Медиадискурс и массовая коммуникация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медиадискурс и массовая коммуникация



 

Сегодня массовая коммуникация представляет собой не только область информационного производства и потребления, но ту необходимую сферу жизни общества, в которой люди создают и передают свои мысли, знания, ориентиры, создавая свою картину миру. С помощью массовой коммуникации индивиды и отдельные группы выражают свои убеждения и проблемы и передают их друг другу. Так появляется огромное информационное пространство, которое, в свою очередь, влияет на представления и убеждения людей.

Дискурс, как феномен, имеет множество определений и ни одного, который бы дал ему полную характеристику. Первоначально он (дискурс) применялся в языкознании для обозначения вычлененных по тому или иному принципу языковых единиц. В 50 - е гг. XX в. Эмиль Бенвенист применяет традиционный для французской лингвистики термин discours в новом значении - как характеристику речи, присваиваемой говорящим. Зелиг Харрис вводит понятие дискурсивного анализа. М. Фуко понимает под дискурсом язык отдельного человека, т.е. позиция говорящего становится приоритетной. В русской лингвистике понятию дискурс близок термин функциональный стиль, т.е. определенный тип текста (разговорный, газетный и т.д.). Сводя все определения в одно, можно сказать, что дискурс - это речь, процесс языковой деятельности; способ говорения.

Дискурс, по М.Л. Макарову, воспроизводит социальные институты, культурные схемы, системы ценностей социума [Макаров 2003: 41]. Соответственно, дискурс масс-медиа предполагает процесс порождения соответствующих текстов в определенном культурном контексте. Культурный контекст понимается как совокупность институциональных, ролевых, ценностных, когнитивных условий реализации событий или фактов, с одной стороны, и совокупность выразительных средств, используемых людьми в этих обстоятельствах, с другой [Орлова 2004: 465].

Несомненно, что между лингво-культурологическом пространством и пространством масс-медиа существует прочная связь, что обусловлено следующими причинами. Во-первых, тексты и письмена отражают культурную развитость народа или страны, так как фиксируют исторические события, отношение людей к данным событиям, общее настроение людей. В ХХI веке данные тексты немыслимы вне медийного пространства. Во-вторых, «масс-медийный дискурс понимается как речь участников масс-медийного общения» [Иванова 2008]. Таким образом, дискурс СМИ представляет собой срез языкового и культурного состояния общества, так как отражает как языковой, так и культурный уровень развития отдельного социума.

В статье Е.А. Кожемякина «Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования» предлагаются два определения медиадискурса, где медиадискурс является целостным коммуникативно-когнитивным процессом смыслопорождения. Согласно первому, «медиадискурс - это специфичный тип речемыслительной деятельности, характерный исключительно для информационного поля масс-медиа» [Кожемякин 2010]. Согласно второму, медиадискурс - это все аудио - и видео - тексты, реализуемые в рамках информационного пространства и в рамках СМИ. Далее, мы будем придерживаться второй точки зрения, понимая дискурс как «тематически сфокусированную, социокультурно обусловленную речемыслительную деятельность в масс-медийном пространстве» [Кожемякин 2010]. Здесь главную роль играет не столько передача информации, но способ ее передачи, что необходимо для анализа медиатекстов.

Анализ медиадискурса строится на вычленении существенных смыслов в создании коммуникации, что позволяет нам понять процессы создания, обмена и дифференциации смыслов в информационном пространстве, иерархизации образов и репрезентаций (как и почему образ маркируется более или менее привлекательно).

Анализ медиатекста затрагивает структуру (приближение или неприближение к стандарту), содержательную сторону, прежде всего, содержательно-концептуальную информацию текста, и прагматическую сторону.

Таким образом, исследование масс-медийного дискурса можно проводить в трех плоскостях: структуры, семантики и прагматики текстового целого, ибо текст, репрезентируя дискурс, представляет собой его продукт. Возможен анализ языковой составляющей медиа-дискурса для обнаружения культурозначимых единиц языковой системы, то есть тех единиц языка, в которых представлена культурная информация.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.005 с.)