Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению мотивации профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению мотивации профессиональной деятельности



Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению мотивации профессиональной деятельности. 8

1.1. Теории мотивации. 8

1.2. Виды мотивов трудовой деятельности. 12

1.3. Профессиональная и социальная мотивация в трудовой деятельности 17

1.4. Факторы удовлетворенности в профессиональной деятельности. 20

Глава 2. Особенности мотивации профессиональной деятельности актеров озвучивания. 26

2.1. Мотивация выбора профессии актеров театра и кино. 26

2.2. Специфика профессиональной деятельности актеров озвучивания 34

2.3. Мотивы и факторы удовлетворенности профессиональной деятельности актеров озвучивания. 44

Заключение. 71

Список литературы.. 73

Приложения. 78

Приложение 1. 78

Приложение 2. 81

Приложение 3. 93

Приложение 4. 96

 

Введение

 

Актуальность темы. В настоящее время роль профессии в современном обществе приобретает большое значение. В условиях конкуренции на рынке труда потребность в разрешении проблемы профессиональной ориентации становится все более острой. Выполнение того или иного вида деятельности требует все больше навыков, знаний, специальной подготовки и умений. Успешность человека в выбранной профессии в первую очередь будет зависеть от внутренних возможностей личности. В этой связи возникает потребность в изучении мотивационной сферы личности, которая обуславливает поведение человека.

Количество актуальных вакансий в мире, связанных с искусством и развлечениями, постоянно возрастает и составляет несколько тысяч на крупнейшем сайте по поиску работы и персонала. Прогнозируемый рост количества вакансий в этой сфере до 2024 года составит 6%[1]. Профессия актера играет заметную роль в жизни культурного человека. По данным последних опросов, доля посетителей кинотеатров за десять лет увеличилась почти на 10% и продолжает расти[2]. Каждый четвертый житель России выбирает театр в качестве места досуга[3]. Современные технологии содействуют стремительному расширению и развитию кинорынка и телевещания в России. Иностранные фильмы дублируются на русский язык и занимают лидирующие позиции в отечественном прокате. Большое количество зарубежных фильмов вызывает потребность в озвучивании картин и создает повышенный спрос на актеров, имеющих соответствующую квалификацию.

Значительные возможности в направлении подготовки будущих специалистов открываются при изучении мотивации. Изучение механизма формирования мотивации позволяет выявить внутренние резервы индивида, способные предопределять дальнейший выбор его профессии, делая проблему мотивации актуальной и требующей постоянного изучения.

Мотивация предшествует профессионализации на этапе выбора профессиональной деятельности, повышению уровня и степени подготовки специалиста. Феномен трудовой мотивации имеет большое практическое значение и важное применение в работе любой организации. Отсюда закономерным явлением стало появление большого числа теорий, рассматривающих мотивацию с самых различных сторон.

Степень научной разработанности темы. В научной литературе имеется подробный анализ теорий мотивации профессиональной деятельности работников различных сфер деятельности. В рамках проведенного теоретического анализа представлены различные пути интерпретации проблемы трудовой мотивации зарубежными учеными.

Наиболее крупный вклад в изучение мотивации внесли зарубежные ученые, предложившие самостоятельные концепции мотивации, Д. Макклелланд, Ф. Херцберг, либо отчасти пересекающиеся друг с другом теории А. Маслоу и К. Альдерфера. Заслуга отечественных авторов заключается в систематизации взглядов на проблему мотивации и выяснении специфики мотивации в российских условиях. Концептуальные представления о совокупности факторов, влияющих на мотивацию труда и удовлетворенность работой, рассматривали А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. Исследование мотивов и трудовых установок человека нашло отражение в работах Ф. Н. Ильясова. Е. А. Климовым представлена классификация существующих профессий и определены основные составляющие процесса профессионального самоопределения. Теоретико-методологические подходы к изучению трудового поведения предложены А. Л. Темницким. Социально-демографические и организационные аспекты удовлетворенности труда описаны Т. Ю. Ивановой, Е. И. Рассказовой. В работах В. И. Герчикова определены способы стимулирования на примерах конкретного мотивационного типа сотрудника.

