Внешнеполитический курс Английского правительства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешнеполитический курс Английского правительства



В 50-х годах основное направление внешней политики Великобритании фактически не изменилось по сравнению с первыми послевоенными годами. Ее внешнеполитический курс базировался на концепции "трех кругов", сформулированной Черчиллем. Суть этой концепции заключалась в том, что Англии якобы было обеспечено особое влияние на ход международных событий вследствие ее тройной роли - главного партнера США, ведущей западноевропейской державы и лидера Содружества наций. Однако международная обстановка 50-х годов - увеличивающаяся мощь социалистических стран, и особенно СССР, успехи национально-освободительного движения, стремление США к мировому господству, быстрое укрепление позиций западногерманских монополий - в значительной степени воздействовала на внешнеполитический курс Великобритании.

Правящие круги Англии пытались проводить внешнюю политику на двухпартийной основе, сохраняя ее преемственность вне зависимости от того, какая партия - Консервативная или Лейбористская - находится у власти.

В период своего пребывания у власти руководство Консервативной партии продолжало политику "холодной войны", проводя курс на активное участие Великобритании в агрессивных военных блоках, в гонке вооружений. Правительство Черчилля уделяло большое внимание созданию атомного оружия. Первая стадия осуществления программы атомного вооружения Англии, начатого еще в 1946г., завершилась в октябре 1952г. пробным взрывом атомной бомбы у северного побережья Австралии. Следующие испытания были проведены в 1956г.

Не менее интенсивно велись работы по созданию водородной бомбы, начатые в 1954г. Они были завершены серией термоядерных испытаний в Тихом океане в 1957г.

Такая политика значительно активизировала движение сторонников мира. Повысилась роль профсоюзов в движении сторонников мира. В 1953 и 1954гг. конгрессы БКТ приняли резолюции в интересах укрепления мира. В октябре 1954г. сторонники мира по призыву коммунистов провели общенациональный поход против вооружения ФРГ. В профсоюзах, в лейбористской партии усилились требования добиваться запрещения атомного оружия. Многие слои населения решительно осудили агрессивные действия Англии против Египта в 1956г.

По инициативе английских коммунистов в стране стали проводиться так называемые Олдермастонские походы сторонников мира. Первый такой поход состоялся в 1958г.

В 1958г. видные деятели науки и культуры создали в Англии организацию "движение за ядерное разоружение". В ней приняли участие представители интеллигенции, левое крыло лейбористов и профсоюзных деятелей. Мировая общественность и правительства Европейских стран поддерживали такие настроения, особая роль в решении этого вопроса принадлежала СССР. "Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой" между СССР, США и Англией был подписан 5 августа 1963; в октябре того же года Англия поддержала принятую по инициативе СССР XVIII сессией Генеральной ассамблеи резолюцию о запрещении вывода на космическую орбиту объектов с ядерным оружием на борту. Весной 1956 г. в Лондон выезжала советская правительственная делегация. В марте 1959г. СССР посетил премьер-министр Великобритании Г. Макмиллан.

Стремление британского империализма к теснейшему объединению политических, экономических и военных сил капиталистического мира для борьбы против социализма и национально-освободительного движения привело к усилению зависимости Великобритании от США. На ее территории появились американские военные базы. В 1957г. английским и американским правительствами была впервые сформулирована доктрина "взаимозависимости". Английские ядерные силы были объединены с американскими и, как отмечала газета "Таймс", в соответствии с совместным англо-американским планом нацелены против объектов в "коммунистической Европе".

Вместе с тем на взаимоотношениях между Англией и США не могло не сказываться углубление межимпериалистических противоречий. Это особенно четко проявилось во время суэцкого кризиса.

После того как 80-летний Уинстон Черчилль, 5 апреля 1955г. вручил королеве прошение об отставке формирование нового правительства было поручено Антони Идену.

