Глава I. Образ политика, политическая культура и основные принципы жизни Востока и запада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Образ политика, политическая культура и основные принципы жизни Востока и запада



Введение

политический восток запад

Актуальность проблемы в теоретическом, научном плане состоит, в необходимости обобщающих исследований, которые выявят основные особенности соотношения национально-этнических особенностей и политики и их взаимосвязи в различных регионах, а также специфику их формирования в культурно-цивилизационном аспекте. С практической точки зрения данная проблема актуальна, во-первых, из-за необходимости грамотного выстраивания внутриполитических отношений между различными нациями в рамках одного государства, а также взаимоотношений данных этнических меньшинств с государством. Во-вторых, из-за бурно развивающих международных коммуникаций, как Российской Федерации, так и различных цивилизаций, регионов и государств. А именно - выработка рекомендаций для грамотного выстраивания внешней политики.

Объект исследования представляет собой: национально-этнический аспект в общественных структурах и его соотношение с государством в странах восточной цивилизации.

Предметом исследования является влияние особенностей исторического развития, политической культуры, ментальных особенностей этносов, наций на процессы взаимодействия и соотношения с государством и проводимой им политикой, этнических и национальных факторов в странах восточной цивилизации.

Цель данной работы, - выявление основных особенностей в соотношении, взаимодействии наций, этносов и государственной политики в современном политическом процессе на примере стран восточной цивилизации.

Для более детального исследования необходимо определить соотношение общеполитических универсалий, объединяющих процессы соотношения национально-этнических факторов и осуществляемой политики в самых разных регионах планеты, и культурно-цивилизационной специфики, конвертирующейся в несхожие политические практики, то есть задачи исследования:

) роль влияния исторического развития на формирование особенных принципов политической культуры в ряде вышеперечисленных стран;

) проследить тенденции в развитии политической культуры и наций (этносов), их соотношение в политической сфере;

) определить роль политической действительности в процессах соотношения, взаимодействия наций, этносов и государства в контексте заданной «формулы».

В последние годы в России вышло немало монографий, статей, пособий и учебников по общей политологии и ее отдельных специализированных разделов, как отечественных, так и зарубежных авторов, но следует отметить, что в большинстве этих работ проблема соотношения национально-этнических меньшинств и государства в странах восточной цивилизации если и присутствует, то только фрагментарно, а следовательно, неполно.

В изученности основных особенностей и проблем соотношения национально-этнических и государственных единиц в политическом процессе, совершенно определенно существует дефицит обобщающей литературы, как с точки зрения восточных, так и западных исследований. Ряд авторов (Ю.С. Пивоваров, Пищева Т.Н.) рассматривают данные соотношения на конкретных примерах в отечественной и зарубежной действительности, другие (В.Г. Гельбрас) исследуют соотношения наций, этносов и государства в системе международных отношений.

Все это указывает на недостаток соотношения общеполитических универсалий по вопросам соотношения наций, этносов и государства, объединяющих политические процессы в самых разных регионах планеты, и культурно-цивилизационной специфики, конвертирующейся в несхожие политические практики. До сих пор, эта проблема очень упрощалась политологами, пытающимися просто механически переносить политический опыт Запада на другие регионы, а специфику последних «выносить за скобки» как архаичную и не достойную сохранения экзотику. То есть, подобную практику можно назвать концептной натяжкой, что приводить политическую науку, все исследования в «тупик».

Методологической основой данной работы можно считать сравнительный анализ политических систем, политических культур стран Востока, общие их закономерности и специфики формирования, исторический подход к изучаемой теме, основные логические методы исследования.

Проблема Востока и Запада остается важным пунктом для исследований, поскольку, страны данных регионов имеют, как диаметрально противоположные черты во всех сферах жизни общества, так и схожие политические процессы. В этом ключе размышления, гипотезой научного исследования можно считать, влияние специфики исторического развития, рассматриваемых стран, на процессы формирования политической культуры, которая в свою очередь отражает совокупность национально-этнических особенностей и соотношения с политической действительностью, что показывает особый подход к изучаемой теме. Все это требует глубокого анализа и изучения.


