История археологической науки в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История археологической науки в России



Зарождение археологической науки, XVIII в. Первые упоминания о древних находках. Указы Петра I о найденных древностях. В.Н. Татищев. Г.Ф. Миллер. Д.Г. Мессершмидт. П.С. Паллас. А.П. Мельгунов.

Археологические исследования в России в XIX – начале XX вв. А.С. Уваров. И.Е. Забелин. Московское археологическое общество. Б.В.Фармаковский. В.А.Городцов. А.А.Спицин, М.И.Ростовцев, И.Е.Забелин. Методика раско­пок в начале XX в. Становление научных методов. Императорская ар­хеологическая комиссия, её издания. Археологические съезды, общества, музеи.

Археология в советское время.

Развитие российской археологии в конце XX - начале XXI в. Проблема профессиональной подготовки археологов. Современные археологиче­ские издания.

Компьютер в археологии

Обработка текста, издательство и оптическое распознавание текста.

Базы данных. Регистры памятников (административные и исследовательские: SARG, AZSITE), музейные каталоги, базы данных по раскопкам (контекст, стратиграфические отношения, находки с атрибутами, взаиморасположение в слоях и т.д.), разведкам, литературе, вещевому материалу, надписям или текстам, библиографическим и библиотечным каталогам; открытый доступ к базам данных в информационных системах. Текст или цифровые базы данных, изображения и видеоматериалы.

Электронные таблицы. Графики. Линейные графики, диаграммы, 3-х мерные диаграммы и другие их разновидности. Иллюстрации. Структурные схемы, рисунки предметов, реконструкции, планы поверхностей.

САПР и картография. ГИС. Отображение. Создание 3-х мерных проволочных или полноцветных моделей раскопов, контуров поверхности, плотности распределения находок

Полевые исследования. Электронные теодолиты, СГП (GPS), триангуляционный локаторы, пантограф, цифровые камеры

Данные дистанционного зондирования, анализ изображений. Спутниковые данные, аэрофотографии.

Коммуникации. Интернет, электронная почта. Гипертекст. Системы помощи, документация, базы ресурсов (включая Интернет)

Мультимедиа. Просмотр информации и ответы на вопросы или поиск специфической информации в базе данных (текст, графика, анимация, фотографии, видео)

Организация и проведение учебно-исследовательской работы

Выбор темы исследования. Индивидуальный рабочий календарный план. Изучение литературы. Консультации специалиста. Поиск информации в Интернете. Оформление теоретической части. Разработка программы исследования, выбор методов, разработка гипотезы. Осуществление практической части, получение результатов, их обработка. Обработка коллекций раскопанных памятников. Шифровка, консервация, реконструкция предметов. Камеральная и статистическая обработка археологических материалов. Работа с музейными предметами и архивными документами. Обработка практических результатов на компьютере. Оформление учебно-исследовательской работы. Подготовка компьютерной презентации результатов УИР. Подготовка устных докладов и сообщений по результатам исследований. Выступление и обсуждение докладов в группе НОУ. Презентация учебно-исследовательских работ на конкурсах, конференциях различного уровня. Анализ результатов исследовательской работы.

Экскурсии на археологический памятник

Предварительное изучение памятника. История открытия памятника. Археологическая культура. Коллекция предметов с памятника. Учебное исследование памятника.

Практика: Самостоятельное исследование памятника: топосъемка, фотофиксация, описание.

Массовые мероприятия

Традиционная встреча «Кто бывал в экспедиции». Воскресная школа юных археологов. Игра «Археологическая мозаика». Подготовка команды для участия в конкурсах. Разработка инсценировок. Участие в традиционных мероприятиях ДПШ – «Давайте познакомимся», «Праздник чести», «День рождения Дворца» и др.

Практика: коммуникативные навыки, участие в организации мероприятий, рефлексия по итогам участия.

Итоговое занятие

Подведение итогов учебного года. Тестирование уровня интеллектуального развития. Зачет. Выпускная характеристика

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

В основе организации образовательного процесса по данной программе лежит педагогическая технология организации учебно-исследовательских творческих работ.  ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ. При осуществлении образовательного процесса могут применяться любые педагогические способы деятельности, если они ведут к выполнению целей и задач программы. Однако в данной программе отдаётся предпочтение методам проблемного обучения, исследовательским методам, методам практической деятельности, активным методам обучения и коллективной творческой деятельности, в.т. числе игровым, методы воспитания через коллективную практическую социально-значимую деятельность.