Иден отнюдь не собирался менять реакционный курс своего предшественника ни во внутренней, ни во внешней политике. Но, имея репутацию "умеренного" политического деятеля, сторонника "демократического" решения социальных проблем и миролюбивой внешней политики, он решил укрепить позиции своего правительства досрочными парламентскими выборами. В предвыборной программе он обещал обеспечить повышение жизненного уровня населения, повести борьбу с инфляцией, расширить жилищное строительство, возобновить переговоры с СССР. На основных предвыборных агитационных плакатах Консервативной партии был помещен портрет Идена с подписью: "Работающий для мира". Так как программа лейбористов существенно не отличалась от программы тори, выборы, состоявшиеся 26 мая 1955 г., не принесли никаких изменений в пользу лейбористов. Наоборот, по сравнению с 1951 г. лейбористы потеряли более 1,5 млн. голосов и 18 мест в парламенте.

Первые шаги правительства, сформированного Иденом, показали, что вопреки своим предвыборным обещаниям консерваторы намерены не только продолжать, но и усиливать курс на подготовку войны. Опубликованная в начале 1956г. Белая книга об обороне свидетельствовала о дальнейшем росте военных расходов, о подготовке к так называемым "ограниченным" войнам.

Осенью 1967 г. был проведен ХХХ Национальный съезд Компартии Великобритании, который обсудил деятельность партии, внутреннюю и внешнюю политику правительства и одобрил резолюцию по вьетнамскому вопросу, выразив полную солидарность английских коммунистов с борьбой вьетнамского народа. В резолюциях съезда содержался призыв бороться против вступления Англии в Общий рынок", за ликвидацию господства белых в Родезии. Съезд осудил решение правительства о девальвации фунта стерлингов, расценив его как признак банкротства экономической политики лейбористской партии выступало против национально-освободительного движения народов. Великобритания вела колониальную войну против народа Малайи, добивавшегося независимости, подавила освободительное движение в Британской Гвиане, жестоко расправлялась с негритянским населением Кении, боровшимся за свою независимость.

Англия стремилась укрепить отношения со своими доминионами: Канадой, Австралией, Новой Зеландией, в которых росли тенденции к проведению независимого от Англии курса.

Консерваторы еще больше укрепили союз с американским империализмом. Они вовлекли Англию в агрессивный блок в Юго-Восточной Азии (СЕАТО) и в Багдадский пакт, активно участвовали в западногерманской политике. Развивали антисоветские тенденции во внешней политике. В тоже время росла зависимость Великобритании от США. Американские монополии стремились прибрать к своим рукам распадавшуюся британскую империю. В октябре - ноябре 1956г. Англия вместе с Францией и Израилем организовала войну против Египта, пытаясь захватить зону Суэцкого канала и нанести удар по национально-освободительному движению арабских народов. Спустя несколько лет А. Иден в своих мемуарах признавал, что подготовка военной акции против Египта была начата английским правительством сразу же после получения известия о национализации компании. "Начальники штабов получили указание разработать план и график проведения операции, имеющей целью оккупировать канал и обеспечить его безопасность в случае, если другие методы не оправдают себя".

Сложность положения правительства Идена состояла в том, что для реализации его планов военной акции против Египта необходимо было заручиться одобрением парламента. Между тем даже внутри самой правящей Консервативной партии существовали разногласия по вопросу о политике в отношении Ближнего Востока. Так называемая "суэцкая группа" в парламентской фракции консерваторов во главе с Ч. Уотерхаузом требовала, чтобы правительство противодействовало национально-освободительному движению вплоть до применения "самых крайних мер". Эту группу поддерживали представители военных и аристократических кругов и такие влиятельные деятели партии, как У. Черчилль и Г. Макмиллан. Многие из них имели связи с монополиями, заинтересованными в сохранении британского контроля в странах Ближнего Востока.

"Суэцкой группе" противостояла группировка "молодых консерваторов", в которой наиболее авторитетными были Р. Батлер и Э. Бойл. По мнению этой группы, Англия должна была действовать против Египта только вместе с США, а следовательно, повременить с вооруженной интервенцией до тех пор, пока американское правительство не сменит свою закулисную политику в этом вопросе на открытое участие в военной акции.

В этих условиях большое значение приобретала позиция второй ведущей политической партии страны - Лейбористской, от которой зависел исход парламентских дебатов относительно мер в связи с решением Египта о национализации компании Суэцкого канала.

Правое руководство Лейбористской партии встало на защиту интересов английского империализма. Выступая 27 июля 1956г. в палате общин, лидер лейбористов X. Гейтскелл призвал правительство обсудить вопрос о блокировании стерлинговых фондов Египта и одобрил предпринятые военные меры. Поддержка со стороны руководства Лейбористской партии укрепила позиции правительства.

