Внутриполитические реформы лейбористов после выборов 1964 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутриполитические реформы лейбористов после выборов 1964 года



Годы, проведенные Лейбористской партией в оппозиции, были сопряжены с попытками коренным образом обновить идеологическую платформу лейборизма. Этот процесс осложнялся острой межфракционной борьбой. Вскоре после поражения на выборах 1951г. возник конфликт между лидером лейбористов К. Эттли и председателем партии Г. Ласки. Ласки настаивал на демократизации внутрипартийной жизни, отказе от принципа единоначалия. Эттли решительно отстаивал исключительные прерогативы лидера, и его позицию разделял избранный на пост лидера в 1955г Хью Гейтскелл. Новый лидер решительно пресекал попытки активистов "массовой партии" (представителей исполкома и "низовых" партийных организаций) укрепить свое влияние в противовес "парламентской партии" (лейбористских депутатов Палаты общин).

Х. Гейтскелл являлся представителем правого крыла партии выступившего инициатором обновления лейбористской доктрины. Первый период дискуссий, начавшихся на фоне неудачных избирательных кампаний 1950-1951 гг., завершился изданием в 1952 г. сборника статей "Новые фабианские очерки". Его авторы призывали перейти от традиций социал-демократического реформизма к общенациональной политике, направленной на формирование современной модели "государства благосостояния". Гейтскелл попытался пересмотреть и ключевой тезис послевоенной программы лейбористов целесообразность создания мощного, государственного сектора экономики. Более эффективным, на его взгляд, являлось активное включение государства в рыночное пространство с его естественными законами конкуренции.

Левое крыло лейбористкой партии оказалось в 50х гг. в непривычной для себя роли "консерваторов". Его лидер Э. Бивен ратовал за сохранение классических принципов рабочего движения. Важным шагом по консолидации лейбористкой партии, стала конференция 1957г. В ходе ее группам Х. Гейтскелла и Э. Бивена удалось достичь единой позиции по всем принципиальным вопросам партийной доктрины. Уступкой в сторону левых стало признание важности усиления плановых начал в экономике установления "демократического контроля" над деятельностью менеджеров, последовательного уменьшения неравенства в области доходов и собственности с помощью налоговой и социальной политики.

Поражение на выборах 1959г вновь активизировало дискуссию в Лейбористской партии. Партийная конференция, прошедшая в 1960 году в Скарборо, завершилась принятием важнейшего программного документа "Вехи 60-х гг.". Его авторы находились под влиянием теории институционализма. Представители этого направления рассматривали эпоху НТР как качественный рубеж развития индустриальной системы, связанный с преодолением ее эксплуататорской сущности и формированием технократической модели общественного развития, активизацией "социального контроля", ростом значимости централизующих институтов общества.

Смерть Х. Гейтскелла в 1963г. обострила борьбу в руководстве партии. На пост лидера претендовал Джордж Браун, представитель правого крыла, имевший прочные позиции среди лейбористских парламентариев и олицетворявший парламентскую партию. Левоцентристские круги склонялись к поддержке Джеймса Каллагэна, который не являлся сторонником классических принципов лейборизма, но был приемлем для левых благодаря связям с "массовой партией", профсоюзным движением. "Центриста" Гарольда Вильсона поддерживали те политики которые видели в идеологической дискуссии "левых" и "правых" дань прошлому и рассчитывали на дальнейшую разработку технократических, идеологизированных программ. Ставка на преемственность курса, связанного с технократическими идеями "новых фабианцев", и новейшие политические технологии позволили Вильсону одержать убедительную победу на внутрипартийных выборах в 1963г.

Конференция Лейбористской партии, состоявшаяся в 1963г., приняла программное заявление "Лейбористы и научная революция". Выступая с обоснованием его основных положений, Вильсон заявил: "На этой конференции во всех наших планах на будущее мы заново определяем и заново конкретизируем наше понимание социализма в соответствии с условиями и требованиями научной революции". Вильсон ратовал за "соединение науки с экономическим планированием", видя в этом, не только залог оздоровления британской экономики, но и наиболее верный путь к торжеству подлинных идеалов социализма.

В предверии парламентских выборов 1964г. был обнародован программный манифест лейбористов, суммирующий основные идеи "технократической революции". Государство определялось в нем как основной двигатель научно-технической революции, способный в сотрудничестве с "обеими сторонами промышленности" (предпринимателями и тред-юнионами) осуществлять накопление и целесообразное перераспределение материальных ресурсов. Провозглашалась необходимость всесторонней модернизации британской промышленности, укрепления финансово-бюджетной системы. Новым аспектом идеологической концепции стал подробный анализ проблем "участия" наемных работников в управлении производством и распределению доходов. Органичным дополнением этой, "технократической" избирательной кампании стало широкое и эффективное использование средств массовой информации.

