Глава 1. Категория обыденной культуры в мировом контексте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Категория обыденной культуры в мировом контексте



Содержание

Введение

Глава 1. Категория обыденной культуры в мировом контексте

1.1 Основные сферы культуры

1.2 Обыденная культура и ее отражение в творчестве

Выводы по главе 1

Глава 2. Искусство наивных художников как одна из концепций развития обыденной культуры в мировом контексте

2.1 Наивное и аутсайдерское искусство - специфика, сходство и различие

2.2 Вологодская декоративная настенная роспись XIX века

2.3 Своеобразие росписей западного трансепта Кельнского собора

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Целесообразность разделения культуры на: обыденную и специализированную заключается в следующем. Основные функции жизнедеятельности человека возникали в недрах обыденной культуры. Повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов. С течением времени выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.

В данном случае речь об обыденной культуре пойдет с позиции рассмотрения - наивного искусства, а если еще точнее - изобразительного искусства, живописи.

Все чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художников наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разобраться, что же это такое наивное искусство.

Во-первых, посмею себе предположить, что все изобразительное искусство <http://hallart.ru/index.php> берет свое начало из наивного искусства. Ведь когда не было классической школы, не были выведены законы живописи. Были сюжеты и были люди, которые хотели запечатлеть эти моменты на холсте или любом другом материале. Если призадуматься, то первые наскальные рисунки первобытного человека - это тоже наивное искусство.

Во-вторых, любой художник, впервые взяв в руки карандаши и кисти, начинает просто изображать на листе то, что он видит вокруг себя. Не подчиняясь законам логики и живописи, рука сама ведет линию туда, куда ей нужно. И так рождается живопись. Это потом приходят опыт и знания, но так или иначе все через этот этап проходят. Но почему тогда некоторые на этом этапе остаются?

Попробуем обратиться к определению и истории наивного искусства. Наивное искусство (от английского naive art) - стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Исторические корни наивного искусства - берут начало в народном художественном творчестве.

Но в настоящее время в этом направлении работают множество художников, которые получили очень хорошее художественное образование. Но продолжают писать по-детски не сложные сюжеты. При этом "наивное искусство" художник отличается от "не-наивное искусство", как знахарь отличается от доктора медицинских наук: оба - специалисты, каждый в своем роде.

Впервые наивное искусство заявило о себе в 1885 году, когда в Салоне независимых художников в Париже были показаны картины Анри Руссо, прозванного Таможенником, так как он был таможенником по профессии. Впоследствии в начале XX века моршаны - сначала Альфред Жарри, затем Гийом Аполлинер, а вскоре и Бернхейм, Вильгельм Уде, Амбруаз Воллар и Поль Гийом стали привлекать внимание публики не только к работам Руссо Таможенника, но и к произведениям других примитивистов и самоучек. Первая выставка наивного искусства прошла в 1937 в Париже - она называлась "Народные мастера реальности". Наряду с работами Руссо Таможенника здесь были выставлены произведения рабочих и ремесленников Луи Вивена, Камиля Бомбуа, Андре Бошана, Доминика-Поля Пейроне, Серафина Луи, прозванного Серафином из Санлиса, Жана Эва, Рене Рамбера, Адольфа Дитриха, а также Мориса Утрилло, сына Сюзанны Валадон.

наивный художник аутсайдерское искусство

Творчество наивное искусство художников как один из пластов современного искусства требует серьезного и вдумчивого изучения, в котором не может быть места поверхностным и крайним суждениям, нередко встречающимся в обиходе. Оно либо идеализируется и превозносится, либо рассматривается с оттенком пренебрежения. И это обусловлено в первую очередь тем, что в русском (как и в некоторых других) языке термин "наивное искусствоный, примитивный" имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл.

Принципиальное отличие этого направления изобразительного искусства от детского заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивное искусство и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него, искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности. Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков.

Представители наивного искусства чаще всего берут свои сюжеты из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам, удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивное искусство гармония между природой и человеком.

И здесь все становится понятно, всмотревшись более пристально, что наивное искусство - это ум особого склада. Он не хороший и не плохой, он просто такой. Он включает в себя целостное миропонимание, при котором человек немыслим вне природы и космоса, он душевно свободен и может наслаждаться творческим процессом, оставаясь равнодушным к его результату. Он, этот ум, позволяет представить, что человек может пребывать и пребывает в двух снах

Вместе с тем потенциал, которым располагает наивное искусство, может быть востребован в нашем бурном XXI веке, когда мы "фиксируем не историю эволюции, а историю катастроф". Он никого не потеснит и не отстранит, да и вряд ли может стать властителем дум, он лишь сможет предъявить самое ценное свое качество - целостное незамутненное сознание. В этом - нравственно-этическая и культурологическая сила наивного искусства.

