Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По курсу «введение в языкознание»
Раздел «Лексикология»
Кемерово 2008
Составитель: к.ф.н., доцент Рабенко Т.Г.
Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание» содержит варианты заданий, связанных с повторением теоретического и практического материалов раздела «Лексикология».
Данная контрольная работа выполняется студентами первого курса дневного отделения факультета филологи и журналистики по учебному графику, определенному «Рабочей программой курса» Введение в языкознание» Настоящая работа имеет своей целью отработать на практике и закрепить теоретические сведения, полученные студентами при изучении раздела «Лексикология». Перед выполнением заданий предполагается повторение теоретического материала по рекомендованной литературе. Список рекомендованной литературы. 6. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. – Саратов, 1973. – Глава III «Лексикология». 7. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – Глава III «Лексикология». 8. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1997. – Глава III «Лексикология». 9. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1996. – Глава III «Лексикология». 10. Записи лекций. Вариант I 1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от круг, крыло, номер, острый, седой. 2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений рука, зеница, перо, шляпа, бразды. 3. Укажите способ развития значений (метафорический,
Но в заветном окне не видал я огня. Ты забыла, забыла меня (Бунин). Все флаги в гости будут к нам (Пушкин). Но едва она успела начать, как весь зал покатился от хохота (Авилова). 4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные На рейде стояли четыре русских военных судна. Начался рейд украинских партизан в Карпаты. Материал для стенгазеты был собран в ходе специального рейда по всем участкам цеха. 5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид омонимии, составьте с данными словами предложения: мех, гранат, луг, рожки, вести, 6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям полный, новый, смелый, прямой, темный. 7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова. Бородатый ратник, с крестом на Оболенской шапке, приценивался к огромной живой рыбине, дивился тому, что французы едят улиток. В прежние времена он давал девицам уроки игры на клавикордах (Никулин). -Да что же, барин, делать, время-то такое; кнута не видеть, такая потьма! (Гоголь). 8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и 9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными, чайник, стрелять, сметана, шить, зеркало. 10. Распределите следующие словосочетания на свободные и Вариант II
1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от операция, рукав, дорога, темный, высокий. 2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений голова, змея, щекотливый, короткий, длинный. 3. Укажите способ развития значений (метафорический, Помолчал и отец, выпустил облако табачного дыма, и оно расплылось по комнате, освещенное золотыми лучами (Скиталец). Пушкина я послал Вам посылкою. Надеюсь, что Вы уже получили (Чехов). - Испеклась...- сказал Леонид, поднимая темную плеть змеи (Песков). 4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные От военной службы у него осталась любовь к дисциплине, подчеркнутая аккуратность в одежде. История русского литературного языка относится, наряду со стилистикой и лингвистическим анализом текста, к числу дисциплин, изучающих употребление языка, в отличие от других лингвистических дисциплин, предмет изучения которых - строй языка. 5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид пол, метр, зефир, язык, засаливать. 6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям нижеследующих слов: низкий, старый, худой, бедный, злой. 7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова. На сваленных соснах сидели черноволосый военюрист второго ринга, белобрысый политрук с авиационным" петлицами, майор войск ККВД с малиновыми петлицами и четверо бывших у них под началом красноармейцев (Симонов). - Ты, товарищ, поедешь сегодня же в качестве уполномоченного райкома проводить сплошную коллективизацию. Последнюю директиву крайкома читал? Как только организуем агитколонну, пришлем ее к вам (Шолохов). 8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и 9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными, колодец, студент, слесарь, чернила, мыло. 10. Распределите следующие словосочетания на свободные и