Теократический принцип

Согласно этому принципу государство постоянно мобилизованный носитель ценностей. Такое понимание государства обусловлено общностью культурной памяти и надеждой на светлое будущее, то есть воплощение справедливости. Кроме того в восточных обществах государственная власть может контролироваться духовной властью в помыслах, то есть закладывает определенные высшие ценности и моральные принципы.

Политика, как игра

Отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом.

Принцип разделения власти

Мы уже говорили о том, что одним из основополагающих принципов политической жизни на Западе является выборный характер власти. Теперь нам предстоит внести некоторые дополнительные уточнения. Политическая демократия - это не просто власть большинства. Уже Аристотель предупреждал по поводу того, что власть большинства способна стать более несносной и необузданной тиранией, чем неограниченная единоличная власть. Устойчивые демократии формируются в условиях, когда власть большинства регулируется общеобязательными конституционными правовыми нормами. Именно эти нормы делают власть большинства ограниченной.

Во-первых, она не может распространяться на определенные сферы частной жизни, в которых гражданин волен поступать по своему усмотрению, не оглядываясь на демократическую «волю народа», представленную государством и его учреждениями.

Во-вторых, воля большинства должна оставлять определенные гарантии для меньшинства, для оппозиции. Если воля большинства станет абсолютной, исключающей любую другую волю, то оппозиция исчезнет, а вместе с нею исчезнет и демократический выбор избирателей. Важно понять, что шансы демократии связаны с шансами оппозиции, устранение которой дает «вечную власть вечного авангарда».

В определенной степени принцип разделения властей выступает как стимул обезопасить граждан, он произвола выбранных, то есть меньшинства, над большинством.

Принцип открытости общества

В настоящее время успел сложиться устойчивый стереотип, связанный с понятием «открытое общество». Речь идет о широком наборе не совсем конкретных, но приятных ассоциаций, связанных и с отменой всякой идеологической цензуры, и с устранением бюрократических иерархий и авторитарной дисциплины, с падением всякого рода «железных занавесов», отделяющих тоскующую о свободе личность от «свободного мира». Терпимость, доступность, свободная соревновательность - вот, пожалуй, ключевые термины, раскрывающие содержание понятия «открытое обществом.

В социологическом аспекте принцип «открытого общества» означает устранение сословных перегородок и других стеснительных условий, препятствующих развертыванию свободной личной инициативы. Данный принцип отражал новые идеалы посттрадиционного, постфеодального общества, реабилитировавшего подспудно созревшую и теперь вырывающуюся на свободу энергию индивидуального самоутверждения.

 

Институциональный дизайн

 

Под институциональным дизайном принято понимать совокупность государственных институтов, а также принципов, на которых основывается данная государственность, а именно характеристики: 1) политической системы; 2) избирательной системы; 3) политического режима.

Политическая система

Индийская Республика - федеративное государство, парламентская республика с разделением властей на судебную, исполнительную и законодательную. Президент является главой государства и главнокомандующим военными силами; глава исполнительной власти - премьер-министр, формирующий правительство. Высшим законодательным органом является двухпалатный парламент: верхняя палата - Раджа Сабха (Совет Штатов) (245 мест), и нижняя палата - Лок Сабха (Народная Палата) (545 мест).

Довольно успешное функционирование демократической системы в Индии представляет собой своего рода политологический феномен. Принято считать, что демократия укореняется при нескольких условиях, среди которых: 1) достаточно высокое экономическое развитие; 2) высокий уровень материального обеспечения основных масс; 3)Значительный процент грамотных; 4) наличие среднего класса; 5) наличие широкой прослойки политически активного населения.

Индия не удовлетворяет многим из этих критериев. Неизбежным становится вывод, о том что, социально-психологический строй индийского общества сыграл в данном случае решающую роль.

Избирательная система

Избирательная система основана на всеобщем избирательном праве. Им пользовались все жители с 12 года, а с 1989 года активное избирательное право было предоставлено лицам старше 18 лет.

По Конституции 1970 года в Республике Индия введена так называемая «вестминстерская система». Выборы президента Индии происходят по мажоритарной системе, то есть побеждает тот кандидат, который набрал голосов больше, чем любой иной соискатель, все зависимости от явки избирателя и процента набранных голосов.

