Занятие №11. Г р А М М А т и к А. Морфема. Состав слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие №11. Г р А М М А т и к А. Морфема. Состав слова



I.Ответьте на вопросы:

1. Что такое морфема?                                                ,

2. Что такое корневая морфема?

3. Что такое аффиксы? Чем аффиксы отличаются от корня?

4. Назовите и определите виды аффиксов.

5. В чем различия между словообразовательными и словоизменительными аффиксами?

6. Что такое грамматическая форма слова (словоформа)?

7. Что такое грамматический показатель? Что значит «нулевой» показатель?

8. Что такое лексема?

9. Определите понятия «парадигматические отношения» и «парадигматический ряд».  

10. Что такое парадигма?

11.Как соотносятся понятия «словоформа», «парадигма» и «лексема»?

12.Что значит продуктивные и непродуктивные аффиксы?

13.Что такое основа?

14.Какие основы называются производными, какие - непроизводными?

II. Выполните практические задания № 1, 2.

III. Усвойте термины по теме: морфология, морфонология, дериватология, морфема, сегментная морфема, нулевая морфема, суперсегментная (супрасегментная) морфема, полисемная морфема, моносемная морфема, флексия, омонимия, синонимия и вариантность морфем, мультивалентные морфемы, унивалентные морфемы, реляционные морфемы, деривационные морфемы, корень, аффикс, префикс, постфикс, интерфикс, инфикс, циркумфикс, трансфикс, морф, сема, алломорф, алломорфема.

Литература

1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. -С. 171 -192.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание.- С. 232-239.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - С. 125-144.

4. Реформатский А. А. Введение в языковедение. - С. 264-270.

5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. - М., 1985.

Практические задания к занятию №11

1. Разделите на морфемы следующие слова и дайте полную характеристику каждой морфеме. Членение производится путем подбора слов, содержащих те же морфемы. (Свои результаты сопоставьте с членением данных слов в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова):

забор, петь, ловля, убеждаю, киевлянин, сидевший, лить, объявление, накормленный, головешка, рукавицы, любовь, коренья, пою, внакладку, братья, возмущение, требующий, вынуть, травяной, сказка, болтливый, крутизна, досягаемый, мыло, первенство, бабушка, бегаю, ненавистный, прилетать.

2. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии, в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г) слова, состоящие из приставки, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре типа морфем:

дом, безбожник, молочница, мечтатель, чернильница, покос, обложка, здесь, завязка, восхищение, беспечный, вот, забота, восторг, обед, выслуга, крот, замазка, вопль, еще, смятение, печь, закон, новшество, иначе, порок, мягкий, вскормить, милый, лебедь, как, смена, обойти, пожарище, телятник, нельзя, одышка, баранина, вводный.                                                            

3. Подберите к приведенным ниже словам однокоренные:

род, рот, сладкий, теплый, рука, нога, спать, кричать, польза, учить, рвать.

4. Можно ли считать словами одного корня приведенные ряды слов с одинаково звучащей корневой частью:

а) пара, парный, паровой, напарник, парильня; б) нос, носильщик, носовой, переносица, переносится, поднос, в) вода, водяной, подвода, подводный, перевод, проводы, проводник, водник, проводка; г) лететь, лето, летний, летчик, полет; д) море, мор, морской, морить, моряк.

5. На каком основании можно говорить о нулевой флексии в указанных словоформах: дом, ног, рук, сапог, галош, глаз, чулок, стран, окон, степь?

6.Определите значение суффиксов в следующих словах и выделите продуктивные и непродуктивные суффиксы:

 поклонник, грешник, клеветник, садовник, ледник, сборник, молочник, сказочник, ученик, мельник; упрямец, ленивец, кормилец, хитрец, мудрец, слепец, жнец, певец, румянец, палец; упрямица, ленивица, кормилица, жница, певица, грешница, клеветница, молочница, ученица; жало, седло, правило, кадило, грузило, мыло, шило, масло, сверло, весло, одеяло, крыли, гребок, грибок, коробок, клубок, зевок, ледок, холодок, белок, мелок.

7. Определить значение префиксов в следующих словах:

вписать, выписать, записать, дописать, исписать, надписать, отписать, переписать, приписать, подписать, прописать, расписать, списать.

 

ЗАНЯТИЕ 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.003 с.)