Наивное и аутсайдерское искусство - специфика, сходство и различие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наивное и аутсайдерское искусство - специфика, сходство и различие



 

В наивном (примитивном) и аутсайдерском искусстве имеются как общие, сближающие их черты, так и специфические, присущие только одному из названных искусств. Их роднит меньшая степень профессионализма и художественности в сравнении с классическим академическим искусством. Их отличает степень маргинальности, выраженная в отношении к культурным и художественно-эстетическим нормам. Если наивный художник как бы "одной ногой" стоит на поле культуры и к маргинальной инаковости имеет отношение лишь другая его часть, то аутсайдер целиком порывает с территорией культуры. Это можно показать на примере функционирования того и другого искусства. Наивный художник, точно так же как академик-профессионал, заинтересован в продвижении своих произведений на рынке искусства. Ему не чужды аплодисменты, участие в выставках, каталоги и другие атрибуты признания художественного дарования. Все это безразлично художнику-аутсайдеру, движимому в своем творчестве лишь чувством восторга от того, что он делает. Имеются и другие признаки, как сближающие, так и удаляющие друг от друга данные виды искусства.

Известный отечественный искусствовед В.Н. Прокофьев отмечал влияние примитива на целый ряд художников профессионального искусства. Он писал, что "вне этого влияния нельзя удовлетворительно понять ни Гойю, ни Гоголя, ни школу Веницианова, ни Домье, ни Уитмена, ни Ларионова, ни раннего Маяковского, ни "бубновалетцев".

А также ни Пикассо, ни Брехта, ни Марка Шагалаи т.д. ".

Еще масштабнее выглядит оценка наивного (примитивного) искусства, когда речь идет об одной из его главных фигур - Анри Руссо. "Дерен, Фриез, Ван - Донген, Вламинк, Марке, Матисс, Брак, Дюфи, Пикассо объединяются вокруг Таможенника Руссо, самоучки, якобы воскресившего забытую традицию французских примитивов, которую испортил академизм "школы". …Анри Матисс, так же как Пикассо и Дерен, обращается к искусству "варваров" (полинезийцев, суданцев, дагомейцев), цитирует слова Гогена, который первым почувствовал значение примитива: "В Европе, по-видимому, уже не сомневаются в том, что, скажем, у маори на Новой Зелландии или у обитателей Маркизских островов существовало весьма развитое искусство декора". Возрождается интерес к французским и другим европейским примитивам (в 1904 г. им посвящается специальная выставка).

Под ворохом хлама академического искусства, возникшего на почве изживающих себя принципов Ренессанса, постепенно обнаруживаются художественные богатства древних времен, старо - французской традиции. Так, Таможенник Руссо, быть может, сам того не желая, перебрасывает мост в далекое прошлое".

Отметим как удачную предложенную В. Прокофьевым типологию художественного примитива, имея в виду его "срединное" положение по отношению к другим художественным типам: учено - артистическому профессионализму и непрофессиональному фольклору.

К слагаемым художественности на примере изобразительного искусства следует отнести, помимо почерка и манеры письма художника, качество композиции картины, соотношение рисунка и цвета, колорит, тона и полутона. Особое значение для реалистичности изображаемого имеет использование различных видов перспективы, добавляющей двумерной картине третье виртуальное измерение. Все это обрамляет талант и мастерство художника, однако последние качества более универсальные, они могут присутствовать также в искусстве, лишенном художественности. В качестве примера сравним искусство индексации, художественную классику, наивное и концептуальное искусство. Художник - индексатор добивается внешнего сходства изображаемого с объектом изображения, вместо индивидуальности и психологизма здесь присутствует лишь набор некоторых типических черт образа. В Москве на Арбате, как и в других городах мира, где имеются такие же художественные центры, художник-индексатор сравнительно быстро и за умеренную цену изготовит заказчику такой портретный образ. Качества художественности присутствуют в таком искусстве в минимальной степени.

Искренность, непосредственность, детская чистота выгодно отличают наивное искусство в канве обыденной культуры социума от искусства индексации, однако оно не дотягивает по набору эстетических качеств до высокохудожественного профессионального искусства.

Недостаток эстетического компенсируется переизбытком в нем этического. Его также можно назвать высоко дефицитным сегодня "экологическим искусством" за бережное отношение к природе и человеку.

Концептуальное искусство (перформанс, инсталляция, хеппенинг, концептуальная поэзия) принципиально иное. Оно полностью порывает с художественностью как набором уже названных эстетических качеств в обыденной культуре.