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ организации образовательной деятельности и подведения итогов по разделам:

Содержательные блоки программы Основные формы организации образовательной деятельности Формы подведения итогов
Методика научно-исследовательской деятельности

Лекции, семинары, беседы, дискуссии, игровые формы, КТД, мозговой штурм, конкурсы рефератов, викторины, практические занятия, экскурсии, музейная практика,

Анкеты, тесты, зачеты, практические работы.

История археологических исследований
Археология и сопутствующие ей науки
Организация и проведение учебно-исследовательской деятельности Индивидуальные консультации, самостоятельная работа с источниками, постановка и проведение эксперимента, проектно-исследовательская деятельность, создание УИР, конференции. Конкурс рефератов и исследовательских работ УДОД; чтения, конференции школьных УИР; археологическая секция конференции НОУ; публикации в сборниках УИР. «Карта творческих достижений юного археолога»
Летняя археологическая практика Экскурсии, археологические разведки, археологические и комплексные школьные экспедиции, полевые экспериментальные лаборатории, камеральная обработка собранного материала, Дневник полевой археологической практики. Зачет. «Карта творческих достижений юного археолога».

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ необходимый для реализации ОП (включая цифровые образовательные ресурсы):

- методические разработки по организации УИР;

- библиотечка художественной, учебной, научно-популярной, научной литературы по проблемам археологии, истории, краеведения и т.п.;

- подборки журнальных и газетных вырезок по темам;

-  картотека источников, научной, научно-популярной литературы, статей по темам;

- географические карты и топопланы;

- открытки, схемы, таблицы, картины;

- слайды, фотографии, учебные видеофильмы, электронные издания на CD, Интернет-ресурсы;

- макеты, реплики, артефакты используемые для иллюстрации лекций и бесед;

- тематические экспозиции в музеях.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:

Для проведения групповых занятий необходимы: оборудованное столами и стульями помещение, мультимедийный проектор, видеомагнитофон и телевизор, доска для записей, держатели для карт, таблиц.

Для проведения индивидуальных занятий, составлении и презентации УИР нужен компьютер, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат а также другое оборудование в зависимости от темы исследовательской работы воспитанника.

Для проведения летней полевой практики требуется специальное походно – туристическое оборудование и инструменты для ведения полевых археологических работ (палатки, спальники, лопаты, носилки, нивелиры, планшеты и т.д.).

При проведении школьных экспериментальных работ в полевых или кабинетных условиях техническое оборудование обеспечивается в зависимости от содержания эксперимента. Например: для экспериментальной гончарной лаборатории необходимы лотки с глиной, оборудованный рабочий стол, гончарный круг, муфельная печь, стеллаж для изделий и т.д.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

И УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ.

Археологическая карта микрорайона (административного района).

Археологи – исследователи памятников Южного Урала.

Археологические открытия в Челябинской области.

Военное дело по археологическим материалам.

Древние колесницы.

Функция украшения в древности.

Религиозные воззрения по материалам могильников.

Реконструкция археологического объекта.

Семантика орнаментации на керамике.

Характеристика археологического памятника (группы памятников).

Результаты археологических разведок.

Первобытное искусство.

Хозяйство древних племён Южного Урала.

Технология ремесленного производства в древности.

Аркаим. «Страна городов».

Укреплённые поселения бронзового века.

Реставрация артефактов.

Реконструкция и моделирование археологических объектов, процессов, явлений.

Остеологический материал археологического памятника.

Игры детей в первобытном обществе.

Социальная дифференциация в первобытном обществе.

Древние святилища Южного Урала.

Загадка «курганов с усами».

Погребальный обряд и его различные аспекты.

Астрономические знания в древности.

Природа и древний человек.

Проявления различных культов (огня, животных и т.п.) в памятниках археологии.

Семантика археологического предмета.

Пещеры Южного Урала.

Критика различных конъюнктурных, ненаучных теорий…

 

 

 

                

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

1. Археология и не только. СПб., 2002.

