Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Оценка состава и структуры товарной продукции предприятия
Виды продукции
| 1995 год
| 1996 год
|
| млн.р
| в % к тов.прод.
| млн.р
| в% к тов.прод.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Объем товарной продукции
| 2136
| 100
| 1253
| 100
| - в том числе:
1. Оборудование для легкой
промышленности и зап. части к
нему
из него:
-оборудование технологическое для текстильной промышленности
|
1039
1039
|
48,6
48,6
|
252
252
|
20,1
20,1
| 2. Оборудование технологическое
для полиграфической
промышленности и зап. части
| 589
| 27,6
| 556
| 44,4
| 3. Продукция производственно-
технического назначения,
- в том числе:
- тепловентиляторы
- инфракрасный излучатель ЭНА
| 88
88
-
| 4,1
4,1
-
| 101
88
13
| 8,1
7,0
1,1
| 4. Товары народного потребления
(в оптовых ценах)
- в том числе:
- мясорубки (МЧС)
- зап. части к мясорубкам
| 112
74
+38
| 5,2
3,5
1,7
| 20
20
-
| 1,6
1,6
| 5. Прочая продукция
- в том числе:
- литье чугунное
- литье стальное
- разовые заказы
| 308
163
46
99
| 14,5
7,6
2.2
4,7
| 324
180
36
108
| 25,8
14,4
2,9
8,5
|
Анализ конкурентоспособности продукции
| Резкое снижение объемов выпускаемой продукции становится одной из главных причин неплатежеспособности российских предприятий. Однако снижение объемов продукции объясняется и низкими конкурентными качествами продукции. Поэтому, анализ конкурентоспособности продукции должен дополнить оценку состояния производства и реализации продукции.
|
Оценка емкости рынка
Оценка доли предприятия на рынке
Классификация сравниваемых параметров
Интегральный показатель конкурентоспособности
| Предприятие, производящее неконкурентоспособную продукцию, обречено на снижение выручки от реализации, рост дебиторской задолженности, приводящих к хронической неплатежеспособности предприятия, а следовательно, к угрозе банкротства. Платежеспособность предприятия находится в прямой зависимости от спроса на выпускаемую продукцию, определяемого конкурентными преимуществами продукции и соответствием цен данным преимуществом.
Конкурентоспособность выпускаемой продукции характеризуется степенью удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной на данном рынке.
Выпуск неконкурентоспособной продукции часто становится главной причиной остановки предприятий и появления “цепочек” неплатежей.
Оценка конкурентоспособности и рыночной привлекательности выпускаемой продукции основывается на анализе: емкости рынка выпускаемой продукции; конкурентоспособности изделий; ассортимента выпускаемой продукции; -определении соответствия отпускных цен на продукцию ее конкурентным характеристикам.
Оценка емкости рынка выпускаемой продукции характеризуется двумя показателями:
- общая емкость рынка продукции;
- доля предприятия на рынке выпускаемой продукции.
При проведении анализа рынка (маркетинговых исследований) общая емкость рынка по конкретному товару может быть оценена:
Ci = Pi + Ri + Ii - Ei + (-)Mi - Eoi + Ioi
где Сi - общая емкость рынка по i - товару (нат. ед.);
Pi - национальное производство i - товара (нат.ед.);
Ri - остаток i - товара на складах (нат.ед.);
Ei - экспорт i - товара (нат.ед.);
Ii - импорт i - товара (нат.ед.);
Мi - изменение i - товара на складах (нат.ед.);
Eoi - косвенный экспорт i - товара (нат.ед.);
Ioi - косвенный импорт i - товара (нат.ед.).
Доля предприятия на рынке i - товара, которая характеризует социально-экономическую значимость продукции предприятия может быть определена как:
Dji = С ji / С i х 100 %,
где Dji - доля j - предприятия на национальном (региональном) рынке
i - товара в (%);
Ci - общая емкость рынка по i - товару (нат. ед.)