В настоящее время в мире создано огромное число музеев наивного искусства. Во Франции они есть в Лавале и Ницце. Такой музей был создан и в России. Московский музей наивного искусства был основан в 1998 года и является государственным учреждением культуры.

Ныне Музей наивного искусства в Москве в ноябре 2013 года открыл очередной IV Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров "Фестнаивное искусство-2013". По сложившейся традиции, начиная с 2004 года, он проводится в режиме триеннале. Выставочный проект Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров находится в развитии. Он по-прежнему актуален и востребован. Об этом говорят многочисленные отзывы художников, искусствоведов, наших коллег из музеев страны, из областных домов народного творчества. И что немаловажно, это их заинтересованное, активное, постоянное участие в фестивалях, а также появление на каждом последующем фестивале - интересных и ярких имён самобытных художников.

И таким образом актуальность данного исследования заключается в недостаточном анализе наивного изобразительного творчества, в частности с точки зрения - обыденной культуры.

Цель данного исследования - анализ обыденной культуры социума с позиции наивного изобразительного творчества в России и за рубежом в XIX - XX в. в.

Из указанной цели логически выходят следующие задачи:

.   Дать понятие культуры в целом.

2. Изучить разделение культуры на категории.

.   Проанализировать происхождение и специфику обыденной культуры.

.   Рассмотреть обыденную культуру с точки зрения наивного изобразительного творчества (Россия, Германия).

.   Проанализировать обыденную культуру России и Германии в XIX - XX в. в.

.   Подвести итоги, сделать выводы.

Объектом исследования является - обыденная культура в России и за рубежом.

Предметом исследования - является изобразительное искусство наивное искусство художников России и Германии.

Исследование включает в себя - введение, две главы, заключение и список использованной литературы.


Основные сферы культуры

 

Типология культур строится на основании нескольких критериев. Таких критериев, или оснований может быть много, например: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др. Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.

Типология культуры только тогда примет стройный и завершенный вид, когда мы приведем в порядок сами критерии, или основания классификации. Поскольку в культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры - это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней.

Таким образом, любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин "тип" предполагает, что национальные культуры - русскую, французскую или китайскую - мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая, или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре.

К основным видам культуры относятся:

а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;

б) сельскую и городскую культуры;

в) обыденную и специализированную культуры.

Особого разговора требует духовная и материальная культура. Их нельзя отнести к отраслям. формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры.

Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной - физическая культура. О них мы поговорим самостоятельно.

Предлагаемую типологию культур не следует считать истиной в последней инстанции. Она весьма приблизительна и нестрога. Тем не менее у нее есть несомненные достоинства: логическая обоснованность и непротиворечивость.

Выводы по главе 1

 

Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют почти везде. Так, например, в религии профессиональный, или специализированный уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых люди с улицы не посвящены. Богословское знание, которым овладевают многими годами упорного обучения, также относятся к профессиональному уровню религиозной культуры, которой владеют особые люди - служители церкви. А простым людям доступен профанный уровень религиозной культуры - различного рода верования (знания, принятые без доказательства), осведомленность о распространенных праздниках и святых, некоторых молитвах и обрядах. Но сведения эти самые поверхностные, очень неточные.

Итак, обыденная культура - это профанный уровень участия людей в профессиональной культуре, т.е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный.


Выводы по главе 2

 

