллектива таких социально-психологических состояний и свойств, которые необходимы для продуктивной работы. В формирующем эксперименте особое внимание для развития художественно-творческих способностей старшеклассников уделялось использованию следующего методического приема: детям предоставлялась возможность активно задавать вопросы. Умение школьника задавать вопросы свидетельствует о проблемности мышления учащегося. В вопросе отражается возникшая интеллектуальная и практическая задача. Характер вопросов ученика позволял нам судить не столько о его знаниях и представлениях, сколько о направлении его познавательной активности. Мы разработали серию вопросов для развития воображения, приемов сравнения. Примерами таких вопросов могут служить следующие: «Что было бы, если бы…?», «Правда ли, что…?» и др. Использование предлагаемых методов носило целостный характер и предполагало взаимодополняемость, соответствие метода этапу творчества. На первом этапе работы ведущее место занимали наглядный и словесный методы, позволяющие заинтересовать школьников, накопить необходимый художественно-творческий опыт и создать установку на творчество. На втором этапе, когда происходило ознакомление со способами художественно-творческой деятельности, возрастала роль практического метода в сочетании с методом выделения и сравнения свойств изучаемого объекта. На третьем этапе самостоятельного овладения способами художественно-творческой деятельности эффективен метод детского экспериментирования. Методы, избранные нами, способствовали упорядочению взаимосвязанной деятельности педагогов и школьников, были направлены на развитие, художественно-творческих способностей. Использование в опытно-экспериментальной работе традиционных методов обучения (наглядного, словесного и практического) обусловлено необходимостью усвоения первого и второго элементов содержания образования. Применение методов продуктивного характера (выделения и сравнения свойств объекта, экспериментирования) связано с усвоением второго и третьего компонентов содержания обучения. Обобщенная характеристика методов развития художественно-творческих умений приведена в таблице 4.
Таблица 5. Обобщенная характеристика методов развития художественно-творческих способностей старшеклассников
Развитие художественно-творческих способностей происходило в активной деятельности. Ввиду этого продуктивные методы занимали в нашем исследовании особое место. Это объясняется тем, что они эффективны для организации разнообразной творческой деятельности школьников и имеют ярко выраженный развивающий характер. В основе их лежат такие приемы умственной деятельности, как сравнение, обобщение, выстраивание аналогий и др. По окончании формирующего эксперимента контрольные и экспериментальные группы были сопоставлены по данным итоговой диагностики. При оценке уровня развития художественно-творческих способностей мы учитывали и такие показатели, как мотивационная основа творческого исполнения, оригинальность. В совокупности все методики позволили нам составить объективную картину развития художественно-творческих способностей старшеклассников. Распределение школьников экспериментальной и контрольной групп по уровням развития художественно-творческих способностей в конце опытно-экспериментальной работы представлено в таблице 6.
Таблица 6. Уровни развития художественно-творческих способностей в конце опытно-экспериментальной работы
Мы получили следующие результаты: у 39,3% старшеклассников экспериментальной группы высокий уровень художественно-творческих способностей, у 35,7% старшеклассников экспериментальной группы средний уровень художественно-творческих способностей, у 17,9% старшеклассников экспериментальной группы допустимый уровень художественно-творческих способностей и лишь у 7,1% старшеклассников низкий уровень художественно-творческих способностей. Уровень развития художественно-творческих способностей у старшеклассников контрольной группы заметно ниже: у 20,7% старшеклассников высокий уровень художественно-творческих способностей, у 37, 9% - средний уровень, у 31,1% старшеклассников - допустимый и у 7,1% старшеклассников низкий уровень художественно-творческих способностей. Число школьников, относимых к низкому уровню развития художественно-творческих способностей, сократилось как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Увеличилось количество школьников с допустимым уровнем развития художественно-творческих способностей в контрольной группе и уменьшилось в экспериментальной. Имеются различия в развитии среднего уровня: соответственно 10 и 9 человек. С высоким уровнем развития в контрольной группе оказалось 6 а в экспериментальной-11 человек.
