Проблема участия Англии в Европейском Союзе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема участия Англии в Европейском Союзе



С середины 50-х годов одной из важнейших проблем внешнеэкономической политики Великобритании стало ее отношение к Европейскому сообществу. После окончания второй мировой войны Великобритания, являясь второй державой капиталистического мира, стремилась не связывать себя обязательствами в отношении западноевропейских стран, которые ослабляли бы позиции британского монополистического капитала в мире, и прежде всего в странах Содружества. В то время в рамках Содружества она удерживала почти все свои колонии, с которыми сохранялся старый характер экономических связей. По этой причине лейбористское правительство отказалось от участия в осуществлении плана Шумана по созданию Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Выступая в палате общин 28марта 1950г., министр иностранных дел Э. Бевин сказал: "...Наша страна не может допустить … чтобы исполнительный орган в Европе... мог принимать решения, которые навязывались бы государству при помощи простого большинства".

По этой же причине правительство консерваторов отвергло идею создания "Общего рынка" в Западной Европе и выдвинуло собственные предложения о создании зоны свободной торговли, пытаясь при помощи этого компромиссного решения войти в интегрированную Западную Европу и одновременно сохранить свое особое положение в Содружестве. Вхождение в "Общий рынок" означало бы для Великобритании ослабление ее связей с заморскими владениями.

После подписания в 1957 году Римского договора о создании Общего рынка британское правительство пошло на образование в 1960 году Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), в которой в отличие от ЕС сохранялись прежние таможенные тарифы с государствами других районов. В нее вошли связанные с Великобританией западноевропейские страны. В результате этих событий Западная Европа оказалась расколотой на два противостоящих друг другу экономических блока, и Великобритании стали противостоять наиболее крупные экономические силы - США и ЕС. С самого начала ЕАСТ была задумана как платформа для подготовки более широкого рынка, объединяющего как "шестерку" так и "семерку". Однако все попытки оказать давление на страны ЕС в 60-х годах потерпели неудачу. Все более усиливающееся экономическое отставание Великобритании от своих конкурентов заставило британские правящие круги пересмотреть свое отношение к "Общему рынку". Совершив в своей политике подлинное сальто, правительство консерваторов во главе с Г. Макмилланом обратилось в 1961 году с просьбой о присоединении к ЕС.

Одну из основных причин отставания от других западноевропейских стран британский монополистический капитал усматривал в относительной узости внутреннего рынка. Содружество как рынок сбыта британских товаров стало играть меньшую роль. Происходящая под влиянием НТР интенсификация торговых связей между странами развитого капитализма увеличила роль их рынков для английского экспорта. В результате доля Содружества в экспорте Великобритании снизилась с 40% в 1956 году до 28% в 1965 году, а доля стран ЕС соответственно повысилась с 14% до 19%. Эту тенденцию подтверждало и падение доли британских капиталовложений в общей сумме иностранных инвестиций в странах Содружества.

В политическом отношении Содружество развивалось по пути, "меньше всего соответствовавшему интересам Великобритании". Оно, по словам Макмиллана, чувствовало "ветры перемен", и Великобритания все больше внимания уделяла Западной Европе.

За интеграцию с "шестеркой" выступили крупнейшие британские монополисты с высокой степенью интернационального переплетения капитала - это мощные концерны в авиационной, автотракторной, электротехнической, нефтехимической промышленности. Правящие круги делали ставку на большой научно-технический потенциал и мощь этих монополий. Они считали, что вступление в "Общий рынок" позволит "выварить британскую промышленность в котле конкуренции с западноевропейскими странами" и будет воздействовать на экономическую деятельность страны как мощный стимул. В этой связи указывалось, что широкий рынок необходим для того, чтобы выдержать расходы по научно-исследовательской работе и расширению наиболее современных отраслей при более глубоком международном разделения труда. Таким образом, присоединение к ЕС мыслилось как радикальное средство преодоления экономических трудностей и возрождения английской промышленности.

Правящие круги отдавали себе отчет в том, что многие отрасли британской промышленности окажутся в трудном положении. Проведенные Конфедерацией британской промышленности исследования показали, что убытки понесут такие отрасли, как обувная, текстильная, целлюлозно-бумажная, строительная, а также сельское хозяйство. Но интересы крупнейших концернов превалировали.