Вариант III 1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от ручка, потолок, номер, низкий, играть. 2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений бразды, пила, гнедой, южный, плакаться. 3. Укажите способ развития значений (метафорический, Теперь редко увидишь крылья ветряной мельницы. Когда рельс окончательно вытягивался, круглая пила, оглушительно визжа и сыпля фонтаном золотых искр, разрезала его на три части (Куприн). И три тарелки съел! - И полно, что за счеты (Крылов)! 4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы. Вода - прекрасный проводник звука. Я показал проводник y билет и взобрался по крутым ступенькам в теплый вагон. Всем критикам хотелось видеть в нем поборника и проводника тех убеждений, которыми сами они были проникнуты (Добролюбов). 5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид тепло, ток, газ, выровнять, дог. 6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям дикий, полный, молодой, горячий, узкий. 7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова. При досуге исполняют на скрипице заунывные и веселые песни (Шишков), Получил из Ярославля известие, что у Миши родилась дщерь. Новоиспеченный родитель на седьмом небе (Чехов). Перстами легкими как сон моих зениц коснулся он… (Пушкин). 8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и
9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными, скорлупa, коричневый, лопатка, мешок, атом. 10. Распределите следующие словосочетания на свободные и Вариант IV 1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от труд, вода, борьба, клокотать, мягкий. 2. Составьте (или подберите иллюстраций из произведений печать, зверь, короткий, буланый, играть. 3. Укажите способ развития значений (метафорический, - Прапорщик, я вам в третий раз кричу: передайте ротному продвинуться до деревьев, рассыпаться в цепь! (А.Н. Толстой)....под каждым ей листком был готов и стол, и дом (Крылов). Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги (Добронравов). 4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные Наш город - крупный железнодорожный узел. Он завязал веревку двойным узлом. Из-за поворота показалась женщина с большим узлом. 30 узлов в час - это небольшая скорость. 5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид балка, лисичка, метать, замок, пропасть. 6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям добрый, слабый, красивый, белый, теплый. 7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова. -Дай рученьку, дай рученьку свою, - прерывистым голосом твердил он. -Очи мои давно погасли, а руки зрят. Перстами своими оглядеть тебя хочу. Царь - государь, дозволь! (Шишков). Но в нужде лишь узнать льзя истинного друга (Крылов). 8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и
9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными, резец, олово, бремя, рыло, быть. 10. Распределите следующие словосочетания на свободные и игра природы, перейти Рубикон, толочь воду в ступе, белая бумага, морской воздух. Вариант V. 1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от яблоко, хлеб, век, легкий, бить. 2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений петух, отвести, брать, гнедой, звездный. 3. Укажите способ развития значений (метафорический, О том, что началась война, Синцов и Маша узнали в Симферополе на жарком привокзальном пятачке (Симонов). В оркестре одна труба, издающая всего два звука, ревела сака по себе низким басом все громче и ближе, наполняла всю голову тупым уханьем (А.Н. Толстой). Большая кисть винограда лежала перед ней. 4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные Худой мир лучше доброй ссоры. Ее худое лицо подернулось золотом солнца. Худые рукавицы не грели. Благодарю сестру Елисавету. Что нашей дружбой и худым родством Не брезгает она! (А.К. Толстой). 5. подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид омонимии, составьте с данными словами предложения: рано, растворить, луг, шашка, пила.