Несмотря на то, что отдельные аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности разработаны достаточно высоко, мотивирующая функция профессиональной деятельности работников творческих профессий исследована недостаточно. Имеется недостаток работ, посвященных мотивации труда работника театра и кино, который является важнейшим по значимости для сферы искусства и культуры. Специфике актерской работы у микрофона и особенностям подготовки специалистов по озвучиванию фильмов посвящены труды актера, режиссера дубляжа и педагога Станислава Стрелкова.

Объект исследования: актеры, работающие в озвучивании в российском кино.

Предмет исследования: мотивация профессиональной деятельности актеров озвучивания.

Цель исследования: рассмотреть мотивы профессиональной деятельности актеров озвучивания в российской киноиндустрии.

Задачи:

1. Рассмотреть основные теоретические концепции и взгляды на мотивацию.

2. Изучить особенности мотивации профессиональной деятельности.

3. Определить мотивы выбора актерской профессии.

4. Выявить специфику мотивации актеров озвучивания.

5. Проанализировать факторы удовлетворенности в профессиональной деятельности актеров озвучивания.

Эмпирическая база ВКР.

1. Данные авторских исследований:

1.1. Качественное исследование «Мотивация профессиональной деятельности актеров озвучивания в российской киноиндустрии»; г. Москва, март-апрель 2019 года; метод – глубинное интервью; 10 актеров озвучивания в возрасте от 20 до 65 лет.

1.2. Количественное исследование «Мотивы выбора актерской профессии»; г. Москва, декабрь 2019 года; метод – электронный опрос; выборка целевая, нерепрезентативная; 100 студентов ведущих театральных вузов России (ГИТИС (РАТИ), ВГИК им. С. А. Герасимова, Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина при Малом театре, Школа-студия им. Немировича-Данченко при МХАТ).

1.3. Количественное исследование «Мотивы выбора актерской профессии»; г. Москва, декабрь 2019 года; метод – анкетный опрос; выборка целевая, нерепрезентативная; 100 студентов специалитета и магистратуры Театрального института им. Б. В. Щукина при театре им. Вахтангова.

1.4. Качественный анализ видеороликов серии «Легенды дубляжа»; ноябрь 2018 г.; 12 интервью, размещенных на видеохостинге YouTube.

2. Данные других исследований:

2.1. Всероссийское исследование НАФИ «Чем работодатели мотивируют сотрудников»; август 2019 г., метод – анкетный опрос в 150 населенных пунктах в 52 регионах России; выборка репрезентативная, 1600 человек в возрасте от 18 лет.

Определения основных понятий

Озвучиванием является процесс записи звукового сопровождения фильма, осуществляемый отдельно от съемки изображения[4].

Дублирование или дубляж — разновидность озвучивания, которая предусматривает изготовление речевой фонограммы кинофильма на другом языке, смысловое содержание которой соответствует переводу оригинального звукового сопровождения. При дублировании оригинальная фонограмма полностью заменяется новой, сделанной таким образом, чтобы совпадала не только длительность фраз, но и артикуляция актеров[5].

Дублирование является наиболее затратным способом адаптации фонограммы.

Закадровое озвучивание или закадр — один из распространенных видов озвучивания и способов адаптации фильмов, чаще других используемый на телевидении, при котором речь в исполнении русскоговорящих актеров слышна поверх звуковой дорожки иностранного произведения[6].

 


Теории мотивации

На основе идей, высказанных разными учеными, можно выделить наиболее общие особенности мотивации.

Мотивация — это внутреннее чувство, состоящее из побуждений, потребностей, желаний, стремлений человека, направленное на достижение целей, которые влияют на поведение человека. Человеческие потребности порождают процесс мотивации.

Мотивацию можно рассматривать как целенаправленное поведение и непрерывный процесс, поскольку потребности человека безграничны. Удовлетворение одной потребности порождает другую.

Мотивация представляет собой важный психологический и управленческий процесс предоставления цели и намерения человеческому поведению. В современной науке существуют теории мотивации, которые были в свое время изучены и реализованы на практике. С развитием психологии и социологии возникли содержательные теории мотивации, основанные на представлениях о внутренних потребностях работников, и процессуальные теории мотивации, изучающие мотивы поведения людей на рабочем месте.

1. Первый подход связан с именем американского психолога Дэвида Макклелланда[7]. Согласно его теории приобретенных потребностей, каждый человек в результате жизненного опыта приобретает потребность в достижении, власть и принадлежности.

