Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы развития художественно-творческих способностей старшеклассников средствами историиСтр 1 из 6Следующая ⇒
Опытно-экспериментальная деятельность по развитию художественно-творческих умений старшеклассников в процессе обучения истории
Впервой главе нашего исследования нами были рассмотрены теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения, а также разработана структура процесса развития творческих способностей. Способы оценки результатов проведенного исследования, лежащие в основе предлагаемых диагностических методик, строились нами, исходя из теоретической концепции диссертации. Теоретическое осмысление проблемы привело нас к следующим предположениям, требующим экспериментальной проверки: Развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории окажется более эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические условия: · включение учащихся и педагогов на уроках истории в совместную художественно-творческую деятельность, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей старшеклассников, и управление этим процессом; · использование активных средств, форм и методов обучения и воспитания; · создание творческой среды; При этом целью опытно-экспериментальной работы является: 1. выявление уровня сформированности у учащихся художественно-творческих способностей на начальном этапе диагностики; 2. формирование художественно-творческих способностей в процессе обучения истории; . анализ эффективности используемых форм и методов обучения истории для развития художественно-творческих способностей. Исходя из данных целей на этапе опытно-экспериментальной работы, были определены задачи: 1. Определить основные критерии сформированности художественно-творческих способностей старшеклассников. 2. Проверить эффективность педагогических условий технологии развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории. Методы: · Наблюдение · Беседа с учителями и учащимися · Анкетирование · Анализ продуктов деятельности учащихся Заключение
Результаты теоретического и экспериментального исследования дают основание сделать ряд выводов. Современный этап развития общества требует не только усвоения подрастающим поколением накопленного опыта культуры, но и активного включения в созидательный, творческий процесс, предполагающий продуктивную деятельность по открытию и созиданию нового, способность к поиску и решению нестандартных проблем, постановке новых задач.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики по проблеме показал, что необходима целенаправленная систематически организованная работа по развитию художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории в лицее искусств. Развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории следует рассматривать как потребность, обусловленную социокультурными (потребность общества в личности, свободной и ответственной за результаты своего труда, способной к саморазвитию и самоактуализации), психолого-педагогическими (становление педагогики сотрудничества, ненасилия, диалога) предпосылками. Доказано, что художественно-творческие способности существуют как совокупность операций и действий субъекта, результатом осуществления которых является создание нового произведения, исполнительское мастерство. Сформированность художественно-творческих способностей обеспечивает школьнику самореализацию своего потенциала, более высокую мотивацию личностных достижений, творческую продуктивность. Художественно-творческие способности реализуются в образовательном процессе тогда, когда происходит синкретическое соединение познавательных мотивов и творческих интересов, устанавливается соотношение элементов креативного мышления, воображения и действия в репродуктивных и эвристических процессах познания. Обогащение содержания исторического образования на основе культурологического подхода служит цели развития художественно-творческих способностей старшеклассников. Результативны в этом плане вариативные программы, включающие систему творческих идей, упражнений, основанных на синкретичности искусства и единстве развития всех компонентов творческих умений.
Развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории стало возможным на основе выявленных принципов (психолого-педагогической комфортности, креативных вспышек, культуросообразности, природосообразности, целенаправленности, культурной интеграции, индивидуализации, целостности, дополнительности), методов (объяснительно-иллюстративный, информационно-репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, эвристический, исследовательский), форм учебного диалога, рефлексии, которые наиболее отвечают положениям гуманистической педагогики и способствуют художественно-творческой деятельности. Доказано, что результативность процесса развития художественно-творческих способностей в процессе обучения истории в лицее искусств достигается при соблюдении педагогических условий: культурологический подход в создании среды, обеспечивающей накопление школьниками субъектного художественно-творческого опыта; обогащение содержания образования средствами искусства; активизация познавательных мотивов и творческих интересов школьников; включенность школьников в художественно-творческую деятельность на основе свободы выбора и учета индивидуальных особенностей. Опытно-экспериментальная работа подтвердила вывод о том, что не методы прямого воздействия на развитие художественно-творческих способностей, а именно опосредованное развитие образного воображения, креативного мышления, наблюдательности, познавательных мотивов, воспитание чувства цвета, музыки, слова, эмпатии имеют большую результативность в развитии художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории в лицее искусств. творческий старшеклассник история художественный Литература 1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с. 2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. - 560 с. . Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с. . Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1979. - 421 с. . Белич, В.В. Формирование и развитие творческих способностей учащихся (методические рекомендации) / В.В. Белич. - Челябинск, 1987. - 42 с. . Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования: Автореф. дис…. д-ра пед. наук. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990. - 40 с. . Бердяев, Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии / Н.А. Бердяев. - М., 1991. - 318 с. . Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. -422 с. . Библер, B.C. Мышление как творчество / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1975. - 399 с. . Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность, как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1983. -173 с. . Богоявленская, Д.Б. Развитие творческих способностей и одаренность (в контексте гуманизации образования) / Д.Б. Богоявленская // Гуманизация образования. - 1998. - №1. - С. 24-31. . Буксман А.А. Развитие творческих умений школьников в гимназии эстетического профиля / А.А. Буксман. [Электронный ресурс]: Диссертация кандидата педагогических наук - М.: РГБ, 2003 - 182 с.
. Васильев, Ю.В. Педагогическое управление / Ю.В. Васильев // Советская педагогика. - 1982. - №11. - С. 59-63. . Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с. . Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - С. 256. . Гильбух Ю.3. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание, 1991. - 79 с. . Гребенюк, О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ / О.С. Гребенюк. - М.: Педагогика, 1985. - 149 с. . Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с. . Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Санкт-Петербург.: «Диамант», 1997, Том IV, 688 с. . Данилова, Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. завед. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Изд. Центр «Академия», 1998. . Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. / К. Ингенкамп. - М.: Просвещение, 1991. -238 с. . Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1982. - 576 с. . Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе / Ю.А. Конаржевский. - Челябинск: ЧГИИК, 1986. - 135 с. . Крутецкий, В.А. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / В.А. Крутецкий. - М., 1978. - С. 206-221. . Лук, А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: науч. аналит. обзор / А.Н. Лук; ИНИОН. - М., 1979. - 37 с. . Ляудис, В.А. Структура продуктивного учебного взаимодействия /В.А. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред.: А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. - М.; НИИОП АПН СССР, 1980. - С. 37-52. . Матюшкин А.М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. - М.: Школа-Пресс, 1993. -127 с. . Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 367 с. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопр. психологии. - 1998. - №1. - С. 76-82. . Моляко, В.А. Психология конструкторской деятельности / В.А. Моляко. - М: Машиностроение, 1983. - 134 с. . Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 608 с Нойнер Г. Второе рождение: О воспитании в повседневной жизни. - М.: Педагогика, 1981. - 129 с. . Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1972. . Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1990. -922 с . Педагогика воспитания и развития личности учащегося / М.Е. Дуранов, И.М. Дуранов, В.И. Жернов [и др.]. - Челябинск: ЧелГУ, 1996. - 72 с.