Лок Сабха, число мест в которой равняется 545, формируется сроком на 5 лет путем прямого голосования по мажоритарной системе. 543 мандата распределяются в соответствии с правилом простого большинства. Остальные 2 депутата назначаются президентом из англо-индийской общины, в том случае, если президент полагает, что община не представлена в парламенте должным образом.

Политический режим

По оценкам Freedom House 2009 года Индия является свободной страной, т.е. с действующей электоральной демократией, по показателям свободы печати и прессы - частично свободной. Однако необходимо учитывать специфику индийской культуры и склонность к довольно значительному влиянию факторов персонализма и общинности.

 

Заключение

 

Таким образом, рассмотрим итоги в контексте заданного плана. Обозначим следующие выводы.

Во-первых, страны Восточной цивилизации представляют собой очень стройную структуру наследованных и преобразованных, в течение длительного периода развития, принципов западных стран. Но самой важной составляющей особенностей соотношения этнического и государственного, являются специфические принципы не только политической и государственной культуры, но и социальной и экономической также. Все Восточное общество пронизано, как нитками, нормами, обычаями, традициями, религиозными устоями и все это создает не похожий ни на что мир и образную составляющую политики. Можно выявить тенденцию, что в странах, которые осуществляют активное взаимодействие с Западными странами, выражено более динамичное развитие демократических систем, что, обычно, не соответствует существующим традициям и нормам проживающих, внутри государства, национально-этнических меньшинств. Принципы демократизации в Восточных странах, очень схожи с особенностями третьей волны демократии или же делегативной демократии, но эти совпадения не столь значительны.

Во-вторых, некоторые авторы (Панарин А.С., Соловьев А.И., А.Д. Воскресенский) поднимают вопрос исторического наследия, поскольку именно этот фактор становится ключевым в политическом развитии стран любой из цивилизаций, будь то Восточная или Западная. Исследовав предпосылки развития различных этносов на территории государств, исследовав принципы их существования в динамики, остается возможность более грамотного проведения политики в существующей политической действительности.

В-третьих, исходя из предложенной «формулы» формирования основных тенденций соотношения этнического и государственного, следует отметить, что под влияние особенностей исторического развития, формируются различные национально-этнические группы со своими специфическими политическими культурами, в свою очередь, вступающие во взаимодействие, как с политической действительностью, так и уже сложившимися, исторически, государственными институтами.

Для Республики Индия имеющую богатую историю, характерны как западные принципы политической культуры, связанные с долгим колониальным статусом, так и восточные, связанные с национальным и религиозными особенностями, находящие яркое воплощение в политической действительности Индии. А именно одной из перспективнейших экономик мира и страны с широкими демократическими возможностями. Все это, с первого взгляда, кажется большим смешением совершенно противоположных качеств и явлений, которые, в вряд ли, могут дать положительные результаты для развития страны. Но демократические традиции, приобретенные в Индией во время своего колониального статуса, оказались совместимыми с существующими традициями и обычаями индийских этносов. Фактическая ведущая роль одной партии, политикой занимались, традиционно, высшие касты, как брахманы и прочие, тотальная безграмотность и бедственное экономическое положение, позволили укорениться демократическим принципам.

Выводы по соотношению этнического и государственного, можно представить в виде сводной таблицы, (таблица 4). Сравнительное изучение процессов формирования образа политика позволяет лучше понять сущность политических процессов, характер воздействия политико-культурных ценностей на генезис различных обществ и цивилизаций, политическое бытие человека и характер его политической активности, выборности и поведения.

Проблема Востока остается важным пунктом для исследований, поскольку, страны данных регионов имеют, как диаметрально противоположные черты во всех сферах жизни общества, так и схожие политические процессы. Все это требует глубокого анализа и изучения. Кроме того страны Восточной и Западной цивилизации остаются приоритетными направлениями для внешней политики Российской Федерации. Циклы российской истории - то же чередование западно-восточных фаз. Россия - хартлэнд (heartland) центральное место планеты, не только в геополитическом смысле, но и в историческом. Здесь находятся стяжки не только мирового западно-восточного пространства, но и формационного времени.

