Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мониторинг рыночной среды деятельности предприятия
Конкуренция как процесс «созидательного разрушения» (Й.Шумпетер) и неотъемлемый компонент рыночного механизма непрерывно дестабилизирует динамику торговых фирм современной России, заставляя их мобилизовать все ресурсы, доступные факторы и усилия, связанные не только с реализацией произведенной продукции, но и с рутинным осуществлением комплекса инновационных мероприятий, обеспечивающих продвижение товаров от производителя к потребителям. Это становится возможным при активном использовании методик маркетинга как инструмента освоения и осознания рыночных реалий с позиции достижения целей фирмы, а также изучении механизма и форм проявления экономических законов в сфере обращения. Поэтому владение достоверной рыночной информацией, непрерывный мониторинг конкурентной среды, изучение потребительских предпочтений и ожиданий, адаптация режима торговли к рыночной конъюнктуре, активное воздействие на рынок с помощью ценовых стратегий, стимулирование и формирование спроса должны быть включены в общую схему тактических и стратегических действий коммерческого предприятия. Процесс управления деятельностью торгового предприятия базируется на определенном рыночном механизме, который целесообразно трактовать как совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками, между спросом и предложением по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы указанных субъектов и обеспечивающая обмен продуктами труда. Действие данного механизма проявляется прежде всего в сфере потребительского рынка: спрос и предложение товаров на потребительском рынке формируют уровень цен на них, определяют возможности нахождения новой рыночной ниши или расширения объемов деятельности коммерческого предприятия в рамках выбранного товарного сегмента, позволяют формировать новые конфигурации хозяйственных связей с поставщиками. К осоновным целям стратегического мониторинга рыночного пространства относятся: выявление возможностей расширения сегмента потребительского рынка, охватываемого деятельностью торговой фирмы; поиск и мобильное занятие новых рыночных ниш; существенное повышение уровня сервиса, усиление его многоаспектности; рост прибыли и уровня рентабельности торговой деятельности; снижение уровня хозяйственных рисков; рост капитала фирмы и повышение ее рыночной стоимости.
Рассмотрим два основных временных режима коррекции рыночного механизма коммерческой фирмы – стратегический и тактический. Исходя из общего определения стратегии по О.В.Иншакову, примем, что стратегия торговой фирмы – это ее движение по ориентирам среди императивов с учетом приоритетов и параметров рыночной динамики, целесообразно трактовать тактику как стратегию фирмы, конкретизированную на определенный момент времени. В этом смысле необходимо отказаться от примитивного анализа тактических мер как преимущественно краткосрочных, а стратегических – как рассчитанных на среднюю и длительную перспективу. Разработанные и закрепленные в стратегии направления деятельности фирмы обретают тактическую конкретность в системе показателей, которая используется для мониторинга и дает основания для проведения коррекции рыночного механизма фирмы. Меры по изменению ассортиментной и ресурсной политики, направлений позиционирования фирмы на рынке и ее PR-активности и др. рассматриваются как стратегически значимые и тактически важные. Это означает, что руководство и сотрудники торгового предприятия оказываются не вправе отдавать приоритет тактике перед стратегией, и наоборот; в своей деятельности они должны учитывать оба этих аспекта. В качестве субъекта мониторинга и коррекции рыночного механизма коммерческого предприятия рассматривается должностное лицо, подразделение или структура, которые осуществляют сбор и анализ рыночной информации с целью мониторинга рыночного механизма коммерческого предприятия. Конкретными субъектами могут быть органы управления самого торгового предприятия (например, топ-менеджер или совет директоров) с функциями обоснования и принятия тактических и стратегических решений. Объектом мониторинга и коррекции рыночного механизма фирмы являются его базовые элементы – ресурсная, ассортиментная, ценовая политика. Функции и структура предприятия, рыночная динамика, внутрифирменная конкуренция. Взаимодействие субъекта и объекта мониторинга и коррекции рыночного механизма коммерческого предприятия осуществляется посредством установления прямой и обратной связей, которые существуют в данной системе одновременно.