Cji - среднегодовой объем производства (мощность) i - товара на j - предприятии (нат. ед.)
Анализ конкурентоспособности продукции основывается на понимании конкурентоспособности изделия (товара, работы) как совокупности характеристик данного изделия, отличающих его от изделий-аналогов предприятий-конкурентов: по степени удовлетворения конкурентных потребностей покупателя и по уровню затрат на его покупку и последующую эксплуатацию.
Анализ конкурентоспособности продукции включает следующие этапы:
а) анализ рыночной ситуации и выбор наиболее конкурентоспособной продукции в качестве базы для сравнения. Сравнивать конкурентоспособность можно по изделиям, входящим в один и тот же класс по техническим параметрам;
б) определение перечня групп сравниваемых параметров по товарам-конкурентам;
в) определение значимости (удельного веса) каждого параметра;
г) определение сводного параметрического индекса;
д) определение интегрального показателя конкурентоспособности.
Сравниваемые параметры товаров-конкурентов классифицируются по трем группам: технические, экономические, маркетинговые.
К техническим параметрам относятся:
1) показатели, характеризующие качество товара: назначение; производительность; надежность; безопасность; ремонтопригодность и т.д.
2) нормативные показатели, характеризующие соответствие стандартам, патентную чистоту и т.д.
К экономическим параметрам относятся: отпускная цена; себестоимость продукции; затраты на эксплуатацию; затраты на установку и т.д.
К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия (торговая марка), реклама, организация технического (гарантийного) обслуживания, условия платежа, сроки поставки и т.д.
В сегодняшних условиях маркетинговые характеристики играют особую роль, отражают рыночную привлекательность продаваемой продукции, которая характеризуется: организацией фирменной торговой сети; стимулированием продаж путем создания системы скидок (за выполнение условий по форме оплаты товара, наличие дистрибьютерного договора о продаже товара в регионе, за величину партии); организацией службы сервиса; эффективностью рекламной кампании и т.д.
Для определения значимости выбранных для выпускаемых изделий параметров используются экспертные методы.
По каждой группе рассматривается параметрический индекс:
n
J = å aj Пj ,
i=1
где aj - значимость- параметра;
Пj - значение- параметра;
n - число параметров данной группы
Интегральный показатель конкурентоспособности может рассматриваться, как:
K = (J т + Jm) / J э ,
где Jт - сводный параметрический индекс по техническим показателям;
Jм - сводный параметрический индекс по маркетинговым характеристикам;
Jэ - сводный параметрический индекс по экономическим характеристикам.
| Пример
| В таблице 2.15. приведен пример сравнения конкурентных характеристик воздушного насоса НВН-100Б с характеристиками базового (“идеального”) изделия. За базовое принято изделие, максимально удовлетворяющее по своим потребительским свойствам запросы потребителей данной продукции. Технико-экономические характеристики базового изделия были определены путем опроса покупателей в результате маркетинговых исследований московского рынка данной продукции.
Значимость параметров (aj) определялась путем экспертного опроса потребителей и изготовителей продукции.
Анализ приведенных расчетов показывает, что показатель конкурентоспособности у насоса НВН-100Б, произведенный на анализируемом предприятии выше, чем у аналогичных изделий, производимых в Воронеже и Санкт-Петербурге. Однако данный показатель (1,25) значительно ниже показателя конкурентоспособности базового - “идеального” изделия. Это объясняется отсутствием на предприятиях-изготовителях проведения маркетинговой политики: методов стимулирования продаж путем применения системы скидок; наличия рекламы, обеспечивающей продвижения товара на рынках сбыта; формирования общественного мнения о предприятии-изготовителе и выпускаемом товаре. Это значительно снижает рыночную привлекательность изделия НВН-100Б, которое, как показали маркетинговые исследования имеет стабильный спрос.
| Таблица 2.15.
|