Результаты экспериментального исследования демонстрируют позитивный педагогический эффект предложенных условий: снижение количества школьников с низким уровнем развития художественно-творческих способностей и их распределение между допустимым, средним и высоким уровнями. В ходе опытно-экспериментальной работы было установлено, что уровень развития художественно-творческих способностей в экспериментальной группе повысился на 21,9% по сравнению с контрольной. Таким образом, опытно-экспериментальная работа доказала эффективность и перспективность выявленных педагогических условий развития художественно-творческих способностей старшеклассников. Заявленные в дипломном исследовании цель и задачи достигнуты, выдвинутые гипотетические предположения нашли теоретическое и практическое подтверждение. Проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило действенность предложенных нами психолого-педагогических условий. В ходе эксперимента было обнаружено, что: 1. Результаты нашей работы согласуются с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского: глубинные структуры креативности творческих способностей старшеклассников в зависимости от содержания образования. 2. Благоприятным содержанием в развитии художественно-творческих способностей школьников опыта художественно-творческой деятельности в соответствии с основными этапами: а) формирование установки на создание нового; б) поиск решения; в) самостоятельная художественно-творческая деятельность. 3. Более эффективному решению задач развития художественно-творческих способностей способствует взаимодействие классных и внеклассных, внешкольных организационных форм, а также традиционных и эвристических методов обучения. 4. Преемственность воспитания школьников позволяет создать условия для их продвижения от низкого к более высокому уровню развития художественно-творческих способностей. 5. Сформированность художественно-творческих способностей обеспечивает старшекласснику самореализацию своего потенциала, потребность самостоятельного усвоения новых знаний, новых форм их применения, более высокую мотивацию личностных достижений, готовность к творческой работе. Художественно-творческие способности реализуются в образовательном процессе тогда, когда происходит синкретическое соединение познавательных мотивов и творческих интересов, устанавливается соотношение элементов креативного мышления, воображения и действия в репродуктивных и эвристических процессах познания, осуществляется преобразование окружающей среды и деятельности.
6. Обогащение содержания исторического образования, культуротворческая среда обеспечивали накопление школьниками субъектного художественно-творческого опыта. В контексте решаемой проблемы содержание образования выполняло культурологическую функцию, а принципы отбора материала раскрывались через комплекс идей. В рамках идеи культуры значимы: культурные ценности, функции культуры, диалог культур - средства обогащения и расширения видов творческих умений, использования культурного наследия в развитии познавательной мотивации школьников, способов познания, приобщения к ценностям культуры. Идея художественного творчества соединяла в себе представления о деятельности Человека, преобразующей социальный мир в соответствии и с учетом законов природы, красоты; творчестве как специфической деятельности, как состоянии человека; творчестве как результате, как качестве личности. Идея гуманизма объединяла положения: о человеке как ценности; о личности, проблемах ее свободы и ответственности; гуманизме в отношениях; преодолении отстраненности между учителем и учеником. 7. Содержание процесса развития художественно-творческих способностей старшеклассников составила: система развивающих художественно-творческих заданий (культурологический, аксиологический анализ произведений живописи, декоративно-прикладного искусства, написание рассказов, художественных биографий исторических деятелей, выразительное чтение, инсценирование, рисование, конкурсы, диспуты на темы искусства, экскурсии); методы обучения (объяснительно-иллюстративные, исследовательские, частично-поисковые, проблемные, эвристические); формы учебно-воспитательной работы (лекции, семинары, конкурсы, кружках, смотры творчества). По результатам формирующего эксперимента мы можем говорить о положительном эффекте выявленных нами педагогических условий в развитии художественно-творческих способностей в процессе обучения истории.
Заключение
Результаты теоретического и экспериментального исследования дают основание сделать ряд выводов. Современный этап развития общества требует не только усвоения подрастающим поколением накопленного опыта культуры, но и активного включения в созидательный, творческий процесс, предполагающий продуктивную деятельность по открытию и созиданию нового, способность к поиску и решению нестандартных проблем, постановке новых задач. Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики по проблеме показал, что необходима целенаправленная систематически организованная работа по развитию художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории в лицее искусств. Развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории следует рассматривать как потребность, обусловленную социокультурными (потребность общества в личности, свободной и ответственной за результаты своего труда, способной к саморазвитию и самоактуализации), психолого-педагогическими (становление педагогики сотрудничества, ненасилия, диалога) предпосылками. Доказано, что художественно-творческие способности существуют как совокупность операций и действий субъекта, результатом осуществления которых является создание нового произведения, исполнительское мастерство. Сформированность художественно-творческих способностей обеспечивает школьнику самореализацию своего потенциала, более высокую мотивацию личностных достижений, творческую продуктивность. Художественно-творческие способности реализуются в образовательном процессе тогда, когда происходит синкретическое соединение познавательных мотивов и творческих интересов, устанавливается соотношение элементов креативного мышления, воображения и действия в репродуктивных и эвристических процессах познания. Обогащение содержания исторического образования на основе культурологического подхода служит цели развития художественно-творческих способностей старшеклассников. Результативны в этом плане вариативные программы, включающие систему творческих идей, упражнений, основанных на синкретичности искусства и единстве