Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Документальный материал в условиях сценического пространства.
Сценарий театрализованного представления, как и произведение любого другого вида искусства, являет собой единство реальной жизни с её осмыслением и оценкой автора, выраженной в определённой художественной форме. Работая с документальным материалом, режиссер должен следовать принципам правдивости и художественности, а так же помнить, что любой жизненный факт, реальный предмет, историческое место, изученные и осмысленные режиссером, только тогда являются содержанием театрализованного представления, когда выражаются в художественной форме. Здесь, как и в театральном спектакле, должно происходить воспроизведение действительной жизни, в которой раскрыта, обнаружена и выражена для зрителей сущность этой жизни. Само её «воспроизведение» есть воспроизведение художественное. Поэтому перед режиссером стоит задача – найти художественное решение каждому жизненному факту, каждому документу, используемому в сценарии или определить ему такое место в общей структуре сценария, чтобы в контексте с другим документальным или художественным материалом возникал некий «образно-смысловой ряд», который и будет прочитан, оценен и прочувствован зрителем в процессе его восприятия. Именно такой подход к материалу необходим режиссеру в процессе работы над сценарием. Режиссер, тщательно отобрав документальный материал, обрабатывает, обогащает и преображает его творчески согласно сценарно-режиссёрскому замыслу с целью образного решения авторской мысли. Только в этом случае рождается подлинно художественный образ. В одних жанрах он предстаёт в образе человека, в других – образ природы, в третьих – вещи, и т. д. В процессе написания сценария, для удачного использования документального материала, необходимо выработать навыки образного мышления театрализованных представлений и определить творческий метод сценарно-режиссерской работы. Метод – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (исследования, познания) действительности (явлений природы и общественной жизни). [23 с. 43] Наиболее популярными в настоящее время среди остальных творческих методов в режиссуре массовых праздников являются: театрализация и иллюстрация. Театрализация
Театрализация действа — организация материала в рамках массового представления (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе события, рождающего психологическую потребность единой общности. Двойственность функции театрализации, соединяющей реальную и художественную деятельность, обусловлена потребностью людей осмыслить необыденное значение того или иного события, выразить и закрепить чувства по отношению к нему, стремлением к духовному общению, к массовому творческому самовыражению. Режиссерская театрализация – это творческий способ приведения режиссерского набранного материала к художественной образной форме представления, через систему выразительных, изобразительных и иносказательных средств. Особенности театрализации: 1. В основе сценария всегда лежит документальный материал. 2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев, а создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы. 3. Театрализованное действо решает несколько задач: · назидательную, · информационную (познавательную), · этическую, · эстетическую, · гедонистическую (получение удовольствия), · коммуникативную. 4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует по законам «здесь и сейчас». 5. Отличает многообразие пространственных и стилевых форм и средств выразительности: Таким образом, театрализовать документальный материал, значит выразить его средствами театра и выполнить два главных условия: · выразить сущность жизненного явления в зримом развитии драматургического конфликта, а реальное общение участников – в игровом, художественном действии, включающем в себя синтез художественных выразительных средств · создать художественный образ жизненного общения – превратить эмоции по поводу события в зрелище человеческих чувств. Сфера реализации документального материала в сценическом пространстве с помощью метода театрализации самая разнообразная, это: ─ метод художественной обработки документального материала;
─ метод художественной организации реального действия участников театрализации; ─ метод активизации деятельности участников. Кроме того, театрализация предполагает создание особой социально-психологической ситуации, которая характеризуется: ─ особой значимостью события, проблемы, составляющих тему театрализации; ─ причастностью к событию участников ─ потребностью выразить свою причастность к происходящему через зрелищно-игровое, творческо-исполнительское и другое реальное действие ─ наличием особой эмоционально-психологической атмосферы. Итак, суть метода театрализации в современных театрализованных представлениях состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое «сквозное действие», которое соединяет в себе все используемые компоненты по законам сценария. Театрализация требует органичного вплетения используемых средств выразительности в развивающееся действие, их целостного единства с происходящим. Иллюстрация Иллюстрирование – простейший способ использования искусства, предлагающий подтверждение, подкрепление, аргументирование той или иной информации художественным материалом. Для иллюстрации документального материала в театрализованном представлении характерно: 1. Соответствие текста сценария общему замыслу 2. Соответствие логики события общему замыслу. 3. Наличие художественно-иллюстративного материала (фрагмент стихов, песен, кинофильмов и т. п.), который монтируется «встык» к соответствующему обработанному жизненному материалу. 4. Влияние определенного документально-художественного образа на восприятие содержания мероприятия и дополнение этого восприятия своеобразным художественным комментарием. «Зерно» иллюстрирования – художественное комментирование тех или иных фактов, событий, документов. Задача приема иллюстрирования – усилить восприятие содержания мероприятия, путем привлечения различных выразительных средств. Сценарный уровень иллюстрирования как творческого метода – сценарный план, схема, технический, монтажный лист. Основные принципы метода иллюстрирования, предложенные Генкиным Д.М: 1. Соответствие художественного материала теме и идее информационно-логической линии содержания. 2. Логическая согласованность и обоснованность информационного художественного материала (одно дополняет, продолжает или следует из другого). 3. Стремление к использованию максимально разнообразного комплекса художественного материала. 4. Обеспечение условий для восприятия информации и активизации процесса ее усвоения. «Иллюстративность лишает зрителя игры воображения, убивает рождающиеся в нем образы и ассоциации. Иллюстрирование всегда статично по своему характеру, рассчитано, прежде всего, на усиление восприятия содержательного материала» [23, с. 43].Данное высказывание отражает общую суть иллюстрирования, однако стоит заметить, что метод иллюстрирования может дополнять документальный материал знаково, символически, ассоциативно и т. д. Иллюстрация раскрывает действие и иногда бывает его смысловым продолжением в зависимости от замысла режиссера.