Все люди обладают тем или иным сочетанием этих потребностей, и считается, что доминирующие потребности определяют поведение сотрудников. Потребность в достижении — стремление достичь желаемой цели, потребность во власти проявляется через желание влиять на других людей, и, наконец, потребность в принадлежности представляет собой стремление к значимым отношениям.

Теория приобретенных потребностей имеет важное значение для мотивации сотрудников. В то время как люди с выраженной потребностью в достижениях будут реагировать на цели, люди с потребностью во власти могут пытаться получить влияние над теми, с кем работают, и люди, которые сильно нуждаются в принадлежности, могут быть мотивированы, чтобы получить одобрение своих руководителей. Мотивированного на то, чтобы преуспеть работника, можно вдохновить, поставив перед ним более сложную задачу.

2. Подход Р. Оуэна[8] в управлении людьми, прежде всего, относится к мотивации персонала. Предприятия, которые ставят потребности и желания работников на первое место, будут заботиться о своих работниках, концентрируясь на их развитии, получая значительно большую выгоду от квалифицированных работников с высоким моральным духом и настроем[9]. Р. Оуэн, впрочем, как и А. Смит, считал деньги единственным мотивирующим фактором. Согласно его трактовке, люди – чисто экономические существа, которые работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи, одежды, жилища и т.д.

3. Еще одной мотивационной теорией стала теория А. Маслоу[10], представляющая собой иерархию потребностей в прогрессивной пирамиде, начиная с наивысших и заканчивая наименьшими базовыми потребностями. Определенные Маслоу потребности включают физиологию, безопасность, социальность, самооценку и самореализацию. Таким образом, только неудовлетворенные потребности могут быть использованы для мотивации человека. Если человек зарабатывает достаточно, он более не рассматривает деньги как мотивирующий фактор в своей работе. Мотивация работников будет осуществляться путем удовлетворения основных человеческих потребностей. Работник будет мотивирован, если руководство способно удовлетворить его первоочередные потребности в праве на отдых, предусмотрит возможности для социального общения, его личностного развития и роста, ответственно отнесется к выполнению своих социальных обязательств.

Мотивация является культурно-связанной темой, поскольку факторы, которые мотивируют сотрудников в разных культурах, тоже могут быть разными. Рассмотренные выше теории мотивации, разработанные западными исследователями, и большинство исследований, поддерживающих каждую теорию, было проведено с опорой на западный менталитет. Исследование, проведенное в 39 странах, показало, что финансовое удовлетворение является более сильным показателем удовлетворенности жизни в развивающихся странах по сравнению с промышленно развитыми странами[11]. В развитых странах потребность в уважении остается более мощным мотиватором, чем в развивающихся странах.

4. Теория ЭРГ («ERG: Existence – Relatedness – Growth»), разработанная Клэйтоном Альдерфером[12], представляет собой модификацию иерархии потребностей Маслоу, в которой потребности представлены в виде трех категорий.

Теория ЭРГ включает в себя потребности существования, потребности взаимосвязи или родства и потребности роста. Потребности в связанности отвечают межличностным желаниям, таким как наличие устойчивых социальных связей и хороших отношений с руководством. Потребности роста включают стремление к личному и профессиональному обучению и развитию.

Основным вкладом теории ЭРГ стало ослабление предположений Маслоу. Теория Альдерфера объясняла поведение людей, признавая многочисленные потребности, которые способны в определенный момент побуждать людей к действию. Более того, человек, разочарованный в своих попытках удовлетворить одну потребность, может регрессировать к другой. Например, разочарование сотрудника прогрессом в достижении карьерных целей приводит к тому, что он начинает тратить больше времени на общение с коллегами.

5. Двухфакторная теория мотивации Фредерика Херцберга рассматривает факторы удовлетворенности, имеющие отношение к контексту, в котором выполняется работа. Исследуя проблемы труда, Херцберг пришел к выводу, что аспекты рабочей среды, которые удовлетворяют сотрудников, качественно отличаются от аспектов, которые их не удовлетворяют[13].

Херцберг назвал «гигиеническими» факторы, вызывающие недовольство работников. Его основным выводом стало влияние условий неблагоприятной рабочей обстановки на желание работать. Гигиенические факторы включают в себя политику компании, условия труда человека, заработную плату, безопасность на работе. Напротив, достижения, социальный статус, признание, интересная работа, повышение ответственности и возможности роста выступают мотиваторами, которые действительно побуждают сотрудников стараться изо всех сил. Херцберг отмечает, что чем больше эти факторы присутствуют в среде работника, тем сильнее мотивация.