К началу 70-х годов сформировалась точка зрения, состоявшая в том, что британская промышленность получит существенные преимущества от возможностей огромного промышленного рынка, усиления специализации и достижения более быстрых темпов роста. Правящие круги рассчитывали на то, что вступление в ЕС еще больше привлечет иностранный, главным образом американский, капитал, что баланс торговли продукцией обрабатывающей промышленности останется активным. Но уже тогда было ясно, что этого будет недостаточно, чтобы возместить расходы, связанные с членством в ЕС.

Британское правительство предприняло три попытки присоединить страну к "Общему рынку". На его пути вставала Франция, решительно возражавшая против приема Великобритании в ЕС, потому что это могло бы нарушить неустойчивое равновесие сил между Францией и ФРГ внутри Сообщества. Французские руководители также неоднократно подчеркивали, что Великобритания с ее "особыми отношениями" с США будет выполнять роль американского эмиссара внутри "Общего рынка". Только 22 января 1972г. в Брюсселе было подписано соглашение о вступление о Великобритании в ЕС, и с 1973 года она стала членом этого экономического объединения.

Годы пребывания в ЕС были для Великобритании периодом довольно болезненного присоединения к новым условиям конкурентной борьбы на рынке. Эти годы во многих отношениях оказались разочаровывающими для страны. Она отменила таможенные тарифы на промышленные товары, обращающиеся во взаимной торговле, а также количественные Ограничения на торговлю этими товарами с остальными участниками "Общего рынка". Акцизные сборы, имеющие фискальный характер, при импорте таких изделий, как спиртные напитки, вино, пиво, табак, сохранились. Великобритания за некоторым исключением установила на импорт товаров из третьих стран такие же пошлины, которые применяются другими членами ЕС. Вступление Великобритании в "Общий рынок" еще больше подорвало традиционные связи со странами Содружества. Особенно существенно оно сказалось на торговле с Австралией, Новой Зеландией (последняя свыше 80% баранины и масла, около 80% сыра беспошлинно экспортировала в Великобританию).

Британским монополиям не удалось решить свою важную задачу - усилить позиции в Западной Европе. Несмотря на сравнительно быстрый рост экспорта в ЕС, импорт развивался опережающими темпами. Дефицит в торговле Великобритании со странами "Общего рынка" быстро возрастал; особенно это касалось продукции обрабатывающей промышленности, на долю которой приходится примерно 2/3 всей торговли с ЕС. Только в торговле топливом страна имела превышение экспорта над импортом. Пребывание Великобритании в "Общем рынке" создало лучшие для ее конкурентов условия к замещению британских товаров. Усиление конкуренции со стороны стран Сообщества привело, по оценке "Британской компании против Общего рынка", к потере примерно 1,25 млн. рабочих мест в стране.

Вступление Великобритании в ЕС усилило нагрузку на платежный баланс страны. Отрицательное сальдо образовывалось не только в сфере внешней торговли. Больше средств вносилось в различные фонды. Сообщества, чем поступало оттуда. При этом взносы страны из года в год возрастали. Несомненно влияние ЕС на экономическое положение самых широких слоев трудящихся. Прежде всего, оно проявлялось в росте цен на продовольственные товары. Это произошло в связи с тем, что цены поддержки выше, чем были гарантированные цены на сельскохозяйственные продукты до вступления страны в Европейское сообщество. Можно сказать, что вход в ЕС несколько укрепил положение Великобритании но при этом не сделал ее сильней.


Заключение

 

Не одно поколение исследователей занимается изучением Английской истории. Ученые дискутируют над разными вопросами Британской истории, но в одном вопросе их выводы схожи: значение Английской империи в мировом историческом процессе трудно переоценить. Сегодня, как и раньше, ни один мировой внешнеполитический вопрос не решается без участия Великобритании.

Выбранная тема дипломной работы поднимает важнейшие вопросы восстановления и развития экономики Английского государства в 50-60 годы ХХ века, в работе отражены основные этапы внешнеполитического курса страны.

