Вологодская декоративная настенная роспись XIX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вологодская декоративная настенная роспись XIX века



 

Настенная роспись деревянного дома в городе Вологде Соколова О.А. Вологда, Россия Интерес изучения памятников отечественной монументальной живописи имеет длительную историю и глубоко закономерен. Он вызван не только высоким мастерством живописцев-"изографов", но и тем, что, несмотря на катаклизмы нашей истории, настенная живопись северных храмов, усадеб, деревянных домов сохранилась до нашего времени. На протяжении столетий "стенное письмо" являлось одной из ведущих областей древнерусского изобразительного искусства. Это искусство более интеллектуальное, динамичное, непосредственно связанное с ходом всей церковной службы, а также служило украшением интерьеров любых помещений. Совмещая в себе истинное своеобразие, красоту и оригинальность, оно прошло большой и сложный путь своего развития. Монументальная живопись Вологодской земли представляет ансамбль, наглядно и ярко отражающий многие периоды истории с XVI по ХХ в. Живопись уникальна, самобытна, профессиональна, наполнена интереснейшими приемами, традициями. Выполненная известными и не известными мастерами, она достаточно разнообразна в своих техниках: масляная, фресковая и клеевая. Поводом к написанию научной статьи послужила обнаруженная при реставрации интерьера одного из деревянных домов города Вологды настенная декоративная, масляная живопись XIX в., которая представляет собой весьма любопытный и редкий объект экспертного исследования. На сегодняшний день, вновь выявленная живопись - единственное явление в Вологодской области. Полностью отнести это произведение настенной живописи к наивному искусству нельзя. Но отдельные элементы и композиции в живописных пейзажах стен и потолочного плафона, фрагменты росписей орнамента могут быть отнесены к наивному искусству. Обращаясь к истории появления искусства росписей стен домов в России - к эпохе Петровского времени, когда царствовал высокий стиль, роспись на стенах являлась основополагающей. Без живописных панно на стенах и потолках в те времена не обходился ни один дом. У истоков формирования светских жанров этого искусства оказались приглашенные в Россию итальянские и французские мастера. Уже к середине XVIII столетия в России появились свои мастера. В моду вошли альфрейная живопись, стильные гризайли, живописные архитектурные "обманки", разнообразная колеровка и цветовой декор стен, что позволяло минимальными средствами достичь максимального эффекта: раздвинуть пространство, создать дополнительный объем, расширить пределы жилища. В крестьянском же жилище искусство росписи по дереву становится одним из ведущих направлений народного искусства России лишь в XIX в. Одним из примеров сохранившейся настенной живописи деревянного дома является альфрейная живопись в трех комнатах двухэтажного дома № 38 по ул. Герцена. Дом является одним из характерных образцов купеческой за - стройки. Здание представляет собой деревянную, рубленную в "обло" постройку, обшитую тесом, с железной кровлей.

Двухэтажное, г-образное в плане строение с крыльцом на южную сторону и тремя входами, два из которых находятся на главном юго-восточном фасаде. Основные габариты здания 15 м в длину и 13 м в ширину. Отопление дома печное. Как по фасаду, так и со двора здание украшено

Среди традиционной для Вологды первой половины XIX в. деревянной двухэтажной застройки, дом выделяется присутствием резных наличников, балконом с балясинами и пропильной резьбой, обшивкой широкими гладкими тесинами, что привлекает к нему особое внимание и интерес. Решением Вологодского облисполкома от 27.04.1977 г. № 257 дом принят под охрану и получил статус памятника архитектуры XIX в. федерального значения15. В ГАВО имеются сведения, что дом принадлежал вологодскому купцу второй гильдии Г.С. Панову. Эти данные взяты из старого технического паспорта, который был составлен в 80-е гг. XX в. По данным технического паспорта дом датируется 1880 г., а по другим источникам - 1868 г.14. Однако в документах Бытовой технологической инвентаризации указано, что дом построен в 1825 г.

Возможно, что дом перестраивался: со временем появилась новая обшивка стен, заменялись венцы сруба, подновлялась обветшалая декоративная резьба, а утраченная по аналогии со старой заменялась на новую.

На сегодняшний день здание отреставрировано. В нем располагается благотворительный фонд "Согласие", и используется как творческий центр для детей и служит объектом музейного показа для гостей города. Фасады дома украшены резьбой.

Объемная резьба наличников по рисунку и исполнению не имеет аналогий в отделке других вологодских домов. В восточной части здания расположен традиционный для вологодской архитектуры балкон с широким навесом. Здание венчается карнизом с большим выносом.

