Занятие № 6 происхождение и этапы развития письма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 6 происхождение и этапы развития письма.



I. Подготовиться к собеседованию по следующим вопросам:

1. Каковы причины возникновения письменности?

2. К какому периоду в истории человечества относится возникновение письма?

3. Каково значение письма для истории развития общества?

4. Каковы основные этапы предыстории письменной речи?

5. Что такое графическое письмо (графика)?

6. Перечислить этапы развития графического письма.

7. Что такое пиктография? В чем ее достоинства и недостатки как средства общения? Используется ли пиктография в настоящее время? С какими целями?

8. Что такое идеография? Каковы виды идеографии? Используется ли идеография в современном обществе? С какими целями? Какие современные языки используют идеографию как основной вид письма?

9.  Что такое фонография? Каковы ее виды?

10. Что такое буква? В чем различие между звуком и буквой? Какова связь между ними?

11. Что такое алфавит? Назовите наиболее распространенные алфавиты. Какие языки ими пользуются?

12. Какие алфавиты используются европейскими языками?

13. Какие алфавиты используются языками народов бывшего СССР?

14. Какие языки пользуются латинским алфавитом?

15. Какие языки пользуются русским алфавитом?

16. Опишите возможные пути приспособления одного и того же алфавита к языкам разного фонетического строя.

17. Что такое правила алфавита? Приведите некоторые правила алфавита русского и изучаемого вами языка.

18. Опишите пути развития основных алфавитов мира.

19. Как можно объяснить сходство многих букв русского и латинского алфавитов?

II. Выполните задания № 1, 2, 3.

III. Усвойте следующие термины: письмо, графика, графема, пиктография, пиктограмма, идеография, идеограмма, фонография, консонантно-звуковое письмо, слоговое письмо, силлабическое письмо, буква, алфавит, тотемные знаки, грамматология, палеография, эпиграфика, клинопись.

Литература к занятию

1. Истрин В.И. Развитие письма. - М, 1965 (особенно глава 1 и заключение).

2. Фридрих Иоганнес. История письма. - М.2001.-464с.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// ПСС, Т.2.

9. Соответствующие главы учебников Баранниковой Л.И., Кодухова В.И., Маслова Ю.С., Реформатского А.А.

 

Практические задания к занятию №6

1. Создайте сводную таблицу истории развития письма: название вида, время возникновения и развития, описание сущности и пример, причина исчезновения, примеры существования в современном письме. О чем свидетельствует смена видов письма?  

2. Сколько видов графического письма представлено в приведенных ниже записях? Что это за виды? Какую из записей можно назвать пиктографической?

I, II, III, 1,2, 3, один, два, три, one, two, three, eins, zwei, drei, un, deux, trofe.

3. Объясните, о каком виде единиц письма говорится в приведенных определениях:

а)...образы, хотя бы и весьма приближенно передающие внешний облик обозначаемого;

б)...фиксируют те или иные особенности звуковой оболочки слов;

в)...условные знаки, для них даже отдаленное сходство с обозначаемыми предметами и явлениями необязательно; г)... буквы обозначают согласные.

4. Сколько разных звуков и сколько разных букв в следующих словах? Укажите одинаковые звуки, обозначенные разными буквами. Укажите разные звуки, обозначенные одной и той же буквой:

мята, сшитый, дед, лыжи, нянька, окно, урюк, беседа, коньки, молоко, веревка.

5. Объясните, какими способами обозначаются на письме тождественные звуки в словах разных языков:

Chef (фр.), ship, (англ.), Schule (нем.), szkola (польск.), frumosi (рум.-красивый), cheio (португ. - полный), marsrut (литов.).

6. Напишите алфавиты русского языка и изучаемого иностранного, включив в них прописные и строчные буквы. Дайте количественную характеристику букв в каждом алфавите. Назовите: а) буквы, одинаковые или сходные по начертанию, передающие тождественные или близкие по звучанию фонемы; б) такие же буквы, передающие разные по звучанию фонемы; в) буквы, обозначающие фонемы, которые отсутствуют в одном из языков,- г) буквы или лигатуры, по-разному передающие близкие по звучанию фонемы, д) буквы, не обозначающие звуков (так называемые «немые» буквы); е) буквы, которым в алфавите другого языка соответствуют лигатуры или буквы с диакритиками.

7. Определите звуковые значения выделенных букв: 

выход - вишня-Ростов, смыть – сделать – сдать – сшить - сжать, нож – жить - журавль, йод- фойе - край, мама - маяк – вянуть - пятно - тяжеленный - красивая, дорогой - в тайге - луг – легкий - ага- лягте, тонкий – темный – отдать – отделать - отчего- отцепить.

 

Темы рефератов.

1. Орудие и материалы письма.

Литература: Гельб И.Е. Опыт изучения письма.-М., 1979.

 Истрин В.А. Развитие письма. - М.,1965.

Лоукотка У. Развитие письма. - М, 1950.

Рубинштейн Р.И. Разгаданные письмена. - М., 1960.

Фридрих И. История письма.- М.,1979.

Черепнин Л.В. Русская палеография.- М.,1956.

  2. История возникновения алфавита.

Литература: Дирингер Д. Алфавит. - М., 1963.

 Тайны древних письмен.- М., 1976.

Лундин А.Г. О происхождении алфавита// Вестник древней истории. - 1982.

-№ 2.

Гамгрелидзе Т.В. Происхождение и типология алфавитной системы письма //

Вопросы языкознания. - 1988. - №5.-№ 6

3. История славянской азбуки.

Литература: Карский Е.Ф. Славянская кирилловская палеография. - Л.,1979.

Бернштейн СБ. Константин-Философ и Мефодий. - М., 1984.

Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуке. - М., 1963.

Сказание о начале славянской письменности. (Комментированное издание текста древних источников. Вступит, ст., пер. и коммент. Б.Н. Флори). -М., 1981.

Платов А. Славянские руны. - М.,2001. -176с.

 

ЗАНЯТИЕ № 7

ЛЕКСИКОЛОГИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.77.149 (0.008 с.)