Получив одобрение парламента, правительство А. Идена приступило к осуществлению своего плана. Началась концентрация сухопутных, морских и воздушных сил, призывались военнослужащие запаса.

Однако "единства нации", которого так жаждали империалисты, готовившие агрессию против Египта, они не добились.

Прогрессивные силы Англии выступили против реакционной политики правительства. Заявление по вопросу о национализации компании Суэцкого канала был опубликован политическим комитетом КПВ 3 августа 1956г. В нем отмечалось, что жизненные интересы рабочего движения Англии "требуют обуздания агрессивных военных намерений консервативного правительства" и мирного урегулирования суэцкой проблемы путем переговоров.

Позиция правительства Идена в суэцком вопросе, несмотря на поддержку ее руководством Лейбористской партии, не вызвала единодушной оценки среди членов парламентской фракции лейбористов. Это выявилось во время парламентских прений. Орган левых лейбористов - газета "Трибьюн" также призывала к оппозиции политике консерваторов, требуя "остановить суэцкое безумие". Несколько лейбористов-парламентариев, в том числе К. Зиллиакус, С. Силвермэн. У. Уорби, заявили на страницах "Дейли уоркер", что они осуждают угрозы Идена и Гейтскелла в отношении Египта. Группа лейбористов-парламентариев создала Чрезвычайный комитет по суэцкому вопросу и развернула кампанию против политики консервативного правительства в отношении Египта, против подготовки войны.

Одновременно с этим местные организации Лейбористской партии и тред-юнионов начали принимать резолюции протеста против угрозы применения силы, с требованием разрешить суэцкий вопрос мирными средствами. В своем обращении к правительству "теневой кабинет" Лейбористской партии призвал "ясно заявить о том, что военные мероприятия, предпринятые в течение последних десяти дней, носят лишь характер предосторожности и направлены исключительно на оборону...".

Ежегодный 88 конгресс тред-юнионов, состоявшийся 6 сентября. от имени более чем 8 млн. членов профсоюзов, входивших в БКТ, потребовал отказа от применения силы при разрешении суэцкой проблемы. Конгресс поддержал требование парламентской фракции лейбористов о немедленном созыве сессии парламента. В тот же день газета "Таймс" констатировала: "Окончился период сотрудничества между правительством и руководителями тред-юнионистского движения, который продолжался с 1939г. Конгресс тред-юнионов снова против правительства".

Чрезвычайная сессия парламента, на которой, как отмечала "Дейли уоркер", развернулась "наиболее напряженная дискуссия с сентября 1939г.". В своем выступлении Иден отстаивал политику правительства. Речь выступившего вслед за ним Гейтскелла хотя и не содержала ясного и недвусмысленного осуждения военных приготовлений против Египта, но все же свидетельствовала о несогласии Лейбористской партии с действиями правительства.

Важное значение имела резолюция конференции Лейбористской партии в Блэкпуле, осудившая политику правительства в связи с суэцким кризисом и потребовавшая передать суэцкий вопрос на обсуждение ООН.

Однако эффективность движения протеста против развязывания войны серьезно снижалась из-за разобщенности действий его участников, отсутствия единой программы. Сказывалась и непоследовательность реформистского руководства Лейбористской партии и БКТ, вынужденного под давлением снизу выступать на словах против агрессивного курса правительства, но на деле саботировавшего борьбу против него.

В ночь на 30 октября израильские войска вторглись на египетскую территорию. 31 октября английские и французские вооруженные силы начали бомбардировку Египта с воздуха и с моря.

Нападение на Египет вызвало возмущение английского народа. Волна мощных демонстраций протеста прокатилась по всей стране.

Парламентская фракция Лейбористской партии объявила о своей решимости всеми конституционными средствами, "как парламентскими, так и не парламентскими", сопротивляться действиям правительства. Учитывая настроения в партии и в стране, Гейтскелл в своем выступлении в парламенте 1 ноября вынужден был заявить, что "Лейбористская партия и ее сторонники во всей Англии" отказываются поддерживать правительство в деле применения военной силы против Египта.