Северный и восточный фасады декорированы в смешанных формах позднего классицизма и ампира. Планировка первого и второго этажей анфиладная. В ее основе лежит г-образная система, проходящая вдоль северного и восточного фасадов. Соединение первого и второго этажей осуществляется с помощью двухмаршевой деревянной лестницы, перила которой сохранили подлинные точеные балясины.

С течением времени интерьер постройки дома, как и фасад, также претерпел изменения, хотя сохранил оригинальные элементы декоративного убранства: белые кафельные, так называемые "голландские", печи с карнизом и подлинные филенчатые, двухстворчатые двери.

Часть дверей имеет округлое завершение, с накладной резьбой и нащельниками. Внутри дома на стенах трех комнат сохранилась интересная декоративная живопись. Как ни странно, не упоминается в литературе живопись на стенах дома.

О живописи узнали лишь в 1980-1990-х гг., в момент выполнения реставрационных работ, когда возникла необходимость поднять осевший сруб фундамента здания. Именно в тот момент на стенах комнат второго этажа была обнаружена необычная настенная живопись, представляющая собой картины маслом в "голландской манере".

Живопись тогда находилась под многочисленными слоями обоев, закрытых древесно - волокнистыми плитами, по которым проложена наружная электропроводка на роликах, оставившая после себя большое количество гвоздей и гвоздевых отверстий. Итогом выполняемых работ явилась разработка методики для дальнейшей реставрации, а также полного процесса реставрации, которую выполнили специалисты Вологодской мастерской и "Межобластного научно-реставрационного производственного управления" (ФГУП), г. Москва.

При выполнении консервационно-реставрационных мероприятий кропотливыми оказались работы по укреплению красочного слоя, укреплению штукатурки, которая в некоторых местах отстала от стен, и драночной сетки, освобождение с хранившихся кусочков живописи от слоя цементных вставок на печке большого зала, а также выравнивание лака, спекшегося при топке печи, тонировками. Освобожденная от обоев живопись впечатляет профессиональной технологией и необычным для деревянной постройки русского северного города составом и сюжетным строем росписей с пейзажными мотивами в "голландском стиле" и цветочно - фруктовым орнаментом.

Она представляет собой несколько разновидностей альфрейной работы: имитацию стен под мрамор, изображение видовых пейзажей, орнаментальную роспись плафонов и украшение стен широким поясом тянутого лепного карниза.

В одной из комнат на стенах мы видим четыре картины, оформленные в широкие иллюзорные орнаментированные рамы. Исполненные в технике масляной живописи, картины искусно заполняют основные плоскости стен, зрительно создавая ощущение окон в природу. На южной стене представлен сельский пейзаж, на северной стене морской вид с берегом. На западной стене и на печке - картины с изображением сельского мотива и лесной природы, обе композиции вытянуты по вертикали. На одной из картин представлен уголок сельской природы, в композиционном построении которой использована несколько заниженная точка зрения с масштабной перспективой, а в центре ее огромный камень и высокое зеленое дерево. На высветленной полосе среднего плана мы видим перекресток дорог с мелкими фигурками крестьян.