Вопрос дефиниции наивного искусства до сих пор остается открытым в искусствознании. Терминологическую базу данного направления составляют традиционные определения: "наивное искусство" (naive Kunst - нем., швейц.; naive art - англ.; art naïf - фр.), "иное" (insita - югосл.), "творчество наивное искусствоных", "наивное искусствоный реализм"; архаичные - искусство "воскресного дня" (англ.), "седьмого дня", "искусство семи воскресений в неделю", "Святого сердца" (фр. "Кер Сакре"), с более широким смыслом - "искусство дилетантов" (Laienkunst) [Michailov, 1935], "искусство примитивов", также доминирует и сокращенный вариант - "наивное искусство". При этом термин "наивное искусствоное искусство" затрагивает только образность, а термин "инситное искусство" (врожденное, несформированное, оригинальное) лишен оценочного смысла, подчеркивает лишь автономность и самоценность каждого творческого явления и вместе с тем неструктурированность всего типа культуры [Вакар, 2000а, 4-5]. Такие же разногласия возникают и с другими дефинициями. Договоримся, что не будем возвращаться к этому аспекту проблемы. С конца 1960-х гг. в Европе регулярно организуются выставки, объединяющие наивных художников Европы и Америки. Ярким примером служит проходящая в Братиславе с 1966 г. триеннале наивного искусства, которая имеет символическое название - Инсита. Первым ее организатором был известный словацкий искусствовед Штефан Ткач, в 1994 г., с возобновлением ее деятельности, куратором выставки стала Катарина Черна. Каждое подобное событие-выставка обязательно сопровождается изданием иллюстрированного каталога: 1961 г. - "Наивная картина мира" (Франкфурт-на-Майне, Ганновер, Баден-Баден); 1963 г. - "Наивные художники Чехословакии" (Брно, Братислава, Прага, Острава); 1974/75 г. - "Наивная живопись" (Мюнхен, Цюрих) и др. В современных зарубежных периодических изданиях по искусству, особенно в конце 1990-х гг., нередко появляются статьи, освещающие творчество наивное искусствоных художников (к примеру, в немецких журналах "Junge Kunst", "Kunstchronik", английском "Raw Vision" и др.).

Мировой опыт свидетельствует о все более расширяющейся практике создания музеев примитива, наивного искусства и искусства аутсайдеров (от реальных музейных институций до их виртуальных "двойников", существующих в Интернете)


Заключение

 

И таким образом из проведенного исследования можно сделать следующее заключение.

Принято под наивным искусством подразумевать творчество художников-самоучек, то есть самодеятельных художников. Иногда это некоторые формы обыденной культуры и народного искусства. Разграничить эти области с достаточной чёткостью не всегда возможно. В различных языках и разными учёными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой, ясностью и формальной непосредственностью формы, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. Понятие появилось в Европе последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития. С этих позиций наивное искусство понимается как архаичное искусство древних народов. Например, первобытное искусство или живопись народов, которые задержались в своём культурно - цивилизационном развитии (коренное население Африки, Океании, индейцев Америки). Наивное искусство по видению мира и способам художественной презентации в чём-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных - с другой. Однако, по сути отличается и от того, и от другого. Принципиальное отличие заключается в глубокой сакральности, традиционности и каноничности. Картины как бы вобрали в себя детскую наивность и непосредственность мировосприятия. Его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающее, многоплановое и разнообразное, имеет достаточно высокую эстетическую значимость в области общекультурных ценностей в целом и в частности в аспекте обыденной культуры.

Живопись данного жанра крайне разнообразна по форме и индивидуальной стилистике, близка обыденной культуре человека. Глубину многие живописцы стремятся передать с помощью разно масштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс: плоскостность, упрощённая ритмичность, симметричность, активное использование локальных цветов, обобщённость форм, подчеркивание функциональности предмета за счёт тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приёмов. История наивной живописи <http://spokusa.com.ua/post/485.html> объединяет в сфере обыденной культуры российских и зарубежных художников-примитивистов, которые были знакомы с классическим и современным (на тот период) профессиональным искусством достаточно хорошо. Вследствие этого часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках повторить чьи-то художественные приёмы без соответствующих технических знаний и навыков.

И таким образом, исходя из наивной живописи мы понимаем и видим, что обыденная культура России и Германии отразившись через призму искусства, имеет свои специфические черты.


Список использованной литературы

 

Научная литература

1. Государственный архив вологодской области Ф.412, опись 12, д.4., л.43.

2. Отчет о работе Финогенова А.А. Архив Государственного Учреждения Культуры "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области".

.   Отчет о работе Митрофанова В.А. Методика реставрации. Архив Государственного Учреждения Культуры "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области".

.   Отчет о работе Соколовой О.А. Методика реставрации. "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области.

.   Искусство наивных художников в контексте отечественной и мировой художественной культуры: материалы научной конференции. - М.: НИЦ "Академика", 2013. - 320 с.

.   Технический паспорт памятника деревянного зодчества. Архив ГУК "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области".

.   Богемская К.Г. Первоэлемент творчества // Декоративное искусство. 1993. № 1-2.

.   Вакар Л. О первичности творчества и его формах в наивном // Декоративное искусство. 2000. № 1-2.

.   Жиру М. Искусство во Франции с 1900 по 1930 г. // Москва - Париж. Каталог выставки 3 июня - 4 октября 1981. М., 1981.

