Онтология сетевого бытия. Монография. 2020. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтология сетевого бытия. Монография. 2020.



Бреслер М. Г.

Онтология Сетевого бытия

Уфа
Издательство УГНТУ
2020.

ББК
УДК

Бреслер Михаил Григорьевич

Онтология сетевого бытия. Монография. 2020.

Елхова Оксана Игоревна. доктор философских наук, профессор кафедры философии и политологии факультета Философии и Социологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

 

Хасаншин Азамат Данилович кандидат искусствоведческих наук доцент кафедры эстрадно-джазового исполнительства ФБГОУ ВО «Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова», член

Союза композиторов России.

 

Бреслер М. Г. Онтология сетевого бытия. Монография./М.Г. Бреслер. Послесловие А.Д. Хасаншин..- Уфа. РИЦ УГНТУ.  2020.. 110 с.

Монография посвящена онтологии сетевого бытия. Трансформация структуры коммуникаций, переход существенной части коммуникаций в сетевую форму требует философского осмысления новой реальности, пересмотра классических концепций в условиях, где линейная коммуникация лишь частный случай сетевой. Монография предназначена для всех работающих, изучающих, интересующихся философией новейшего времени. Монография может быть использована в качестве основной или дополнительной литературы при изучении философии, а также коммуникативистики и прикладных дисциплин.

 

© Бреслер М.Г. 2020

© Хасаншин А.Д. 2020

ISBN

Содержание

Предисловие автора                                                                                      4

Введение                                                                                                   6

1. Генезис понимания сетевого бытия в философии ….                    14

a. символы идентичности информационной эпохи                       26

2.Философская традиция ХХ века в сетевом бытие                           31                                          

3. Природа и сущность сетевого бытия                                                     54

b. развиртуализация третьим игроком в зале для игры в мяч     74

4 Диалектические противоречия в структуре кластера.                         79

с. возрождение искусства после модернисткой агонии                86

          

d. велосипед и автомобиль на улицах мегаполиса                    95

      Список литературы                                                                                99

  Послесловие: Идентичность человека: между кантовским нравственным императивом и «Темным Просвещением» (Dark Enlightenment). (А.Д, Хасаншин)                                             108-     124

Предисловие автора

Онтология сетевого бытия, модальная концепция общей онтологии, есть адаптация научного знания, происходящая под воздействием изменений самого бытия. Но это не означает появление совершенно нового знания, коренным образом отличающегося от всего, что было создано за две с половиной тысячи лет. Напротив, экзистенциальное познание сетевого бытия, как в физическом мире, так и в проекции на виртуальное пространство, только расширило пространство философской мысли, придав законченность и цельность мироощущения. Принятие линейной коммуникации как части сетевой позволило приблизиться к Абсолютной идее, воспринять всемирный хаос, как порядок взаимодействия с постоянно сменяемым центром, взаимозависимостью акторов и сменяющим значение, под воздействием воли акторов фактором неопределенности. Позволив себе смелую аналогию можно сказать, что философия, вынужденная со времен осевого разлома проецировать символы на двухмерную плоскость листа получила не только объемную в трехмерной проекции экрана монитора компьютера, но и возможность моделировать n-мерную проекцию в «цифровом облаке» используя мощь множества вычислительных систем сети. По нашему мнению современность характеризуется не столько сменой парадигмы, сколько множеством взаимопересекающихся и отрицающих друг друга модальных концепций, отражающих бесчисленные грани бытия. Онтология сетевого бытия, представленная в данной монографии, не претендует на создание всеобщей, «единой теории». Ей пресуща та же модальность, что и всем прочим теоретическим изысканиям. Данная концепция представляется автору лишь как некое звено от неоклассической и неоклассической и постнеоклассической философии к философии сети, развитие идей ХХ века в веке XXI.

Сама монография представляет собой переработанную диссертацию автора, представленную им в 2018 году, на соискании магистерской степени по «онтологии и теории познания». Сохранено оригинальное «Введение» в качестве некоего дайджеста данной монографии, которая позволит уважаемым читателям оперативно ознакомиться с ключевыми моментами труда. Четыре главы посвящены вопросам генезиса сетевого бытия, развитию идей философии ХХ века в реалиях сетевого бытия, сущности сетевого и диалектики сетевого взаимодействия. В текст включены также не публиковавшиеся раннее эссе. С точки зрения автора они необходимы для облегчения понимания сложного теоретического материала. Вместо послесловия в книге размещена статья А.Д. Хасаншина - содержащая критику онтологии сетевого бытия.