Подведем основные итоги. Не смотря на положительные тенденции в экономики, спада в некоторых отраслях британской промышленности преодолеть полностью так и не удалось, поэтому страна оставалась более уязвимой по отношению к внешним превратностям и внутренним просчетам. Наиболее пагубными из числа первых были удорожание импортного сырья для промышленности, в частности вызванное корейской и вьетнамской войнами. Ослабление контроля и либерализация торговли путем упразднения протекционистских мер в возрождающихся отраслях промышленности начиная с 50-х годов создавали серьезное неравновесие платежного баланса и отвлекали внимание и ресурсы, от более радикального обновления британской промышленной базы. Эта база всегда была сравнительно узкой - уголь и несколько ведущих отраслей, таких, как текстильная и машиностроительная но они слабо реагировали на появление новых технологий, новых конкурентов и принципиально новых видов производства. Адаптация происходила, но недостаточная, чтобы уберечь экономику от неизбежных ударов со стороны мирового хозяйства, которое уже не контролировалось из Великобритании. Кроме того, Британия теряла пальму первенства в оказании финансовых услуг и по другим невидимым статьям экспорта. На протяжении ХIХ- ХХ веков Британия лишь иногда добивалась активного сальдо в торговле промышленными товарами, но дефицит постоянно и успешно покрывался за счет излишка по невидимым статьям вплоть до тэтчеровских 80-х годов. Политика консерваторов привела к буму, но это был спекулятивный бум, который вызвал переток прибылей и сбережений из промышленных инвестиций в сферу краткосрочных финансовых афер и подтолкнул рост заработной платы. Попытки ввести контроль за заработной платой методами политики доходов оказалось бесплодными и завершились забастовкой шахтеров и падением правительства консерваторов. Правительство лейбористов занялось трудовыми отношениями (зачастую еще один эвфемизм, за которым стоит сдерживание роста заработной платы), со временем от такой политике придется отказаться. Такое политическое малодушие укрепило позиции левых на цеховом уровне в противостоянии профсоюзам.

И в политическом, и в экономическом плане Великобритания не торопилась избавиться от наследия далекого прошлого, главным отличием которого было стремление к самоизоляции. Лишившись к концу средневековья своих владений на континенте, англичане стали превозносить свой статус островной державы и подкрепили его уходом в протестантизм и страстью к мореплаванию. После этого британцы воевали больше не с другими европейцами, а между собой, но за этим стояло скорее равнодушие, чем миролюбие, и чувство обособленности - не всегда отличимое от чувства превосходства - в ХХ веке вовсе не исчезло. В 1945 году островитянам легче было обратить свои взоры к Содружеству наций и к Соединенным Штатам, чем к Европе.

Содружество, первоначально называвшееся Британским, но затем переименованное с учетом процесса послевоенной деколонизации, возникло на основе Британской империи и по счастливой исторической случайности объединило в конечном счете 50 независимых суверенных государств-членов. Ликвидация британского правления в Азии, Африке и Карибском бассейне началась с уходом Англии из Индии и Бирмы в 1947-1948 годах: этот шаг планировался давно, но точные его сроки определились лишь после войны. Он имел неожиданно бурные последствия для всей колониальной империи, которая в последующие 20 лет распалась вполне благопристойно и без лишнего шума (за весьма важным исключением Родезии). Однако возникшее Содружество не стало мощным центром и тем более инструментом британской власти. Штаб квартира Содружества находилась в Лондоне, но на встречах его политических руководителей Британия иногда оказывалась в меньшинстве хотя Содружество обеспечивало Британии особые контакты и возможности, оно не усиливало ее могущества в мире.

 


Список использованной литературы и источников

Источники:

1. Дипломатия периода второй мировой войны. Международные конференции 1941-1945 годов. / С. Боратынский/ ред. Н.А. Захарченко. - М.: Издательство иностранной литературы, 1959

Литература:

1. Александров. В.В "Новейшая история 1939 - 1975 гг. Курс-лекций", - М.: "Высшая школа", 1977

2. Великобритания. под-ред. С.П. Модзоевского, Е.С. Хесин - М.: "Мысль" 1981.-429с.