. Педагогическая энциклопедия. В 4 т. Т. 1 - М.: Изд-во Большой рос. энцикл. 1993. - 607 с. . Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М.: Педагога, 1976. - 280 с. . Сеченов И.М. Психология поведения: Избранные психологические труды. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 318 с . Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф. и др. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопр. психологии. - 1991. - №5. . Толмачева Т.В. Развитие творческих способностей в условиях профильного обучения / Т.В. Толмачева [Электронный ресурс]: Диссертация кандидата педагогических наук - М.: РГБ, 2005, 186 с. 39. Толстолуцких, Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно-ориентированном обучении / Н.П. Толстолуцких. - Саратов, 1997 - с. 340. 40. Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с. . Третьяков, П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента / П.И. Третьяков. - М.: Новая школа, 1997. - 288 с. . Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1990. . Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 576 с. Теоретические основы развития художественно-творческих способностей старшеклассников средствами истории
Современная школа может и должна способствовать процессу обновления общества. В основу реформирования образования положены приоритеты гуманизации и гуманитаризации. В центре системы образования - человек, стремление к целостной картине мира, культуры, к формированию системного мышления. Гуманизация образования сегодня - одно из главных средств восполнения духовного вакуума, один из основных источников формирования социальной идеологии. Поэтому особенно важно в этих условиях развивать художественно-творческие способности. Проблема художественно-творческого воспитания не является новой для отечественной и зарубежной педагогической науки и практики. В первой половине 60-х годов возникает необходимость объяснения закономерностей художественной деятельности человека. В 1974 году выходит книга М.С. Кагана «Человеческая деятельность», в которой автор обратил внимание на то, что художественная деятельность человека не есть удвоение какой-либо другой деятельности, что цель искусства - это передача из поколения в поколение того, чего человек не получает от рождения в генотипе. В 70-е годы появляются статьи А.С. Арсеньева, в которых обсуждаются проблемы науки и нравственности, гуманитарных и естественнонаучных знаний. Наука видит мир, как систему отношений вещей, как чистый объект без субъекта. Её цель - устранить из результата познания все субъективное. Научно-теоретическое отношение к миру односторонне и не полно. Оно рассматривает мир как мир вещей. Следовательно, освоение учеником преподаваемого предмета выступает как овладение знаниями, умениями, навыками, независимо от индивидуальности ученика.
В конце 70-х годов Академия Педагогических наук активно занимается изучением межпредметных связей в преподавании искусства в школе. Появляется целый ряд исследований по этой проблеме. В них отмечается, что к семилетнему возрасту у детей достаточно развита внутренняя психологическая, активность, способность к живому обмену чувствами и выражению собственного видения мира. Таким образом, кажется, есть все основания ожидать, что в школьном возрасте художественная деятельность ребенка начнет развиваться особенно бурно. Но на самом деле зачастую происходит обратное. Как показывает практика, к 10-13 годам творческий потенциал школьников резко падает, снижается острота восприятия произведений искусства. В начале 80-х годов известные ученые и преподаватели высшей школы пытаются дать систематизированный свод знаний учителю о проблемах эстетической культуры и эстетического воспитания. Была поставлена задача эстетического воспитания школьников через все учебные предметы, через единство учебной и внеучебной деятельности. Вопросы решаются не только на теоретическом уровне но наука все больше связывает свою деятельность с практикой работы школы. Появляются конкретные программы, методические рекомендации по преподаванию предметов художественно-эстетического цикла. На рубеже 80-х - начала 90-х годов научная мысль пытается философски осмыслить феномен художественно-творческого воспитания человека в зеркале культуры и образования, роль художественной культуры в деле гуманизации образования. Так члены секции «Проблемы формирования человека» Московского отделения Философского общества России подготовили сборник научных трудов «Человек в зеркале культуры и образования» (М., 1989). Привлекает внимание статья А.Г. Спиркина. Он отмечает, что разделение философской науки на несколько дисциплин не способствует взаимосвязи теоретических исследований человека, культуры с исследованиями процессов художественного творчества. И.А. Бирич дает попытку показать уникальную роль искусства в становлении и развитии человека с новым уровнем сознания. Педагогическим технологиям и конкретным методикам художественного образования и эстетического воспитания посвящен сборник научных трудов «Искусство в школе» (М., 1990). Так Г.Н. Кудина обращает внимание на эстетическое прочтение художественного текста: прочтение его как содержательной, выразительной формы; заочный диалог с автором; понимание его точки зрения; собеседование с ним. Гуманитарная мысль - это всегда диалог. Только в процессе диалога возможно постижение субъективного мира. М.М. Бахтин в конце 30-х - нач. 40-х годов писал: «Точные науки - это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект - познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Но субъект, как таковой, не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим». Один из последних сборников научно - методических статей вышел под редакцией Л.В. Богомоловой.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.26.90 (0.038 с.) |