Определение категорий исследуемой проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение категорий исследуемой проблемы



Вданном параграфе рассматриваются понятия «способности», «творчество», «творческие способности», «художественно-творческие способности», которые позволят понять суть проблемы и выделить задачи её решения, также выявляются психолого-педагогические условия эффективного развития художественно-творческих способностей старшеклассников на уроках истории. Обосновано значение творческих способностей для самостоятельного приобретения школьниками знаний, обогащения их опыта, непрерывного образования.

Чтобы определить содержание понятия художественно-творческие способности старшеклассников, следует рассмотреть значение терминов творчество, способность, творческие способности, творческая личность.

Творчество, по единому мнению ученых, всегда связано с внесением в деятельность элементов нового, с открытием, рождением нового. Однако до сих пор среди психологов нет единого мнения в определении творчества. Творчество рассматривают как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания.

Сущность понятия «творчество» рассматривается в философской и психолого-педагогической литературе в двух смыслах. В широком смысле творчество воспринимается как атрибут материи, творчество природы. В узком плане творчество выступает как атрибут общественной жизни, как психический акт, как высшая форма деятельности. В философском словаре «творчество» определяется, как «возникшая в труде способность человека из доставленного действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям».

Толковый словарь И.Е. Ожегова дает следующее определение: «Творчество - деятельность психически ценная, духовно развивающая субъекта, которая имеет ряд творческих способностей, ряд мотивационно-смысловых и эмоционально-волевых качеств личности, результатом которых является открытие новых, оригинальных идей и общественных ценностей».

В педагогической энциклопедии значится «Творчество - высшая форма активности и самостоятельности в деятельности человека. Это потребность что-то изменить, усовершенствовать, внести новое, оригинальное».

В исследованиях Д.Б. Богоявленской составляющими творчества выступают: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов); Любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире); способность к разработке гипотезы; «иррелевантность» (логическая независимость реакции от стимула); фантастичность (полная оторванность результата от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

Особый интерес представляет концепция Н.А. Бердяева, этические, религиозные и философские идеи которого в контексте личностно-ориентированной педагогики являются наиболее актуальными.

Стоя на позициях бессознательного, Н.А. Бердяев понимал творческий процесс, как раскрытие бесконечного, полет в бесконечность… Цель творчества, по Бердяеву, - «не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, обращенность к преображению мира, к новому небу и новой земле».

Концепция творчества в философском наследии М.М. Бахтина понимается как «единство (развивающейся) идеи на разных этапах развития». При таком подходе создается возможность для сотворчества. По мнению М.М. Бахтина, истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения.

Данное понимание творческого развития связано с определенным толкованием культуры, при котором этапы формирования личности понимаются не только как снимающие друг друга в прогрессивном развитии, но и как существующие одновременно и вступающие в диалог друг с другом.

Основные положения теории творчества, изложенной в трудах М.М. Бахтина, актуализированы и разработаны в 70-е годы B.C. Библером и С.Ю. Кургановым в авторской концепции Школы диалога культур. Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое.

Наиболее полное общее определение понятия творчества, по нашему мнению, раскрыто Я.А. Пономаревым в его исследовании. «Творчество - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых, меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм».

Творчество, по данному определению, не является равнозначным понятию «развитие», согласно утверждению ЯЛ. Пономарева «всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития».

В.И Андреев считает, что «творчество имеет два вектора - один направлен вовне, в предметную деятельность, а другой - на самого человека, на самосозидание». Среди основополагающих признаков творчества он выделяет:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме - это не творчество, а варварство);

в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

г) наличие субъективных личностных качеств - знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности (предпосылок личности);

д) новизна и оригинальность процессов и результатов.

По утверждению В.И. Андреева, при исключении хотя бы одного из характеризующих компонентов творческая деятельность «либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой». «Творчество, по В.И. Андрееву, один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью и прогрессивностью».

В.А. Моляко отмечает: «Творчество, важно само по себе как создание нового, оригинального, важно так же и как стимулятор деятельности, способствующей развитию познавательной сферы и развитию личности в целом».

Для нашего исследования важным является рассмотрение творчества как дающей нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью наиболее активной формы деятельности человека, «деятельности, порождается, оригинальностью, уникальностью».

Творчество - форма деятельности, в структуре которой проявляется соотношение сознательного и бессознательного начал, направленной на создание новых ценностей, новых идей; это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Это и важнейший механизм развития личности, ее самореализации.

Мы определяем творчество старшеклассников как деятельность в области, связанной с их интересами и способностями, в процессе которой школьник осуществляет поиск и применение оригинальных способов решения заданий, а результат имеет индивидуальную значимость и субъективную новизну. Мы придерживаемся выводов тех ученых, которые утверждают, что умелое использование творчества в учебной и внеучебной деятельности способствует формированию познавательных мотивов учения; выполнение работы творческого характера стимулирует школьника к осознанному стремлению к получению новой информации по интересующим его проблемам. Получение новых знаний, появление новых умений становится самоценным. То есть творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на активизации способности школьников порождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартного исполнительства.