Каждая из теорий описывает поведение человека как стремление удовлетворить свои потребности. Иерархия Маслоу выделяет пять категорий основных потребностей человека, и, по мере того как потребность более низкого уровня удовлетворяется, она больше не служит мотиватором. Теория ЭРГ основывается на модели Маслоу, но понимание потребностей и поведения человека Альдерфера отличается от иерархии, предложенной Маслоу. Теория признает, что сотрудники могут регрессировать, пытаясь удовлетворить потребности более высокого уровня. Двухфакторная теория различает факторы, которые мотивируют сотрудников, и факторы, которые делают людей недовольными своей работой. Теория приобретенных потребностей утверждает, что каждый человек обладает стабильными и доминирующими мотивами для достижения, приобретения власти или присоединения к другим. Тип доминирующей потребности определяет его поведение. С точки зрения культуры, некоторые из теорий будут тесно связаны с конкретной национальной культурой, тогда как другие могут быть в большей степени применимы ко многим культурам.

 

Заключение

 

В работе были рассмотрены разнообразные подходы к изучению к мотивации профессиональной деятельности с позиции различных школ. Основываясь на теоретических концепциях и взглядах на мотивацию, проанализированы виды мотивов трудовой деятельности, каждому из которых соответствует определенный тип потребности. Было установлено, что мотивы трудовой деятельности человека реализуются в конкретных профессиях. Выбор профессии разрешает противоречие между субъективными предпочтениями человека и внешней ситуацией.

Мотивация профессиональной деятельности зависит от многих факторов, причем материальные мотивы не всегда являются основными. Внутренняя мотивация представляет собой наиболее эффективный путь профессионального становления представителей творческих профессий. Проведенные в ходе исследования опросы выявили преобладание внутренних мотивов характерно для актеров, которые стремятся к выбору профессии, соответствующей склонностям и интересам.

Источником активности актера является потребность в творчестве. Среди актеров и актеров озвучивания доминируют мотивы, связанные с содержанием работы. Желание заниматься увлекательной деятельностью у актеров озвучивания в большей степени выражено, чем осознание призвания у актеров, играющих в театре. Морально-психологические условия труда и реализация социальных связей играет большую или меньшую роль в зависимости от типа личности и возраста респондентов. Как показали проведенные интервью, оплата труда не является устойчивым мотивом, но выступает одним из факторов удовлетворенности. Общественная значимость выполняемой деятельности как мотив не фигурирует у актеров озвучивания в связи со спецификой работы. В текущей ситуации не проявляет себя мотив служения искусству в той мере, в какой он характерен для актеров театра.

Удовлетворенность трудом связана с удовлетворенностью человеком выбором своей профессией. Выделяются такие факторы удовлетворенности как гибкий график и характер работы, разнообразие деятельности. Для актеров старшего возраста ценностью выступает совместная работа, недостаток которой меняет структуру их мотивации.

Сложная система отбора требует от актера озвучивания не только профессиональной подготовки, но также личных коммуникативных качеств, активности и инициативы, поэтому на сегодняшний день уместно говорить о выделении отдельной профессии актера озвучивания. Актерам, осознанно выбравшим этот путь, сопутствует дух предпринимательства. Другие, напротив, ценят принадлежность к творческой единице. Именно профессия актера озвучивания наилучшим образом соотносится с вызовами, с которыми сталкивается человек в повседневности. В то же время непредсказуемость жизни порождает взаимные ожидания и обязанности, недостаток которых испытывает работник, занятый творческим трудом.

Мотивация позволяет актерам оставаться в профессии. Результат успешной работы будет зависеть от перехода к гибким формам занятости и установлением человеческих отношений среди коллег. Усиление может быть достигнуто за счет включения механизмов внешней мотивации, таких как зависимость заработной платы от стажа и результата работы. Таким образом, сочетание моральных и материальных факторов будет лучшим способом мотивации представителей актерской профессии.

