Своеобразие росписей западного трансепта Кельнского собора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Своеобразие росписей западного трансепта Кельнского собора



 

Речь идет об очень своеобразных росписях западного трансепта Кельнского собора, прямо под органом. Они были сделаны в 1964 г. немецким художником Петером Хекером, заменив его же роспись 1948 г. Работа посвящена музыке в Старом (северная сторона) и в Новом (южная сторона) Заветах. В центре композиции изображен Агнец, в западной части - Давид, на востоке - Соломон, на севере - Захария, на юге - Божия Матерь. Немецкий художник Петер Хекер родился 13 апреля 1884 года в Турнихе, умер 28 декабря 1971 г. Петер был солдатом во время Первой мировой войны. Учился в Институте религиозного искусства, основанном Фрицем Витте (1876-1937), немецким богословом, священником и историком искусства.

Благодаря активной деятельности Фрица, Кельн стал центром религиозной живописи. Институт можно возвести в ранг художественной школы, разрабатывавшей программы и осуществлявшей работу по росписи церквей. Несколько мирских картин Петера были найдены в замке Фогельзанг. В основном его работы на тему Библии можно обнаружить непосредственно на стенах церквей. Примером такой росписи может служить церковь Св. Audomar Frechen. В том же духе выполнена роспись "Спаситель ХХ века" в церкви Св. Мешерн в Кельне - Эренфельде (рабочий пригород Кельна). Церковь была значительно разрушена во время Второй мировой войны, так что "Спаситель" не сохранился. Такая же судьба постигла и другие картины Хекера, например, в старой часовне рядом с Арнольдсвеилер Дюрен.

Частично его работы сохранились в церквях Рейнской области. Последней была роспись в Кельнском соборе под органом, в так называемой органной галерее. Надо сказать, что такой стиль церковной живописи назван экспрессионизмом по аналогии с общей тенденцией, господствовавшей в то время в Германии и Австрии. Одним из непосредственных предтечей считается Фриц фон Уде, который использовал религиозные мотивы, своеобразно их перетолковывая. Надо заметить, что художники-экспрессионисты словно бы "врываются" в церковь. При этом церковь их пускает. Классические мотивы получают современную интерпретацию, они чаще всего связаны с Первой мировой войной. Так, у П. Хекера солдат дует в трубу Апокалипсиса.

Но в основе церковного экспрессионизма лежит не только травма мировой войны, но и социальная критика капитализма. Так, несохранившийся, известный по описаниям, "Спаситель ХХ века" Хекера, одетый как швейцар в кино, находился в одном из столичных ночных клубов, где происходили игры на деньги. Экспрессионизм в церковной живописи совпадает с периодом, когда распадается традиционная форма изображения в церкви. Традиционные формы мотивировали молодых художников авангарда, а радикальное их изменение связано с именем Доминика Бема, работы которого стали настоящим эстетическим шоком для многих прихожан и духовенства. Речь идет о его работе над архитектурой римско-католической церкви Санкт Энгельберт (1930-1932) в Кельне - Риль, северной части левого берега Рейна в Кельне. Многие сочли формы церкви похожими на соковыжималку, хотя лично мне эта форма напоминает епископский головной убор. В том же духе работали австрийский архитектор Клеменц Хольцмайстер (27 марта 1886, Тироль - 12 июня 1983, Зальцбург), немецкий архитектор Рудольф Шварц (15 мая 1897, Страсбург - 3 апреля 1961, Кельн).

Строители все больше начинают понимать свою работу как произведение искусства. Кос - венным доказательством опасения церкви является постановление Второго Ватиканского собора 1965 г. о соблюдении при строительстве церквей традиционного направления алтаря. Естественно, что в этой ситуации и церковная живопись трансформируется. При этом необычные фрески в приходах и епархиях нередко воспринимались как позор. Довольно много из этих работ было потеряно на протяжении десятилетий. Часто разрушено бомбами, но и руководители церкви старались удалить или закрасить такие работы.

В конечном счете, особенно в 1960-х гг., многие подобные фрески церкви стали жертвами этой идеи - настолько дикими и непривычными они казались прихожанам. Мы же называем эти росписи наивными за душевность, простоту и непосредственность. Кроме того, на фоне, в нашем случае Кельнского собора, они действительно выглядят неумелыми, написанными "калячно - малячно" и совершенно не соответствующими всему окружающему интерьеру.