Выражаю глубокую признательность профессору философии А.Ф. Кудряшову, чья лекция вдохновила меня на исследования по данной теме. Особая признательность профессору О. И. Елховой за строгие, за благожелательные наставления во время работы над исследованием. Профессорам Б. С. Галимову, С. М. Поздяевой, А.В. Лукьянову, Л.Б. Султановой, Г.Г, Салихову, выступившими мудрыми наставниками и строгими критиками этой работы, а также коллегам–магистрантам, нашей студенческой группы с которыми мне посчастливилось вместе учиться, и которым пришлось стать первыми слушателями и читателями этого труда.

Большая благодарность коллегам по кафедре профессору С.Д. Галиуллиной, доцентам А.Р. Сулейманову, Д. И. Герасимовой, Е.А. Сафиной за дружескую поддержку и консультации.

Эта книга не могла бы появиться, если бы не дискуссии и совместные исследования с коллегами. Большее спасибо Р.Р. Мурзагулову, Н. И. Теренину, А. Д. Хасаншину, И.Д. Ханнанову и многим другим моим друзьям и оппонентам.

Введение

Актуальность данного исследования основана на необходимости осмысления трансформации бытия, связанного с развитием сетевой формы коммуникации, как основной формы межличностного и внутригруппового взаимодействия, сложившейся в течение последних лет в связи с развитием глобальной межкомпьютерной электронной сети Интернет. Формирование сети Интернет, а в особенности интернет-сервиса «социальные сети», позволило жителям развитых стран создавать и распространять информацию на всю общественную сеть. На практике распространение информации ограничено группой лиц, проявляющих к ней интерес. Смена понимания сетевого взаимодействия стала очевидной в настоящее время, когда число пользователей социальных сетей стало сравнимым с населением развитых стран. Трансформация социальных процессов при переходе на новую стадию цивилизационного развития приводит к дихотомическому существованию фрагментов как информационного, так распадающегося индустриального общества, как развитие сетевой формы коммуникации, так и сохранения существенной части линейной, массовой коммуникации. Однако развитие информационно-коммуникационных технологий продолжается, информационный поток нарастает и сетевая коммуникация занимает все большую часть коммуникаций. В связи с этим растет важность вопроса теоретического философского исследования сетевого взаимодействия создание модальной онтологии сетевого бытия

Степень научной разработанности проблемы. Основой исследования стал классический труд Ж. Делеза и Ф. Гваттари «Ризома»[1] положивший начало пониманию сетевых процессов. Развитие понимания сетевых процессов получило в работах У. Матурана и Ф. Варела.[2]

Генезис понимания сетевого бытия в философии рассмотрен в работах в его проекции на виртуальное пространство, взаимоотношение концепции виртуального пространства и акторно-сетевого взаимодействия рассмотрен в работах М. Хайма, Д. Кепселя, Ж.-Ф. Лиотарда, С. Жижека[3] и др., а также отечественных исследователей Н.А. Носова, С. С. Хоружего, М.М. Кузнецова, Д.В. Галкина, О. И. Елховой и др. [4] В качестве фундаментальных основ современной онтологии изучены работы о мозаичной природе бытия Б. С. Галимова[5] и проблема создания модальной онтологии А.Ф. Кудряшева[6].

Процессы линейно и сетевой коммуникаций рассмотрены в работах зарубежных и отечественных ученых Ю. Хабермаса, К. Шеннона, Г.М. Маклюэна, Г.Д. Лассуэла, М. Кастельса, О.К. Валитова, С.В. Тихонова С.Н. Федорченко, Р.Р. Мурзагулова[7] и др. Топология коммуникаций в различных областях бытия рассмотрена  Б. Латуром, В. С. Вахщтайном, Л.Б. Султановой[8] и др. Важным для нашего исследование категория симулякр, а также эпистимическая вещь Ж. Бодрийяра, Х.-Д. Райнбергера, К, Кнорр-Цетина, Е. Н. Ивахненко и др.[9]

С точки зрения сетевого взаимодействия рассмотрены работы классиков постклассической философии Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ж. Деррида,[10] а также развитие и анализ идеи российских ученых, таких как Н. О. Лосский, В.Н. Сагатовский, Л. Ю. Соколова[11] и др.

Математические модели сетевого взаимодействие изучали такие авторы как А.-Л. Бабарабаши, М. Хассана, М. Ньюман, С.В. Кочергин, Е.В. Николаева, Е. В. Гарин, Р. В. Мещеряков  и др. [12]

Несмотря на большое число авторов интересующихся данной и смежными темами представление о сетевом взаимодействии основано на конвенциально признанной ризомной парадигме противоречащей эмпирическим данным современного этапа развития информационного общества.

Объект исследования: сетевое бытие

Предмет исследования: онтология сетевого бытия

Цель разработать модальную онтологию сетевого бытия

Задачи:

1. Произвести ретроспективный анализ генезиса понимания сетевого бытия в философии.