.   Всемирная история / Гл. ред.: Е.М. Жуков (гл. ред.) и др. Т. ХI / Под ред. А.О. Чубарьяна (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1977

.   Всемирная история / АН СССР. Ин-т всеобщей истории. Ин-т истории СССР. Ин-т славяноведения и балканистики. Ин-т востоковедения; Гл. ред.: Е.М. Жуков (гл. ред.) и др. Т. XII / Под ред. Р.Ф. Иванова (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1979

.   Всемирная история / АН СССР. Ин-т всеобщей истории. Ин-т истории СССР. Ин-т славяноведения и балканистики. Ин-т востоковедения; Гл. ред.: Е.М. Жуков, С.Л. Тихвинский (гл. ред.) и др. Т. XIII / Под.ред. С.Л. Тихвинского (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1983

.   Зверева Г.И. История Шотландии. М., 1987

.   История зарубежных стран после второй мировой войны. Редакторы Г.М. Крылова, В.И. Мельникова, Б.Л. Цибулевский. - М.; "Международные отношения". 1964

.   Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. Под. ред. И.С. Галкина и др. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968, с. 598

.   Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. Под. ред. И.С. Галкина и др. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977, с. 576

.   Кредер А.А. "Новейшая история XX век". - М.: "Центр гуманитарного образования", 1997.

.   Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года: В 2-х кн. Кн.1/Пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 2000.- 592с.

.   Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. М., 1979.

.   Ларин. В. "Лондонский дневник". - М.: Издательство политической литературы, 1983.

.   Ломакин В.К. Внешнеэкономическая политика Великобритании. - М.; Международные отношения, 1988.

.   Мортон А.Л. История Англии. М., 1950.

.   Мадзоевский С.П., Хесин. Е.С. "Современный монополистический капитализм. Великобритания",-М.: "Мысль" 1981

.   "Наши деловые партнеры. Великобритания", - М.: "Международные отношения" 1990

.   Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка. 1939-1975. Учеб. пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов. / Под ред. Стецкевича. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978.

.   Новейшая история. 1939-1975 гг. Курс лекций под ред. проф. В.В. Александрова.,-М.: "Высш. школа", 1977.

.   Осипов. В. "Британия глазами русского". - М.: Издательство АПН, 1986.

.   Овинников. Р.С. Хозяева английской политики. Финансовая олигархия и внешняя политика Англии после Суэца, 1957-1966гг. М.: "Международные отношения", 1966.

.   Ощепкова В.В., Шустилова И.И. "Britain in brieth",-М.: "Просвещение", 1993.

.   Политические партии. Справочник. - М.: Политиздат, 1974.

.   Польская Н.М. Великобритания. Экономические районы и города,- М.: "Мысль", 1974.

.   Полянский. Ф.Я. "Экономическая история капиталистических стран" Издательство Московского Университета, 1986.

.   Попов В.И. " Жизнь в Букингемском дворце",- М., 1996.-496с.

.   Распад Британской империи, -М.: 1964.

.   Роберт Бэл. "Англия. Журнал о сегодняшней жизни в Великобритании". (№121.)

.   Сара Бредфорд. Елизавета II. М, 1998. - 512с.

.   Симонов В.А. Британия без туманов,-М.: АПН, 1985.-311С.

.   Стецкевич. С.М. "Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка",-М.: "Просвещение" 1978

.   Согрин В.В. Современная историография Великобритании, - М.: "Просвещение", 1991.

.   Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1982.

.   Степанова Н.М. Британский неоконсерватизм и трудящиеся: 70-80-е гг. ХХ века,- М.: АПН, 1987.

.   Страны мира. Краткий полит.-экон. Справочник, - М.: Политиздат, 1984.

.   Трухановский В.Г. "Внешняя политика Англии в период Второй мировой войны", - М.: "Мысль", 1979.

.   Трухановский В.Г. Новейшая история Англии,-М., 1958.

.   Трухановский В.Г. Уинстон Черчилль, - М.: "Наука", 1982.

.   Трухановский В.Г. У Черчилль М., 1977. 460г.

.   Хесин Е.С. Англия в экономике современного капитализма - М.: Издательство "Наука" 1979.-367с.

.   Шелюбская Н.В. Научно-техническая политика Великобритании / ответ. Ред. Е.С. Хесин, - М., 1990,-125с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.028 с.)