.   Мигунов А.С. Философия маргинальных явлений. // Полигнозис. 2000. № 2.

.   Наивные художники мира: Каталог выставки / Авт. - сост.Ф. Грюнд, О. Дьяконицына. М., 1990.

.   Сидоров В. Семь дней в Гималаях. // Москва. 1982. № 8

.   Смирнов И.А. Краеведческий альманах. Кириллов. История Северо - Двинской водной системы. (Канал герцога Виртембергского)

.   Чечот И. Немецкое искусство в частных собраниях Москвы // Пинакотека. 1999.3-4, № 10-11.

.   Штурман В. Нужды судоходства по водной системе Виртембергского // Вестник Новгородского земства. 1902. №18.

.   Периодическая литература

.   Богемская К.Г. Самодеятельное изобразительное искусство // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. Конец 1950-х - начало 1990-х годов. СПб., 1999.

.   Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.

.   Гуревич П.С. Человек и культура М.: "Дрофа", 1998г.

.   Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО "Аспект Пресс", 1994. - 384 с.

.   Культурология /Под ред.А.Н. Марковой - М., 1998г. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: "Гардарики", 1997. - 344с.

.   Леви-Строс К. Неприрученная мысль // К. Леви-Строс. Первобытное мышление. М., 1994.

.   Малков Вл. По родному краю. Вологда, 1956

.   Максимова Т.В. Голландские живописцы XVI века и их немецкие имитаторы в XVIII столетии. М., 2002.

.   Негодаев И.А. Информатизация культуры. - ЗАО "Книга", 2003. - 320 с.

.   Прокофьев В.Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени: Сб. ст. М., 1983.

.   Севан О.Г. Росписи жилых домов Русского Севера / Ольга Севан. - Москва: Прогресс-Традиция, 2007. - 215 с.

.   Соколова О.А. Экспертиза объектов культурного наследия. Выпуск 1 Радугина А.А. Культурология, Учебное пособие, 1999 г.

.   Тевоз М. Арт-брют. Paris, 1995.

.   Тимоти Бинкли. Против эстетики // Американская философия искусства. Екатеринбург, 1997. С.309 - 310.

.  . Темперная и масляная живопись. М., 2009.

.   Тимоти Бинкли. Против эстетики // Американская философия искусства. Екатеринбург, 1997. С.309 - 310.

.   Юрова Е.С. Эпоха бисера в России. М., 2003.

.   A Symposium on Pop-Art // Arts Magazine. 1963. April. N. Y. P.37.9.

.   Интернет ресурсы

.   Галанин А.В. Арийские традиции // Вселенная живая [Электронный ресурс] - Владивосток, 2012-2013.

37. Путеводитель "Речные круизы". Петрова И.Ф., Коронкевич, Н.И., Буланов С.А., и др., М., ИД "Симон-Пресс", 2002 г. http://www.locman.net/page_53. htm; глава "Северо-Двинская водная система": http://www.locman.net/page_4219. htm <http://www.locman.net/page_4219.htm>

.   http://hallart.ru/style-trends/naive-art

.   http://www.countries.ru/library/terms/cultobyd. htm

.   http://spokusa.com.ua/post/847.html

.   www.architime.ru/architects/a_ adam_robert. htm <http://www.architime.ru/architects/a_ adam_robert.htm>

Содержание

Введение

Глава 1. Категория обыденной культуры в мировом контексте

1.1 Основные сферы культуры

1.2 Обыденная культура и ее отражение в творчестве

Выводы по главе 1

Глава 2. Искусство наивных художников как одна из концепций развития обыденной культуры в мировом контексте

2.1 Наивное и аутсайдерское искусство - специфика, сходство и различие

2.2 Вологодская декоративная настенная роспись XIX века

2.3 Своеобразие росписей западного трансепта Кельнского собора

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Целесообразность разделения культуры на: обыденную и специализированную заключается в следующем. Основные функции жизнедеятельности человека возникали в недрах обыденной культуры. Повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов. С течением времени выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.

В данном случае речь об обыденной культуре пойдет с позиции рассмотрения - наивного искусства, а если еще точнее - изобразительного искусства, живописи.

Все чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художников наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разобраться, что же это такое наивное искусство.

Во-первых, посмею себе предположить, что все изобразительное искусство <http://hallart.ru/index.php> берет свое начало из наивного искусства. Ведь когда не было классической школы, не были выведены законы живописи. Были сюжеты и были люди, которые хотели запечатлеть эти моменты на холсте или любом другом материале. Если призадуматься, то первые наскальные рисунки первобытного человека - это тоже наивное искусство.