На торговом предприятии необходимо создать систему оперативного (текущего) мониторинга как механизма осуществления актуального и непрерывного наблюдения за важнейшими текущими показателями и инструмента гибкого реагирования на возможное изменение параметров спроса и предложения, рыночных позиций, возникающих угроз и рисков и др. Задачей текущего мониторинга и оперативной коррекции рыночного механизма коммерческого предприятия является анализ текущего соотношения спроса и предложения на значимые для него товары, то есть изучение конъюнктуры рынка в ее «мгновенном срезе», а также своевременное обнаружение отклонений в его показателях; выявление причин, вызвавших эти отклонения, и разработка предложений по соответствующей корректировке отдельных направлений деятельности коммерческого предприятия с целью ее нормализации и повышения эффективности в краткосрочном периоде. Изучение конъюнктуры товарного рынка базируется на анализе показателей, характеризующих поставку товаров этой группы, объем и структуру розничных продаж товарных запасов на складах, в оптовой и розничной торговле. К таким показателям относятся: емкость рынка; структура товаров в ассортименте, показатель обновления товарного ассортимента; обеспеченность торговых фирм производственными мощностями, запасы товаров (в том числе ограниченного и повышенного спроса); объем продаж товаров в ассортименте (в том числе оптовая, розничная, фирменная); изменение долей рынка, занимаемых данной торговой фирмой и ее конкурентами; соотношение цены, спроса и предложения товара; выполнение заявок на поставку товаров, количество рекламаций; изменения в спросе потребителей; динамика цен; уровень и структура хозяйственных рисков; стадия конъюнктурного цикла; объемы продаж товаров по сниженным ценам (в том числе по уценке, в рамках сезонных распродаж и рекламных кампаний и др.). При определении общей схемы выработки тактических и стратегических действий коммерческого предприятия обоснованно использование разработок в рамках концепции целевого маркетинга, элементами которого являются: сегментирование рынка, выбор целевого сегмента, разработка стратегии охвата рынка, позиционирование товара. В коммерческой деятельности предприятий необходимо учитывать тенденции изменений в спросе и в величине спроса не какого-либо усредненного абстрактного потребителя, а конкретных фокусных групп с особыми интересами, специфическими запросами. Определенными намерениями и противоречивыми мотивами. Каждая из этих групп оперирует на некоторых сегментах рынка, которые возможно аналитически и/или эмпирически выявить и на которые должна ориентироваться та или иная программа действий торговой фирмы. Мониторинг и коррекцию рыночного механизма коммерческого предприятия в тактическом аспекте целесообразно осуществлять в отношении: · общего объема спроса, то есть потока денежных средств, который в определенный период может быть ориентирован на покупку товаров в рамках определенного участка рыночного пространства;
· макро- и микроструктуры спроса, выражающихся в объемах спроса на отдельные группы товаров и на каждую их разновидность соответственно; · факторов формирования спроса (экономических, социальных, демографических, национальных, климатических и др.). При изучении конъюнктуры товарного рынка необходимо не только определить его состояние на тот или иной момент времени, но и предсказать вероятный характер дальнейшего его развития по крайней мере на один-два квартала, но не более чем на полтора года. По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры является краткосрочным и носит в основном качественный характер. Специфика го заключается в том, что, с одной стороны, точность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению со средне- и долгосрочными за счет более полной и достоверной информации о факторах и степени их влияния. А с другой стороны, различие квартальных показателей по сравнению с годовыми снижает эту точность. Система стратегического мониторинга и коррекции рыночного механизма предполагает аналитическое отслеживание последствий влияния или проявления той или иной совокупности факторов конкурентной среды в конкретный отрезок времени и формирование программы стратегических действий по управлению рыночным механизмом. Механизм коррекции в данном случае будет нацелен на стратегическое приведение внутренних сил и слабостей торговой фирмы в соответствие с внешними угрозами и определенными возможностями. Применение системы мониторинга и коррекции рыночного механизма коммерческого предприятия позволяет оптимизировать функционирование и управление предприятием в тактическом и стратегическом аспектах. Следует отметить необходимость поддержания непрерывного характера мониторинга и коррекции рыночного механизма фирмы, что связано с нестабильной динамикой факторов внешней среды, в первую очередь – с изменением конъюнктуры потребительского рынка и эволюцией привлеченных ресурсов и факторов функционирования торгового предприятия, особенно на этапах перехода к очередной стадии его жизненного цикла [32, 50].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.008 с.) |