2. Бровко Д.В. Феномен педагогической археологии. http://teacher.org.ru/

3. Буровский А.М. Предмет и проблематика «педагогической археологии». // Вопросы методики работы школьных археологических кружков. Новосибирск.1990.

4. Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально-образовательная среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей. // Исследовательская работа школьников. 2003, №3

5. Виноградов Н.Б., Костюков В.П., Туфленков Л.В. Клуб юных археологов «Муравей». // Народное образование. 1993, № 3.

6. Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности. // Школьные технологии.

7. Коцюба Д.В. Краеведение в воспитании учащихся. Москва. Просвещение.1965.

8. Левшина Н.С. Использование компьютерных технологий в исследовательских проектах по краеведению. // Исследовательская работа школьников. 2007, №4

9. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование. – 1999. №10.

10. Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: Сборник анкет с комментариями. М. 2006.

11. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей. М.2006.

12. Леонтович А.В. Концептуальные основания модели организации исследовательской деятельности учащихся. М. 2007.

13. Ляшко Л.Ю. Технологическое обеспечение работы педагога дополнительного образования в объединении юных исследователей. // Дополнительное образование. – 2002. №6.

14. Мандрыка П.Е. Методические рекомендации для руководителей археологических объединений. - Красноярск, 1993.

15. Марков С.В. Система в краеведческой работе. // Народное образование. 1993, №3.

16. Марков С.В. Работа кружка юных археологов по восстановлению и сохранению археологических памятников района. // Школьное краеведение. – М., 1995.

17. Марков С.В. Формирование культурности человека в детском археологическом движении. // Проблемы культуросообразности современной школы. Материалы областной научно-практической конференции. Челябинск. 2001.

18. Научная работа старшеклассников. Новокузнецк. 1999.

19. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. // Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.

20. Обухов А.С. Исследовательская позиция личности. // Исследовательская работа школьников. 2006, №1

21. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры. http://www.abitu.ru/researcher/methodics/teor

22. Организация исследовательской работы школьников в рамках научного общества учащихся. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002.

23. Организация и проведение ученических исследовательских конференций. М. 2007.

24. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в системе дополнительного образования (Пособие для руководителей археологических и краеведческих объединений). Самара. 2007

25. Педагогическая археология. Из опыта работы школьных археологических объединений Челябинской области. Челябинск. 2001.

26. Педагогическая археология: методические материалы. Вып. 2. –Челябинск; Издательство ЧГПУ, 2008.

27. Педагогическая археология: методические материалы. Вып. 3. –Челябинск; Издательство ЧГПУ, 2009.

28. Плюснин Ю.М. Как писать научные работы: Учебно-методическое пособие. Новосибирск. 2002.

29. Развитие исследовательской деятельности учащихся. // Методический сборник. М., Народное образование. 2001.

30. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезис, 2005.

31. Сериков Ю.Б., Серикова Л.В. Древний человек и природа. Методическое пособие… Нижний Тагил. 2002.

32.  Страницы древней истории Южного Урала. Методическое пособие. Челябинск, Южно-Уральское книжное издание. 2000.

33.  Швеммер В.Г. Лагерь, где всем хорошо. // Народное образование. 1993, № 3.

34.  Шмидт С.О. От краеведения – к краелюбию. // Учительская газета. 1996, 7 мая (№ 19).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯУЧАЩИХСЯ

1. Авдусин Д.А. Археология СССР. – М., 1977

2. Авдусин Д.А. Полевая археология. М., 1980.

3. Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 1990

4. Амальрик А.С., Монгайт А.П. Что такое археология? М., 1961.

5. Андрианов Б.В. Земледелие наших предков. – М., 1978.

6. Аркаим: исследования, поиски, открытия. Челябинск, 1995.

7. Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала. Челябинск. 2004.

8. Археология Южного Урала. Степь (проблемы культурогенеза). Челябинск. 2006.

9. Бадер О.Н. памятники палеолита на Южном Урале и их стратегическое значение//Антропоген Южного Урала. – М., 1965

10. Бадер О.Н. Каповая пещера. М., 1965.

11. Базаров, А.А. Хроника колхозного рабства / А.А. Базаров. – М.: изд-во «Возвращение», 2004. – 815 с. – Библиогр.: с. 787 – 814.

12. Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. – М.: Стройиздат, 1988.

13. Бацалев В., Варакин А. Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий. М., 2004.

14. Беккерт М. Железо. Факты и легенды.- М., 1984.

15. Брашинский И.В. В поисках скифских сокровищ. М., 1979.

16. Брей У. Археологический словарь. – М., 1990.

17. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М.: Изд-во «Наука», 1988.

18. Гарден Ж.К. Теоретическая археология. – М., 1988.

19. Вадецкая Э.Б. Сказы о древних курганах. Новосибирск, 1981.

20. Варшавский А.В. Вначале были легенды. М., 1982.

21. Виноградов Н.Б. Южное Зауралье и Северный Казахстан в раннеалакульский период. Автореф. Дисс.. – М., 1985

22. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. Челябинск, 1997.

23. Виноградов Н.Б. Могильник бронзового века Кривое Озеро в Южном Зауралье. Челябинск, 2003.

24. Гальперина Г.А., Доброва Е.В. Популярная история археологии. М. 2002.

25. Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта. – Челябинск, Южно-Урал. кн. изд-во, 1992.

26. Граков Б.Н. Ранний железный век. М., 1979.

27. Григорьев С.А. Древние горняки Урала // Восьмые Бирюковские чтения. Тезисы докладов. – Челябинск, 1988.

28. Дегтярёв И.В. Челябинская старина. Сборник статей и материалов по истории Челябинска раннего периода. – Челябинск: Центр историко-культурного наследия г. Челябинска, 1996.

29. Дореволюционный Челябинск в слове современников: собр. текстов / Центр ист.-культур. наследия г. Челябинска; сост. В.С.Боже. - Челябинск, 1997.- 327 с.: ил.

30. Древняя история Южного Зауралья. Т.1,2. Челябинск, 2000.

31. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. – Прага, 1982

32. Епимахов А.В. Погребальная обрядность населения Южном Зауралья эпохи средней бронзы. // Авторереф. дисс…. к.и.н. – Новосибирск, 1998

33. Епимахов А.В. Южное Зауралье в эпоху средней бронзы. Челябинск, 2002.

34. Зданович Г.Б. Бронзовый век Урало-Казахстанских степей. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.

35. Иванов В.А. У подножия Рифейских гор. Поиски, находки, исследования. Уфа: Башкнигоиздат, 1982.

36. Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? СПб., 1994.

37. Ильинская Л.С. Легенды и археология. М., 1988.

38. История России в судьбах южноуральцев. XX век: путеводитель по фондам лич. происхождения арх. учреждений Челяб. обл./ [сост.: Л. А. Рыжкова, Н. С. Булыгина; гл. ред. А. П. Финадеев]; Ком. по делам арх. Чел. обл. – Челябинск: Книга, 2003. – 223 с., 8 л. ил.: ил.

39. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 2005.(можно любое издание).

40. Кирьянов А.В. Реставрация археологических предметов. – М., АН СССР, 1960

41. Клейн Л.С. Археологические источники. – Л., 1978.

42. Ковалевская В.Б. Конь и всадник. – М.: Наука, 1977.

43. Корецкая, Т.Л. Земля Уральская: Энциклопедия для детей / Т.А. Корецкая. - Челябинск: Юж.-Урал. Книж. изд., 2004.

44. Кочевники Урало – Казахстанских степей: Сборник научных трудов. Екатеринбург: Уральская издательская фирма «Наука», 1993.

45. Крижевская Л.Я. Неолит Южного Урала. – Л., 1968

46. Кузьмина Е.Е. Древние скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986.

47. Леонтьев Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., 1993.

48. Линдблад Я. Человек – ты, я и первозданный. – М.: «Прогресс», 1991

49. Липс Ю. Происхождение вещей. – М., 1954.

50. Лобок А. Антропология мифа. – Екатеринбург: Банк культурн. информации, 1997

51. Мажитов Н.А. Тайны древнего Урала. – Уфа, 1973

52. Малинова, Малинов Прыжок в прошлое. М., 2002

53.  Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М., 1989.

54. Массон В.М исторические реконструкции в археологии. – Самара, 1996.