Соблюдение основных требований по мотивации лиц творческих профессий способствует высоким результатам труда и удовлетворенности выполняемой работы. Рекомендуется дальнейшее качественное исследование специфики актерской деятельности с целью более глубокого выявления отношения работников к своей профессии.


Приложения

 

Приложение 1

 

Расшифровка интервью

 

Респондент Респондент 2
Пол мужской
Возраст 32
Образование ВТУ им. Щепкина
Специальность Актер театра и кино
Стаж работы / стаж работы в озвучивании 12 лет / 3 года
Семейное положение женат
Дети есть
Дата интервью 04.04.2019
Время интервью 13:30
Место проведения Студия «Пифагор»

 

 

Интервьюер: Расскажите, почему Вы выбрали эту профессию? Актера озвучания. Как это произошло? При каких обстоятельствах и почему именно озвучание?

Респондент: Ну, потому что это, во-первых, часть большого целого в профессии актера, да, в которую, на мой взгляд, входит театр, кино, озвучание, телевидение, всевозможные проведения… проведения мероприятий и все, что связано с… актерством в моем понимании. Вот. Я понял, что… профессия озвучания здорово обогатит мой арсенал и… И можно будет заниматься любимым делом, которое можно будет открыть с еще одной стороны и что-то в себе развить. Какие-то качества, которые помогут и в других аспектах жизни.

И.: Какое событие или решение предопределило этот выбор?

Р.: (Задумался) Я познакомился с режиссером озвучания, который рассказал мне про свою работу. Мне показалось это очень интересным, и я напросился к нему на пробы. (Пауза) Так мы познакомились. Я потихоньку начал учиться и работать одновременно… этому мастерству. И знакомиться с остальными… звукозаписывающими студиями и режиссерами.

И.: Был ли у Вас учитель/наставник в профессии?

Р.: Да, я, наверное, назову Стаса Стрелкова, потому что до работы у нас довольно длительный период именно… именно такого обучения, но это не тот режиссер, с которым я познакомился, когда только вошел в профессию. Это уже позже. Мы со Стасом Стрелковым начали заниматься где-то после года моей работы в озвучании. Я с ним познакомился и… да, тоже напросился к нему, вот, на обучение. Оно происходило дистанционно: он присылал мне задания, я их выполнял, потом мы разбирали ошибки, недочеты… он, так сказать, показывал какой-то мастер-класс, какие-то образцы, как на его взгляд это происходит. И там было несколько основных этапов: это… художественное слово, прежде всего, и озвучание документальных фильмов и дубляж. Вот, наверное, так. На такие три большие группы можно разделить наше с ним обучение.

И.: Какой вид деятельности сейчас Вы чаще всего выполняете? В каких работаете? Чего больше и что больше нравится? И что получается лучше, самое главное? На Ваш взгляд.

Р.: Больше было дубляжа, и сейчас в основном дубляж. В нем, в нем получается… так сказать, утвердиться и почувствовать какую-то свободу, вот, уже к данному времени. Закадрового озвучания было не так много. Было несколько документальных фильмов и мультсериал аниме закадрового озвучания. Вот. И, поскольку опыта в закадре было меньше, чем в дубляже, поэтому, наверное, с ним еще возникают какие-то неудобства, но, в общем-то, все… все очень интересно. Вот последнее, что было. Это была большая работа озвучания компьютерной игры, и там тоже есть свои нюансы… Очень высокий темп, например, что заставило вернуться к истокам, к артикуляру. Но при этом нужно еще держать всю драматическую составляющую, которая и в дубляже тоже используется. Вот, наверное, так, но пока самым, так сказать, популярным… остается дубляж. Дубляж игрового кино.

И.: А почему, с чем это связано? Он действительно самый популярный, самый престижный жанр?

Р.: Я думаю, наверное… наверное, да. Наверное, он самый востребованный, потому что сейчас даже вот эта ниша стримингового… стриминговых сервисов, которых за рубежом достаточно много, и они выходят на наш российский рынок, и даже… тот контент, который был туда помещен 5-7 лет назад, сейчас целиком передублируется на русский язык, потому что они поняли, что люди хотят смотреть фильмы в дубляже.

