Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Категория обыденной культуры в мировом контекстеСтр 1 из 5Следующая ⇒
Содержание Введение Глава 1. Категория обыденной культуры в мировом контексте 1.1 Основные сферы культуры 1.2 Обыденная культура и ее отражение в творчестве Выводы по главе 1 Глава 2. Искусство наивных художников как одна из концепций развития обыденной культуры в мировом контексте 2.1 Наивное и аутсайдерское искусство - специфика, сходство и различие 2.2 Вологодская декоративная настенная роспись XIX века 2.3 Своеобразие росписей западного трансепта Кельнского собора Выводы по главе 2 Заключение Список использованной литературы Введение
Целесообразность разделения культуры на: обыденную и специализированную заключается в следующем. Основные функции жизнедеятельности человека возникали в недрах обыденной культуры. Повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов. С течением времени выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида. В данном случае речь об обыденной культуре пойдет с позиции рассмотрения - наивного искусства, а если еще точнее - изобразительного искусства, живописи. Все чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художников наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разобраться, что же это такое наивное искусство. Во-первых, посмею себе предположить, что все изобразительное искусство <http://hallart.ru/index.php> берет свое начало из наивного искусства. Ведь когда не было классической школы, не были выведены законы живописи. Были сюжеты и были люди, которые хотели запечатлеть эти моменты на холсте или любом другом материале. Если призадуматься, то первые наскальные рисунки первобытного человека - это тоже наивное искусство. Во-вторых, любой художник, впервые взяв в руки карандаши и кисти, начинает просто изображать на листе то, что он видит вокруг себя. Не подчиняясь законам логики и живописи, рука сама ведет линию туда, куда ей нужно. И так рождается живопись. Это потом приходят опыт и знания, но так или иначе все через этот этап проходят. Но почему тогда некоторые на этом этапе остаются?
Попробуем обратиться к определению и истории наивного искусства. Наивное искусство (от английского naive art) - стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Исторические корни наивного искусства - берут начало в народном художественном творчестве. Но в настоящее время в этом направлении работают множество художников, которые получили очень хорошее художественное образование. Но продолжают писать по-детски не сложные сюжеты. При этом "наивное искусство" художник отличается от "не-наивное искусство", как знахарь отличается от доктора медицинских наук: оба - специалисты, каждый в своем роде. Впервые наивное искусство заявило о себе в 1885 году, когда в Салоне независимых художников в Париже были показаны картины Анри Руссо, прозванного Таможенником, так как он был таможенником по профессии. Впоследствии в начале XX века моршаны - сначала Альфред Жарри, затем Гийом Аполлинер, а вскоре и Бернхейм, Вильгельм Уде, Амбруаз Воллар и Поль Гийом стали привлекать внимание публики не только к работам Руссо Таможенника, но и к произведениям других примитивистов и самоучек. Первая выставка наивного искусства прошла в 1937 в Париже - она называлась "Народные мастера реальности". Наряду с работами Руссо Таможенника здесь были выставлены произведения рабочих и ремесленников Луи Вивена, Камиля Бомбуа, Андре Бошана, Доминика-Поля Пейроне, Серафина Луи, прозванного Серафином из Санлиса, Жана Эва, Рене Рамбера, Адольфа Дитриха, а также Мориса Утрилло, сына Сюзанны Валадон. наивный художник аутсайдерское искусство Творчество наивное искусство художников как один из пластов современного искусства требует серьезного и вдумчивого изучения, в котором не может быть места поверхностным и крайним суждениям, нередко встречающимся в обиходе. Оно либо идеализируется и превозносится, либо рассматривается с оттенком пренебрежения. И это обусловлено в первую очередь тем, что в русском (как и в некоторых других) языке термин "наивное искусствоный, примитивный" имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл.
Принципиальное отличие этого направления изобразительного искусства от детского заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивное искусство и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него, искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности. Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков. Представители наивного искусства чаще всего берут свои сюжеты из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам, удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивное искусство гармония между природой и человеком. И здесь все становится понятно, всмотревшись более пристально, что наивное искусство - это ум особого склада. Он не хороший и не плохой, он просто такой. Он включает в себя целостное миропонимание, при котором человек немыслим вне природы и космоса, он душевно свободен и может наслаждаться творческим процессом, оставаясь равнодушным к его результату. Он, этот ум, позволяет представить, что человек может пребывать и пребывает в двух снах Вместе с тем потенциал, которым располагает наивное искусство, может быть востребован в нашем бурном XXI веке, когда мы "фиксируем не историю эволюции, а историю катастроф". Он никого не потеснит и не отстранит, да и вряд ли может стать властителем дум, он лишь сможет предъявить самое ценное свое качество - целостное незамутненное сознание. В этом - нравственно-этическая и культурологическая сила наивного искусства.