2. Определить парадигмальные установки в определении онтологического содержания сетевого бытия.

3. Проанализировать природу и сущность сетевого бытия

4. Выявить диалектические противоречия в коммуникационной структуре кластера

Методологическая основа исследования. В данном исследовании был использован информационно-коммуникационный подход,при котором выявляется структура коммуникационных путей. Сетевое взаимодействие рассмотрено в ризомной парадигме с элементами историцизма, социокультурного и постмодернисткого подхода. Для исследования сетевого бытия, в рамках формируемой кластерной парадигмы, использован диалектический метод.

Эмпирическая база исследования. В качествеэмпирической базы были использованы результаты кластерно-сетевого анализа проводимого автором в течение нескольких лет. Авторская методика позволяет выявить структуру коммуникационных путей информационного обмена участников сетевой коммуникации.

Список литературы

1. Бахтин М. М. Проблема текста / М. М. Бахтин // Вопросы философии. – 1976. – № 10. С. 121–157.

2. Бердяев Н. А. Кризис искусства. - М.: Изд-во Г.А. Лемана и С. И Сахарова, 1918. – 28с. [Электронный ресурс], URL: http://www.odinblago.ru/krizis_iskusstva 

3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция: перевод О. А. Печенкина. – Тула, 2013. – 204 с.

4. Бреслер М. Г. Социальные сети и сетевые сообщества информационного общества. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – 187 с.

5. Бреслер М. Г. Аксиальный фактор в социальных процессах информационного общества: философский анализ//Экономика и управление: научно-практический журнал», 2017. №2. С. 105-109.

6. Бреслер М. Г. Асташкин А. Г. Социально-политические сетевые коммуникации. – Уфа: РИЦ УГНТУ, 2018. – 110 с.

7. Бреслер М. Г. Методика комплексного анализа сетевого сообщества /Материалы Первой международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы исследования сети» 22-26 мая 2015, Уфа // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 09 (21) / [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-rastudent.ru/21/2919/

8. Бреслер М. Г. Специфика формирования информационного общества в современной России: автореф. дис…канд.философ. н.:09.00.11. Социальная философия/ БашГУ. Уфа: РИЦ. БашГУ. 2011, 32 с.

9. Бреслер, М. Г. К вопросу трансформации института "интеллектуальной собственности" в информационном обществе / М. Г. Бреслер. //Евразийский юридический журнал. – 2014. № 1. С. 173-174.

10. Булушев А. Г. Понятие виртуального в философии, богословии и науке. – М.: ПСТГУ. 2011. – 282 с.

11. Валитов О. К. Социально-философский анализ проблемы свободы средств массовой информации (СМИ) в современных условиях – Уфа: РИЦ БашГУ, 2004. – 289 с.

12. Вахштайн В. С. Пересборка повседневности: беспилотники, лифты и проект ПкМ-1 // Logos Journal. 2017, Vol. 27 Issue 2, p1 – 48p. [Электронный ресурс],URL: http://www.logosjournal.ru/arch/94/117_1.pdf

13. Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы / Под. ред. Н. А. Носова. - М.: Магистр.1997. – 187 с.

14. Галимов Б. С. Проблемы мозаичной философии: Академия наук Республики Башкортостан: препринт Галимов Баязит Сабирьянович – Уфа: РИЦ БашГУ, 2006. –  20 с.

15. Галкин Д. В. Бинарный язык и виртуальный дискурс: к философии цифровой культуры // Гуманитарная информатика. 2004. №1. С.30-39.

16. Гарин Е. В., Мещеряков Р. Социальный граф общества //Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – Тюмень: Издание Тюменского нефтегазового университета. 2015. № 4 (47). С. 10 – 14 [Электронный ресурс] URL: http://www.sep-tyuiu.ru/docs/04-2015.pdf

17. Гегель Г. В. Ф., Феноменология духа. – М.: Наука, 2000. – 495 с.

18. Гурко Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж. Difference, – Томск: Издательство «Водолей», 1999. – 160 с.

19. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1 / Пер. с нем. А. В. Михайлова. – М.: ДИК, 1999. 2-е изд.: пер с нем. А. В. Михайлова, вступ. ст. В. А. Куренного. — М.: Академический проект, 2009. – 220 с.

20. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. Собр. соч. Т. I. /Эдмонт Гуссерль: Пер. с нем. – М.: РИО Логос, изд-во «Гнозис», изд-во «Московский клуб», 1994. – 162 с.

21. Гуссерль Э. Картезианские медитации: пер. с нем. В.И. Молчанова – М.: Издательство Академический проект, 2010. – 229 с.