В ходе выборов 15 октября 1964г голоса избирателей разделились между ведущими партиями почти поровну. Лейбористы получили 44 % голосов, консерваторы - 43%. Но в силу специфики мажоритарной избирательной системы преимущество лейбористов оказалось достаточным для образования "правительства большинства". Их количество в парламенте отныне состояло из 317 депутатов, тогда как консерваторы получили лишь 303 мандата, а либералы - 9.

Основу правительства составили старые члены Лейбористской партии, занимавшие ключевые посты в кабинете Эттли. Но политический имидж правительства существенно изменился. Н Новый премьер министр Вильсон неизменно подчеркивал, что правительство намерено заниматься вопросами экономического развития, "реальной политикой". Он провозгласил "Эру конца идеологии", все чаще отказываясь от присущей лейбористам социалистической фразеологии.

Наиболее сложной проблемой, с которой столкнулось правительство Вильсона, был устойчивый дефицит платежного баланса и нарастающие инфляционные процессы. Гибкое чередование стимулирующей и ограничивающей политики по схеме "стой - иди" становилось все менее эффективным. Объективно существовало два варианта последующих действий - либо монетарная политика, связанная с девальвацией национальной валюты, либо жесткая дефляционная политика, основанная на ограничении деловой активности и масштабов денежного обращения. Первоначально правительство Вильсона пыталось ориентироваться на второй вариант.

В рамках дефляционной политики в ноябре 1964г. министерство финансов представило "кризисный бюджет", предполагающий увеличение пошлин на страхование и бензин. На весну 1965г. планировалось повышение налога на прибыль. Высокими налогами облагались компании корпоративного типа. Были предприняты шаги по сдерживанию роста цен и заработной платы. В декабре 1964г. правительство приняло "совместное постановление о планировании продуктивности, цен и прибыли", подписанное представителями тред-юнионов и предпринимательских кругов. Согласно ему профсоюзы отказывались от акций протеста и иных действий, связанных с требованиями опережающего роста заработной платы. Предприниматели возлагали на себя ответственность за сохранение заработной платы на приемлемом уровне и отказывались от необоснованного повышения цен на продукцию. Предел ежегодного роста заработной платы был определен в 3,5%, а роста цен - в 4%. Первоначально участие тред-юнионов и предпринимателей в системе ограничения роста доходов и цен сохраняло добровольный характер.

Задача по сдерживанию инфляции и обеспечению сбалансированного платежного баланса могла быть эффективно решена только при условии сокращения расходной части государственного бюджета. Однако лейбористам пришлось учитывать настроение своего "устойчивого" электората и заботиться о закреплении пока еще шаткого политического преимущества. В таких условиях правительство Вильсона не только не решилось пойти на сокращение бюджетных программ, но и активизировало многие направления социальной политики. Уже в конце 1964 г. были увеличены пенсии и отменен непопулярный налог па медицинские рецепты. Министерство жилищного строительства подготовило проект нового закона об арендной плате, расширивший льготные категории квартиросъемщиков. Началось широкомасштабное строительство муниципального жилья. Бюджет 1965г. предусматривал дальнейшее увеличение пособий по социальному обеспечению.

Противоречивое сочетание элементов дефляционной политики и активного, социально ориентированного бюджета грозило новым обострением платежного дефицита. Вильсон рассчитывал, что избежать этой опасности позволит ускорение экономического роста и дальнейшее укрепление плановых начал экономики. Был образован Национальный совет по развитию экономики. К 1965г. он подготовил пятилетний "Национальный экономический план". Подобный документ впервые приобрел силу закона. Он предусматривал рост производства на 4-5% в год. Большое значение придавалось поддержанию низкого уровня безработицы. Правительство предполагало использовать амортизационные льготы призванные стимулировать предпринимателей к модернизации технико-технологической базы производства. Был введен и особый выборочный налог на занятость. Его уплачивали все работодатели, но в перспективных отраслях он возмещался, что по сути означало перераспределение инвестиционных средств между отраслями.

Активность правительства позволила сохранять на протяжении почти всего 1965г. благоприятный инвестиционный климат и улучшить основные макроэкономические показатели. В таких условиях 28 февраля 1966г. Вильсон использовал свое право просить королеву о роспуске парламента и назначении новых выборов. Они состоялись 31 марта 1966г. Момент был избран чрезвычайно удачно. Избирателям импонировал имидж правительства, основанный на приоритете профессиональной компетентности и деловитости. Манифест лейбористов "Время решений" обещал дальнейшие усилия правительства по наращиванию экономического роста, рационализации планирования, развитию транспортной инфраструктуры и жилищного фонда, системы образования и здравоохранения. Консервативная же партия находилась на стадии глубокой организационной и идеологической перестройки. В ходе выборов лейбористы получили поддержку 48,1 % избирателей (364 мандата), консерваторы - 41,9 % (253 мандата), либералы - 8,5 % (12 мандатов).