Понятие «творчество» неразрывно связано с понятием «способности». Внимание к проблеме способностей отмечается во все периоды становления педагогической науки. Я.А. Коменский полагал, что те способности, которыми дети обладают от рождения, развиваются только в процессе целенаправленного воспитания, при умелом педагогическом подходе все дети могут стать воспитанными и образованными. Непременным условием развития человека, является «усовершенствование своего природного дарования для достижения своих собственных целей и результативности начатого дела». Для этого необходимо приобрести «способность обо многом мыслить и во все быстро вникать; различать доброе и злое; искусно выполнять дела; поучительно и мудро говорить». Данные способности отличают образованного человека от необразованного.

Сквозной идеей концепции К.Д. Ушинского является мысль о том, что каждый ребенок от природы наделен рядом задатков и способностей, формирование и направление развития которых зависят от условий жизни и воспитания. Понятие «развитие ребенка», в частности его наклонностей, определяет взгляд на ребенка как на существо, непрерывно изменяющееся по определенным внутренним, присущим только ему законам.

Автор рассмотрел последовательность этапов формирования приобретенных способностей: полученная с помощью органов чувств разнообразная информация об изучаемом объекте или явлении находит отражение в деятельности сознания и накапливается в виде «следов» ощущений. В процессе повторения «следы» данной деятельности расширяются, усложняются и закрепляются, что приводит к овладению новыми приемами работы в исследуемой области.

Способности определяются как природная одаренность, талантливость или как умение, а также как возможность производить какие-нибудь действия. Это заключение является для нас значимым.

Выделим ряд основных положений во взгляде на способности, позволяющих выдвинутый тезис реализовать в практике:

· способность- это совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение нескольких видов или одной деятельности;

· врождёнными могут быть только некоторые анатомо-физиологические особенности, благоприятствующие развитию способностей;

Способности, хотя и зависят от задатков, всегда являются результатом развития; - развитие способностей возможно только в результате планомерного изучения данной деятельности: чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем полнее и ярче могут проявляться и развиваться способности;

· развитие способностей происходит значительно медленнее, чем образование знаний и умений;

· в основе успешного выполнения одной и той же деятельности могут лежать различные сочетания способностей, что открывает беспредельные возможности развития личности.

Из этих положений можно сделать вывод о том, что способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. И хотя способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам, но они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.

Различают общие и специальные способности. Общие способности - это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения общими знаниями и реализации разных видов деятельности. Такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и педагогу; организаторские способности, распределяемость внимания, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Примерами общих способностей являются интеллектуальные, трудовые, к обучению и др. Специальные способности - это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения специальными знаниями и осуществления определенной деятельности. Например, художественные, математические, педагогические, организаторские и т.п.

Остановимся подробнее на характеристике творческих способностей, определяющих успешность выполнения субъектом творческой деятельности различного рода. Понятию творческих способностей в психологии соответствует понятие креативность - способность человека к порождению оригинального продукта.

Понятие «творческие способности» очень близко понятию «одаренность». Однако не следует их идентифицировать. Одаренность - понятие более общее, показывающее возможность достижения определенных результатов на том или ином уровне развития изобразительных и творческих способностей благодаря уже имевшимся ранее потенциальным психологическим и физиологическим возможностям личности. Одаренность рассматривается в тесной связи со способностями, общим развитием, широкими знаниями и практическими умениями и навыками, т.е. в прямой связи с общей одаренностью и непосредственной зависимостью от нее. По мнению А.В. Хуторского, термины «одаренность», «талант» и «гений» означают не что иное, как систему качественных оценок творческой самореализации любого школьника, применяемую к нему в каждой из образовательных областей. Соответственно под одаренностью детей он понимает степень их творческой самореализации в образовательной области; чем более ребенку удается выразить себя в той или иной области деятельности, тем более одаренным и талантливым в этом направлении его следует считать. Одаренность в данном смысле связана с творческими возможностями и способностями ученика.

Проблема развития творческих способностей сложна, многогранна, универсальна по своему характеру. Ее решение ведется представителями разных наук: философами и искусствоведами, психологами и физиологами, педагогами и методистами. Тем или иным аспектам рассматриваемой проблемы посвящено немало работ известных ученых (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, Б.Ф. Ломов, О.И. Никифорова, В.П. Полонский, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.).

Дж. Гилфордом была предложена трехмерная модель структуры интеллекта. В ней способности адекватны таким психическим процессам и умениями человека, как память, дивергентная и конвергентная продуктивность, оценивание. Одно из значительных его достижений связано с разведением понятий дивергентного и конвергентного мышления. Выделение двух типов мыслительных операций (конвергенция и дивергенция) позволило ему сформулировать концепцию креативности как познавательной творческой способности, согласно которой основой креативности, или общей творческой способности, являются операции мышления: дивергенция, преобразование и выражение отношения между чем-либо. Дивергенция определяется как тип мышления, идущего в разных направлениях, допускающий варьирование путей решения проблемы, что может приводить к неожиданным результатам и выводам. Автором были выделены параметры способности к творчеству, основными из которых он называет генерирование большого числа идей, гибкость мышления, проявляющую себя в способности к продуцированию разнообразных идей, и оригинальность как способность отвечать на раздражители нестандартно.