22. Гуссерль, Э. Логические исследования. Т.1:Пролегомены к чистой логике/Пер. с нем. Э.А. Бернштейн под ред. С.Л. Франка. Новая редакция Р.А. Громова. –  М.: Академический проект, 2011. – 253 с.

23. Гуссерль, Э. Логические исследования. Т.2: Исследования по феноменологии и теории познания //Гуссерль, Э. Избранные работы. –  М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. – 185 с.

24. Делез Ж, Гваттари, Ф. Ризома //Тысячи плато: пер. Я. Свирского. – М.:Астрель, У-Фактория. 2010, – 896 с.

25. Делез Ж. Различие и повторение: пер. с франц. Н. Б. Маньковской, Э. П. Юровской. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 384 с.

26. Делез Ж. Платон и симулякр // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции 20 века. – Томск: Издательство «Водолей», 1998. – 320с. С. 229-239.

27. Деррида Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый интернационал: пер. с франц. Б. Скуратова, под общ. ред. Д. Новикова. – М.: Logos-altera, издательство Esse homo,2006. – 256 с.

28. Деррида Ж. О грамматологии:. с франц. – М.: Ag Vargin, 2000. – 511 c.

29. Деррида Ж. Письмо к японскому другу: перевод Алексея Гараджи // Вопросы Философии, 1992. № 4. [Электронный ресурс], URL: http://derrida.sitecity.ru/ltext_0509020756.phtml?p_ident=ltext_0509020756.p_0706041937

30. Друкер П., Ф. Энциклопедия менеджмента.: пер. с англ. – М.: Издательский дом "Вильяме", 2004. – 432 с.

31. Дуплинская  Ю.М. Критика «Диалектического разума» с позиций философии ХХ-ХХI вв // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. №2. С.142-147.

32. Евин И.А. Теория сложных сетей как новая научная парадигма // Компьютерные исследования и моделирование. 2010. Т. 2 № 2. С. 121–141

33. Елхова О. И. Виртуальная реальность коммуникации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №137. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-kommunikatsii

34. Елхова О. И. Онтология виртуальной реальности: Монография. / О. И. Елхова – Уфа, 2011. – 228 с.

35. Елхова, О. И. Трансцендентная составляющая виртуальной реальности: «Дні науки філософського факультету – 2016», Міжн. наук. конф. (2016; Київ). // Матеріали доповідей та виступів. Міжнародна наукова конференція «Дні науки філософського факультету» – 2016. 20-21.04.– Киев: Видавничо-поліграфічний центр "Київський уні- верситет", 2016. - Ч. 6. - 223 с. С.19-21.

36. Елхова, О. И. Трансцендентное в структуре виртуальной реальности: // Успехи современной науки.2016, №1 С. 103-104.

37. Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия//Искусство кино. 1998, № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://kinoart.ru/archive/1998/01/n1-article25

38. Ивахненко Е. Н., Атаева Л. И. Аутопойезис эпистемических вещей как новый горизонт построения социальной теории//Вопросы социальной теории, 2013-2014. т.VII. вып. 1-2. С.96-106.

39. Исследование GfK: Тенденции развития Интернет-аудитории в России//Gfk.com, 2017. [Электронный ресурс].26.01.2017, URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/

40. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе: пер. с англ. А. Матвеева. –  Екатеринбург: У- Фактория, 2004. – 328 с.

41. Кнорр-Цетина К. Рынок как объект привязанности постсоциальных отношений на финансовых рынках: пер. с нем. М.С. Добряковой. Научн. ред. – В.В. Радаев.//Экономическая социология 2005. т. 2. С. 29-49.

42. Кокшарова Е. И., Никифоров О.Ж. Полиидентичность личности в виртуальном коммуникативном пространстве сети Интернет // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2263

43. Косыхин В. Г. Время собственное: онтология и темпоральность у М. Хайдеггера и М. Бланшо // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008. №2. С.24-28.

44. Кочергин С. В., Кобелев А. В., Хребтов Н. А. Нейронные сети и фрактальное моделирование электроэнергетических систем //Fractal Simulation. 2012. №1 (3). С.6-15.

45. Кудряшев А.Ф. Современная онтология: актуальные проблемы// Вестник Башкирского университета. – 2009. т. 14. № 3-1. – С. 1194

46. Кузнецов M. M. Интернет как провокатор и инициатор сетевого подхода //Влияние Интернета на сознание и структуру знания  – М.:  ИФ РАН,  2004. – 240 с. С. 190-195

47. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – М.: Наука, 1979. – 360с.

48. Лобовиков В. О. Ядро диалектики закон взаимопроникновения противоположностей и его моделирование в алгебраической системе формальной аксиологии //Социум и власть, 2014. № 4 (48). С. 126-130.

