Обстоятельства, освобождающие от междунардно-правовой ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обстоятельства, освобождающие от междунардно-правовой ответственности



 

    Освобождение от ответственности — это снятие с субъекта обязанности ликвидации последствий совершенного им деликта, породившего ответственность. К обстоятельствам, освобождающим от ответственности относятся:

1) Вина самой потерпевшей стороны. Эта вина может выразиться в совершении действий с намерением вызвать наступление материального ущерба вследствие противоправного действия другого субъекта, а также в форме грубой небрежности или упущения самой потерпевшей стороны.

2) Форс-мажор (непреодолимая сила), то есть не поддающиеся контролю непредвиденные внешние события чрезвычайного характера: стихийные явления, эпидемии, эпизоотии, вооруженные конфликты, гражданские беспорядки и т. п.

3) Состояние крайней необходимости, когда совершение тех или иных действий продиктовано угрозой жизненным интересам субъекта-делинквента.

    Освобождающие от ответственности обстоятельства следует отличать от фактов и действий, которые исключают квалификацию деяния в качестве деликтного, хотя в результате этого деяния и была нарушена норма междунардного права. К ним относятся:

- согласие потерпевшей стороны на совершение действия, повлекшего правонарушение, допускаемое междунардным правом действие в ответ на противоправное деяние самого потерпевшего субъекта (например, самооборона, репрессалии);

- контрмеры – действия одного государства, вызванные междунардно-противоправным деянием другого;

- самооборона – защитные действия в ответ на вооруженную агрессию.

Тема 9. ПРАВО междунардНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Междунардно-правовые средства обеспечения безопасности

    Право междунардной безопасности – это совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на поддержание мира и междунардной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, экологической, информационной безопасности государств и стабильности междунардных отношений.

    Юридическую основу права междунардной безопасности составляют такие принципы как:

    1) Основные принципы междунардного права:

    - неприменение силы или угрозы силой;

    - мирное разрешение междунардных споров;

    - невмешательство во внутренние дела;

    - разоружение;

    - сотрудничество государств.

    2) Специальные принципы права междунардной безопасности:

    - равная безопасность;

    - ненанесение ущерба;

    - неделимость междунардной безопасности.

    междунардно-правовое обеспечение мира и безопасности представляет собой совокупность урегулированных междунардно-правовых мер, направленных на мирное разрешение междунардных споров, создание систем коллективной безопасности, предотвращение возникновения войны, пресечение актов агрессии, сокращение вооруженных сил и вооружений, сужение материальной базы и пространственной сферы ведения войны, укрепление мер доверия и установление эффективного междунардного контроля за деятельностью государств в военной области.

    Система междунардной безопасности состоит из целого ряда компонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитие междунардных отношений. Она предусматривает:

    1. Коллективные меры, предполагающие широкое междунардное сотрудничество.

    2. Превентивную дипломатию, задача которой состоит в предотвращении возникающих угроз миру и мирном урегулировании междунардных споров.

    междунардное право располагает набором средств обеспечения междунардной безопасности:

    а) коллективные системы безопасности (универсальные и региональные);

    б) мирные средства разрешения споров;

    в) меры по ослаблению междунардной напряженности, прекращению гонок вооружений и разоружению;

    г) меры по укреплению доверия между государствами и др.

        

Коллективная безопасность

 

    Коллективная безопасность – это система совместных мероприятий государств, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы, подавления актов агрессии.

    Система коллективной безопасности юридически оформляется договором, где наряду с конкретными обязательствами его участники закрепляют три положения:

    - не прибегать к силе и угрозой силой;

    - разрешать споры исключительно мирными способами;

- активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру, оздоровления междунардной обстановки.

Различают два вида систем коллективной безопасности:

1) Универсальную. Глобальной организацией коллективной безопасности является ООН. Она преследует ряд целей, но главная состоит в поддержании междунардного мира и безопасности, принятии для этого эффективных коллективных мер (ст. 1 Устава ООН).

Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает:

- меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);

- меры мирного разрешения междунардных споров (гл. VI);

- меры разоружения (ст. 11, 26, 47);

- меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);

- меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

- временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

- принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);

- принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42).

    Как правило, вооруженные силы используются в качестве крайней мера регирования на угрозы междунардной безопасности. Действия Совета Безопасности ООН в случах угрозы миру начинаются с квалификации, оценки ситуации. Согласно статье 34 Устава ООН Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к междунардным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию междунардного мира и безопасности. При этом Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (статья 39 Устава ООН). В случае когда такие обстоятельства действительно имеют место на основании статьи 41 Устава ООН Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и может потребовать от членов ООН применения данных мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. В случае если Совет Безопасности сочтет, что меры, не связаные с применением вооруженной силы, оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления междунардного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации (статья 42 Устава ООН).

    Указанная последовательность действий Совета Безопасности ООН имела место в случае захвата Ираком территории Кувейта в 1990 году. Сразу же после нападения, 2 августа 1990г. Совет Безопасности принял принял резолюцию № 660, в которой осудил действия Ирака и потребовал немедленно вывести войска из Кувейта. Последующими резолюциями на Ирак был наложен ряд санкций, введена морская блокада. После того как эти резолюции были проигнорированы Ираком, Совет Безопасности принял резолюцию № 678, предоставлявшую Ираку полтора месяца на прекращение оккупации Кувейта. В случае невыполнения данной резолюции Совет Безопасности уполномачивал все государства, сотрудничающие с Кувейтом «использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию № 660 (1990) и все последующие соответствующие резолюции и восстановить междунардный мир и безопасность в этом регионе»1. После того как Ирак не ваполнил требования Совета Безопасности, группировка многонациональных сил, основу которой составляли подразделения армии США, провела вооруженную операцию по освобождению Кувейта под кодовым названием «Буря в пустыне».

2) Коллективная безопасность на региональной основе. Допускается существование региональных соглашений и органов безопасности, Устав ООН (гл. VIII) предъявляет к ним определенные требования:

- участие только государств одного политико-географического района;

- действие соглашений не должно выходит за пределы данного района;

- акции, предпринимаемые в рамках региональной безопасности, не могут противоречит действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;

- Совет Безопасности ООН должен быть информирован о предпринимаемых или намечаемых действиях по поддержанию междунардного мира и безопасности.

В настоящее время региональными системами коллективной безопасности являются: Организация Американских Государств (ОАГ), Организация Африканского Единства (ОАЕ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Система коллективной безопасности в рамках СНГ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.011 с.)