Как уже говорилось, росписи Петера Хекера посвящены музыке. Здесь изображены трубы Иерихона, эта роспись содержит также намек на кельнского архиепископа кардинала Джозефа Фрингса, он изображен играющим на скрипке. Работа посвящена музыке в Старом (северная сторона) и в Новом (южная сторона) Заветах. В центре композиции изображен Агнец, в западной части - Давид, о котором Библия говорит, что он был белокур, красив, румян, силен, красноречив и хорошо играл на лирах (1Цар.17: 42); на востоке - Соломон, который традиционно считается автором "Книги Еклесиаста", книги "Песнь песней Соломона", "Книги Притчей Соломоновых", а также некоторых псалмов; на севере - пророк Захария, выбранный, видимо, за то, что его "Книга пророчеств" изобилует поэтическими местами, а также как нам кажется, за то, что был поражен немотою, когда усомнился в Боге, а разрешен от нее только после исполнения данного ему обетования; на юге - Божия Матерь.

Выводы по главе 2

 

Вопрос дефиниции наивного искусства до сих пор остается открытым в искусствознании. Терминологическую базу данного направления составляют традиционные определения: "наивное искусство" (naive Kunst - нем., швейц.; naive art - англ.; art naïf - фр.), "иное" (insita - югосл.), "творчество наивное искусствоных", "наивное искусствоный реализм"; архаичные - искусство "воскресного дня" (англ.), "седьмого дня", "искусство семи воскресений в неделю", "Святого сердца" (фр. "Кер Сакре"), с более широким смыслом - "искусство дилетантов" (Laienkunst) [Michailov, 1935], "искусство примитивов", также доминирует и сокращенный вариант - "наивное искусство". При этом термин "наивное искусствоное искусство" затрагивает только образность, а термин "инситное искусство" (врожденное, несформированное, оригинальное) лишен оценочного смысла, подчеркивает лишь автономность и самоценность каждого творческого явления и вместе с тем неструктурированность всего типа культуры [Вакар, 2000а, 4-5]. Такие же разногласия возникают и с другими дефинициями. Договоримся, что не будем возвращаться к этому аспекту проблемы. С конца 1960-х гг. в Европе регулярно организуются выставки, объединяющие наивных художников Европы и Америки. Ярким примером служит проходящая в Братиславе с 1966 г. триеннале наивного искусства, которая имеет символическое название - Инсита. Первым ее организатором был известный словацкий искусствовед Штефан Ткач, в 1994 г., с возобновлением ее деятельности, куратором выставки стала Катарина Черна. Каждое подобное событие-выставка обязательно сопровождается изданием иллюстрированного каталога: 1961 г. - "Наивная картина мира" (Франкфурт-на-Майне, Ганновер, Баден-Баден); 1963 г. - "Наивные художники Чехословакии" (Брно, Братислава, Прага, Острава); 1974/75 г. - "Наивная живопись" (Мюнхен, Цюрих) и др. В современных зарубежных периодических изданиях по искусству, особенно в конце 1990-х гг., нередко появляются статьи, освещающие творчество наивное искусствоных художников (к примеру, в немецких журналах "Junge Kunst", "Kunstchronik", английском "Raw Vision" и др.).

Мировой опыт свидетельствует о все более расширяющейся практике создания музеев примитива, наивного искусства и искусства аутсайдеров (от реальных музейных институций до их виртуальных "двойников", существующих в Интернете)


Заключение

 

И таким образом из проведенного исследования можно сделать следующее заключение.

Принято под наивным искусством подразумевать творчество художников-самоучек, то есть самодеятельных художников. Иногда это некоторые формы обыденной культуры и народного искусства. Разграничить эти области с достаточной чёткостью не всегда возможно. В различных языках и разными учёными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой, ясностью и формальной непосредственностью формы, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. Понятие появилось в Европе последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития. С этих позиций наивное искусство понимается как архаичное искусство древних народов. Например, первобытное искусство или живопись народов, которые задержались в своём культурно - цивилизационном развитии (коренное население Африки, Океании, индейцев Америки). Наивное искусство по видению мира и способам художественной презентации в чём-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных - с другой. Однако, по сути отличается и от того, и от другого. Принципиальное отличие заключается в глубокой сакральности, традиционности и каноничности. Картины как бы вобрали в себя детскую наивность и непосредственность мировосприятия. Его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающее, многоплановое и разнообразное, имеет достаточно высокую эстетическую значимость в области общекультурных ценностей в целом и в частности в аспекте обыденной культуры.

Живопись данного жанра крайне разнообразна по форме и индивидуальной стилистике, близка обыденной культуре человека. Глубину многие живописцы стремятся передать с помощью разно масштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс: плоскостность, упрощённая ритмичность, симметричность, активное использование локальных цветов, обобщённость форм, подчеркивание функциональности предмета за счёт тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приёмов. История наивной живописи <http://spokusa.com.ua/post/485.html> объединяет в сфере обыденной культуры российских и зарубежных художников-примитивистов, которые были знакомы с классическим и современным (на тот период) профессиональным искусством достаточно хорошо. Вследствие этого часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках повторить чьи-то художественные приёмы без соответствующих технических знаний и навыков.

