Современные социально-экономические принципы корпоративной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные социально-экономические принципы корпоративной культуры



 

Проводимый в работе анализ теоретических и методологических подходов к изучению корпоративной культуры позволил выявить практически полное отсутствие исследований, позволяющих рассматривать мотивацию трудовой деятельности и организационную культуру в единой системе относительно к ОАО «СБЕРБАНК».

Хотя некоторые авторы при рассмотрении корпоративной культуры и указывают на ее мотивационную составляющую, эти аспекты корпоративной культуры, как правило, не являются достаточно проработанными к банковской сфере.

Рассмотрение мотивации трудовой деятельности с позиций социального управления предполагает выявление ее места и роли в системе категорий экономической науки.

Для обоснования места и роли корпоративной культуры в системе управления персоналом ОАО «СБЕРБАНК» рассмотрим классификацию видов мотивации трудовой деятельности в зависимости от субъектов, являющихся объектами управленческого воздействия:

) индивидуальная мотивация, направленная на отдельного работника;

) коллективная мотивация, направленная на коллективный субъект трудовой деятельности.

Данная классификация доказывает, что если рассмотрение мотивации трудовой деятельности в системе управления персоналом ОАО «СБЕРБАНК» «затрагивает» такие элементы, как методы управления, то корпоративная культура соотносится с теми из них, которые имеют социальную природу и направлены на развитие коллективной мотивации к труду.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Происходящие в современности изменения в ОАО «СБЕРБАНК» требуют развития новых подходов в вопросах повышения качества образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсальных умений индивидуально и коллективно ставить и решать творческие задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно творческой личности, формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст ОАО «СБЕРБАНК» инновационных методов и технологий на основе проектно-творческой и исследовательской деятельности обучающихся. Педагоги высшей школы должны осознать значимость проектно-творческой и исследовательской деятельности студентов как неотъемлемой части образования, отдельную систему в образовании, одно из направлений модернизации современного российского образования, развития концепции высшей школы.

Организация проектно-творческой и исследовательской деятельности студентов в ОАО «СБЕРБАНК» требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться при наличии инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

В соответствии с исходными гипотетическими предположениями исследование корпорации ОАО «СБЕРБАНК» включало в себя два этапа.

Этап 1. Исследование особенностей корпоративной культуры в контексте целостной системы отношений банкиров к себе, к людям, к профессии.

Отношение к себе. Независимость, беспристрастность, объективность, самостоятельность как корпоративно закрепленные нормы психологически обусловлены ценностным отношением к себе, ведущим выражением которого выступает самооценка

Использование техники самооценочных шкал (модификация Дембо-Рубинштейн) показало, что характерными для банкиров являются показатели средней общей самооценки ((Мср. - 73). При этом обнаружен широкий разброс абсолютной самооценки, от очень низкой (21% от выборки) до очень высокой (15% от выборки). Кроме того, в исследовании установлены близкие к высоким показатели по шкалам «самообвинение» (Мср.- 6,4), «напряжённость» (Мср.- 6,5), «тревожность» (Мср.- 6,6), что свидетельствуют о наличии внутренней неудовлетворенности, неуверенности, тревожности у определенной части.

Данные показывают, что действенные характеристики самооценки, а именно - выраженная независимость и самостоятельность, способность принимать самостоятельные решения, делать свободный выбор, как корпоративная норма, свойственна 18%. В то время как, 30% от выборки могут проявлять безинициативность в принятии решений. При этом уровень самоконтроля достаточный для эффективной деятельности имеют 40% банкиров. 27% банкиров демонстрируют низкий самоконтроль.

Исследование показало, что характерное для большинства банкиров отношение к себе способствует автономной мотивации и саморегуляции профессиональной деятельности, увеличивая, таким образом, ее эффективность и возможности достижения стандартов и норм корпоративной культуры. Вместе с тем, выявленные рассогласования самооценки с реальным положением дел у некоторых банкиров (в целом в пределах 30% от выборки) ставят под сомнение гарантированное и устойчивое достижение ими исходных целей правосудия.

Отношение к людям. Формирование правоприменительной практики как гуманитарной, предполагает реализацию в ней судьями ценностного отношения к любому человеку и его правам. Направленность на другого человека может свидетельствовать о нравственном потенциале личности судьи и результатах усвоения нормативов поведения, заданных корпоративной культурой.

Международная деятельность банков играет исключительно важную роль в мировой экономике. Постоянно находясь в поиске новых сфер деятельности и следуя пожеланиям своих клиентов, банки одновременно выступают как драйверы процессов глобализации, как связующий механизм мировой экономики и как финансовый посредник в мировом масштабе между сегментами рынка и его географическими регионами. Международные банки обладают не только необходимыми финансовыми ресурсами, но и финансовым ноу-хау, что позволяет им участвовать в процессах перераспределения капиталов, например, между развитыми и развивающимися странами, и одновременно передавать финансовые знания, опыт организации бизнеса, современную методологию управления.

Однако эта посредническая деятельность при определенных обстоятельствах может нести и негативные последствия. Например, многие крупнейшие банки невольно послужили одним из основных передаточных механизмов кризиса за счет финансовых позиций, открытых в различных странах и регионах. Потери по зарубежным операциям привели к проблемам с капиталом у этих банков и ухудшению доступа к источникам финансирования. Сложности с управлением позициями, валюты и сроки которых не совпадали, содействовали распространению кризисов ликвидности между рынками в различных странах. В то же время, на наш взгляд, несправедливым является возложение всей ответственности за передачу кризиса на международные банки.