развития всех компонентов творческих умений. Развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории стало возможным на основе выявленных принципов (психолого-педагогической комфортности, креативных вспышек, культуросообразности, природосообразности, целенаправленности, культурной интеграции, индивидуализации, целостности, дополнительности), методов (объяснительно-иллюстративный, информационно-репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, эвристический, исследовательский), форм учебного диалога, рефлексии, которые наиболее отвечают положениям гуманистической педагогики и способствуют художественно-творческой деятельности. Доказано, что результативность процесса развития художественно-творческих способностей в процессе обучения истории в лицее искусств достигается при соблюдении педагогических условий: культурологический подход в создании среды, обеспечивающей накопление школьниками субъектного художественно-творческого опыта; обогащение содержания образования средствами искусства; активизация познавательных мотивов и творческих интересов школьников; включенность школьников в художественно-творческую деятельность на основе свободы выбора и учета индивидуальных особенностей. Опытно-экспериментальная работа подтвердила вывод о том, что не методы прямого воздействия на развитие художественно-творческих способностей, а именно опосредованное развитие образного воображения, креативного мышления, наблюдательности, познавательных мотивов, воспитание чувства цвета, музыки, слова, эмпатии имеют большую результативность в развитии художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории в лицее искусств. творческий старшеклассник история художественный Литература 1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с. 2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. - 560 с. . Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с. . Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1979. - 421 с. . Белич, В.В. Формирование и развитие творческих способностей учащихся (методические рекомендации) / В.В. Белич. - Челябинск, 1987. - 42 с. . Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования: Автореф. дис…. д-ра пед. наук. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990. - 40 с. . Бердяев, Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии / Н.А. Бердяев. - М., 1991. - 318 с. . Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. -422 с. . Библер, B.C. Мышление как творчество / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1975. - 399 с. . Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность, как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1983. -173 с. . Богоявленская, Д.Б. Развитие творческих способностей и одаренность (в контексте гуманизации образования) / Д.Б. Богоявленская // Гуманизация образования. - 1998. - №1. - С. 24-31. . Буксман А.А. Развитие творческих умений школьников в гимназии эстетического профиля / А.А. Буксман. [Электронный ресурс]: Диссертация кандидата педагогических наук - М.: РГБ, 2003 - 182 с. . Васильев, Ю.В. Педагогическое управление / Ю.В. Васильев // Советская педагогика. - 1982. - №11. - С. 59-63. . Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с. . Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - С. 256. . Гильбух Ю.3. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание, 1991. - 79 с. . Гребенюк, О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ / О.С. Гребенюк. - М.: Педагогика, 1985. - 149 с. . Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с. . Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Санкт-Петербург.: «Диамант», 1997, Том IV, 688 с. . Данилова, Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. завед. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Изд. Центр «Академия», 1998. . Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. / К. Ингенкамп. - М.: Просвещение, 1991. -238 с. . Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1982. - 576 с. . Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе / Ю.А. Конаржевский. - Челябинск: ЧГИИК, 1986. - 135 с. . Крутецкий, В.А. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / В.А. Крутецкий. - М., 1978. - С. 206-221. . Лук, А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: науч. аналит. обзор / А.Н. Лук; ИНИОН. - М., 1979. - 37 с. . Ляудис, В.А. Структура продуктивного учебного взаимодействия /В.А. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред.: А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. - М.; НИИОП АПН СССР, 1980. - С. 37-52. . Матюшкин А.М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. - М.: Школа-Пресс, 1993. -127 с. . Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 367 с. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопр. психологии. - 1998. - №1. - С. 76-82. . Моляко, В.А. Психология конструкторской деятельности / В.А. Моляко. - М: Машиностроение, 1983. - 134 с. . Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 608 с Нойнер Г. Второе рождение: О воспитании в повседневной жизни. - М.: Педагогика, 1981. - 129 с. . Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1972. . Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1990. -922 с . Педагогика воспитания и развития личности учащегося / М.Е. Дуранов, И.М. Дуранов, В.И. Жернов [и др.]. - Челябинск: ЧелГУ, 1996. - 72 с. . Педагогическая энциклопедия. В 4 т. Т. 1 - М.: Изд-во Большой рос. энцикл. 1993. - 607 с. . Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М.: Педагога, 1976. - 280 с. . Сеченов И.М. Психология поведения: Избранные психологические труды. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 318 с . Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф. и др. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопр. психологии. - 1991. - №5. . Толмачева Т.В. Развитие творческих способностей в условиях профильного обучения / Т.В. Толмачева [Электронный ресурс]: Диссертация кандидата педагогических наук - М.: РГБ, 2005, 186 с. 39. Толстолуцких, Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно-ориентированном обучении / Н.П. Толстолуцких. - Саратов, 1997 - с. 340. 40. Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с. . Третьяков, П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента / П.И. Третьяков. - М.: Новая школа, 1997. - 288 с. . Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1990. . Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 576 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.205.2 (0.055 с.) |