В настоящее время в мире создано огромное число музеев наивного искусства. Во Франции они есть в Лавале и Ницце. Такой музей был создан и в России. Московский музей наивного искусства был основан в 1998 года и является государственным учреждением культуры. Ныне Музей наивного искусства в Москве в ноябре 2013 года открыл очередной IV Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров "Фестнаивное искусство-2013". По сложившейся традиции, начиная с 2004 года, он проводится в режиме триеннале. Выставочный проект Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров находится в развитии. Он по-прежнему актуален и востребован. Об этом говорят многочисленные отзывы художников, искусствоведов, наших коллег из музеев страны, из областных домов народного творчества. И что немаловажно, это их заинтересованное, активное, постоянное участие в фестивалях, а также появление на каждом последующем фестивале - интересных и ярких имён самобытных художников. И таким образом актуальность данного исследования заключается в недостаточном анализе наивного изобразительного творчества, в частности с точки зрения - обыденной культуры. Цель данного исследования - анализ обыденной культуры социума с позиции наивного изобразительного творчества в России и за рубежом в XIX - XX в. в. Из указанной цели логически выходят следующие задачи: . Дать понятие культуры в целом. 2. Изучить разделение культуры на категории. . Проанализировать происхождение и специфику обыденной культуры. . Рассмотреть обыденную культуру с точки зрения наивного изобразительного творчества (Россия, Германия). . Проанализировать обыденную культуру России и Германии в XIX - XX в. в. . Подвести итоги, сделать выводы. Объектом исследования является - обыденная культура в России и за рубежом. Предметом исследования - является изобразительное искусство наивное искусство художников России и Германии. Исследование включает в себя - введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Основные сферы культуры
Типология культур строится на основании нескольких критериев. Таких критериев, или оснований может быть много, например: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др. Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры. Типология культуры только тогда примет стройный и завершенный вид, когда мы приведем в порядок сами критерии, или основания классификации. Поскольку в культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему. Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры - это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д. Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Таким образом, любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин "тип" предполагает, что национальные культуры - русскую, французскую или китайскую - мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.
Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая, или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства. Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры относятся: а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; б) сельскую и городскую культуры; в) обыденную и специализированную культуры. Особого разговора требует духовная и материальная культура. Их нельзя отнести к отраслям. формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной - физическая культура. О них мы поговорим самостоятельно. Предлагаемую типологию культур не следует считать истиной в последней инстанции. Она весьма приблизительна и нестрога. Тем не менее у нее есть несомненные достоинства: логическая обоснованность и непротиворечивость. Выводы по главе 1
Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют почти везде. Так, например, в религии профессиональный, или специализированный уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых люди с улицы не посвящены. Богословское знание, которым овладевают многими годами упорного обучения, также относятся к профессиональному уровню религиозной культуры, которой владеют особые люди - служители церкви. А простым людям доступен профанный уровень религиозной культуры - различного рода верования (знания, принятые без доказательства), осведомленность о распространенных праздниках и святых, некоторых молитвах и обрядах. Но сведения эти самые поверхностные, очень неточные. Итак, обыденная культура - это профанный уровень участия людей в профессиональной культуре, т.е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный. Выводы по главе 2