Использование метода иллюстрации способствует расширению границ информации, сообщаемой аудитории в ходе театрализованного представления, доступности её восприятия и более прочному её усвоению, делая этот процесс более живым и интересным, так как средства искусства повышают эмоциональное воздействие на аудиторию. Метод иллюстрации, который широко применяется в массовых формах, не менее интересен и значителен, чем метод театрализации. Главное – уметь им грамотно пользоваться. Таким образом, существует два основных метода использования документального материала в условиях сцены, их можно чередовать (делая акцент), совмещать на контрасте. Метод иллюстрации представляет собой внесение элемента художественности в театрализованную программу без видоизменения её формы. Театрализация представляет собой сложный творческий метод, который может быть использован лишь в особых социально-психологических условиях и представляет собой синтез реальной действительности и художественного вымысла, который рождает новое неповторимое документально-художественное действие. Более того, театрализация требует не только наличия и завершённости развивающегося по законам драматургии действия, но и активизации аудитории, что в корне отличает её от иллюстрации. Вместе с тем, в процессе создания сценария и при использовании метода иллюстрации, как и метода театрализации, режиссеру необходимо знать, зачем и для чего он использует документальный материал, о чём он хочет поведать аудитории, какую мысль и ради чего он будет утверждать, и где будет проходить предстоящее действо. Выбор метода иллюстрирования или театрализации зависит от правильно найденной взаимосвязи между содержанием и формой проводимого мероприятия. Иллюстрирование и театрализация призваны добиться реакции зрителя, его активизации, создать необходимые условия для его участия в мероприятии. Главный смысл – осуществление идеи и донесение ее до зрителя. Как уже было сказано, метод – это совокупность приемов. Поэтому использовать только один прием в работе с документальным материалом в театрализованном представлении значит ограничить себя в реализации режиссерской мысли. Именно совокупность приемов делает театрализованное представление многогранным. Однако можно выделить основной прием (или «ход») работы, который будет исходной точкой в образной подаче документального материала.
Сценарно-режиссерский прием как образная подача материала. Часто путают понятия «сквозное действие» и «сценарный ход». Сценарный ход — это инструмент выразительности, соединяющий в единую сюжетную линию разрозненный материал и эпизоды сценария, помогающий рождению образа. Сквозное действие— это направление («куда направлять свой темперамент»). Сценарный ход — это инструмент выразительности сценариста. Сквозное действие – это инструмент выразительности режиссёра и актёра. Можно выделить следующие основные виды сценарно-режиссёрского хода: · хронологический ход (построение сюжета в соответствии с последовательностью событий в реальности); · ретроспективный ход (построение сюжета с обратной последовательностью событий — от финала к началу истории); · сюжетный ход (построение сюжета на основе общеизвестной сюжетной линии); · игра с вещью или трансформация детали (использование какой-либо детали (вещи), придавая ей каждый раз новое значение, как прямое, так и ассоциативное); · лейтмотивный ход — периодический повтор (напоминание) одной и той же информации, которая всякий раз приобретает неожиданно новое значение; · игровой приём (использование разного рода игровых ситуаций или условий игры как основы развития сюжета); · образный ход (использование какого-либо понятия, имеющего многозначную трактовку). Хронологический хода редко существует в чистом виде, без выразительного дополнительного приема, объединяющего сюжет. Этот приём часто используется неспециалистами в создании сценариев юбилейных торжеств. В подобных сценариях всё строится по принципу «как это было» — от 22 июня до 9 мая, от заклада фундамента до выпуска продукции, от рождения до юбилейной даты. Как правило, эти программы затянуты, зрителей не ждёт неожиданный поворот сюжета, и документальный материал отобран поверхностно и выражается сухо. Более интересен с творческой точки зрения ретроспективный прием. Неожиданно и ярко использовал его А.