Решение Научно-методического совета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение Научно-методического совета



                                                            Протокол №____от ___________

 

 

Образовательная программа

«Учебно-исследовательская деятельность

В детском археолого-краеведческом объединении»

 

Для групп НОУ.

Возраст: 11 – 18 лет.

Продолжительность освоения 5 лет.

Автор: Марков Сергей Владимирович

педагог дополнительного образования

ДПШ им. Н.К.Крупской

 

 

Челябинск. 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ряд тенденций в развитии современного мира создают серьёзные затруднения для формирования полноценной, самоактуализирующейся личности. Господство массовой культуры примитивизирует мышление подростков. Мощный информационный поток молодое поколение, которое не обладает в полной мере навыками рефлексии, не успевает отсортировать, усвоить, в результате возникает апатия и пассивность. У молодёжи возникает равнодушное или пренебрежительное отношение к ценностям национальной культуры, историческому прошлому нашей страны. Решение этих и других образовательных проблем формирующейся личности – задача дополнительного образования. Значительным потенциалом возможностей развития личности ребёнка обладают детские археологические объединения.

Детское археологическое движение, существующее в нашей стране, создаёт оптимальную социокультурную среду для формирования личности культурной, образованной, творческой, свободной, деятельной, вооружённой научным мировоззрением, способной к рефлексии, обладающей навыками исследовательской деятельности. Этот тезис подтверждается богатым опытом образовательной деятельности детских археологических объединений Челябинской области. Школьники принимают систематическое участие в полевых исследованиях (разведках и раскопках) с 50-х годов прошлого века. С 1964г. действует археологическая секция НОУ. С 70-х годов в области проводятся школьные археологические экспедиции. В 1988 году образован областной клуб «Формика» - содружество детских археологических объединений, построенное на их совместной образовательной деятельности. Клуб стал, по существу, экспериментальной площадкой, в которой разрабатывались и апробировались концептуальные основы, технологии, формы, методы развития личности ребёнка в детском археологическом движении. В настоящее время клуб «Формика» является детским объединением МУДОД ДПШ им. Н.К.Крупской. Но продолжает оставаться центром детской археологии в Челябинской области. Целый ряд клубных творческих дел ориентирован на широкую детскую аудиторию города и области: встреча «Кто бывал в экспедиции», воскресная школа юных археологов, игра «Археологическая мозаика», областная летняя экспедиция «Юный археолог», экскурсии на археологические памятники Южного Урала. Ряд образовательных программ, учебных и методических пособий по древнейшей истории Южного Урала создал д.и.н. Н.Б.Виноградов (ЧГПУ). Интересные и своеобразные образовательные программы разработали руководители детских археолого-краеведческих объединений г.Челябинска и области Л.В.Туфленков, И.В.Бавыкина, И.Ю.Банникова, С.А.Акужинов, А.М.Наумов. В 2001 и 2008 гг изданы методические сборники «Педагогическая археология», обобщающие опыт работы в Челябинске и Челябинской области.

При разработке образовательной программы «Учебно-исследовательская деятельность в детском археолого-кроаеведческом объединении» автор использовал опыт коллективной образовательной деятельности клуба «Формика», а также личный опыт руководства детскими археолого-краеведческими объединениями (1981-1988гг. – Дом пионеров г. Пласт, 1988-2000гг. – Есаульская СШ Сосновского района, 2001-2006 – ДЮЦ Ленинского района г.Челябинска). Отличие данной образовательной программы от других действующих в городе и области программ детской археологии: б о льшее внимание уделено обучению методике и методологии научно-исследовательской деятельности; процесс создания учебно-исследовательских работ выделен в отдельную тему, в учебно-тематическом плане предусматриваются часы на индивидуальную работу с воспитанниками. Наполнение образовательной программы связано с содержанием курсов истории, обществознания, истории мировой культуры, краеведения, преподаваемых в общеобразовательных учреждениях, что обязательно учитывается при проведении занятий в детском объединении.

По определению А.С.Обухова учебно-исследовательская деятельность учащихся – это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. Наиболее эффективно формирование личности воспитанника в исследовательской деятельности происходит в том случае, если эта деятельность осуществляется в социокультурной образовательной среде и направлена на реализацию реальных, социально-значимых проектов.

  ЦЕЛЬ: Формирование научного мировоззрения, развитие исследовательского мышления воспитанников, как основы творческой самоактуализирующейся личности, через организацию исследовательской деятельности в социокультурной образовательной среде детского археологического движения.

ЗАДАЧИ:

1.Дать углублённые знания по археологии, краеведению, истории материальной и духовной культуры первобытных народов и древних цивилизаций, а также по отдельным разделам научных дисциплин необходимых для изучения древнейшей истории Южного Урала.

2.Познакомить учащихся с основами методики научно-исследовательской работы, сформировать умения и навыки исследовательской деятельности.

3.Разработка и проведение совместно с учащимися программ археолого-краеведческих исследований, оформление учебно-исследовательских работ и их защита на различных уровнях.

4.Развить мотивацию к познанию, творчеству, поисковой и исследовательской деятельности.