Вопрос дефиниции наивного искусства до сих пор остается открытым в искусствознании. Терминологическую базу данного направления составляют традиционные определения: "наивное искусство" (naive Kunst - нем., швейц.; naive art - англ.; art naïf - фр.), "иное" (insita - югосл.), "творчество наивное искусствоных", "наивное искусствоный реализм"; архаичные - искусство "воскресного дня" (англ.), "седьмого дня", "искусство семи воскресений в неделю", "Святого сердца" (фр. "Кер Сакре"), с более широким смыслом - "искусство дилетантов" (Laienkunst) [Michailov, 1935], "искусство примитивов", также доминирует и сокращенный вариант - "наивное искусство". При этом термин "наивное искусствоное искусство" затрагивает только образность, а термин "инситное искусство" (врожденное, несформированное, оригинальное) лишен оценочного смысла, подчеркивает лишь автономность и самоценность каждого творческого явления и вместе с тем неструктурированность всего типа культуры [Вакар, 2000а, 4-5]. Такие же разногласия возникают и с другими дефинициями. Договоримся, что не будем возвращаться к этому аспекту проблемы. С конца 1960-х гг. в Европе регулярно организуются выставки, объединяющие наивных художников Европы и Америки. Ярким примером служит проходящая в Братиславе с 1966 г. триеннале наивного искусства, которая имеет символическое название - Инсита. Первым ее организатором был известный словацкий искусствовед Штефан Ткач, в 1994 г., с возобновлением ее деятельности, куратором выставки стала Катарина Черна. Каждое подобное событие-выставка обязательно сопровождается изданием иллюстрированного каталога: 1961 г. - "Наивная картина мира" (Франкфурт-на-Майне, Ганновер, Баден-Баден); 1963 г. - "Наивные художники Чехословакии" (Брно, Братислава, Прага, Острава); 1974/75 г. - "Наивная живопись" (Мюнхен, Цюрих) и др. В современных зарубежных периодических изданиях по искусству, особенно в конце 1990-х гг., нередко появляются статьи, освещающие творчество наивное искусствоных художников (к примеру, в немецких журналах "Junge Kunst", "Kunstchronik", английском "Raw Vision" и др.). Мировой опыт свидетельствует о все более расширяющейся практике создания музеев примитива, наивного искусства и искусства аутсайдеров (от реальных музейных институций до их виртуальных "двойников", существующих в Интернете) Заключение
И таким образом из проведенного исследования можно сделать следующее заключение. Принято под наивным искусством подразумевать творчество художников-самоучек, то есть самодеятельных художников. Иногда это некоторые формы обыденной культуры и народного искусства. Разграничить эти области с достаточной чёткостью не всегда возможно. В различных языках и разными учёными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой, ясностью и формальной непосредственностью формы, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. Понятие появилось в Европе последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития. С этих позиций наивное искусство понимается как архаичное искусство древних народов. Например, первобытное искусство или живопись народов, которые задержались в своём культурно - цивилизационном развитии (коренное население Африки, Океании, индейцев Америки). Наивное искусство по видению мира и способам художественной презентации в чём-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных - с другой. Однако, по сути отличается и от того, и от другого. Принципиальное отличие заключается в глубокой сакральности, традиционности и каноничности. Картины как бы вобрали в себя детскую наивность и непосредственность мировосприятия. Его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающее, многоплановое и разнообразное, имеет достаточно высокую эстетическую значимость в области общекультурных ценностей в целом и в частности в аспекте обыденной культуры. Живопись данного жанра крайне разнообразна по форме и индивидуальной стилистике, близка обыденной культуре человека. Глубину многие живописцы стремятся передать с помощью разно масштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс: плоскостность, упрощённая ритмичность, симметричность, активное использование локальных цветов, обобщённость форм, подчеркивание функциональности предмета за счёт тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приёмов. История наивной живописи <http://spokusa.com.ua/post/485.html> объединяет в сфере обыденной культуры российских и зарубежных художников-примитивистов, которые были знакомы с классическим и современным (на тот период) профессиональным искусством достаточно хорошо. Вследствие этого часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках повторить чьи-то художественные приёмы без соответствующих технических знаний и навыков. И таким образом, исходя из наивной живописи мы понимаем и видим, что обыденная культура России и Германии отразившись через призму искусства, имеет свои специфические черты. Список использованной литературы