Но даже лишенное художественности, оно продолжает оставаться искусством, в котором талант и мастерство исполнения сосредоточены на поиске оригинальной концепции, затрагивающей наиболее важные экзистенциальные понятия жизни и смерти, счастья, любви, секса, а также политики и религии. Обращение к наивному и аутсайдерскому искусству помогает понять судьбу катарсиса в современном искусстве. Л.С. Выготский в книге "Психологии искусства" посвящает такому пониманию катарсиса целую главу под названием "Искусство как катарсис".

Он одним из первых высказал мысль, что не только трагедия, как у Аристотеля, но и другие виды и жанры классического искусства выполняют катарсическую функцию.

Ее действие, по - Выготскому, осуществляется по принципу короткого замыкания двух рядов чувств. Идею такого замыкания, считает Выготский, высказал еще Ф. Шиллер, заявивший, что настоящая тайна искусства мастера состоит в том, чтобы формою произведения уничтожить его содержание.

Если в классическом искусстве катарсическое воздействие на человека может быть реализовано по трем направлениям: эстетическом, этическом и медицинском, то катарсис у наивного искусства носит преимущественно этическую окраску, а у аутсайдеров очищающая функция искусства имеет ярко выраженные арт - терапевтические черты. Стремление к простоте и естественности - характерная черта и наивного искусства.

Поэтому не сложно увидеть в наивном искусстве, как и в самом феномене наивности, некий аналог восточного философствования. С другой стороны, вряд ли будет правильным считать, что наивный художник сублимирует в своем творчестве по всем правилам этой достаточно сложной процедуры. До сих пор остается не изученной проблема возрастных полюсов создателей наивного искусства - стариков и детей.

Если все Европейское Средневековье не знало, что такое мир детства, то сегодня мы не знаем, что такое мир старости. Старики становятся маргиналами, поскольку они теряют главные качества не маргинальной личности: волю, целеполагание, активную деятельность, необходимые для достижения поставленных целей. Если раньше старики, как наиболее мудрые, много значили в жизни общества, то теперь "негодные к производству, плохие потребители, строптивые, они превратились в помеху, в людей докучливых, от которых избавляются любым способом: богадельнями, домами для престарелых, возведенной в институт милостыней-подачкой, моральным оставлением и оставлением просто, в прямом смысле слова".

Но старость и детство - золотой возраст наивного искусства. Известно, что большая часть произведений наивного искусства создана их творцами, достигшими преклонного возраста.

Известны случаи, когда много сделавшие в своем активном возрасте художники далее отказываются от подражательства, выходя за рамки нормативного. Самый известный из таких случаев связан с творчеством Микеланджело Буонаротти.

Почти девяностолетний старик, работая над своим последним произведением "Пьета Ронданини", непохожим на все остальное в его творчестве, с грустью заметил, что только сейчас он понял, что такое искусство и как надо в нем работать. В эстетике искусства аутсайдеров не найти такого разнообразия признаков, какие были обнаружены в наивном искусстве. Художник - аутсайдер, страдающий душевной болезнью (аутизм, болезнь Дауна и др.), творит, не являясь субъектом творчества. Художник, произведение, рецепция здесь никак не отделены от реальности, что осложняет процесс идентификации такого искусства.

Лучше всего такую ситуацию иллюстрирует бриколаж (фр. вricolage - "подручный", "случайный"), которым охотно пользуется художник-аутсайдер в качестве материала своего творчества.

На каждый момент с ограниченной совокупностью причудливо подобранных инструментов и материалов, поскольку составление этой совокупности не соотносится ни с проектом на данное время, ни, впрочем, с каким либо иным проектом, но есть результат, обусловленный как всеми представляющимися возможностями к обновлению, обогащению наличных запасов, так и использованием предшествующих остатков и руин"12.

Здесь же он отмечает отдельные элементы мифологической рефлексии у дикаря. Они "всегда рас - положены на полпути между перцептами и концептами".

Бриколажем охотно пользуются и современные художники-аутсайдеры. Со стороны эстетики бриколаж интересен тем, что он ставит проблему репрезентативных и нерепрезентативных материалов в искусстве.

К репрезентативным материалам, способным передать наибольшую психологическую глубину образа, относят масло - в живописи, мрамор - в скульптуре. В этих материалах художник добивается наибольших результатов со стороны выражения себя как субъекта творчества. Нерепрезентативные материалы имеют свои достоинства. Они ближе к объекту творчества, то есть к самой реальности; с этой стороны они более доступны художнику не профессионалу и являются более демократичными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.011 с.)