Позиция, занятая лейбористской фракцией, привела к тому, что впервые за три с лишним десятка лет палате общин пришлось приостановить свои заседания. Двухпартийная внешняя политика была, по выражению К. Зиллиакуса, "утоплена в Суэцком канале". Это был первый случай в послевоенной истории Англии, когда оппозиция отказалась поддержать войну, начатую правительством.

События ноябрьских дней 1956г. были симптомом новых веяний в английском рабочем и демократическом движении. У ворот крупнейших промышленных предприятий проходили митинги протеста, демонстрировавшие единение рядовых лейбористов и коммунистов в борьбе против агрессии. Активную роль играли молодежь, студенты, интеллигенция. С заявлениями протеста против войны выступили многие видные ученые и церковные деятели.

В первых числах ноября на Трафальгарской площади Лондона состоялся один из самых больших митингов, организованный Чрезвычайным комитетом по суэцкому вопросу при поддержке Английского комитета защиты мира. Против участников этого митинга была брошена пешая и конная полиция, которая в течение четырех часов пыталась оттеснить собравшихся от резиденции премьер-министра, где правительство обсуждало сложившееся положение.

Массовые демонстрации протеста против войны в Египте состоялись в Манчестере, Бирмингеме, Ливерпуле и других городах.

Движение против суэцкой войны отчетливо показало, что политика правящих кругов, диктуемая монополистическим капиталом, противоречит коренным интересам английского народа.

Решающую роль в срыве этой империалистической авантюры сыграли вооруженный отпор со стороны Египта, позиция Советского Союза, выступившего в защиту суверенных прав египетского народа.

Это привело к тому, что 6 ноября 1956г. английское правительство было вынуждено отдать приказ своим вооруженным силам в Египте прекратить огонь.

А. Иден вынужден был уйти в отставку. Лидером консерваторов и главой правительства стал в январе 1957г. Гарольд Макмиллан. Провал суэцкой авантюры явно обозначил для лондонских руководителей предел возможностей британского империализма в современную эпоху. Не отказываясь от наращивания военного потенциала (в том числе - ядерного), от политики дискриминации и нажима в отношении СССР (а иногда даже прибегая к методам грубого шантажа и провокаций), правящие круги Англии вынуждены были постепенно свыкаться с мыслью о неизбежности признания сложившихся после войны реалий и жизненной важности предотвращения вооруженной конфронтации с лагерем социализма. Именно поэтому Лондон колебался между проведением "жесткого" курса в отношении СССР и необходимостью нормализации, стабилизации и развития политических, торгово-экономических, культурных и других связей с Советским Союзом и сотрудничества с ним в решении ряда международных проблем. Такое сотрудничество, например, способствовало успеху Женевского совещания по Индокитаю 1954г. Провал англо-франко-израильской агрессии обострил англо-американские отношения. США и Англию объединяло стремление упрочить империалистическое господство на Ближнем Востоке, но каждая из держав добивалась укрепления прежде всего своих собственных позиций. Сыграв роль одного из подстрекателей агрессии, США в решающий момент сочли выгодным отмежеваться от своих союзников. Это вызвало возмущение английских консерваторов. Более 100 членов правящей Консервативной партии внесли в палате общин резолюцию, осуждавшую позицию США в суэцком кризисе как "чреватую опаснейшими последствиями для Атлантического союза".

Хотя в англо-американских отношениях и возникали серьезные трения, сохранение этого союза рассматривалось как важная задача английской внешней политики. Правящие круги Великобритании извлекали немалые экономические и военно-политические выгоды из "особых отношений" с США.

Отношения Великобритании с СССР в 50-х годах оставались скованными ее приверженностью к антикоммунистическому блоку западных государств во главе с США. Но лидеры Консервативной партии в конце 50-х годов стали понимать опасность политики "холодной войны", прежде всего с точки зрения английских национальных интересов. В итоге визита в СССР британского премьера Г. Макмиллана, 24 мая 1959г. было подписано советско-английское торговое соглашение сроком на пять лет, а также первое соглашение о связях между СССР и Англией в области науки, техники и образования на 1960-1961гг.

В целом внешнею политику Англии можно охарактеризовать как "политику изоляции". Хотя не следует забывать и о серьезных достижениях в области торговли, дипломатической сфере, ослаблению колониального гнета, также были значительно улучшены внешнеэкономические и политические отношения с СССР и США.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.028 с.)