49. Лосский Н. О. Трансцендентально-феноменологический идеализм Гуссерля // Путь.1939. № 60. С. 37-56. [Электронный ресурс] URL: http://krotov.info/library/12_l/os/sky_n_04.htm

50. Лурье В. М.. Модальная онтология Дионисия Ареопагита //Методологические штудии, том 4, 2015. № 1/2 (7/8). [Электронный ресурс] 21.09.2015. URL: http://einai.ru/ru/archives/686

51. Макклюен Г. М. Война и мир в глобальной деревне: пер. с англ. И. Летберга. – М.: АСТ: Апрель, 2012. – 219 с.

52. Малкина С. М. Критика метафизики и логоцентризма как основа интерпретативных стратегий деконструкции // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2006. №1-2. С.18-21.

53. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: перевод с англ. Ю.А. Данилова – М.: Прогресс-Традиции, 2001. – 224с.

54. Маяковский В. В. Как делать стихи //Маяковский В.В.  Сочинения в двух томах. – М.: Издательство «Правда», 1987/8 г. т.2. – 495 с. С. 442-485

55. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса: коллективная монография / М. А. Бек, Н. Н. Бек, Е. В. Бузулукова и др.; под науч. ред. М. Ю. Шерешевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 446 с.

56. Можейко М. А. Ризома // Постмодернизм. Энциклопедия: Сост. и науч. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. – Минск.: Интер пресс сервис, Книжный Дом, 2001. – 1040 с. С. 656-660.

57. Молчанов, В. Предисловие. // Гуссерль, Э. Феноменология внутреннего сознания времени. – М.: РИГ «Логос», издательство «Гнозис», 1994. т.1. С. XI

58. Мурзагулов Р. Р. Особенности взаимодействия власти и коммуникационной элиты на этапе становления информационного общества: автореф. дис…канд.философ. н.:09.00.11. Социальная философия/ БашГУ. Уфа: РИЦ. БашГУ. 2017, –  32 с.

59. Нанси Ж.-Л.. Кто придет после субъекта: пер. с англ. Р.Галанин // Сигма – платформа публикации научных текстов. [Электронный ресурс], 14.03.2017. URL: http://syg.ma/@galanin-rustam/zhan-liuk-nansi-iz-knighi-kto-pridiet-poslie-subiekta

60. Николаева Е. В. От ризомы и складки к фракталу // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ot-rizomy-i-skladki-k-fraktalu

61. Носов Н. А. Манифест виртуалистики. – М.: Путь, 2001. – 17 с.

62. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства Эстетика и теория искусства XX века // Эстетика и теория искусства XX века: хрестоматия: составители Хренов Н.А., Мигунов А.С.  – М. Прогресс-Традиция, 2008. – 688 с. С. 86-111.

63. Сагатовский В. Н. Триада бытия. – СПб: Издательство СПбГУ, 2006. – 123 стр.

64. Скуратов А. Б. Сетевая структура и ризоморфность локальных интернет-сообществ крупных российских городов // Вестник ЧелГУ. 2008. №33. С.8-13.

65. Соколова Лариса Юрьевна Деконструктивистская стратегия толкования истории философии // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2014. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dekonstruktivistskaya-strategiya-tolkovaniya-istorii-filosofii

66. Султанова Л.Б. Природа топологической интуиции//Российский гуманитарный журнал. 2016. т. 5. № 1. С. 14-21.

67. Тихонова С. В. Социальные сети: проблемы социализации Интернета // Полис. 2016. №3. С.138-152.

68. Уваров М. С. Бинарный архетип. Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры. – СПб:  Издательство БГТУ, 1996. – 214 с.

69. Федорченко С. Н. Политические идентичности в социальных сетях Интернета//Вестник Пермского университета. Серия «Политология», 2017. №2. С. 29-46.

70. Фомин А. Л. Язык как источник продуцирования и репродуцирования проблемы времени //Вестник ЧГУ. 2008. №1. С.121-127.

71. Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы: Исследования относительно категории буржуазного общества: пер. с нем. В.Л. Иванова – М.: Весь Мир, 2016. –  344 с

72. Хайдеггер М. Бытие и время: пер. с нем.В. В. Бибихина. – М.: Ad Marginem, 1997.– 451 с. 

73. Хайдеггер М. Гегель и греки // Хайдеггер М. Время и бытие: пер. с нем. В. В. Бибихина. – М.: Республика, 1993. С. 381 – 391.

74. Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии // Хайдеггер М. Время и бытие. Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы: Исследования относительно категории буржуазного общества:пер. с нем. – М.: Весь Мир, 1993. С. 361–381.

