Грамматическое значение и способы его выражения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Грамматическое значение и способы его выражения



I. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое грамматическое значение? Каковы три основных свойства грамматического значения, отличающих его от лексического значения.

2. Объясните, почему грамматическое значение не может быть индивидуальным и всегда является общим для некоторой группы (или совокупности) единиц.

3. Как объяснить обязательность выражения грамматического значения специальными языковыми средствами?

4. Как  объяснить  несовпадение  грамматических  значений тождественных разрядов слов в разных языках?

5. Каким образом можно установить грамматические значения того или иного слова, словосочетания, предложения?

6. В чем разница между синтетическими и аналитическими средствами выражения грамматических значений?

7. Каковы синтетические средства выражения грамматических значений?

8. Каковы аналитические средства выражения грамматических значений?

9. При каких условиях словесное ударение может быть грамматическим средством?

10. Какие компоненты интонации используются для выражения грамматических значений?

11. Что такое внутренняя флексия, чем она отличается от фонетического и исторического чередования звуков?

12. Что такое супплетивизм? При каких условиях две словоформы можно считать супплетивной парой?

13. В чем отличие агглютинации от фузии как двух разновидностей аффиксации?

П. Выполните практические задания № 1, 3.

III. Ознакомьтесь с терминами по теме: грамматическое значение, аффиксация, агглютинация, фузия, внутренняя флексия, редупликация, супплетивизм, языки с синтетическим грамматическим строем, языки с аналитическим грамматическим строем.

Литература

1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. - С. 204-214.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. - С. 232-234, 240-248.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - С. 125-126.

4. Реформатский А.А. Введение в языковедение.- С. 249-279.

5. Записи лекций.

6. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. - М., 1977.

 

Практические задания к занятию № 12

1. Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже примерах и какими средствами.

Стол - стола - столу, кот - коты, избегал - избежал, выходил - выхаживал, день сменяет ночь - ночь сменяет день, белый - белее - белейший, синий - синий - синий, хорошо - лучше, разрезать - разрезать, иглы - иглы, иду - шел, окно - окна, говорю - говоришь - говорит, прилежнейший - самый прилежный, напишу - буду писать, поехать - поехал бы.

2. Укажите грамматическое значение, свойственное каждой группе слов, приведенной ниже:

а) нога, рука, большая, читала, сотая, выдающаяся; б) берега, пустынного, его, пятерых, смотрящего; в) в море, на песке, в лесу, на ветке, на яблоне, г) моря, пески, леса, ветви, яблони.

3. Сгруппируйте следующие пары слов по общности средств, использованных для выражения грамматических значений. Назовите эти средства. Какие значения ими выражены?

Книга - книгу, я - меня, читаю - буду читать, сидишь - сидит, напишу -напишем, пилы - пилы, плохо - хуже, теплый - самый теплый, иду - шел, леса - леса, читал - читала, избегать - избежал, светлый - светлее, везу - вез, насыпать - насыпать, черный - черная, ходит - ходил, вымыл -был вымыт, мой - моего, много - больше, сковать - сковывать, запретить -запрещать, милый - милейший, чудо - чудеса, прыгать - прыгнуть, падаю - упал, придем - придете, кладу - положу, стол - стола, она - ее, гребу - греб, выразить - выражать, хороший - лучше, белый - белого, сказал - сказала.

4. Дано несколько мордовских загадок в оригинале (на эрзя-мордовском языке) и в переводе на русский язык. В тексте оригинала пропущены некоторые слова (см. прочерки), а в русском переводе места, соответствующие пропущенным частям мордовского текста, подчеркнуты:

1. В одном доме живут, друг                  Be кудсо__________________,

на друга смотрят, вместе не                     карадо-каршо ваныть,

сходятся.                                                 вейс а васодить.

2. В лес едет - домой смотрит.                   Вирев___________- кудов

Домойедет - в лес смотрит.                         ___________________________.

3. Еду, еду — следу нету,                          Молян, молян - след арась,

режу, режу - крови нету.                              керян, керян - верь арась.

