Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ограничение доступа к информации при взаимодействии силовых структур и СМИ: отечественный и зарубежный опыт регулирования
Организация PR-деятельности в силовых структурах обладает определенной спецификой, что во многом определяется секретностью той информации, с которой они работают. На Юге России в силу актуальности террористических угроз такая специфика проявляется особенно сильно. В данном контексте необходимо отметить, что важным элементом правового обеспечения деятельности силовых структур в сфере массовых коммуникаций являются федеральные законы. Наиболее важными из них являются: федеральный конституционный закон от 30.05.2001 №3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О чрезвычайном положении»; закон РФ от 05.03.1992 №2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности»; закон РФ от 21.07.1993 №5485-1 (ред. от 01.12.2007) «О государственной тайне»; федеральный закон от 20.02.1995 №24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации»; федеральный закон от 31.05.1996 №61-ФЗ (ред. от 14.07.2008) «Об обороне»; закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 (ред. от 24.07.2007) «О средствах массовой информации»; федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О связи»; закон РФ от 23.09.1992 №3523-1 (ред. от 02.02.2006) «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; федеральный закон от 13 января 1995 г. №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»; федеральный закон от 03.04.1995 №40-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О федеральной службе безопасности»; закон РФ от 18.04.1991 №1026-1 (ред. от 02.10.2007) «О милиции»; закон РФ от 19.02.1993 №4524-1 (ред. от 10.01.2003) «О федеральных органах правительственной связи и информации»; федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ (ред. от 28.11.2007) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ (ред. от 27.07.2006) «О противодействии терроризму». Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», действовавший с 1998 по 2006 гг. содержал также положения об информационном сопровождении контртеррористических операций. Ст. 15данногозакона устанавливала порядок информирования общественности о террористической акции при проведении контртеррористической операции: . При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.
. Не допускается распространение информации: ) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции; ) способной затруднить проведение контртеррористической операции, создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны; ) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма; ) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции. Появление данной статьи в Законе «О борьбе с терроризмом» вызвало массовую критику правозащитников ввиду устанавливаемого ограничения на распространение определенной информации. В качестве аргументов приводились юридическая неопределенность и некорректность понятий «пропаганда» и «экстремизм», позволяющие толковать указанные термины произвольным образом, размытость понятия «контртеррористическая операция», применимого как к конкретной акции по обезвреживанию террористов, так и к долгосрочным действиям федеральных сил в Чечне, ограничение свободы слова и права на получение достоверной информации. Между тем некоторые ограничения распространения определенной информации были предусмотрены тремя основными международными документами ХХ века. Статья 29 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Международный пакт о гражданских и политических правах конкретизирует указанные ограничения. Ст. 19 Пакта подчеркивает, что особые обязанности и особая ответственность налагаются при пользовании правом на свободное выражение своего мнения. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Часть 2 статьи 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (Свобода получать и распространять информацию) гласит, что осуществление данных свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями и санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка. Таким образом, законные ограничения распространения информации могут считаться не только допустимыми, но и необходимыми в демократическом обществе. Анализируя законодательство РФ в данной области, можно отметить, что ограничения информации в интересах государства и общества заложены в тексте российской Конституции и в ряде других законов. Ст. 29 Конституции РФ запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а часть 3 статьи 55 гласит, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Ст. 4 Закона «О средствах массовой информации» определяет недопустимость злоупотребления свободой массовой информации: «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную, специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости». Статьей 59 данного Закона предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и иная ответственность за злоупотребление свободой СМИ в соответствии с законодательством РФ. Пример законного временного ограничения прав и свобод, связанных с получением и распространением информации демонстрируют нормы Федерального Конституционного Закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» №3-ФКЗ. Статья 12 данного закона в качестве одного из временных ограничений, применяемых при чрезвычайном положении, называет «ограничение свободы печати и других СМИ путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих технических средств, установление особого порядка аккредитации журналистов». В перечень случаев возможности введения чрезвычайного положения входят в том числе и террористические акты.
