Развитие любви» (восьмая часть) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие любви» (восьмая часть)



Данная часть выполняет множественные функции внутри цикла симфонии. Драматургически - это продолжение линии любви, её развитие. Это находит своё отражение в дальнейшем становлении лейттемы любви (из части «Песнь любви II»), которая вновь проходит свой путь от песни любви к гимну, утверждаясь в своей лейттональности Fis-dur.

Основной тематический материал здесь начинает концентрироваться в русле «пред-финальной» тенденции, даётся промежуточное обобщение происходящих в симфонии событий. Поэтому, по выражению Мелик-Пашаевой, «Развитие любви» оспаривает функцию финала, «являясь первым финалом, единственной частью, показывающей взаимодействие всего комплекса «циклических тем» симфонии». [17, с. 98]. Поэтому, с точки зрения всей симфонии, данная часть может играть функцию репризы, замыкающей «основную» идейную линию «Турангалилы».

Здесь сходятся все три темы; при этом выделяется, развивается и затем доминирует тема Любви. Периодически появляется тема Цветка в основном разделе «Развития любви». Тема Статуи проходит во вступлении и коде. Здесь также возобновляется взаимодействие стихии песенности (тема Любви), танцевальности (новая тема танца, близкая теме из «Радости крови звёзд») и игры (выраженной в принципе сочленения разделов в данной части и в игровом развитии стихии танцевальности). В связи с этим можно назвать «Развитие любви» тематической репризой всей симфонии.

Чувство любви, которое ранее достигалось, утверждалось на каждом этапе развития («Песнь любви I», «Песнь любви II», «Сад сна любви»), теперь требует воплощения в жизнь, в поток жизни, - через атрибуты и свойства самой жизни. Космическое чувство любви, обретённое после экстатического восхождения «Радости крови звёзд», в известной степени не сопоставимо с вместилищами-объёмами, которые может предложить ему физический мир (тело, отношения). Поэтому в данной части тема Любви вновь «рождается», вновь утверждается в серии «рывков-становлений». Она вновь проходит путь от песни до гимна, от короткой фразы до развёрнутого построения в калейдоскопической смене разных тем, в многообразии, свойственной самой жизни.

Форма данной части отражает калейдоскопичность идей, мелькающих в ней: это трех-волновой, трёх-фазный основной раздел, обрамленный трёхчастными вступлением и кодой. Трёхчастность выражена здесь на всех уровнях формы: на уровне самой части (вступление - средний раздел - кода), на уровне каждого раздела, на уровне каждой волны в основном разделе, на уровне самих «под-волн». В то же время композитор вводит элементы разработочности в калейдоскоп тем и разделов: особенно ярко это проявляется в третьей волне основного раздела и в коде. Своё становление получает тема Любви, развивающаяся на протяжении всего основного раздела. Так сочетаются разработочная и результирующая тенденции «Развития любви».

Три раздела в с т у п л е н и я иллюстрируют принцип составления контрастных фаз-состояний. Первый раздел (ц. 1) - постепенное включение пластов звучания - демонстрирует массивные звучания, дополненные высотно-ритмическим остинато струнных и деревянных духовых. Второй раздел (ц. 5) представляет собой небольшую каденцию фортепиано. В третьем (ц. 6) проходит тема Статуи в своём первоначальном звучании устрашающих аккордов у медных духовых.

О с н о в н о й р а з д е л построен на периодичности стремительно мелькающих тем и состояний. Множественность мелких построений, контрастирующих друг с другом на уровне фраз (низшем уровне), сопряжена здесь с контрастом между вступлением, основным разделом и кодой, образующих трёх-частную структуру (контраст на высшем уровне). Контраст здесь темповый, тематический, динамический, тембровый. Средний же уровень (построения основного раздела) основан на развитии и на контрасте. Он состоит из трёх равновеликих волн, каждая из которых оканчивается утверждением гимна любви каждый раз на новой высоте (в тональностях C-dur, D-dur, Fis-dur). Так утверждается тема Любви - через серию «коротких» и «длинных» рывков-продвижений, выполняя каденционную функцию на концах крупных волн. Третья волна представляет собой развитие материала первых двух волн, некое «суммирующее» построение с обязательной каденцией в виде гимна Любви в Fis-dur.

П е р в а я в о л н а (ц. 8) основана на многократном повторении основной танцевальной темы, интонации которой близки танцу из «Радости крови звёзд», темы Любви (3 т. после ц. 9) в виде одной фразы (восходит к тематизму «Песни любви II»), темы Цветка (ц. 10) из Интродукции.

Так создаётся ячейка «мандалы» основного раздела, где путём мультипликации сегмента создаётся единое замкнутое пространство. Мандала, олицетворяющая собой Вселенную в буддизме, наилучшим образом подходит в качестве попытки описать необъятную системность Вселенной. Здесь также наблюдается попытка передать всю символичность Космоса через ограниченные средства физического плана.

Первая волна заканчивается гимном любви в C-dur - первым масштабным утверждением Любви в данной части симфонии. Гимн проходит в мощном звучании всей струнной группы и медных духовых, оттеняя атональность остальных тем глубоким погружением в мажорный лад с высокой четвёртой ступенью и «мерцанием» доминантовой пятой ступени между натуральной и высокой. Замыкает первую крупную волну тема Игры, родственная подобным темам у Мессиана (с наложением тембровых пластов, с игрой ритмических остинато).

Запечатлевается мощное триединство «Танца» - «Песни Любви» - «Игры», дыхание которого явственно ощутимо на протяжении всего основного раздела «Развития любви». Возникает тенденция ко всё более мелкому переплетению этих трёх начал, калейдоскопические блики которого в «Развитии любви» начинают интенсивно вплетаться в ткань жизни.

В т о р а я в о л н а (ц. 29) строится подобным образом, проходя ещё одну стадию развития любви. Т р е т ь я же представляет собой разработочный раздел, где тема Любви появляется только в конце (ц. 42) в виде гимна любви. Царственное звучание гимна Любви подкреплено «бликующими» аккордами у фортепиано и челесты, стремительно перебирающими все обращения трезвучий всех ступеней Fis-dur. Это ассоциируется с мощным поток солнечного света, который проходит сквозь все сегменты витража, окрашиваясь в разные цвета.

Завершается «Развитие любви» кодой, по строению и материалу тождественной вступлению. Но в её начальном разделе звучат тяжёлые терции медных духовых и появляется тройной ритмический канон на тему Статуи, которая, появляясь во вступлении и коде, символизирует ограничивающее начало, способное подчинять течение жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.006 с.)