Это показывает актуальность проблемы не только с теоретической стороны, но и с практической.

 


Литература

 

1. Constitution of India (Конституция Индии), см. также

http://www.advocatekhoj.com/library/bareacts/constitutionofindia/index.php?Title=ConstitutionofIndia,1949;

2. Larry Diamond, Development and Quality of Democracy, IDL Stanford Lection Material 105, Rule of Law;

3. Алмонд Г., Вебра С., Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. - 1992. - №4.;

4. Ацюковский В.А., Ермилов Б.Л. Политологический Толковый Словарь. - М.: Радуга, 2007.;

5. Британская энциклопедия, Internet-версия, см. также http://www.britannica.com/;

6. Васильев Л. С. В19 История Востока: В 2 т. Т. 1, 2: Учеб. по спец. «История».- М.: Высш. шк., 1994.;

7. Воскресенский А.Д. Политические системы и политические культуры Востока. - М.: АРТ., 2007.;

8. Гаджиев К.С. Политическая культура: Теория и Национальные модели. - М., 1994.;

9. Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учеб. пособие / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Высш. шк., 2001.

10.Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. - М.: Арктогея, 1997.;

11.Й. Хейзинги. «Homo Ludens». - М.: Азбука-классика., 2007.

12.Морис Дюверже, Политические партии. Изд.4-е. - М.: Академический Проект;Трикста.-2007.;

13.О’Доннелл Г. Делегативная демократия // Век ХХ и мир. - 1994. - Пределы власти. - N 2-3.;

14.Панарин А.С. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе. - М.:АРТ., 2000.;

15.Панарин А.С. Философия политики. - М.: Новая школа, 1996.;

16.Сартори Дж. Искажение концептов в сравнительной политологии // ПОЛИС, 2003 № 3 - 5

17.Соловьев А.И. Политология. М., 2001.;

18.Х.Дж. Маккиндер Географическая ось истории // Политические исследования. - 1995. - №4

19.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. - 1994. - № 1.;

20.Шестопал Е. Б. Политическая психология. - М.: Аспект, 2009.;

21.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: ИНИОН. 1991.;


Приложение

 

Таблица 1. Сводная таблица соотношения этнического и государственно на примере Республики Индия

Соотношение Этническое Государственное
1 Партийная система и кастовый строй Кастовая система пронизывает всю культуру Индии, это и социальный ограничитель, так и экономический. Заинтересованность в политике характерна, как правило, высшим кастам. Долгий колониальный статус Индии, играет огромную роль на становление в стране демократических ценностей. Одной из них является классическая доминантная партийная система.
2 Политическая активность, участие и харизма Роль семейственности и харизмы, а именно особых качеств некой личности, исходящих свыше и передаваемых по наследству. Этим объясняется сохраняющаяся ведущая роль семьи Неру в индийской политике, как уже говорилось выше. Укоренившиеся солидарность выбора, «оглядка» на главу касты. Делает политическую активность и участие формальными. Помыслы политиков лежат в области погони за личной выгодой. Участие криминальных элементов, коррупция еще больше уменьшают интерес к политике.

 

Введение

политический восток запад

Актуальность проблемы в теоретическом, научном плане состоит, в необходимости обобщающих исследований, которые выявят основные особенности соотношения национально-этнических особенностей и политики и их взаимосвязи в различных регионах, а также специфику их формирования в культурно-цивилизационном аспекте. С практической точки зрения данная проблема актуальна, во-первых, из-за необходимости грамотного выстраивания внутриполитических отношений между различными нациями в рамках одного государства, а также взаимоотношений данных этнических меньшинств с государством. Во-вторых, из-за бурно развивающих международных коммуникаций, как Российской Федерации, так и различных цивилизаций, регионов и государств. А именно - выработка рекомендаций для грамотного выстраивания внешней политики.

Объект исследования представляет собой: национально-этнический аспект в общественных структурах и его соотношение с государством в странах восточной цивилизации.

Предметом исследования является влияние особенностей исторического развития, политической культуры, ментальных особенностей этносов, наций на процессы взаимодействия и соотношения с государством и проводимой им политикой, этнических и национальных факторов в странах восточной цивилизации.

