Закон талиона и кулачный закон 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон талиона и кулачный закон



 «принцип талиона (равновозмездности, равного воздаяния за содеянное) назвали — «закон талиона» а право сильного (кулачное право, или «закон — мое желание, кулак — моя полиция», по разъяснению одного из персонажей Н. А. Некрасова) именовалось «законом в руке».»[396]

 «Главное воплощение писаного права римской правовой культуры leges. Для признания правового предписания в качестве закона необходимо чтобы исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т.е воплощал весь народ чтобы надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы.»[397]

 «Во время обсуждения каждого закона, плебисцита или сенатусконсульта вариантов решения в суде принимались во внимание суждения о том, что в данную минуту есть»[398]

           «право или что должно быть признано правом.»[399]

Закон как воплощение справедливости

«Закон -воплощение справедливости, а само применение принципа справедливости оправдывалось следующими соображениями: пополнение и видоизменение общих правил ввиду особенностей частных случаев (например, выигрыш процесса в отсутствие ответчика, который малолетним); естественные узы родства; доверие, например в некоторых формах кредита, с учетом аксиомы, что вредно и тягостно, если бы в общежитии постоянно нарушалось доверие; истолкование воли — определение наличия в договоре ясно выраженной воли. Издан рескрипт Антонина о случае, когда ответчик не расслышал своего имени и пропустил очередь в суд и проиграл дело. Рескрипт предписывал восстановить право и зачеркнуть решение.»[400]

Содержание закона

«В публичном праве главенствующий источник и основная форма правовых предписаний закон — lex. Чтобы получить качество такового, закон должен обладать соответствующим, внутренним содержанием и быть принятым с учетом предписанного правом и государственной традицией порядка. Согласно наиболее общему юридическому определению, «законы — это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон должен представлять оформленное выражение общей воли народа. Силу закона lex могли получить только постановления учреждений, признанно воплощавших весь народ. Помимо основной формы — решений центуриатных комиций, законом считались постановления плебса — plebiscitum, решения Сената — senatusconsultum, конституции государя. Закон должен представлять согласованную волю народа относительно общих по своему значению вопросов, относящихся к «публичным делам». Предписания закона должны быть всеобщими смысл законного регулирования понимался ограничительно. Lex — это подтверждение торжественного политического акта, факта делегации полномочий, удостоверение факта выборов, узаконение полномочий должностного лица регламентация правовой ситуации, касающейся отношений, которые входят в область интересов «публичных дел» (а не нравственных идейных, культурных коллизий) определение общих правил формирования отношений между лицами, имеющими правовое значение, процедуры использования прав, привилегий, конкретнее — объектов прав и полномочий регламентация условий совершения юридических действий всего что придает отдельным элементам этих действий общеправовое значение (признание доказательственного значения за фактом или, напротив, отрицание такового). Закон должен представлять индивидуализированное выражение всеобщей воли относительно общих вопросов — это составляло существенную особенность представления о содержании и направленности закона в римской юридической культуре. В единичном законе не могут охватываться разные по своему применению вопросы права (нельзя регулировать одним законом вопрос опеки и освобождение от тяжких уголовных наказаний малолетних преступников, хотя бы то, и другое имело в виду интересы одних и тех же субъектов правоотношений — несовершеннолетних). Это связано с характером судебного правоприменения в Риме: с наличием разных судебных органов по разным категориям дел. В не меньшей степени общеправовым требованием к законотворчеству как делу весьма ответственному: избыточный закон не создает нового вредит старому праву. Нельзя предлагать издание законов во всеобщих, не нормативно-регулирующих по своему содержанию формулировках. «Законов сила повелевать, запрещать, разрешать, наказывать» — и если предположение не заключало конкретного запрещения, повеления, разрешения, предписания о наказании, то такое законодательное предположение не могло стать полноправным законом, согласованным со всеми канонами права.»[401]

Классификация законов

«Наличие в законе обязательных составных частей обусловило внутреннюю типологию законодательных актов. Главным классифицирующим элементом является заключительный — санкция. В зависимости от характера санкции, сформировалось несколько видов законов. Дополнительным организующим моментом содержания законодательного акта должна являться точная принадлежность его к»[402]

«одному из сложившихся видов: не закона, который мог бы расцениваться как не принадлежащий к одному из классов или к двум классам разом. Сложилось три основных и один дополнительный вид законов. Законы совершенные (leges perfectae) предполагали конкретное запрещение деяния нарушения правовых предписаний. Если это деяние совершалось, то объявлялось недействительным, не рождающим юридических последствий. Иных последствий или невыгод для участвующих лиц такой закон не предполагал. Завещание, составленное неправовым способом, не имело силы, и наследники лишались права воспользоваться его распоряжениями не терпели иных утеснений (штрафа). Законы не вполне совершенные (leges minus quam perfectae) предполагали запрещение деяния или нарушения правовых предписаний не объявляли его изначально недействительным, а предусматривали санкцию-наказание за нарушение закона или права. Таковы уголовные законы и законы по вопросам частных прав наследник, получивший по завещанию свыше доли, какую мог получить по закону терпел уменьшение своей доли уплачивал штраф, либо платил штраф, превосходящий его долю.

Законы несовершенные (leges imperfectae) не отменяли действительности совершенных в нарушение их предписаний действий не налагали наказаний. Это организующие порядок правоотношений законодательные акты, в которых заключались общие нормативные требования, процедуры, гарантии действительности юридических действий все акты публично-правового содержания.»[403]

«Дополнительный классификационный подвид – законы более чем вполне совершенные – leges plus quam perfectae. Совершенное в противоречие их требований деяние объявлялось юридически недействительным и налагалось наказание за посягательство на правовой порядок.»[404]

«Leges imperfectae, minus quam perfectae уничтожают древнее право».»[405]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.003 с.)