И.: Как часто Вы пишите главные роли в дубляже? Я так понимаю, что в дубляже все-таки, раз…

Р.: Ну, у меня было несколько интересных работ, и, если меня приглашают на любую роль, я, естественно, не отказываюсь, потому что это работа. Это интересно. Было несколько интересных работ… в течение одного периода времени. Но вот, например (Называет примеры работ). Хочется… хочется многого. Главных ролей, конечно, хочется, потому что это возможность почувствовать, во-первых, фильм целиком. Именно почувствовать, потому что посмотреть ты его не успеваешь. Естественно, ты видишь только свою роль, а в некоторых компаниях ты видишь только черный экран или лицо персонажа. Или губы, чтобы можно было сделать синхрон. Все остальное они закрывают, чтобы не было пиратства. Главная роль позволяет… позволяет тебе прочувствовать историю целиком, и это наполняет тебя в первую очередь. Позволяет познакомиться с историей. Что для нас зрителей важнее всего в… любом представлении, которое мы видим? Это история, и очень часто у иностранных кинематографистов в этом большом количестве много хороших историй. Они умеют их делать, и поучаствовать в рассказывании такой истории — это очень приятно.

И.: Вы — достаточно молодой человек, но работаете за кадром. Почему все-таки Вы остались в профессии? И что заставило Вас двигаться дальше и достигать успехов?

Р.: Потому что, я думаю, совпала какая-то… иногда бывает в фильмах с хорошим концом. Совпало несколько каких-то… событий что ли, которые оставили меня в этой профессии. Во-первых, началось получаться. Я понял, что я могу это делать, и мне это нравится. Случились удачные встречи, которые познакомили меня с режиссерами, которые нуждались во мне. И я это понимал, и они это понимали. И… раз все так складывается хорошо, какой дурак перестанет этим заниматься.

И.: Тогда удается ли совмещать профессию актера озвучания с другими видами деятельности актерской профессии? Например, играете ли Вы в театре? Почему удается совмещать. Почему не удается.

Р.: Да, а потому что вернусь к началу, с чего я начал. Потому что это часть одного большого целого процесса. Актерского роста. И если, скажем так, какую-то часть из этого не брать в расчет, лишиться части… Преподавательская деятельность, наверное, тоже входит, одно перетекает в другое и обогащает другое. Если ты долго чем-то не занимаешься, то чем-то из этих частей – да, я повторю: кино, театр, озвучание и так далее – то ты чувствуешь просаживание и… в том, чем ты все время занимаешься. То есть необходима постоянная смена вот этих форм актерского существования: из горячего – в холодное, из крупного плана – за кадр и потом на сцену, а потом на прямое общение с человеком. Только так, на мой взгляд, ты постоянно держишь себя в тонусе и обогащаешься. Да, удается, да.

И.: Можно ли говорить о том, что одно из преимуществ Вашей профессии как актера озвучания — стабильный заработок и постоянная занятость?

Р.: Да, конечно. Это один из… один из доводов, почему можно остаться в этой профессии. Это отличное подспорье финансовое к театральное работе.

И.: И по сравнению со съемками в кино, которые происходят нерегулярно?

Р.: Да, да, да.

И.: Сколько раз Вы приезжаете на озвучивание в неделю? Сколько времени обычно занимает в день эта работа?

Р.: Но, скажем, у меня это случается нечасто. Наверное, раз в две недели. Я бы вот так вот бы ответил. В среднем, да? То есть можно неделю за неделей какой-то большой проект озвучивать, если это документальные многосерийные фильмы или… телевизионные художественные многосерийные фильмы или компьютерные игры. Это такой большой процесс. А так, ну, наверное — да, раз в неделю на… три-четыре часа, вот так вот, кажется.

И.: Но Вы сами планируете свой график? В принципе, Вы можете всю работу, всю деятельность в озвучке распределить так, что у вас окажется свободным все оставшееся время, которое можно потратить на что-то еще.

Р.: Ну да, да. Просто на самом деле речевой аппарат тоже имеет какой-то ресурс постоянной работы, и после 3-4 часов ему необходим отдых. И нет (пауза) как бы… эргономичного смысла устраивать смену озвучания больше четырех часов, если это не цейтнот, или не какие-то экстремальные условия сдачи… сдачи фильма или какого-то продукта под дедлайн, что там все горит, и нужно, вот, 7 часов звучать. Иначе мы не успеем. Такое тоже бывает, да, но это экстренные случаи, а так да, смена четыре часа.

И.: Хотел все-таки уточнить, в театр играете, да?