75. Хоружий С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности //Открытый текст – электронное периодическое издание [Электронный ресурс], URL: http://www.opentextnn.ru/man/?id=1982

76. Шамаева, М. Мировой кризис современного кинематографа//Проза.ру [Электронный ресурс], 15.04,2014. URL: http://www.proza.ru/2014/04/15/1078

77. Barabashi A. L. Network science. /Albert-László Barabási Director, Center for Complex Network Research, Northeastern University. – Cambridge. UK: Cambridge University Press. 2015  [Электронный ресурс], URL: http://barabasi.com/networksciencebook/

78. Ginestra B. Assessing the relevance of node features for network structure /Ginestra Bianconia, Paolo Pinb,c,1, and Matteo Marsilia // PNAS., 2009 vol. 106/ no. 28 P. 11433–11438 [Электронный ресурс]. URL: www.pnas.org / cgi / doi / 10.1073 / pnas.0811511106

79. Hassana, M. H. Degree distribution, rank-size distribution, and leadership persistence in mediation-driven attachment networks. // Physica A: Statistical Mechanics and its Applications. 2017. V. 469. Pages 23-30.

80. Heim M. The Metaphysics of Virtual Reality. – New York: Oxford University Press, 1993. – 187 p.

81. Koepsell D. The ontology of cyberspace: law, philosophy, and the future of intellectual property. – Chicago (IL): Open Court publ., 2000. – 139 p

82. Lasswell H. The structure and function of communication in society.1948// Pracowink.kul,pl. [Электронный ресурс]. URL: http://pracownik.kul.pl/files/37108/public/Lasswell.pdf

83. Lyotard, J.-F. Sensus communis: The Subj ect in statu nascendi /Jean-Franqois Lyotard // Who comes after the subject? – N.Y. & Lomdon: Routledge, 1991. – 265p. P. 217-236.

84. Mamiit, А Facebook AI Invents Language That Humans Can't Understand: System Shut Down Before It Evolves Into Skynet //Tech Times [Электронный ресурс] 30.07.2017. URL:

http://www.techtimes.com/articles/212124/20170730/facebook-ai-invents-language-that-humans-cant-understand-system-shut-down-before-it-evolves-into-skynet.htm

85. Newman, M. E. J., Girvan, M. Finding and evaluating community structure in networks //Cornell university library [Электронный ресурс] 11.08.2003. URL: https://arxiv.org/abs/cond-mat/0308217

86. Newman, M.E.J., Watts, D.J. Scaling and percolation in the small-world network model. //Physical Review, 1999. E 60. Р. 7332-7342.

87. Rheinberger H.-J. Experiment, Difference, and Writing: I. Tracing Protein Synthesis // Studies in the History and Philosophy of Science. 1992. Vol. 23. №. 2. P. 305–331.

88. Shannon C.E. Communication in the Presence of Noise: Classic Paper // Proceeding of the IEEE, 1998. VOL. 86, № 2. P. 447-457. [Электронный ресурс] URL: http://web.stanford.edu/class/ee104/shannonpaper.pdf

89. Watts, D. Strogatz, S.H. Collective dynamics of ‘small-world’ networks // Nature,1998,Vol. 393. P. 440 – 442 [Электронный ресурс], 4 JUNE 1998 URL: http://worrydream.com/ScientificCommunicationAsSequentialArt/ScientificCommunicationAsSequentialArt.pdf 

 

 

В период подготовки монографии к изданию мой друг, коллега и давний оппонент в научной дискуссии Азамат Данилович Хасаншин[119] решил наряду с краткой рецензией написать большую статью с критикой онтологии сетевого бытия. По договоренности с автором публикую эту статью вместо послесловия.

                                                                               Хасаншин А. Д

Канд. искусствоведения,

 доцент УГИИ им. З. Исмагилова

 .

Бреслер М. Г.

Онтология Сетевого бытия

Уфа
Издательство УГНТУ
2020.

ББК
УДК

Бреслер Михаил Григорьевич

Онтология сетевого бытия. Монография. 2020.

Елхова Оксана Игоревна. доктор философских наук, профессор кафедры философии и политологии факультета Философии и Социологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

 

Хасаншин Азамат Данилович кандидат искусствоведческих наук доцент кафедры эстрадно-джазового исполнительства ФБГОУ ВО «Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова», член

Союза композиторов России.

 

Бреслер М. Г. Онтология сетевого бытия. Монография./М.Г. Бреслер. Послесловие А.Д. Хасаншин..- Уфа. РИЦ УГНТУ.  2020.. 110 с.