И таким образом, исходя из наивной живописи мы понимаем и видим, что обыденная культура России и Германии отразившись через призму искусства, имеет свои специфические черты.


Список использованной литературы

 

Научная литература

1. Государственный архив вологодской области Ф.412, опись 12, д.4., л.43.

2. Отчет о работе Финогенова А.А. Архив Государственного Учреждения Культуры "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области".

.   Отчет о работе Митрофанова В.А. Методика реставрации. Архив Государственного Учреждения Культуры "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области".

.   Отчет о работе Соколовой О.А. Методика реставрации. "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области.

.   Искусство наивных художников в контексте отечественной и мировой художественной культуры: материалы научной конференции. - М.: НИЦ "Академика", 2013. - 320 с.

.   Технический паспорт памятника деревянного зодчества. Архив ГУК "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области".

.   Богемская К.Г. Первоэлемент творчества // Декоративное искусство. 1993. № 1-2.

.   Вакар Л. О первичности творчества и его формах в наивном // Декоративное искусство. 2000. № 1-2.

.   Жиру М. Искусство во Франции с 1900 по 1930 г. // Москва - Париж. Каталог выставки 3 июня - 4 октября 1981. М., 1981.

.   Мигунов А.С. Философия маргинальных явлений. // Полигнозис. 2000. № 2.

.   Наивные художники мира: Каталог выставки / Авт. - сост.Ф. Грюнд, О. Дьяконицына. М., 1990.

.   Сидоров В. Семь дней в Гималаях. // Москва. 1982. № 8

.   Смирнов И.А. Краеведческий альманах. Кириллов. История Северо - Двинской водной системы. (Канал герцога Виртембергского)

.   Чечот И. Немецкое искусство в частных собраниях Москвы // Пинакотека. 1999.3-4, № 10-11.

.   Штурман В. Нужды судоходства по водной системе Виртембергского // Вестник Новгородского земства. 1902. №18.

.   Периодическая литература

.   Богемская К.Г. Самодеятельное изобразительное искусство // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. Конец 1950-х - начало 1990-х годов. СПб., 1999.

.   Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.

.   Гуревич П.С. Человек и культура М.: "Дрофа", 1998г.

.   Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. - 384 с.

.   Культурология /Под ред.А.Н. Марковой - М., 1998г. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: "Гардарики", 1997. - 344с.

.   Леви-Строс К. Неприрученная мысль // К. Леви-Строс. Первобытное мышление. М., 1994.

.   Малков Вл. По родному краю. Вологда, 1956

.   Максимова Т.В. Голландские живописцы XVI века и их немецкие имитаторы в XVIII столетии. М., 2002.

.   Негодаев И.А. Информатизация культуры. - ЗАО "Книга", 2003. - 320 с.

.   Прокофьев В.Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени: Сб. ст. М., 1983.

.   Севан О.Г. Росписи жилых домов Русского Севера / Ольга Севан. - Москва: Прогресс-Традиция, 2007. - 215 с.

.   Соколова О.А. Экспертиза объектов культурного наследия. Выпуск 1 Радугина А.А. Культурология, Учебное пособие, 1999 г.

.   Тевоз М. Арт-брют. Paris, 1995.

.   Тимоти Бинкли. Против эстетики // Американская философия искусства. Екатеринбург, 1997. С.309 - 310.

.  . Темперная и масляная живопись. М., 2009.

.   Тимоти Бинкли. Против эстетики // Американская философия искусства. Екатеринбург, 1997. С.309 - 310.

.   Юрова Е.С. Эпоха бисера в России. М., 2003.

.   A Symposium on Pop-Art // Arts Magazine. 1963. April. N. Y. P.37.9.

.   Интернет ресурсы

.   Галанин А.В. Арийские традиции // Вселенная живая [Электронный ресурс] - Владивосток, 2012-2013.

37. Путеводитель "Речные круизы". Петрова И.Ф., Коронкевич, Н.И., Буланов С.А., и др., М., ИД "Симон-Пресс", 2002 г. http://www.locman.net/page_53. htm; глава "Северо-Двинская водная система": http://www.locman.net/page_4219. htm <http://www.locman.net/page_4219.htm>

.   http://hallart.ru/style-trends/naive-art

.   http://www.countries.ru/library/terms/cultobyd. htm

.   http://spokusa.com.ua/post/847.html

.   www.architime.ru/architects/a_ adam_robert. htm <http://www.architime.ru/architects/a_ adam_robert.htm>



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.033 с.)