Возвращаясь к статье 15 Закона «О борьбе с терроризмом» 1998 г., можно отметить неточность и нелогичность в определении субъектов регулирования, а именно, к кому относился запрет в распространении указанной информации и включались ли в эту группу журналисты, освещающие террористические акты, если согласно пункту 1 ст. 15 именно руководитель оперативного штаба несет ответственность за обеспечение надлежащего информирования общественности о террористическом акте и контртеррористической операции. В целом, подозрительное отношение журналистского сообщества к государственным инициативам изменения законодательства о СМИ в рамках борьбы с терроризмом понятно и объясняется боязнью злоупотребления со стороны власти возможными дополнительными полномочиями в плане ограничения свободы информации. В данной связи, в качестве альтернативы поправкам в законы «О средствах массовой информации» и «О борьбе с терроризмом» по инициативе журналистского сообщества в лице Индустриального комитета средств массовой информации по вопросам совершенствования правового регулирования деятельности СМИ были разработаны рекомендации о порядке освещения в СМИ контртеррористических операций в виде Антитеррористической конвенции средств массовой информации. Важным моментом Конвенции является установление ответственности средств массовой информации в целом, а не отдельных журналистов, освещающих теракты, так как именно руководство СМИ принимает решение о выдаче определенного материала в эфир; оно же обязано разработать такую внутреннюю инструкцию, чтобы поведение корреспондентов соответствовало Конвенции. Согласно Антитеррористической Конвенции СМИ сознательно накладывают на себя ряд ограничений при освещении терактов, как-то запрет: на интервью с террористами, кроме как по просьбе или с санкции оперативного штаба; на предоставление прямого эфира террористам без согласования с Оперативным штабом; на предложение террористам, заложникам, другим, вовлеченным в конфликт лицам, предпринимать какие-либо действия для получения удачных видео - или фотокадров; оскорблять или унижать террористов, в руках которых жизнь заложников; а также обязуются соблюдать ряд этических правил, в целях минимизации эмоциональных последствий терактов. Подобные этические правила есть у каждого западного СМИ и являются нормой журналистской деятельности в цивилизованных странах с устойчивыми институтами гражданского общества. Рекомендацию по их принятию в качестве меры по обеспечению ответственности печати и других СМИ содержит еще Резолюция 428 (1970 г.) ХХI очередной сессии парламентской ассамблеи Совета Европы относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека. Рекомендация Парламентской ассамблеи Совета Европы 1706 «Средства массовой информации и терроризм» (2005 г.) уточняет, что определенный кодекс поведения должен быть разработан самими СМИ для журналистов, фотографов и редакторов, занимающихся вопросами террористических актов и угроз, с тем, чтобы держать общественность в курсе событий без неоправданного приумножения воздействия терроризма.
В британской телерадиовещательной кампании BBC существует, в частности инструкция «Терроризм и национальная безопасность». В преамбуле этого документа говорится, что основная задача BBC при освещении террористической ситуации - говорить правду, быстро, аккуратно, полно, ответственно и избегая спекуляции. Резолюция парламентской ассамблеи Совета Европы 1003 (1993 г.) по журналистской этике декларирует, в частности, обязанность СМИ играть ведущую роль в предотвращении напряженности в конфликтных ситуациях. Пункт 37 данной Резолюции определяет необходимость создания саморегулирующих органов или механизмов, объединяющих издателей, журналистов, пользователей СМИ, экспертов и судей с целью контроля за соблюдением журналистской этики. Рассматривая опыт зарубежных стран в данной области, можно отметить советы по делам печати, существующие в Австрии, Германии, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Великобритании и Австралии, созданные совместно издателями, журналистами и другими организациями прессы с целью заслушивать и принимать решения по индивидуальным жалобам в отношении СМИ. Акцент на профессиональной ответственности журналистов как гарантии отсутствия формальных ограничений касательно освещения терроризма сделан и в ряде документов ООН и ее подразделений. В Софийской декларации (1997 г.), принятой на Европейском семинаре, посвященном СМИ, организованном Департаментом общественной информации ООН и ЮНЕСКО, отмечается, в частности, что «беспристрастная фактическая информация и высочайшие профессиональные нормы имеют важнейшее значение во время работы в зонах конфликтов и при передаче репортажей из них… профессионально правильные методы журналистской работы являются наиболее эффективной гарантией от правительственных ограничений … любые попытки установления норм и руководящих принципов должны исходить от самих журналистов». Манильская резолюция конференции Юнеско «Терроризм и средства массовой информации» (2002 г.) гласит: «В целях обеспечения права общества на информацию СМИ имеют право и обязаны полно сообщать о терроризме и содействовать открытым, информированным общественным дебатам о терроризме»; внимание также акцентируется на обязательствах всех сторон по «расширению способностей СМИ профессионально сообщать о терроризме и способствовать толерантности, в том числе через обучение и обеспечение возможностей для обсуждения этических проблем, касающихся освещения терроризма в СМИ».