Монография посвящена онтологии сетевого бытия. Трансформация структуры коммуникаций, переход существенной части коммуникаций в сетевую форму требует философского осмысления новой реальности, пересмотра классических концепций в условиях, где линейная коммуникация лишь частный случай сетевой. Монография предназначена для всех работающих, изучающих, интересующихся философией новейшего времени. Монография может быть использована в качестве основной или дополнительной литературы при изучении философии, а также коммуникативистики и прикладных дисциплин.

 

© Бреслер М.Г. 2020

© Хасаншин А.Д. 2020

ISBN

Содержание

Предисловие автора                                                                                      4

Введение                                                                                                   6

1. Генезис понимания сетевого бытия в философии ….                    14

a. символы идентичности информационной эпохи                       26

2.Философская традиция ХХ века в сетевом бытие                           31                                          

3. Природа и сущность сетевого бытия                                                     54

b. развиртуализация третьим игроком в зале для игры в мяч     74

4 Диалектические противоречия в структуре кластера.                         79

с. возрождение искусства после модернисткой агонии                86

          

d. велосипед и автомобиль на улицах мегаполиса                    95

      Список литературы                                                                                99

  Послесловие: Идентичность человека: между кантовским нравственным императивом и «Темным Просвещением» (Dark Enlightenment). (А.Д, Хасаншин)                                             108-     124

Предисловие автора

Онтология сетевого бытия, модальная концепция общей онтологии, есть адаптация научного знания, происходящая под воздействием изменений самого бытия. Но это не означает появление совершенно нового знания, коренным образом отличающегося от всего, что было создано за две с половиной тысячи лет. Напротив, экзистенциальное познание сетевого бытия, как в физическом мире, так и в проекции на виртуальное пространство, только расширило пространство философской мысли, придав законченность и цельность мироощущения. Принятие линейной коммуникации как части сетевой позволило приблизиться к Абсолютной идее, воспринять всемирный хаос, как порядок взаимодействия с постоянно сменяемым центром, взаимозависимостью акторов и сменяющим значение, под воздействием воли акторов фактором неопределенности. Позволив себе смелую аналогию можно сказать, что философия, вынужденная со времен осевого разлома проецировать символы на двухмерную плоскость листа получила не только объемную в трехмерной проекции экрана монитора компьютера, но и возможность моделировать n-мерную проекцию в «цифровом облаке» используя мощь множества вычислительных систем сети. По нашему мнению современность характеризуется не столько сменой парадигмы, сколько множеством взаимопересекающихся и отрицающих друг друга модальных концепций, отражающих бесчисленные грани бытия. Онтология сетевого бытия, представленная в данной монографии, не претендует на создание всеобщей, «единой теории». Ей пресуща та же модальность, что и всем прочим теоретическим изысканиям. Данная концепция представляется автору лишь как некое звено от неоклассической и неоклассической и постнеоклассической философии к философии сети, развитие идей ХХ века в веке XXI.

Сама монография представляет собой переработанную диссертацию автора, представленную им в 2018 году, на соискании магистерской степени по «онтологии и теории познания». Сохранено оригинальное «Введение» в качестве некоего дайджеста данной монографии, которая позволит уважаемым читателям оперативно ознакомиться с ключевыми моментами труда. Четыре главы посвящены вопросам генезиса сетевого бытия, развитию идей философии ХХ века в реалиях сетевого бытия, сущности сетевого и диалектики сетевого взаимодействия. В текст включены также не публиковавшиеся раннее эссе. С точки зрения автора они необходимы для облегчения понимания сложного теоретического материала. Вместо послесловия в книге размещена статья А.Д. Хасаншина - содержащая критику онтологии сетевого бытия.

Выражаю глубокую признательность профессору философии А.Ф. Кудряшову, чья лекция вдохновила меня на исследования по данной теме. Особая признательность профессору О. И. Елховой за строгие, за благожелательные наставления во время работы над исследованием. Профессорам Б. С. Галимову, С. М. Поздяевой, А.В. Лукьянову, Л.Б. Султановой, Г.Г, Салихову, выступившими мудрыми наставниками и строгими критиками этой работы, а также коллегам–магистрантам, нашей студенческой группы с которыми мне посчастливилось вместе учиться, и которым пришлось стать первыми слушателями и читателями этого труда.

Большая благодарность коллегам по кафедре профессору С.Д. Галиуллиной, доцентам А.Р. Сулейманову, Д. И. Герасимовой, Е.А. Сафиной за дружескую поддержку и консультации.

Эта книга не могла бы появиться, если бы не дискуссии и совместные исследования с коллегами. Большее спасибо Р.Р. Мурзагулову, Н. И. Теренину, А. Д. Хасаншину, И.Д. Ханнанову и многим другим моим друзьям и оппонентам.