Способность к творчеству рассматривается на индивидуально-личностном уровне как общеличностное свойство. В последние годы набирает силу идея, заключающаяся в том, что способность к творчеству является не просто отдельной чертой мышления, чертой высокоразвитого интеллекта, не только способностью к осуществлению какой-либо специальной деятельности, а выступает сложным интегративным личностным образованием, обеспечивающим человеку творческий уровень осуществления жизнедеятельности.

Значимым является разработанная А.М. Матюшкиным концепция творческой одаренности. Автор считает, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Он предложил синтетическую структуру творческой одаренности, в которой основными структурными компонентами являются: доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, возможность достижения оригинальных, нестандартных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки.

Попытка определить с позиций целостного подхода сущность человека как проявление его творческих начал во всех сферах жизнедеятельности была предпринята В.И. Пархоменко. Ученый раскрывает содержание понятия «творческая личность» - личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию, основными компонентами которой являются:

· творческая направленность - мотивационно-потребностная ориентация на творческое самовыражение, целевые установки на личностно и общественно значимые результаты и т.д.;

· творческий потенциал - совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, способность применить их при постановке проблемы и поиске путей решения с опорой на интуицию и логическое мышление, одаренность в определенной сфере и т.д.; индивидуально-психологическое своеобразие - волевые черты характера, эмоциональная устойчивость при преодолении трудностей, самоорганизация, критическая самооценка, восторженное переживание достигнутого успеха, осознание себя как творца материальных и духовных ценностей и т.д.

Из всего сказанного в своем исследовании мы приняли как концептуальное положение следующий тезис: создавая педагогические условия для творческого развития старшеклассника, следует учитывать задатки, творческие способности, мотивы, эмоциональную устойчивость при преодолении трудностей и др.

Н.Т. Толстолуцких считает, что творческая деятельность чаще всего осуществляется на нескольких уровнях:

I уровень: репродуктивный. Учащийся проявляет постоянный интерес и способность к творчеству, знакомится с образцами творческой деятельности других людей, что ведет к повышению уровня воспитанности, изучает биографии творческих личностей, проявляет трудолюбие в коллективных делах.

II уровень: активно-познавательный. Учащийся испытывает настоятельную потребность в творчестве, проявляет творческие способности и волевые усилия при исполнительском виде деятельности, пробует свои силы, создавая продукты своей деятельности по готовым образцам.

III уровень: частично-поисковый. У учащегося развивается способность в образцы собственного творческого труда частично привносить элементы нового, оригинального, имеющего ценность, изменяющая ценностные ориентации, что влияет на повышение уровня воспитанности.

IV уровень: собственно-творческий. Учащийся самостоятельно создает образцы творческой деятельности, имеющие подлинную художественную ценность для других людей.

При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы деятельности. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, не приобретает опыта такого поиска.

Для того чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны. Учащийся же только в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя может создавать новые ценности. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта.

Таким образом, в своей работе под творческими способностями мы будем понимать совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение деятельности, направленной на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи, выходящие за пределы стандартного исполнительства.

Исходя из определения творческих способностей, попытаемся вывести определение художественно-творческих способностей.

Художественно-творческие способности являются частью общетворческих способностей. В зависимости от видов деятельности Буксман А.А. выделяет художественно-творческие, литературно-творческие, музыкально-творческие, интеллектуально-творческие способности. Следовательно, в узком смысле под художественно-творческими способностями следует понимать совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение изобразительной деятельности, направленной на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи, выходящие за пределы стандартного исполнительства.

Изобразительная деятельность по А.А. Буксману наполнена следующим содержанием: «усвоение богатства света, развитие воображения и фантазии в восприятии композиции и создании нового произведения». То есть автор диссертации под изобразительной деятельностью подразумевает живопись.

На наш взгляд не стоит сужать предмет художественно-творческих способностей до способности создавать живописные произведения искусства. В толковом словаре В.И. Даля «художество» трактуется как «…изящное искусство, подражательное и творческое искусство: ваянье, живопись, зодчество, музыка, мимика, пляска… художественное произведение, искусное, мастерское, изящное: картина, изваяние, постройка». Значит, художественно-творческие способности - это не только изобразительные, но и музыкальные, театральные, хореографические, литературные способности.

Деятельность человека, результатом которой является произведение искусства - художественно-творческая деятельность. Деятельность человека, результатом которой является продукты не утилитарного, а эстетического значения - художественно-творческая деятельность. В нашем понимании к художественно-творческой деятельности относится выполнение письменных творческих работ (доклады, рефераты, сочинения, эссе, рецензии и т.д.); изготовление наглядных дидактических пособий (аппликаций, макетов, картин, схем, таблиц и т.д.); организация и проведение викторин, спектаклей, конкурсов, игр, миниатюр и т.д.

Художественно-творческие способности - это совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно-творческой деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи в сфере искусства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.035 с.)