Результаты нашего исследования с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла выявили умеренные показатели общительности (М.ср.-5.1), доминантности (Мср. - 6.0), жизнерадостности (Мср.-5,2), мягкосердечности (Мср.- 5,4). Более выраженные показатели по фактору проницательность (Мср.-6,3) свидетельствуют об умении понимать мотивы поведения людей. Достаточно низкие данные по фактору гибкость (Мср.- 4,7) говорят об ориентации банкиров на устоявшиеся стереотипы. Близкие к низким показатели по фактору подозрительность (Мср.- 4,9) свидетельствует о проявлении осмотрительность.

Установлено, что высокий уровень общительности имеют 23% банкиров. В поведении они реализуют добросердечность, внимательное отношение к людям. Часть банкиров (25% от выборки) могут проявлять непреклонность и формализм в контактах. У некоторых банкиров (26% от выборки) выявлена возможность проявления властности, жесткости, догматичности, что может проявляться, в частности, в неприятии принципа презумпции невиновности, равноправия сторон, что, в свою очередь отражается на справедливости исследования обстоятельств дела и принятии решений, поскольку главное, что требует принцип справедливости - уважение прав и достоинства людей.

Данные нашего исследования свидетельствуют, таким образом, что при выраженной положительной модальности отношений банкиров к людям, формы их активной реализации в межличностном взаимодействии могут иметь разную выраженность, что порождает вероятность судебных ошибок, связанных с предвзятостью и субъективным отношением при вынесении судебного приговора.

Отношение к профессии исследовалось нами в контексте двух аспектов - мотивационном и операциональном.

Большинство банков изначально начинают свою деятельность на внутренних рынках своих стран, и только по мере роста своих активов и потребностей клиентов приходят к осуществлению международных операций. Многочисленные факторы воздействуют на выбор конкретных форм организации международной деятельности банков. Они могут различаться даже для финансовых учреждений стран с одинаковым уровнем участия в процессах глобализации, поскольку банки могут исторически тяготеть к разным моделям ведения банковского бизнеса.

При этом под международным (глобальным) банком в настоящем исследовании автор понимает банк, который не только осуществляет международные операции, но и заметно представлен на МФР. Данное определение в достаточной степени условно, однако, необходимо выделить из всей совокупности банков именно те, которые вышли за пределы своих локальных рынков, и оказывают существенное влияние на других участников МФР и финансовою среду в силу своих значительных ресурсных возможностей и существенного размера капитала, присутствия на различных сегментах рынка, операций с разнообразными инструментами.

Мотивационный аспект отношения к профессии выполняет ряд функций - побуждающую, направляющую, регулирующую. Результаты нашего исследования показали, что иерархию профессиональных мотивов у банкиров возглавляют мотивы достижения и самоутверждения (32%), мотивы принадлежности к общественно значимой группе (23%), мотивы саморазвития (18%). Доминирующей профессиональной ориентацией банкиров при этом является направленность на задачу (Мср.-7,5), отражающая степень включённости выполнение конкретного задания. Эта направленность сочетается у банкиров с близкими к высоким оценками направленности на взаимодействие (Мср. - 6,0), что позволяет прогнозировать достаточно успешную профессиональную деятельность. Показатели по данным параметрам у большинства специалистов сочетаются с самостоятельностью (М.ср.- 6,4) и нормативностью (М.ср.-6,3).

Установлено, что чувство ответственности, добросовестность, осознанное соблюдение норм свойственны 30% банкиров. 19% могут в определенной мере поступиться общественными требованиями. Нравственная ориентированность банкиров как субъективная значимость таких ценностей, как традиции (Мср.-6,8), доброта (Мср.- 5,6), универсализм (Мср.- 6,5), безопасность (Мср.-6,7), определяют устойчивые ценностные ориентиры их деятельности в целом, при этом высоко оцениваются властные полномочия профессии (Мср. - 6,1.). Наши данные констатируют высокие значения таких ценностных ориентиров как достижения (Мср. - 6,9).

Очевидная сложность деятельности, обусловленная единоличной ответственностью, требует от банкиров проявление определенных качеств, таких как смелость, готовность к риску. По нашим данным высокую готовность к риску, невосприимчивость к угрозе могут проявлять 25% банкиров. 51% в меру чувствительны к угрозе и трудностям. Низкая стрессоустойчивость свойственна 17%. Полученные показатели уровня субъективного контроля банкиров свидетельствуют о том, что большая часть из них осуществляют контроль над значимыми профессиональными ситуациями, в полной мере принимая на себя ответственность. Об этом свидетельствуют и достаточно высокие показатели по шкале «добросовестность», в которой отражена степень осознанности соблюдения норм и правил поведения.

Операциональный аспект отражает исполнительскую часть профессиональной деятельности, обеспечивает получение необходимого результата.

Мера овладения своим поведением в различных ситуациях отражается в показателях волевого самоконтроля. Качественный анализ полученных данных свидетельствует о его высоких значениях в выборке банкиров (Мср. - 8,9), что констатирует их способности контролировать свои поступки в реальности профессиональной деятельности. Вместе с тем, наличие предельных значений волевого контроля (11% от выборки) может означать наличии внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу его малейшей возможной спонтанности.

Доминирование высоких показателей выявлено и по параметрам настойчивости (Мср.- 8,3) и самообладания (Мср. - 8,7), что характеризует, с одной стороны, силу намерений банкиров, способность к мобилизации. С другой стороны, в своем крайнем выражении это может привести к утрате гибкости поведения, ощущению утомленности. При этом, судьи ориентированы на систему, закон и порядок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.011 с.)