4. Живут в лесу,                                              ___________________________

когда летят - звенят.                                      зярдо ливтить – бийнить.                              

5. Зимой живу, весной умираю.                  Тельня ______, тунда кулан.

6. В воде живет,                                           Ведсэ эри, _________

у мирает - краснеет.                                  якстерьгады.

7.Темнеет - они светлеют,                           Чополгады-сынь __________,

светлеет - они темнеют.                            валдомгады – сынь _________.

8.Течет, течет - не вытечет,                           Чуди, чуди, а чудеви,

 б ежит, бежит - не выбежит.                           __________, а чиеви.

Задание: заполните пропуски.

Примечание. Правила чтения букв в мордовском письме в общем такие же, как в русском.

 

ЗАНЯТИЕ№13. ЧАСТИ РЕЧИ.

Ответьте на следующие вопросы:

1. По каким признакам устанавливается принадлежность слова к той или иной части речи?

2. Перечислите признаки отдельных частей речи.

3. Чем объяснить наличие «промежуточных случаев» в системе частей речи в пределах одного языка?

4. Почему части речи в разных языках не всегда совпадают?

5. Что такое переход одних частей речи в другие? Как такой переход может осуществляться?

П. Выполните практические задания № 1, 2.

III. Усвойте термины по теме: часть речи, процесс трансформации (переходности); субстантивация, адъективация, нумерализация, прономинализация, вербализация, предикативация, адвербализация, модаляция, препозиционализация, конъюнкционализация, партикуляция, интеръективация.

Литература

1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. - С. 230-241.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. - С. 265-270.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание.- С. 155-167.

4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - С. 320-323.

5. Записи лекций.

 

Практические задания к занятию №13.

1. Объясните, на каком основании следующие слова мы называем:

а) существительными: военный, тысяча, зло, учитель, гладь, ученый, молодость, шило, рабочий, стена, новизна, столовая, ребенок.

б) глаголами: постой, стекло, бежать, спрашивать, смеяться, читал.

в) прилагательными: белый, новее, злейший, холодный, желтоватый, большие, светлому, ласковый, простецкий.

2. Определите, к каким частям речи относятся следующие слова. Обоснуйте ответ.

Двадцать, тысяча, половина, треть, десяток, двадцать пять, пальто, хорошо, блестящий, рядом, бордо, бег, рохля, да, нужно, фламинго, нет, плакса, усталый, уставший, должен, блеснувший, беглый, голодный, Петр, есть, бежать.

3. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Ответ аргументируйте.

а) А люди все шли и шли, за рядом ряд, молчаливые и усталые. Поселок располагался совсем рядом.

б) Война - величайшее зло, приносящее неисчислимые бедствия. Все первое звено было зло на вожатого за несправедливое замечание. Он зло и насмешливо взглянул на собеседника.

в) Цитрусовые деревья любят тепло и влагу. Это странное существо на ощупь было тепло и мягко. Хозяин тепло и ласково приветствовал своего спутника.

4. На основании данных ниже примеров объясните, как совершается переход одних частей речи в другие.

Вареный, бегом, мое «я», столовая, утром, больной, мостовая, пешком, домой, рабочий, издали, внизу.

5. Выясните, как переход одной части речи в другую отражается на грамматических признаках и синтаксической функции этих слов.

а) Военные, управляющие переправой, перемигнулись (А.Ф.). б) Заглянув в дверь, Ростов увидел, что больные и раненые лежали на полу, на соломе и на шинелях (Л.Т.). в) Последний выстрел попал в середину кучки гусар и повалил троих (Л.Т.). г) Несколько таких черепах вез в нашем поезде один молодой человек (Пришв.), д) Они должны были провести выходной вместе (Ант.), е) Семейные мои всем довольны (Ф). ж) Всегда ждут нас, где мы не думаем, разные скверные «но» (Леск.). з) Сейте разумное, доброе, вечное (Н.).

 

ЗАНЯТИЕ №14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.240 (0.014 с.)