Научная литература 1. Государственный архив вологодской области Ф.412, опись 12, д.4., л.43. 2. Отчет о работе Финогенова А.А. Архив Государственного Учреждения Культуры "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области". . Отчет о работе Митрофанова В.А. Методика реставрации. Архив Государственного Учреждения Культуры "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области". . Отчет о работе Соколовой О.А. Методика реставрации. "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области. . Искусство наивных художников в контексте отечественной и мировой художественной культуры: материалы научной конференции. - М.: НИЦ "Академика", 2013. - 320 с. . Технический паспорт памятника деревянного зодчества. Архив ГУК "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области". . Богемская К.Г. Первоэлемент творчества // Декоративное искусство. 1993. № 1-2. . Вакар Л. О первичности творчества и его формах в наивном // Декоративное искусство. 2000. № 1-2. . Жиру М. Искусство во Франции с 1900 по 1930 г. // Москва - Париж. Каталог выставки 3 июня - 4 октября 1981. М., 1981. . Мигунов А.С. Философия маргинальных явлений. // Полигнозис. 2000. № 2. . Наивные художники мира: Каталог выставки / Авт. - сост.Ф. Грюнд, О. Дьяконицына. М., 1990. . Сидоров В. Семь дней в Гималаях. // Москва. 1982. № 8 . Смирнов И.А. Краеведческий альманах. Кириллов. История Северо - Двинской водной системы. (Канал герцога Виртембергского) . Чечот И. Немецкое искусство в частных собраниях Москвы // Пинакотека. 1999.3-4, № 10-11. . Штурман В. Нужды судоходства по водной системе Виртембергского // Вестник Новгородского земства. 1902. №18. . Периодическая литература . Богемская К.Г. Самодеятельное изобразительное искусство // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. Конец 1950-х - начало 1990-х годов. СПб., 1999. . Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. . Гуревич П.С. Человек и культура М.: "Дрофа", 1998г. . Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. - 384 с. . Культурология /Под ред.А.Н. Марковой - М., 1998г. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: "Гардарики", 1997. - 344с. . Леви-Строс К. Неприрученная мысль // К. Леви-Строс. Первобытное мышление. М., 1994. . Малков Вл. По родному краю. Вологда, 1956 . Максимова Т.В. Голландские живописцы XVI века и их немецкие имитаторы в XVIII столетии. М., 2002. . Негодаев И.А. Информатизация культуры. - ЗАО "Книга", 2003. - 320 с. . Прокофьев В.Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени: Сб. ст. М., 1983. . Севан О.Г. Росписи жилых домов Русского Севера / Ольга Севан. - Москва: Прогресс-Традиция, 2007. - 215 с. . Соколова О.А. Экспертиза объектов культурного наследия. Выпуск 1 Радугина А.А. Культурология, Учебное пособие, 1999 г. . Тевоз М. Арт-брют. Paris, 1995. . Тимоти Бинкли. Против эстетики // Американская философия искусства. Екатеринбург, 1997. С.309 - 310. . . Темперная и масляная живопись. М., 2009. . Тимоти Бинкли. Против эстетики // Американская философия искусства. Екатеринбург, 1997. С.309 - 310. . Юрова Е.С. Эпоха бисера в России. М., 2003. . A Symposium on Pop-Art // Arts Magazine. 1963. April. N. Y. P.37.9. . Интернет ресурсы . Галанин А.В. Арийские традиции // Вселенная живая [Электронный ресурс] - Владивосток, 2012-2013. 37. Путеводитель "Речные круизы". Петрова И.Ф., Коронкевич, Н.И., Буланов С.А., и др., М., ИД "Симон-Пресс", 2002 г. http://www.locman.net/page_53. htm; глава "Северо-Двинская водная система": http://www.locman.net/page_4219. htm <http://www.locman.net/page_4219.htm> . http://hallart.ru/style-trends/naive-art . http://www.countries.ru/library/terms/cultobyd. htm . http://spokusa.com.ua/post/847.html . www.architime.ru/architects/a_ adam_robert. htm <http://www.architime.ru/architects/a_ adam_robert.htm> Содержание Введение Глава 1. Категория обыденной культуры в мировом контексте 1.1 Основные сферы культуры 1.2 Обыденная культура и ее отражение в творчестве Выводы по главе 1 Глава 2. Искусство наивных художников как одна из концепций развития обыденной культуры в мировом контексте 2.1 Наивное и аутсайдерское искусство - специфика, сходство и различие 2.2 Вологодская декоративная настенная роспись XIX века 2.3 Своеобразие росписей западного трансепта Кельнского собора Выводы по главе 2 Заключение Список использованной литературы Введение
Целесообразность разделения культуры на: обыденную и специализированную заключается в следующем. Основные функции жизнедеятельности человека возникали в недрах обыденной культуры. Повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов. С течением времени выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида. В данном случае речь об обыденной культуре пойдет с позиции рассмотрения - наивного искусства, а если еще точнее - изобразительного искусства, живописи. Все чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художников наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разобраться, что же это такое наивное искусство. Во-первых, посмею себе предположить, что все изобразительное искусство <http://hallart.ru/index.php> берет свое начало из наивного искусства. Ведь когда не было классической школы, не были выведены законы живописи. Были сюжеты и были люди, которые хотели запечатлеть эти моменты на холсте или любом другом материале. Если призадуматься, то первые наскальные рисунки первобытного человека - это тоже наивное искусство. Во-вторых, любой художник, впервые взяв в руки карандаши и кисти, начинает просто