Наряду с вопросами профессиональной ответственности журналистов и рекомендациями по саморегулированию СМИ ряд международно-правовых документов направлен на регулирование проблемы открытости и объективности информации в контексте взаимодействия СМИ с органами государственной власти. Наиболее полно данная проблема отражена в Резолюции №2 «Журналистские свободы и права человека», принятой в рамках 4-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой информации в Праге (1994 г.). В Резолюции подчеркивается, что для того, чтобы журналистика могла содействовать поддержанию и развитию подлинной демократии, должны быть соблюдены определенные условия, в частности: действительная редакционная независимость по отношению к политической власти и давлению, осуществляемому частными заинтересованными группами или органами государственной власти; доступ к информации, которой располагают органы государственной власти, обеспечиваемый справедливым и непредвзятым образом, в порядке осуществления политики информационной открытости. При этом вмешательство со стороны органов государственной власти в журналистскую деятельность должно соответствовать следующим условиям: фигурировать в полном и исчерпывающем списке ограничений, предусмотренных в пункте 2 статья 10 Европейской конвенции по правам человека; быть необходимым в демократическом обществе и отвечать настоятельной общественной потребности; быть предусмотренным законом и ясно и точно сформулированным; интерпретироваться узко; быть пропорциональным цели, преследуемой таким ограничением. Таким образом, нормативно-правовые документы регионального и международного уровня в исследуемой области содержат как рекомендации по саморегулированию СМИ, так и допущения о возможности введения законных ограничений свободы информационных потоков, вписывающихся в рамки международного права. Однако, как справедливо отмечает А. Робинов, на сегодня, не принят какой-либо документ, содержащий в себе рекомендации в отношении уровня допустимых ограничений свободы массовой информации в условиях борьбы с терроризмом, что, фактически, оставляет введение подобных ограничений на усмотрение государств. В России законом «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. сняты какие-либо ограничения деятельности СМИ в условиях проведения спецопераций. Первоначально законопроектом предусматривалась статья, касающаяся работы СМИ в условиях контртеррористической операции, однако, в дальнейшем, не вошла в окончательный вариант закона. На сегодняшний день проблема терроризма полностью отнесена к вопросам внутрикорпоративного регулирования СМИ. При этом остается открытым вопрос о мерах ответственности журналистов и СМИ за несоблюдение профессионально-этических норм. В качестве органа саморегулирования СМИ в России с 1998 г. действует Общественная коллегия по жалобам на прессу, рассматривающая конфликтные ситуации нравственно-этического характера, возникающие в журналистском сообществе. Однако реальных полномочий в плане контроля над соблюдением СМИ, скажем, антитеррористической конвенции данный орган не имеет. Формально, на сегодняшний день отсутствует институт, располагающий полномочиями давать оценку действиям СМИ в сомнительных случаях при освещении террористических актов и налагать санкции. Таким образом, сохраняется проблема создания механизма контроля и правового оформления статуса и полномочий соответствующих институтов. В целом по параграфу можно сделать следующие выводы. В Российской Федерации ограничение доступа к информации силовых структур во многом отнесено к вопросам внутрикорпоративного регулирования СМИ посредством установления внутренних правил работы с подобной информацией. В соответствии с международными правовыми документами на государственном уровне отсутствуют законодательные механизмы установления тех или иных полномочий СМИ, например, при освещении терактов. Исключение составляют общие нормы, касающиеся злоупотребления свободой слова. Вместе с тем отсутствуют механизмы контроля внутри медийного сообщества, устанавливающие ответственность СМИ за несоблюдение устанавливаемых самим сообществом правил. Разрешение данного противоречия предполагает принятие комплекса мер правового характера в рамках государственной информационной политики, нацеленных на создание соответствующих институтов и законодательном закреплении их статуса.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.019 с.) |