Цель данной работы, - выявление основных особенностей в соотношении, взаимодействии наций, этносов и государственной политики в современном политическом процессе на примере стран восточной цивилизации.

Для более детального исследования необходимо определить соотношение общеполитических универсалий, объединяющих процессы соотношения национально-этнических факторов и осуществляемой политики в самых разных регионах планеты, и культурно-цивилизационной специфики, конвертирующейся в несхожие политические практики, то есть задачи исследования:

) роль влияния исторического развития на формирование особенных принципов политической культуры в ряде вышеперечисленных стран;

) проследить тенденции в развитии политической культуры и наций (этносов), их соотношение в политической сфере;

) определить роль политической действительности в процессах соотношения, взаимодействия наций, этносов и государства в контексте заданной «формулы».

В последние годы в России вышло немало монографий, статей, пособий и учебников по общей политологии и ее отдельных специализированных разделов, как отечественных, так и зарубежных авторов, но следует отметить, что в большинстве этих работ проблема соотношения национально-этнических меньшинств и государства в странах восточной цивилизации если и присутствует, то только фрагментарно, а следовательно, неполно.

В изученности основных особенностей и проблем соотношения национально-этнических и государственных единиц в политическом процессе, совершенно определенно существует дефицит обобщающей литературы, как с точки зрения восточных, так и западных исследований. Ряд авторов (Ю.С. Пивоваров, Пищева Т.Н.) рассматривают данные соотношения на конкретных примерах в отечественной и зарубежной действительности, другие (В.Г. Гельбрас) исследуют соотношения наций, этносов и государства в системе международных отношений.

Все это указывает на недостаток соотношения общеполитических универсалий по вопросам соотношения наций, этносов и государства, объединяющих политические процессы в самых разных регионах планеты, и культурно-цивилизационной специфики, конвертирующейся в несхожие политические практики. До сих пор, эта проблема очень упрощалась политологами, пытающимися просто механически переносить политический опыт Запада на другие регионы, а специфику последних «выносить за скобки» как архаичную и не достойную сохранения экзотику. То есть, подобную практику можно назвать концептной натяжкой, что приводить политическую науку, все исследования в «тупик».

Методологической основой данной работы можно считать сравнительный анализ политических систем, политических культур стран Востока, общие их закономерности и специфики формирования, исторический подход к изучаемой теме, основные логические методы исследования.

Проблема Востока и Запада остается важным пунктом для исследований, поскольку, страны данных регионов имеют, как диаметрально противоположные черты во всех сферах жизни общества, так и схожие политические процессы. В этом ключе размышления, гипотезой научного исследования можно считать, влияние специфики исторического развития, рассматриваемых стран, на процессы формирования политической культуры, которая в свою очередь отражает совокупность национально-этнических особенностей и соотношения с политической действительностью, что показывает особый подход к изучаемой теме. Все это требует глубокого анализа и изучения.


Глава I. Образ политика, политическая культура и основные принципы жизни Востока и Запада

 

Понятие Востока в традициях мирового комплексной регионалистики включает в себя страны Азии и Африки, которых сейчас насчитывает порядка ста, где проживает большая часть человечества. Характеризовать же понятие Запада, следует с еще большей осторожностью, поскольку современная динамика развития способствует глубокой ассимиляции как культурных, экономических, так и политических аспектов жизни в социальные структуры различных стран, регионов и даже цивилизаций. В классическом понимании Запад, Западный мир является совокупностью культурных, политических и экономических признаков, объединяющих страны Западной Европы и выделяющих их на фоне других государств земного шара.

Политическая культура современных государствах Азии и Африки являет собой особое переплетение черт и элементов, институтов, стереотипов мышления, норм и обычаев, традиционных для афро-азиатских народов, с заимствованиями из теории и практики западного мира. Такое переплетение восточных и западных элементом проявляется во всех компонентах политических систем Востока - структуре высших органов власти и механизме их функционирования, деятельности политических партий и общественных организаций, политическом мышлении и поведении лидеров и масс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.049 с.)