К концу 60-х гг. достигнутая финансовая стабильность вновь оказалась под угрозой. Помимо пассивного торгового сальдо причиной стали устойчивые инфляционные тенденции. Как и в других странах Запада, в Великобритании начали сказываться негативные последствия кейнсианских методов регулирования - стимулирования совокупного предложения и спроса посредством дефицитной бюджетной политики, создания избыточных кредитных денег (развития кредита, опережающего реальный рост доходов населения). Активная бюджетная политика стала причиной и хронического бюджетного дефицита. Из европейских стран только Швеции удавалось тогда устойчиво сохранять положительное сальдо бюджета. Но в Великобритании этот показатель приближался к катастрофической черте.

Правительство Вильсона пыталось всеми мерами блокировать инфляционную тенденцию и не допускать падения курса фунта стерлингов. В течение второй половины 1966г. был реализован пакет мер охарактеризованный экспертами как "самая жесткая дефляция, какой Великобритания не знала с 1949г.". Было осуществлено повышение арендных ставок, цен на автомобили (на 40%) и косвенных налогов на спиртные напитки, нефть и бензин, почтовые услуги (в целом на 10 %). Было урезано инвестирование национализированных отраслей промышленности, ужесточились условия международных валютных сделок, сократились гражданские и военные расходы в странах Содружества. В 1967г. последовало новое увеличение учетных ставок Английского банка (политика "дорогого кредита"), введены дополнительные ограничения на рост заработной платы и цен (они перестали быть добровольными), сокращены многие бюджетные ассигнования, введены ограничения на покупки с оплатой в рассрочку и на вывоз капиталов за рубеж.

Помимо проведения жесткой дефляционной политики, правительство пыталось улучшить платежный баланс страны за счет активизации экспорта. Ключевую роль в этом могло сыграть включение Великобритании в Общий рынок Европейских Сообществ. В мае 1967г. правительство подготовило совместное с Данией и Норвегией заявление просьбой о вступлении в ЕЭС. Однако Франция вновь заняла непримиримую позицию, и в ноябре 1967г. Великобритания официально была уведомлена об отказе. Вопрос вступления Великобритании в Европейское Сообщество является ключевым для понимания ее экономической доктрины и поэтому мы выделим его в отдельный параграф.

Снижение курса фунта стерлингов на 14,3% (девальвация) было проведено 18 ноября 1967 года. В течение последующих полутора лет этот шаг вызвал цепную реакцию и валютный кризис в 25 странах "стерлинговой зоны". Впрочем, в 1969г. последовала и девальвация французского франка, спровоцировавшая снижением курса национальных валют 14 африканских стран "зоны франка". А в 1971г. американская администрация была вынуждена объявить о временной приостановке обмена долларов на золото по официальному курсу. Расширялась практика гибкого рыночного изменения курса национальных валют (политика "плавающих" курсов).

В условиях коренного обновления мирового финансово-валютного рынка решающую роль приобретали факторы воспроизводства и реальный потенциал национальных экономических систем. Британские правительственные эксперты прогнозировали живительное влияние сниженного курса валюты на производство. Уменьшение себестоимости британских товаров должно было вызвать соответствующий рост экспорта и удешевление импорта. Однако реализация позитивного потенциала инфляционной политики зависела от быстрого наращивания ресурсов британской промышленности, повышения ее конкурентоспособности. Отсутствие в распоряжении правительства дополнительных инвестиционных средств заставляло обратиться к внешним заимствованиям, прежде всего - поддержке Международного валютного фонда.

МВФ связывал предоставление кредитов с выполнением британским правительством ряда стабилизационных мер. Правительство обязывалось сокращать бюджетные расходы на непроизводственные нужды, взбегать дальнейших, значительных колебаний национальной валюты, предоставлять кредиты на жестких условиях, сохранить ограничения на покупки с оплатой в рассрочку. Одновременно правительство пыталось изыскивать и дополнительные источники финансирования. В 1968г. был снова введен налог на медицинские рецепты, повысился налог на почтовые услуги, сократились планы по строительству жилплощади. В рамках бюджета на 1969г. планировалось повышение налогов на бензин, сигареты, виски, водительские права, корпорации трудоустройств.