Во-вторых, любой художник, впервые взяв в руки карандаши и кисти, начинает просто изображать на листе то, что он видит вокруг себя. Не подчиняясь законам логики и живописи, рука сама ведет линию туда, куда ей нужно. И так рождается живопись. Это потом приходят опыт и знания, но так или иначе все через этот этап проходят. Но почему тогда некоторые на этом этапе остаются?

Попробуем обратиться к определению и истории наивного искусства. Наивное искусство (от английского naive art) - стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Исторические корни наивного искусства - берут начало в народном художественном творчестве.

Но в настоящее время в этом направлении работают множество художников, которые получили очень хорошее художественное образование. Но продолжают писать по-детски не сложные сюжеты. При этом "наивное искусство" художник отличается от "не-наивное искусство", как знахарь отличается от доктора медицинских наук: оба - специалисты, каждый в своем роде.

Впервые наивное искусство заявило о себе в 1885 году, когда в Салоне независимых художников в Париже были показаны картины Анри Руссо, прозванного Таможенником, так как он был таможенником по профессии. Впоследствии в начале XX века моршаны - сначала Альфред Жарри, затем Гийом Аполлинер, а вскоре и Бернхейм, Вильгельм Уде, Амбруаз Воллар и Поль Гийом стали привлекать внимание публики не только к работам Руссо Таможенника, но и к произведениям других примитивистов и самоучек. Первая выставка наивного искусства прошла в 1937 в Париже - она называлась "Народные мастера реальности". Наряду с работами Руссо Таможенника здесь были выставлены произведения рабочих и ремесленников Луи Вивена, Камиля Бомбуа, Андре Бошана, Доминика-Поля Пейроне, Серафина Луи, прозванного Серафином из Санлиса, Жана Эва, Рене Рамбера, Адольфа Дитриха, а также Мориса Утрилло, сына Сюзанны Валадон.

наивный художник аутсайдерское искусство

Творчество наивное искусство художников как один из пластов современного искусства требует серьезного и вдумчивого изучения, в котором не может быть места поверхностным и крайним суждениям, нередко встречающимся в обиходе. Оно либо идеализируется и превозносится, либо рассматривается с оттенком пренебрежения. И это обусловлено в первую очередь тем, что в русском (как и в некоторых других) языке термин "наивное искусствоный, примитивный" имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл.

Принципиальное отличие этого направления изобразительного искусства от детского заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивное искусство и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него, искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности. Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков.

Представители наивного искусства чаще всего берут свои сюжеты из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам, удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивное искусство гармония между природой и человеком.

И здесь все становится понятно, всмотревшись более пристально, что наивное искусство - это ум особого склада. Он не хороший и не плохой, он просто такой. Он включает в себя целостное миропонимание, при котором человек немыслим вне природы и космоса, он душевно свободен и может наслаждаться творческим процессом, оставаясь равнодушным к его результату. Он, этот ум, позволяет представить, что человек может пребывать и пребывает в двух снах

Вместе с тем потенциал, которым располагает наивное искусство, может быть востребован в нашем бурном XXI веке, когда мы "фиксируем не историю эволюции, а историю катастроф". Он никого не потеснит и не отстранит, да и вряд ли может стать властителем дум, он лишь сможет предъявить самое ценное свое качество - целостное незамутненное сознание. В этом - нравственно-этическая и культурологическая сила наивного искусства.

В настоящее время в мире создано огромное число музеев наивного искусства. Во Франции они есть в Лавале и Ницце. Такой музей был создан и в России. Московский музей наивного искусства был основан в 1998 года и является государственным учреждением культуры.

Ныне Музей наивного искусства в Москве в ноябре 2013 года открыл очередной IV Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров "Фестнаивное искусство-2013". По сложившейся традиции, начиная с 2004 года, он проводится в режиме триеннале. Выставочный проект Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров находится в развитии. Он по-прежнему актуален и востребован. Об этом говорят многочисленные отзывы художников, искусствоведов, наших коллег из музеев страны, из областных домов народного творчества. И что немаловажно, это их заинтересованное, активное, постоянное участие в фестивалях, а также появление на каждом последующем фестивале - интересных и ярких имён самобытных художников.

И таким образом актуальность данного исследования заключается в недостаточном анализе наивного изобразительного творчества, в частности с точки зрения - обыденной культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.121 с.)