Сельская архитектура решена просто: двухскатная крыша, печная труба, окно, темный прямоугольник двери. На противоположной стене комнаты размещена картина с видом морской гавани с яхтами. На линии горизонта видна невысокая холмистая местность. Затененная кулиса первого плана открывает высветленный берег, на котором изображены навьюченные товарами ослы. На западной стене большой комнаты сельский пейзаж: в долине, недалеко от гор приютился двухэтажный дом, вероятно, трактир или ферма с большими окнами, высоким крыльцом, сложной конструкцией крыши и застекленной верандой второго этажа. Рядом с домом видны хозяйственные постройки, инвентарь и большой мельничный каменный круг. На первом плане, у водоема, изображены две женщины. Слева нарисована длинная широкая дорога, указывающая перспективное направление пейзажной композиции вглубь. Два крупных зеркально отражающихся пейзажа построены по принципу декорации с боковыми кулисами. Первый план в пейзаже темный, он освещен мягким рассеянным светом, очертания предметов сглажены. На втором плане свет более яркий, пластика форм кажется более четкой, хорошо передана перспектива, прозрачность атмосферы, окутывающая предметы легкой дымкой. К горизонту зелень высветляется и приобретает слегка голубоватый оттенок. Ниже к горизонту небо кажется чуть розовым, а выше оно имеет нежный голубой оттенок. Плафон потолка большой залы представляет изображение четырех сюжетных композиций, оформленных в картуши. Имеется широкая кайма цветочного орнамента и изображение более крупных букетов роз по углам. В следующей комнате на стенах прямоугольными квадратами в рамах представлена имитация различных пород камней. Плафон декорирован живописным изображением птиц, держащих в клюве виноградные ветви и пальметками цветов в виде симметрично повторяющихся композиций. В спальной комнате живопись представлена в виде прямоугольников - вставок на стенах и однотонной покраски потолка. Композиции в картушах потолочного плафона гостиной комнаты искусно дополняют достаточно продуманный общий стиль помещения. Цветовой дизайн стен и потолков показывает определенные знания о существующих стилях художника-декоратора, определенная роль выразилась во вкусе заказчика, явно имеющего отношение к водной стихии, возможно к рыбному делу, путешествиям, местным событиям истории. В северной части плафона представлен пейзаж знакомой местности: узкий поток воды, представляющий искусственный шлюзованный канал, по которому двигается пароход. На переднем плане - широкое пойменное место, справа от канала человек с тросточкой, в шляпе с широкими полями, вышел навстречу приближающему пароходу. Слева спокойная гладь водоема. На третьем плане высокие каменистые берега, с высокими елками и лиственными деревьями. Композиция картинки напоминает вид сооружения Северо - Двинской системы. На южной стороне плафона изображены рыбаки. В центре композиции большая деревянная лодка, в ней четыре человека. Один на корме с веслом, управляет движением лодки, два других в носовой части - охотники за рыбой, в руках которых длинные остроги. Еще один человек сидит в средине лодки с небольшим предметом, всего вероятнее это банка с наживкой. Лодка недалеко от берега. Сумерки, на берегу тихого водоема большое пламя костра, отблески которого отражаются в воде. Ловля рыбы на свет - излюбленный способ рыбалки наших далеких предков так называемое "лученье".

В восточной части плафона изображен пейзаж. На переднем плане, на берегу - высокая каменная стена из булыжника, два арочных проема, один из которых открыт и видна узкая алея, в конце которой еле просматриваемое изображение дома. Кругом арки высокие деревья. Наверху стены - башня, похожая на смотровое сооружение - на четырех столбах с острыми завершениями крыш, что напоминает виды Северо-Двинской системы. Канал состоит из нескольких участков рек, соединенных каналами - Топорнинским, Кузьминским, двумя Вазеринскими и Кишемским в истоках Сухоны. В Топорне начинается дорога в живописный Сокольский бор, также являющийся уникальным памятником природы. Сосновое насаждение Сокольского Бора привлекает посетителей целебным воздухом, обилием ягод и грибов, прекрасными условиями для рыбной ловли. Здесь же находится своеобразная "Эйфелева башня" - металлическая наблюдательная вышка, имеющая сходство с изображением на картине.

Об имеющейся в этих местах башне пишет и запечатлел ее на фотографии Прокудин-Горский при посещении Кирилло - Белозерского монастыря.

На четвертой картинке плафона - рыбак с удочкой на берегу небольшого водоема (реки), впадающего в большое море. На берегу водоема несколько строений: двухэтажный дом, горница, сарай, маленький заборчик, рядом одинокое дерево, у самой реки небольшое строение, возможно баня. Высокая, большая волна с моря поднимается до уровня дома и изображена художником широкой полосой в виде поднимающейся волны с пеной. Можно предположить, что необычные картинки плафона основаны на фактах истории местности, которые близки к времени постройки дома. Настенные росписи альфрейной живописи своеобразны и в отличие от деревенских домов диктуют вполне определенный тип меблировки и оформления и являются результатом стилистической принадлежности интерьера - это стены под мрамор, тонкие линии орнамента, позолота. Хотя в росписи присутствуют многозначные символы народного творчества, помогающие художникам воплощать замыслы путем сопоставления многих явлений из жизни человека. Это и северный пейзаж, ловля рыбы, знакомый ландшафт местности, достоверность аллей, первый пароход. В народной памяти тщательно сберегались значения наиболее распространенных живописных образов, связанных с обрядами, фольклором и с песенным творчеством русской деревни. Эта память хранила и исторические и иконографические сведения, а также христианские образы и сюжеты. В целом цветовое решение колорита в пейзажных композициях настенной живописи деревянного дома достаточно просто и состоит из набора основных тонов - голубого, зеленого, золотистого. Манера письма автора не столь разнообразна. Большие плоскости неба разбиваются изображением облаков, едва видимых при более близком осмотре. Живопись исполнена в два-три слоя. С добавлением в верхний красочный слой жидких белил поверхность живописи становится гладкой, а в тональности появляется ощущение свето-воздушной среды. В то же время цвет в тенях решен путем добавления черного пигмента к зеленым или голубым краскам. В технических приемах следует отметить несколько повторяющихся способов нанесения краски, особенно на изображении деревьев: это прием торцевания, используемый европейскими художниками XVIII в. и сохранившийся почти до середины XIX столетия в немецкой и русской живописи. Нанесение краски торцом в данных картинах использовалось при воссоздании общей массы листвы, а раздельный мазок применялся в моделировке отдельных веток и листьев. Наблюдается некоторая конкретизация в одежде стаффажных фигур. В письме фигур, яхт, домов присутствует лишь легкий намек на форму. Нет сомнения, что автор декоративных настенных пейзажей использовал стилизованный голландский пейзаж с игрой света, глубиной теней, что, однако, является лишь намеком на старую голландскую живопись.