И все же экономическую политику правительства Вильсона можно признать вполне профессиональной по содержанию и своевременной по срокам осуществления. Платежный баланс страны стал быстро улучшаться, и уже в 1970-1971гг. британский бюджет будет иметь впервые за долгое время положительное сальдо. В 1968г. премьер-министр даже выступил с пафосной речью о грядущем экономическом чуде. Однако прогноз был явным преувеличением. Великобритания по-прежнему отставала от ведущих стран Запада по среднегодовому приросту ВВП. Доля ее в мировом промышленном, производстве сократилась. Что еще более важно, экономически оправданная жесткость политики правительства Вильсона вызывала растущий социальный протест в стране.

Наибольшее недовольство проявляли именно те слои населения, которые составляли обычный электорат лейбористов - наемные рабочие и служащие. Если в 1963г. состоялась 2081 забастовка, где приняли участие 593 тыс. человек, то в 1966г. - 1951 забастовка и 2398 тыс. человек, а в 1969г. - 3146 забастовок и 1665 тыс. человек. В руководстве профсоюзов активизировалось наиболее радикальное крыло. Правительство столкнулось и с беспрецедентной по стилистике критикой в средствах массовой информации. В первых рядах оппозиции, с которой сталкивались правящие круги страны, находилась Коммунистическая партия Великобритании (КПВ). Будучи немногочисленной, она тем не менее оказывала определенное политическое влияние на массы трудящихся, в основном через общественные организации.

В ноябре 1967г. был проведен ХХХ Национальный съезд Компартии Великобритании, который обсудил деятельность партии, внутреннюю и внешнюю политику правительства. Съезд одобрил резолюцию по вьетнамскому вопросу, выразив полную солидарность английских коммунистов с борьбой вьетнамского народа. В резолюциях съезда содержался призыв бороться против вступления Англии в "Общий рынок", за ликвидацию господства белых в Родезии. Съезд осудил решение правительства о девальвации фунта стерлингов, расценив его как признак банкротства экономической политики лейбористской партии.

В 50-х - начале 60-х годов заметно возросла организованность рабочего класса, расширились ряды профсоюзов. В ряде профсоюзов к руководству пришли прогрессивные деятели. В классовой борьбе стали участвовать новые отряды трудящихся - государственные служащие, учителя, работники связи.

Подлинным защитником интересов рабочего класса являлась Коммунистическая партия Великобритании. Большое значение имела ее программа "Путь Британии к социализму".

Необходимо отметить, что поочередная сменяемость партии власти (лейбористы, консерваторы) оказывало положительное влияние на развитие экономики страны. Лейбористы проводили "максимально" демократические реформы, консерваторы соотносили их с реалиями политического и экономического состояния государства.

Пытаясь преодолеть негативное общественное мнение, правительство Вильсона предприняло ряд мер для решения насущных социальных проблем. В 1965г. был принят Акт о расовой принадлежности, разрешавший лицам любой расы наниматься на работу в сфере коммунальных услуг и транспорта. Для рассмотрения жалоб о расовой дискриминации учреждался Совет по расовой принадлежности. В 1968г. в иммиграционное законодательство были внесены изменения, направленные на преодоление дискриминации в области трудоустройства и получения жилья.

Правительство пыталось ускорить процесс эмансипации женщин. В конце 60-х гг. был обнародован Акт о разводах, что привело к резкому увеличению количества разводов. В 1967г. начала работать государственная служба планирования семьи, занимавшаяся пропагандой контрацепции. Тогда же был принят и Акт об абортах, по которому клиники были обязаны предоставить соответствующие медицинские услуги в том случае, если под угрозой находилось здоровье женщины или существовала вероятность рождения ребенка с наследственными отклонениями. В июле 1967г. был издан закон, легализировавший гомосексуальные отношения.

В 1969г. правительству удалось провести через парламент Билль о народном представительстве. Согласно ему возрастной избирательный ценз снижался до 18 лет. Эта мера была составной частью программы лейбористского правительства в области молодежной политики. Правительство также осуществило радикальную модернизацию школьной системы образования. Государственные школы были реорганизованы в "общеобразовательные", призванные унифицировать программы и содержание обучения. Частный сектор образовательных услуг в значительной степени потерял государственную поддержку. В 1969 г. был принят первый в истории Великобритании закон против употребления наркотиков.

Многие социальные проблемы, с которыми столкнулось правительство Вильсона в конце 60-х гг., были характерны не только для британского общества. Это время ознаменовалось для большинства западных стран радикализацией студенческого и антивоенного движения, обострением конфликта поколений, появлением альтернативной молодежной культуры, осложнением национального и расового вопросов, сексуальной революцией и взлетом феминизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.015 с.)