Роль СМИ в формировании образа России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль СМИ в формировании образа России



 

Образ страны является продуктом массового сознания, которое принципиально отличается от сознания индивидуального. Если индивидуальное сознание формируется на основе личного опыта, личных переживаний и эмоций, то общественное сознание включает в себя опыт многих поколений. Таким образом, появляются стереотипы, основанные на переживаниях, симпатиях или антипатиях. И в отношении государства данные стереотипы сложны для их преодоления.

Несомненно, на протяжении многих веков в каждом государстве появляется стереотипы по отношению к другому государству, принадлежащему к иной культуре. Восприятие России другими государствами, в частности западными, неоднозначно. Представляя Россию как холодную страну с неблагоприятными условиями проживания и с низким уровнем развития экономики и культуры, подкрепляя сомнительными данными из учебников, многие выстраивает вполне негативный образ.

Несомненно, цели и задачи зарубежных СМИ не всегда определяются субъективными факторами, а волей государства. Малеева О.В. в диссертации «Роль СМИ в формировании образа России» с помощью данных показывает, что многие западные страны не заинтересованы в том, чтобы Россия превратилась в сверхдержаву с собственной национальной политикой. Поэтому возникает парадокс, который заключается в том, что образ России зачастую носит негативный характер, несмотря на то, что Россия признала демократические ценности, сотрудничает с США и НАТО в обеспечении безопасности [Малеева 2008].

Также можно проследить тенденцию изображения России западными СМИ как богатое и высокоразвитое государство. Например, говоря о зависимости многих западных держав от поставок энергоресурсов, можно заметить возрастающее число стран, заинтересованных в улучшении отношений с Москвой. Также в данной диссертации приводится характерный факт: «Всемирная служба Би-би-си провела в 34 государствах опрос, который показал, что отношение к России в мире улучшилось за 2007 г. сильнее, чем к другим 13 странам, которые оценивались в опросе. Повышается имидж нашего государства и в 2008 г.» [Малеева, там же].

Однако не только зарубежные, но и отечественные СМИ играют немаловажную роль в формировании образа России в зарубежных странах. До 2001 г. в России многие печатные издания зависели от воли и интересов частных собственников, чей контроль постепенно ужесточался. На сегодняшний день роль государства в распространении СМИ увеличилась, но принятые меры не являются достаточными для повышения информированности, культурного уровня аудитории, воспитания патриотизма и усвоения моральных ценностей. Роль СМИ в данных вопросах очень велика, но осуществляться она должна разумным государственным регулированием в сочетании с влиянием партийных и общественных структур.

Выводы по Главе I.

.   Анализ образа России в СМИ осуществляется с помощью дискурсивного подхода. Дискурс в самом общем понимании - это письменный или речевой вербальный продукт коммуникативного действия.

2. Масс-медийный дискурс представляет речь участников масс-медийного общения. Таким образом, дискурс СМИ представляет собой срез языкового и культурного состояния общества, так как отражает как языковой, так и культурный уровень развития отдельного социума.

.   Образ государства анализируется с помощью дискурсивного подхода, в ходе которого исследуется внутренняя структура текста или высказывания, а также вычленяются семы, смыслы, создающие специфический образ.

.   Образ государства понимается как знаковая модель, которая передает представления и мнения о национально - государственной общности и ее членах через доступные обыденному сознанию понятия и суждения. Образ - это отражение действительности в сознании индивида и группы, независимо от степени адекватности данного отражения.

.   Цели и задачи зарубежных СМИ не всегда определяются субъективными факторами, а волей государства. Многие западные страны не заинтересованы в том, чтобы Россия превратилась в сверхдержаву с собственной национальной политикой. Однако не только зарубежные, но и отечественные СМИ играют немаловажную роль в формировании образа России в зарубежных странах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.005 с.)