Упрощенная схема пейзажа, которую автор заимствовал в своих композициях, указывает на пользовавшиеся популярностью в России того времени картинки с голландскими мотивами или же на разного рода видовые атласы.

Большое значение художник придавал написанию потолочного орнамента. В двух комнатах он выполнен масляными красками в сочетании с твореным золотом. В орнаментике использованы мотивы букетов, венков, гроздьев винограда, плодов, отдельных зеленых веток. Местами некоторые из этих элементов повторяются, а где - то дополнены декоративными листьями и виньетками.

Плоскостной характер основных композиционных линий орнамента чередуется с натуралистическим изображением цветов, плодов, листьев, хотя не отличается сложностью в детализации.

В подготовительном рисунке цветочно-фруктовых мотивов наблюдается четкость линий и форм. В оформлении орнаментов использована золотая кайма, которая обыгрывает живописное решение легким мерцанием, что придает интерьеру праздничность и вносит в композиционно-декоративный ансамбль законченность. Пейзажи написаны с использованием охристого подмалевка, работающего на просвет и создающего эффект легкой теплоты солнечного освещения. В росписи стен и плафона присутствуют многозначные символы народного творчества, известные по росписям Севера. Хотя семантика - сложная и малоизученная тема, особенно в области росписей. В росписи присутствует круг (солнце) иногда в центре круга помещается цветок с четырьмя лепестками.

Присутствуют в живописи дома ромбы, розетки, вьющиеся ленточки, встречающиеся резьбе прялок, деталей главных фасадов домов. Широко использовался в данной живописи травный орнамент. Согласно истории с XVI-XVII вв. орнамент появляется во всех видах русского прикладного искусства: в гравировке, чеканке, в орнаменте рукописей, в набойке, в резьбе и росписи и пр.

Крупные причудливые цветы и различные плоды равномерно располагаются на плоскости. Среди цветов встречаются тюльпаны, розы, среди плодов - виноград, гранат. Мотивы виноградных гроздьев, возможно, пришли в народную роспись из изделий золотого шитья. Виноград, по народным представлениям, символизировал молодость, а также хорошую, "сладкую", счастливую жизнь.

Роза - "царица цветов", в некоторых местах венки, букет из трех цветов, являются основным элементом орнамента. Также в орнаменте представлены образы птиц (райские птицы) с длинными шеями, крыльями и пышным хвостом, которые часто символизировали тепло, свет.

Они предвещали урожай и богатство. В росписи птицы представлены симметрично друг к другу, в центре необычное растение - "древо жизни" с ветками вьющегося зеленого винограда. Образы парных птиц очень устойчивы в искусстве, как правило, относящиеся к образам народной росписи, с ними были связаны представления народа о счастливом браке. Итак, живопись дома несет необычное исполнение, образы и мотивы, которые в отдельных элементах встречаются в народной живописи Русского Севера, главным образом в росписях пряничных досок, прялок, с вышивкой, с лубком, резьбой по кости и пр. Поскольку многие художники, расписывающие эти предметы и сооружения, также принимали участие в церковных росписях тяблов, стен, покраске фасадов и прочего, то их семантика, как и символика, может носить как традиционно присутствующий языческий характер, порой забытый в реальной крестьянской жизни, так и христианское содержание. Рассмотрев сюжетную сторону росписей и ее стилистику, можно придти к выводу, что она представляет один из ярких примеров декоративной провинциальной живописи в интерьере деревянного купеческого дома. Роспись демонстрирует умелое профессиональное владение альфрейным искусством. Необычное художественное решение автора при небогатой цветовой палитре в пейзаже и насыщенности цвета в орнаменте создало своего рода игру разных пластических форм в интерьере деревянного дома. Сам факт присутствия декоративных росписей на штукатурке, исполненных маслом на стенах деревянного дома, и техника альфрейной живописи представляют собой необычное явление для художественной культуры провинциальной России ХIХ в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.046 с.)