Политическая культура и национально-этнические особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая культура и национально-этнические особенности



 

Индия прошла сложный путь социально-экономического и общественно-исторического развития. На это развитие заметный отпечаток наложили такие особенности Индии, как длительный колониальный статус в составе Британской Империи, так и религиозное и этническое разнообразие культуры. Все это, естественно, самым существенным образом отразилось на национальном самосознании индийцев, на их культуре, государственной и политической системах. Кроме того отмеченные факторы сказались и на политической культуре.

Для того чтобы разобраться в этом феномене обратимся к политико-культурным факторам, которые влияют на становление данной системы.

Один из самых важных факторов развития общества - это наследие, исторические особенности. Индия была колонией Британии, многие исследователи обращают внимание на факт, именно в этот колониальный период были заложены некоторые основы будущей демократической политической системы. Но одного фактора колониального наследия недостаточно, чтобы объяснить данный феномен. И здесь вступает еще более древний факт - это социально-религиозный строй индийского общества.

Если обратиться к истории, нельзя не отметить, что Индия принадлежит к странам, чья история длится много тысячелетий, и за это время ее культура не стояла на месте, а постоянно развивалась. Индия пережила и зачатки республик в железный век, вторжения греков и персов, и даже «имперское величие», которое заканчивается вторжением монгольских племен.

Итогом подобных процессов является огромное смешение совершенно разных культур, как греко-индивидуалистической культуры, так и тоталитарно-диктаторских черт. Религия также не осталась в стороне. В Индии проживаю 12 крупных народов. В конфессиональном отношении населении Индии еще более разнообразно: индусов (82,4%), мусульман (11%), христиан (2,4%), сикхов (2,0%), буддистов (0,7%), джайнов (0,5%). Между этими культами нет вражды. Казалось бы принадлежность подавляющего большинства в одной религии (индуизму) должна служить сплачивающим фактором. Однако индуизм понятие широкое и включает в себя бесчисленное множество разнообразных культов, обрядов, образов жизни, И в этом ключе Религия служит не сплачивающим фактором, а наоборот.

Кроме этого не стоит забывать о кастовости индийского общества. Недавние исследования выделило 4635 «общин» (каст и племен) среди населения Индии. Кастовая система разобщает общество. Но кастовое сознание сглаживает социальные противоречия. То есть, иерархическая структура благоприятствует процессу модернизации. Происходит верхушечная, элитарная модернизация, при которой большинство остается на уровне выживания, но сохранение традиционного социального строя обеспечивает приемлемый уровень социальной стабильности. Принцип «каждому свое» объясняет данные процессы, - классовые конфликты не обостряются, что люди не бунтуют, даже находясь в нечеловеческих, с нашей точки зрения, условиях. Также это может объясняться влиянием идей ненасилия, пропагандировавшихся М. К. Ганди в период национально-освободительных движений. Однако эти идеи уже давно не столь популярны, основной смысл кроется в принципиально удовлетворении индийца своим положением.

Пожалуй, наиболее характерной чертой индийской политической культуры является дуализм ее формирования и развития. Дуализм развития проявляется в слиянии двух мировоззрений Западного и Восточного. Следует отметить, что представление о восточных культурах как исключительно социально-коллективистских, а о западных - как исключительно индивидуалистских, оба эти начала присущи индийской культуре и политике, но выражаются и проявляются с различной интенсивностью. Данный синтез можно описать как, влияние Британского индивидуализма на Индийский кастовый и религиозный строй.

Таким образом, национально-культурные особенности в Индии, в основном, заключается в слиянии двух мировоззрений - Восточного, исторически сложившегося, а также Западного, заимствованного в колониальный период своей истории. Велика роль и семейственности, и харизмы в изначальном значении этого слова, а именно особых качеств некой личности, исходящих свыше и передаваемых по наследству (принцип патернализма в политической культуре). Этим объясняется сохраняющаяся ведущая роль семьи Неру в индийской политике. Его «харизма» передалась не только его дочери, но и ее сыну, а затем даже вдове последнего.

Помыслы современных индийских политиков лежат в области погони за личной выгодой, поэтому коррупция пронизывает все их действия. Перекупка депутатов и переход по этой причине из одной фракции в другую, торговля министерскими портфелями, привлечение в партию криминальных элементов, - все это широко распространено и заимствованно с западных образцов. Указанные черты политической жизни не являются особенностью Индии, скорее они характерны для всех «восточных демократий» (так или иначе, испытывающие западное влияние).

Собственно индийскими особенностями можно считать роль в политическом процессе кастового и конфессионального фактора. Это наиболее яркое проявление групповой солидарности. Превалирует не индивидуальный выбор, а оглядка на то, как голосуют другие, прежде всего кастовый лидер. Смена лидером политической ориентации приводит к массовому изменению характера проводимой политики для всей группы.

Синтезом данного слияния, двух противоположны культур и цивилизаций, является, современный западный политик, ориентированный на особенности, как религиозные, так и социальные, граждан своего государства, (схема 3).

 

Схема 3. Основная тенденция в соотношение национально-этнических особенностей и государства в Республике Индия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.007 с.)