55. Материалы по археологии и этнографии Южного Урала// Труды музея-заповедника «Аркаим». – Челябинск, 1996.

56. Материалы 37 Урало-Поволжской археологической студенческой конференции. Челябинск, 2005.

57. Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., 1972.

58. Матюшин Г.Н. У истоков человечества. М., 1982.

59. Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М., 1996.

60. Матюшин Г.Н. Яшмовый пояс Урала. М., 1975.

61. Матюшин Г.Н. Мезолит Южного Урала. М., 1976.

62. Матюшин Г.Н. Три миллиона лет до нашей эры. – М., 1986.

63. Матюшин Г.Н. У истоков цивилизации. – М., 1992.

64. Мамонов В.Ф. История казачества Урала. Учебное пособие для казачьих воскресных школ. – Оренбург – Челябинск, 1992.

65. Мамонов В.Ф., Форстман Г.В. Гроза двенадцатого года: (казаки Урала в Отечеств. войне 1812 г.). - Челябинск, 1991. - 96с.

66. Моисеев А. Память челябинских улиц. – Челябинск: Южно-Уральское книжное

       издательство, 1988.

67. Непеин, И.Г. Палачи и жертвы.– Челябинск: ТОО «Версия»; ТОО «Лад», 1997. - 222с.

68. Никонов В.А. "Словарь русских фамилий". Москва, "Школа – пресс", 1993.

69. Плетнева С.А. Половцы. – М., 1960.

70. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. 3 -е изд., перераб. и доп.- М.: Высшая школа, 1992.

71. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры Проблемы моровоззрения ираноязычных народовв евразийских степей I тысячелетия до н.э.- М.: Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1985.

72. Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества. М., 1988.

73. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. – М., 1966.

74. Руденко С.Н. Пазырыкские курганы. М., 1954.

75. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества 12-13 вв. М., 1993.

76. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1972.

77. Сальников К.В. Древнейшие памятники истории Урала. – Свердловск, 1952

78. Сальников К.В. К вопросу о происхождении ананьинской культуры //Советская этнография, 1954

79. Сальников К.В. Иткульская культура //Краеведческие записки – Челябинск, 1962. – Вып.1.

80. Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967.

81. Селимханов И.Р. Разгаданные секреты древней бронзы. – М., 1970.

82. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. СПб. 2007.

83. Смирнов А.П. Скифы. М., 1966.

84. Смирнов К.Ф. Савроматы. М., 1964.

85. Скрипов А.С. Челябинск. ХХ век. – Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 2000.

86. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985

87. Стингл М. Индейцы без томагавков. М., 2004.

88. Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 2003.

89. Стоколос В.С. Культура населения бронзового века Южного Зауралья. М., 1972.

90. Сулимирский Т. Сарматы. Древний народ юга России. М. 2007.

91. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989.

92. Токарев С.А. Ранние формы религии. 1990.

93. Тюмасева З.И., Ламехов Ю.Г., Виноградов Н.Б. Современные проблемы происхождения человека в биологическом образовании школьников. – Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992.

94. Уварова И. Глина, вода и огонь. – М., 1973.

95. Фёдоров-Давыдов Г.А. Курганы, идолы, монеты. М., 1968.

96. Фёдоров Г.Б. Дневная поверхность. М., 1978.

97. Формозов А.А. Очерки по истории русской археологии. – М., 1961

98. Человек в пространстве древних культур. Челябинск, 2003.

99. Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып. 1, 2, 3 – Челябинск: ЦИКН, с 1996.

100. Челябинск. История моего города. – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1999.

101. Челябинск. Энциклопедия. – Челябинск: «Каменный пояс», 2001.

102. Челябинская область. 1917-1945 гг. Сборник документов и материалов. – Челябинск: ЮУКИ, 1998.

103. Челябинская область. Энциклопедия. Т. 1-5. - Челябинск, с 2005.    

104. Черных Е.Н. Металл-человек-время. – М., 1972.

105. Шувалов, Н.И. От Парижа до Берлина: топоним. слов. - 2-е изд., перераб. и доп. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989.

106. Щапова Ю.Л. Естественнонаучные методы в археологии. – М., 1988

107. Янин В.Л. Я послал тебе бересту. М., 1975.

 

СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.107 с.)