Р.: Да.

И.: Приходилось ли Вам работать в выходные или в ненормированное рабочее время, и как часто?

Р.: Вот было несколько, было несколько случаев, скажем так, за эту… три случая, когда необходимо было работать целый день, но все равно с перерывами, чтобы хоть как-то прийти в себя. А в выходные — ну, да, без выходных, потому что… ты выходной используешь под какую-то другую все равно работу. Или, наоборот, выходной идет в озвучку, если это выходной в театре. Вот как-то стараешься свои выходные заполнить работой.

И.: На скольких студиях озвучания Вы работаете сейчас постоянно?

Р.: Ну, где-то три-четыре студии. Вот так вот.

И.: А сколько времени занимает переезд со студии на студию, это удобно? И дорога до дома

Р.: Угу. Все где-то в пределах сорока минут. Между всем. Между домом и студией. И следующей студией, вот так вот.

И.: Предоставляет ли работодатель, студия какие-либо Вам социальные гарантии, прописанные в Трудовом кодексе? Оплачиваются ли дни болезни? Отпуск?

Р.: Ну, я пока с таким не сталкивался, но они работают по трудовому законодательству, наверное. Я просто не узнавал этот вопрос. Не смогу Вам точно ответить… но в смысле налоговых отчислений это точно происходит.

И.: У Вас ИП?

Р.: Нет, не ИП.

И.: А каковы последствия в случае потери голоса и невыхода на работу? Несоблюдения каких-то договоренностей по независящим от Вас причинам? Вам это как-то возмещается или наоборот вы оказываетесь в этой ситуации крайним. У Вас было такое?

Р.: Нет, слава Богу, не было. Тоже не смогу конкретно ответить. Я думаю, что это… эти условия прописываются в договорах, которые заключаются. И это все зависит от политики студии.

И.: Но это не исключено, да? Такие случаи есть?

Р.: Ну, наверное, да. Наверное. Сейчас же… сейчас же все… все какие-то форс-мажорные и неожиданные случаи все равно фиксируются в договоре, чтобы студия могла компенсировать расходы, или актер мог быть защищен от каких-то уже произволов.

И.: Со сколькими студиями у Вас договор? Вы со всеми студиями работаете по договору?

Договор заключается на конкретный продукт Конкретный фильм скажем так Договор заключается на конкретный продукт. Конкретный фильм, скажем так.

И.: Даже если это закадр?

Р.: Да, даже если закадр.

И.: Даже если это всего час с лишним?

Р.: Да, конечно.

И.: Можно ли сказать, что в озвучании Вы работаете сами на себя? Является ли работа в озвучке преимуществом перед другими видами деятельности? Перед актерами, которые заняты на съемках? Которые работают в театре? Поскольку всем этим Вы занимаетесь, можете ли Вы сравнить.

Р.: Ну, сам на себя… Наверное, я бы сказал нет, потому что у тебя все равно есть расписание. Есть обязательства перед, перед… заказчиком. Вот все-таки, когда у меня ощущение что… Я понимаю, есть такое. Есть сейчас такой вид занятости, но он гораздо более… (задумался) свободный. У меня такое ощущение. Все-таки ты… ты исполняешь то, что требует заказчик. По преимуществу перед съемками — это регулярность. Съемки не такие регулярные, как озвучание. А так больше никаких особо преимуществ я не нахожу.

И.: А если сравнивать Вашу работу с работой Ваших друзей знакомых, то здесь какие-то преимущества прослеживаются? Вы можете сами свой день планировать. В этом есть что-то?

Р.: Да, конечно! Да, конечно. Я у меня много свободного времени остается, потому что… Ну, скажем так… (пауза) У нас же нет каких-то временных рамок, в которые мы должны присутствовать на работе. Ты можешь сделать эту работу за 6 часов, а можешь и за три. Ну, скажем, репетиции в театре или же озвучание тоже рассчитано на какой-то определенный срок. Ты понимаешь, что, если это большая роль, то это три-четыре часа. Если это небольшая роль, то это час-два. Если это озвучание массовых сцен, то это целый день от 5 до 8 часов. Сначала озвучиваются гуры.

И.: А форма оплаты труда у Вас по отработанному времени?

Р.: Все зависит от политики студии всегда.

И.: Есть ли в Вашей работе факторы, которые мешают качественному ее выполнению? Расскажите о них.