6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям нижеследующих слов: сухой, яркий, крепкий, полный, узкий. 7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова. Певец любви, певец богов, Скажи мне, что такое слава? Могильный гул, хвалебный глас, Из рода в роды звук бегущий Или под сенью дымной кущи Цыгана дикого рассказ? (Пушкин). И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык... (Пушкин). 8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и укажите, в чем специфика использования каждого из слов (ограниченность круга слов, с которыми они слетаются; участие в образовании терминологических сочетаний; постоянный или временный характер признака, свойства, качества и т.д.). Какое языковое явление иллюстрируют эти лексические единицы? Диалектный - диалектологический, голосовой - голосистый, одеть - надеть, 9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными, околица, гусеница, круговерть, солонка, город. 10. Распределите следующие словосочетания на свободные и заклятый враг, железная дорога, новости недели, голубое небо, чувство локтя. Вариант VI. 1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от почва, закат, рука, плохой, чистый. 2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений чудо, кромешный, следовать, золотой, морской. 3. Укажите способ развития значений (метафорический, Зеленые бороды мха липнут к одежде (Песков). Для всех было ясно, что на сцену пришел новый несомненный талант, восходит новая звезда (Скиталец). Лес молчал, только-только пробуждаясь от сна... (Троепольский). 4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные Мне не хочется открыть глаза, потому что я чувствую сквозь закрытые веки солнечный свет...(Гаршин). Я любил тебя больше всего на свете. Включи свет: становится темно. - Так, видно, Бог велел. Мой Вайя моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет (Пушкин). Он встал сегодня чуть свет. 5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид язык, шах, ленка, крона, мыло. 6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям жесткий, старый, яркий, далекий, дикий. 7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова. Гувернер молодого графа обратил внимание на способности мальчика к наукам. Здесь полковой цирюльник бреет унтер-офицеров (Никулин). Гаврила прибежал в страшных попыхах (Тургенев). 8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и 9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными, портной, кольцо, мешок, учить, сугроб. 10. Распределите следующие словосочетания на свободные и Вариант VII. 1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от непосредственной или опосредованной связи наименования с предметами (явлениями, действиями, качеством и т.д.) реальной действительности. Укажите, какие вам известны значения приводимых ниже слов. Иллюстрируйте свои выводы примерами употребления этих слов в контексте: дело, машина, пионер, зеленый, свистеть. 2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений объеденье, заклятый, грибной, беспробудный, брать. 3. Укажите способ развития значений (метафорический, За далекие пригорки уходил сраженья жар (Твардовский), Через некоторое время, когда Матвей несколько узнал язык, он пришел работать на ферму к дюжему немцу, который, сам страшный силач, ценил и в Матвее его силу (Короленко). Я три тарелки съел! - И полно, что за счеты! (Крылов). 4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные У обоих у вас характеры! Коса на камень... Развели бы вас по разным районам, что ли! (Овечкин). Он мечтал поселиться в деревне, развести кур, гусей. На Неве уже развели мосты. Порошок нужно развести в двух литрах теплой воды. На высоком берегу реки туристы развели костер. 5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид пол, зефир, лечу, есть, домино. 6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям нижеследующих слов: гладкий, легкий, теплый, свежий, узкий. 7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова. Уж не знаю, как утешить великого князя, - не будет в его Кирасаирском полку правофлангового в сажень ростом. Эти миллионы выколачивают бурмистры из русских крестьян (Никулин). Сказалась усталь долгая, истома непомерная (Некрасов). 8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и 9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными, перстень, ожерелье, солонка, делить, чесать. 10. Распределите следующие словосочетания на свободные и Вариант VI П. 1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от непосредственной или опосредованной связи наименования с предметами (явлениями, действиями, качеством и т.д.) реальной действительности. Укажите, какие вам известны значения приводимых ниже слов. Иллюстрируете свои выводы примерами употребления этих слов в контексте: нос, класс, закат, черный, тяжелый. 2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений гвоздь, пила, голова, карликовый, заклятый. 3. Укажите способ развития значений (метафорический, Заря окликает другую, дымится овсяная гладь... (Есенин). Рядом была Майя, светились ее радостные глаза, в солнечных лучах, заглядывавших в окна, переливался золотой шелк ее локонов (Кочетов). Пушкина я послал Вам посылкою. Надеюсь, что Вы уже получили (Чехов). 4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные Класс, в который попала Наташа, считался лучшим в школе. Команда показала игру высочайшего класса. По соотношению основы инфинитива и основы настоящего времени глаголы делятся на несколько классов. Пытаясь скрыть волнение, молодой учитель вошел в класс. 