Введение

Актуальность данного исследования основана на необходимости осмысления трансформации бытия, связанного с развитием сетевой формы коммуникации, как основной формы межличностного и внутригруппового взаимодействия, сложившейся в течение последних лет в связи с развитием глобальной межкомпьютерной электронной сети Интернет. Формирование сети Интернет, а в особенности интернет-сервиса «социальные сети», позволило жителям развитых стран создавать и распространять информацию на всю общественную сеть. На практике распространение информации ограничено группой лиц, проявляющих к ней интерес. Смена понимания сетевого взаимодействия стала очевидной в настоящее время, когда число пользователей социальных сетей стало сравнимым с населением развитых стран. Трансформация социальных процессов при переходе на новую стадию цивилизационного развития приводит к дихотомическому существованию фрагментов как информационного, так распадающегося индустриального общества, как развитие сетевой формы коммуникации, так и сохранения существенной части линейной, массовой коммуникации. Однако развитие информационно-коммуникационных технологий продолжается, информационный поток нарастает и сетевая коммуникация занимает все большую часть коммуникаций. В связи с этим растет важность вопроса теоретического философского исследования сетевого взаимодействия создание модальной онтологии сетевого бытия

Степень научной разработанности проблемы. Основой исследования стал классический труд Ж. Делеза и Ф. Гваттари «Ризома»[1] положивший начало пониманию сетевых процессов. Развитие понимания сетевых процессов получило в работах У. Матурана и Ф. Варела.[2]

Генезис понимания сетевого бытия в философии рассмотрен в работах в его проекции на виртуальное пространство, взаимоотношение концепции виртуального пространства и акторно-сетевого взаимодействия рассмотрен в работах М. Хайма, Д. Кепселя, Ж.-Ф. Лиотарда, С. Жижека[3] и др., а также отечественных исследователей Н.А. Носова, С. С. Хоружего, М.М. Кузнецова, Д.В. Галкина, О. И. Елховой и др. [4] В качестве фундаментальных основ современной онтологии изучены работы о мозаичной природе бытия Б. С. Галимова[5] и проблема создания модальной онтологии А.Ф. Кудряшева[6].

Процессы линейно и сетевой коммуникаций рассмотрены в работах зарубежных и отечественных ученых Ю. Хабермаса, К. Шеннона, Г.М. Маклюэна, Г.Д. Лассуэла, М. Кастельса, О.К. Валитова, С.В. Тихонова С.Н. Федорченко, Р.Р. Мурзагулова[7] и др. Топология коммуникаций в различных областях бытия рассмотрена  Б. Латуром, В. С. Вахщтайном, Л.Б. Султановой[8] и др. Важным для нашего исследование категория симулякр, а также эпистимическая вещь Ж. Бодрийяра, Х.-Д. Райнбергера, К, Кнорр-Цетина, Е. Н. Ивахненко и др.[9]

С точки зрения сетевого взаимодействия рассмотрены работы классиков постклассической философии Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ж. Деррида,[10] а также развитие и анализ идеи российских ученых, таких как Н. О. Лосский, В.Н. Сагатовский, Л. Ю. Соколова[11] и др.

Математические модели сетевого взаимодействие изучали такие авторы как А.-Л. Бабарабаши, М. Хассана, М. Ньюман, С.В. Кочергин, Е.В. Николаева, Е. В. Гарин, Р. В. Мещеряков  и др. [12]

Несмотря на большое число авторов интересующихся данной и смежными темами представление о сетевом взаимодействии основано на конвенциально признанной ризомной парадигме противоречащей эмпирическим данным современного этапа развития информационного общества.

Объект исследования: сетевое бытие

Предмет исследования: онтология сетевого бытия

Цель разработать модальную онтологию сетевого бытия

Задачи:

1. Произвести ретроспективный анализ генезиса понимания сетевого бытия в философии.

2. Определить парадигмальные установки в определении онтологического содержания сетевого бытия.

3. Проанализировать природу и сущность сетевого бытия

4. Выявить диалектические противоречия в коммуникационной структуре кластера

Методологическая основа исследования. В данном исследовании был использован информационно-коммуникационный подход,при котором выявляется структура коммуникационных путей. Сетевое взаимодействие рассмотрено в ризомной парадигме с элементами историцизма, социокультурного и постмодернисткого подхода. Для исследования сетевого бытия, в рамках формируемой кластерной парадигмы, использован диалектический метод.

Эмпирическая база исследования. В качествеэмпирической базы были использованы результаты кластерно-сетевого анализа проводимого автором в течение нескольких лет. Авторская методика позволяет выявить структуру коммуникационных путей информационного обмена участников сетевой коммуникации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.109 с.)