Р.: Ну, конечно, потому что исполнитель — это и есть инструмент. Вот, наверное, вот этот… вот эта дилемма, скажем так, иногда какие-то казусы сотворяет, что… ты не можешь иногда как бы выполнить задачу режиссера сразу, потому что тебе нужно попасть точно в характер. На это иногда уходит вначале, в самом начале озвучания какое-то время. Так сказать, в нем обжиться, его почувствовать. Когда… когда ты это быстро находишь, то все. Дальше уже идет работа, в общем-то, достаточно гладко.

И.: А технические моменты, из-за которых Вы не можете воплотить все так, как Вы хотите?

Р.: Нет, в этом смысле все комфортно. И артисты, и режиссеры, и студия стараются создать комфортные условия, чтобы какие-то технические причины не мешали. И если, если это происходит, то это опять же исключение из правил, и… я с таким не сталкивался.

И.: В Вашей профессии для Вас важнее творческая составляющая и самореализация, или все-таки стабильный доход, условия работы…? Какие-то частные вещи.

Р.: Нет, творческая, я думаю, что творческая. Я потому и выбрал эту профессию, что, если бы хотел стабильный доход, я бы не пошел в эту профессию. Это… это не про деньги. Не театр, ни кино, потому что кино случается непостоянно. Театр — это небольшие деньги, а озвучание, в общем, тоже, так сказать, — деньги, которые… Ты тратишь достаточно времени и сил, и это работа, которая этих денег заслуживает. Это не для обогащения работа уж точно.

И.: А всегда ли студия выплачивает зарплату вовремя и в срок?

Р.: Я не сталкивался с проблемами в этом смысле, мне повезло… и… Наверное. И у меня всегда было в срок и без проблем. Ну, ходят как бы среди актерской компании какие-то слухи. Вот на этой студии задерживают, а вот здесь хотят обмануть. Но это как в любой другой сфере с этим можно столкнуться, что… там где-то возникают какие-то финансовые проблемы, и иногда крайними в этих историях получаются артисты, потому что они конечное звено. Потому что они получают деньги.

И.: А устраивает ли Вас сама оплата труда? Считаете ли Вы систему справедливой?

Р.: Я думаю, да. Но бывает, знаете, какие случаи иногда, что… (смеется) идет закадр, и он оплачивается как закадровое озвучание, а потом в результате эту дорожку перегоняют целиком в дубляж. И от этого, от этого страдает… ну, это на усмотрение компании происходит. Я не знаю, как это возможно, но вообще это непорядочно. Потому что актеры работают… закадр — это один жанр, а, если эта дорожка идет в дубляж, то… мы видим недостачу по драматическому, по какому-то еще параметрам. И от этого страдают актерские имена, которые заслуживают себе авторитет своей работой. Почему бы сразу не оговорить, что будет дубляж. Давайте работать в дубляже. Закадр стоит одни деньги, а дубляж стоит другие деньги, и… работа там выполняется разная.

И.: Существует ли какая-то система поощрения актеров, занятых в озвучании, со стороны работодателя, чтобы поднять моральный дух работника, если такое бывает, конечно?

Р.: Нет, я думаю, что, поскольку это работа сдельная… ни в кино, ни в озвучании такого не встречал, что договаривались об одних деньгах, и вдруг ты получаешь в два раза больше. Ну, я шучу, в два раза. Нет, я такого не видел.

И.: Никаких методов стимулирования не применяется?

Р.: Нет, не к актерам озвучания.

И.: Если бы у Вас была возможность улучшить свое материальное положение сейчас, Вы бы поменяли свой род занятий?

Р.: Нет.

И.: Как Вы думаете, профессия актера озвучивания сейчас престижна? Имеет ли преимущество перед другими видами актерской работы в плане статусности?

Р.: Скажем так, в среде актерской… Вообще среди актерской среды это… ну, хорошее подспорье, так сказать, к основной работе, я бы так сказал. Наверное. А среди зрителей… Если посмотреть просто взглядом обычного человека — нет, я думаю, что это невыгодная профессия. Очень много сил и немного денег.

И.: Но а со стороны кажется, что зритель воспринимает работу в озвучании как престижную работу?

Р.: Зритель?

И.: Да, зритель. Это восприятие окружающих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.083 с.)