5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид норка, брак, лихой, род осаливать. 6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям прямой, добрей, новый, широкий, низкий. 7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова. Полковник Пыхов гоняет стрельцов на свои подмосковные вотчины, и там они работают как холопы (А.Н. Толстой). Не токмо же творять невежи, но и вежи, попове и книжници (Словарь И.И. Срезневского). 8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и 9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными, столяр, суббота, звонок, тротуар, пустырь. 10. Распределите следующие словосочетания на свободные и Вариант IX. 1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от крыло, язык, горячий, острый, обойти. 2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений смена, чревато, мягкий, карий. 3. Укажите способ развития значений (метафорический, Что, дремучий лес, призадумался, грустью темной затуманился... (Кольцов). Золотые очки круто отвернулись (Кольцов). Целые снопы блестящих крупных звезд летел во все стороны из отверстия печи, громко треща и исчезая в воздухе (Куприн). 4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные Сапоги были еще крепкие, хотя и не новые. Он любил крепкий кофе. Его молодой, крепкий организм помог ему справиться с болезнью. После кратковременной оттепели снова наступили крепкие морозы. Он ответил ему крепким рукопожатием. 5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид костный, плод, кружки, хром, течь. 6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям глубокий, глухой, черный, старый, низкий. 7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова. Но в нужде лишь узнать льзя истинного друга (Крылов). Городничий жаден, за грош удавятся, сызнова барщину завел (Никулин). Но слушай: в родине моей между пустынных рыбарей наука дивная таится (Пушкин). 8. С приводимыми ниже словами coставьте предложения и База - базис, голосистый - голосовой, соседний - соседский. 9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными, завтрак, земляника, сосед, стык, дуть. 10. Распределите следующие словосочетания на свободные и Вариант X. 1. Перечислите вид лексических значений в зависимости от угол, озеро, слово, глубокий, сладкий. 2. Составьте (или подберите иллюстрации и: произведений сердце, чудо, зверь, ввалиться, лопнуть. 3. Укажите способ развития значений (метафорический, О, кто б немых ее страданий В сей быстрый миг не прочитал! (Пушкин). Рыбака этого уже знает весь берег (Казаков). Уже много лет в бригаду Федора Федоровича начальство посылало зеленых ребят и девчат - бывших разнорабочих... (С. Антонов). 4. Многозначность илиомонимию иллюстрируют выделенные Острым ножом он быстро сделал надрез. В ромбе два острых угла. Не острый язык снискал ей много врагов. У него и в старости сохранилось острое зрение. Показались острые крыши домов. 5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид бор, домино, ключ, берегу, дороги. 6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям высокий, дорогой, крепкий, белый, дикий. 7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова. В сенях, на лестницах появились, протирая опухшие глаза, боярские дети из мелкопоместных, худородных - стольники, приписываемые Софьей к Петрову дворцу (А.Н. Толстой). Сказались усталь долгая, истома непомерная (Некрасов). 8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и 9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными, пятница, бульвар, скала, капля, песец. 10. Распределите следующие словосочетания на свободные и насупить брови, избиение младенцев, при царе Горохе, вылететь в трубу, игра в мяч. Вариант XI. 1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от книга, крыло, мягкий, седой, играть. 2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений узы, объеденье, кромешный, плакаться, брать. 3. Укажите способ развития значений (метафорический, Налево, до самого горизонта, тянется золотое море поспевшей ржи. [Слышен голос Держиморды:] Куда лезешь, борода? (Гоголь). Но едва она успела начать, как весь зал покатился от хохота (Авилова). 4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные И грянул бой, Полтавский бой (Пушкин). Мальчик был на американском бриге "Бетси" и принадлежал капитану..., которому чистил платье, сапоги и подавал кофе... Капитан звал слугу своего "боем", и мальчик был уверен, что это его имя (Станюкович). В кулачном бою Федько не было равных. 5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид такса, сорока, девица, почитать, лихой. 6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям грубый, свежий, низкий, яркий, теплый. 7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова, Малюта, мучимый завистью и любочестием, издавна домогался боярства; но царь... оставлял происки его без внимания. Скуратов решил напомнить о себе Иоанну. В этот самый день, при выходе царя из опочивальни, он бил ему челом, исчислил все свои заслуги и в награждение просил боярской шапки (А. К. Толстой). 8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и 9. Какие из нижеследующих слов Вы считаете мотивированными, запад, зонтик, столяр, варенье, сад. 10. Распределите следующие словосочетания на свободные и Вариант XII.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.13 с.) |