изображать на листе то, что он видит вокруг себя. Не подчиняясь законам логики и живописи, рука сама ведет линию туда, куда ей нужно. И так рождается живопись. Это потом приходят опыт и знания, но так или иначе все через этот этап проходят. Но почему тогда некоторые на этом этапе остаются? Попробуем обратиться к определению и истории наивного искусства. Наивное искусство (от английского naive art) - стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Исторические корни наивного искусства - берут начало в народном художественном творчестве. Но в настоящее время в этом направлении работают множество художников, которые получили очень хорошее художественное образование. Но продолжают писать по-детски не сложные сюжеты. При этом "наивное искусство" художник отличается от "не-наивное искусство", как знахарь отличается от доктора медицинских наук: оба - специалисты, каждый в своем роде. Впервые наивное искусство заявило о себе в 1885 году, когда в Салоне независимых художников в Париже были показаны картины Анри Руссо, прозванного Таможенником, так как он был таможенником по профессии. Впоследствии в начале XX века моршаны - сначала Альфред Жарри, затем Гийом Аполлинер, а вскоре и Бернхейм, Вильгельм Уде, Амбруаз Воллар и Поль Гийом стали привлекать внимание публики не только к работам Руссо Таможенника, но и к произведениям других примитивистов и самоучек. Первая выставка наивного искусства прошла в 1937 в Париже - она называлась "Народные мастера реальности". Наряду с работами Руссо Таможенника здесь были выставлены произведения рабочих и ремесленников Луи Вивена, Камиля Бомбуа, Андре Бошана, Доминика-Поля Пейроне, Серафина Луи, прозванного Серафином из Санлиса, Жана Эва, Рене Рамбера, Адольфа Дитриха, а также Мориса Утрилло, сына Сюзанны Валадон. наивный художник аутсайдерское искусство Творчество наивное искусство художников как один из пластов современного искусства требует серьезного и вдумчивого изучения, в котором не может быть места поверхностным и крайним суждениям, нередко встречающимся в обиходе. Оно либо идеализируется и превозносится, либо рассматривается с оттенком пренебрежения. И это обусловлено в первую очередь тем, что в русском (как и в некоторых других) языке термин "наивное искусствоный, примитивный" имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл. Принципиальное отличие этого направления изобразительного искусства от детского заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивное искусство и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него, искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности. Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков. Представители наивного искусства чаще всего берут свои сюжеты из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам, удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивное искусство гармония между природой и человеком. И здесь все становится понятно, всмотревшись более пристально, что наивное искусство - это ум особого склада. Он не хороший и не плохой, он просто такой. Он включает в себя целостное миропонимание, при котором человек немыслим вне природы и космоса, он душевно свободен и может наслаждаться творческим процессом, оставаясь равнодушным к его результату. Он, этот ум, позволяет представить, что человек может пребывать и пребывает в двух снах Вместе с тем потенциал, которым располагает наивное искусство, может быть востребован в нашем бурном XXI веке, когда мы "фиксируем не историю эволюции, а историю катастроф". Он никого не потеснит и не отстранит, да и вряд ли может стать властителем дум, он лишь сможет предъявить самое ценное свое качество - целостное незамутненное сознание. В этом - нравственно-этическая и культурологическая сила наивного искусства. В настоящее время в мире создано огромное число музеев наивного искусства. Во Франции они есть в Лавале и Ницце. Такой музей был создан и в России. Московский музей наивного искусства был основан в 1998 года и является государственным учреждением культуры. Ныне Музей наивного искусства в Москве в ноябре 2013 года открыл очередной IV Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров "Фестнаивное искусство-2013". По сложившейся традиции, начиная с 2004 года, он проводится в режиме триеннале. Выставочный проект Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров находится в развитии. Он по-прежнему актуален и востребован. Об этом говорят многочисленные отзывы художников, искусствоведов, наших коллег из музеев страны, из областных домов народного творчества. И что немаловажно, это их заинтересованное, активное, постоянное участие в фестивалях, а также появление на каждом последующем фестивале - интересных и ярких имён самобытных художников. И таким образом актуальность данного исследования заключается в недостаточном анализе наивного изобразительного творчества, в частности с точки зрения - обыденной культуры.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.121 с.) |