Д. Силин в театрализованном представлении, посвящённом 30-летию Победы в концертном зале «Россия» в 1975 году. До него все сценарии подобного рода шли строго в соответствии с историческими этапами Великой Отечественной войны. Его пролог стал классикой сценарного мастерства и, несмотря на многократную эксплуатацию данного приёма, до сих пор не потерял свежести производящего впечатления. Очень выразительным сценарно-режиссёрским ходом является приём трансформации детали или игры с вещью. Типичные ошибки неспециалистов: а) перегруженность сценической площадки бутафорией, реквизитом, детальными подробностями оформления; б) неизменность и статичность заданного оформления сцены, его скудость и невыразительность. Одно из основных правил сценарно-режиссёрского творчества в сфере театрализованных представлений и праздников — экономия выразительных средств. Однако эти средства должны быть выразительными. Для того чтобы они стали выразительными, их нужно не только удачно подобрать, но и использовать все их возможности по максимуму. В частности, это касается предметной среды, деталей. Марк Розовский пишет в своей книге: «Хорошему режиссёру дайте один стул, и он поставит «Войну и мир». Стул может и то, и это, и пятое, и десятое!..».[21, с 89]
Розовский выделяет три этапа режиссёрского обыгрывания предмета: Первый — всестороннее изучение предмета и выполнение всех его физических свойств; второй — использование предмета с сохранением его старой функциональности; третий – контрапунктное перерождение предмета путём присвоения ему новых свойств. Розовский имеет в виду театральное зрелище, однако, не в стиле всякого театра подобные приёмы выразительности, тогда как для режиссуры театрализованных представлений этот язык основной. «Этим языком должен владеть и сценарист. Обычный зонтик от дождя — это и зонтик как таковой, и трость, и колыбель, и волшебное колесо, и парашют, и парус, и ветка сакуры, а шапка раскрытых одновременно зонтов. Использование приёма «игры с вещью» не только помогает мобильной и экономной выразительности, но и защищает от ненужного многословия, перегруженности материалом, деталями и нюансами, помогает более выразительно подать идею. Кроме того, этот приём защищает самодеятельного исполнителя (актёрами в театрализованных представлениях, как правило, выступают непрофессионалы)» от необходимости быть основным средством выразительности, что и не каждому актёру под силу. С помощью лейтмотивного хода можно объединить материалы, внешне ничем не связанные друг с другом. Например, для сценарного решения публицистического представления приуроченного к научной конференции пермского педагогического университета студенты РТП/15-1б взяли за основу строки из стихотворения С. Острового о том, что «двери на свете бывают разные, красивые двери и безобразные...». Двери на самом деле бывают разные, и с помощью заданного лейтмотива студенты говорили в сценарии и о двери в кабинет министра, и в рабочее общежитие... «Двери есть и в рай, и в ад, и в душу». Игровой приём сценарно-режиссёрского хода тоже популярен. К нему можно отнести игру в «Поле чудес» и многочисленные «поиски кладов» с предварительным разгадыванием загадок. Все эти приемы не плохи, плохо лишь то, что они существуют в сценарии зачастую механистически, без выдумки, без творческого воображения. Образным ходом может стать, к примеру, такое понятие как «азарт» — азарт картёжника и азарт исследователя, азарт охотника и азарт творца. Или многозначное понятие огня — «на окошке на девичьем всё горел огонёк», огонь в крови, цветы «огоньки», пожар, искра, светлячок в ночи, огненное сердце. Или же клетка – может охранять внутри маленького птенца или мешать человеческой душе, выбраться на свободу. Итак, сценарно-режиссёрский ход не только инструмент выразительности, помогающий соединить разрозненный материал в единый сценарий и способствующий рождению образа, но и нередко носитель этого образного решения.
Таким образом, можно подвести итог, что документ – это источник, исходный материал для художественно-образного осмысления событий и создания на его основе художественного представления. Реализация документального материала в театрализованном представлении означает организацию жизненного материала по законам драматургии и создание художественного образа документа. Это и есть одна из главных задач режиссера, при реализации документального материала в театрализованном представлении. Правильно отобранный материал, актуальный и достоверный, синтез художественного вымысла и действительности, образная подача на сцене рождают новое неповторимое документально-художественное действие, в основе которого существует актуальная проблема или осмысление реальной жизни. Режиссер в данном случае ограничивается только своей фантазией и воображением. Жизненный материал, который может явиться источником рождения замысла очередного театрализованного представления, находится рядом с нами. Его надо лишь разглядеть, понять, осмыслить и найти ему образный эквивалент, так как только образное решение превращает документальный материал в произведение искусства.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 2282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.035 с.) |