5.Воспитать личностные качества необходимые исследователю.

6.Обеспечить в коллективе для каждого учащегося комфортную эмоциональную среду – ситуацию успеха и развития, атмосферу доброжелательного сотрудничества.

 7.Формировать культуру здорового образа жизни, знания и умения в области туризма, безопасности жизнедеятельности.

Программа предназначена для реализации в группе НОУ. Направленность программы – туристско-краеведческая, учебно-исследовательская.

Срок реализации программы –5 лет.

Возрастной состав учащихся: 5 -11 классы и студенты младших курсов (11 – 18 лет).

Организация образовательного процесса с воспитанниками базируется на обязательном учете их возрастных и личностных психологических особенностей. Набор в группу свободный, с учетом предрасположенности учащегося к исследовательской деятельности. Количество учащихся в группе – 4-6 человек. Типы занятий: групповые и индивидуальные, теоретические и практические. Количество часов на одну группу в неделю - 6, в год – 216. Программа ориентирована на подготовку учащихся для продолжения образования по специальностям, где необходимы навыки научно-исследовательской работы в гуманитарной области (история, археология, краеведение и т.п.). Содержание

Программа интегрированная – объединяет следующие направления и виды деятельности: археология, история, краеведение, элементы этнографии, экологии, вспомогательных исторических дисциплин, методики научных исследований, основы туризма, основы гносеологии, различные элементы других научных дисциплин, знание которых необходимо при проведении археологических исследований. Программа содержит несколько образовательных «сквозных» блоков, проходящих через все пять лет обучения, все они направлены на выполнение цели программы. Первый блок: методика научно-исследовательской деятельности. Второй блок: организация и проведение учебно-исследовательской деятельности. Третий блок: история археологических исследований. Четвёртый блок: археология, краеведение и сопутствующие науки. Пятый блок: методика археологических исследований, летняя археологическая практика (охранная деятельность, разведки и раскопки). Деятельность детского объединения предполагает включение в систему работы областного содружества юных археологов (см. Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально-образовательная среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей. //Исследовательская работа школьников. 2003, №3)

Летняя полевая практика, обязательныйэлемент программы, проводится сверх обязательных 216 учебных часов. Содержание практики планируется особо, в зависимости от задач стоящих перед юными исследователями, исследуемых памятников, состава экспедиции и т.п. Для участия в летней практике воспитаннику необходимо разрешение медицинского работника (медицинская справка), заявление родителей.

Содержательно-познавательная часть программы усложняется с каждым годом обучения. Индивидуальная учебно-исследовательская деятельность выделена в самостоятельную тему и её прохождение осуществляется параллельно с изучением других тем курса. Часы на подготовку и участие в массовых мероприятиях (игра «Археологическая мозаика», слёты, конференции НОУ и т.д.) невозможно спланировать в УТП точно, поэтому они проводятся согласно положениям и могут незначительно меняться за счёт других тем курса. Некоторые содержательные элементы курса повторяются в следующие года обучения, но на более сложном уровне.

В образовательную программу включен воспитательный компонент МАУДОД ДПШ имени Н.К.Крупской количестве 6 часов, что отражено в теме «Массовые мероприятия» в учебно-тематическом планировании и содержании ОП по годам обучения.

Составной частью учебно-методического комплекса, который используется для организации и проведения занятий в клубе юных археологов «Формика», является адаптированный вариант авторской программы Н.Б.Виноградова «Страницы древней истории Южного Урала».

Ожидаемые результаты реализации образовательной программы выражаются в наличии у выпускника детского объединения юных археологов следующих позиций:

1. Сформированность основ научного мировоззрения.

2. Наличие углублённых (за пределами школьной программы) знаний по археологии, краеведению, истории материальной и духовной культуры первобытных народов и древних цивилизаций, а также по отдельным разделам научных дисциплин необходимых для ведения исследовательской работы по древнейшей истории Южного Урала.

3. Знание основ методики научно-исследовательской работы, сформированность умений и навыков исследовательской деятельности.

4. Сформированность мотивации к познанию, творчеству, поисковой и исследовательской деятельности.

5. Личный опыт участия в коллективной и индивидуальной исследовательской деятельности: изучение археологических, культурных памятников, артефактов, процессов, явлений; создание УИР и т.д. Опыт участия в сохранении культурного наследия родного края.

6. Наличие личностных качеств необходимых ученому-исследователю: критическое мышление, творческое отношение к делу, системность мышления, трудолюбие, толерантность, самостоятельность, умение работать в коллективе и т.д.

7. Сформированность потребности в здоровом образе жизни, наличие знаний основ туризма, умений и навыков безопасности жизнедеятельности.

8. Готовность к продолжению образования по избранному направлению.

 

Подведение итогов реализации образовательной программы происходит по результатам: 1)участия юных археологов с исследовательскими работами на конференциях различных уровней (на основании критериев оценки школьных исследовательских работ); 2)участия юных археологов в летней практике (адекватное и эффективное применение полученных знаний, умений в общественно-полезной деятельности); 3) психолого-педагогической диагностики развития личности воспитанника, его знаний, умений, навыков (педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, зачеты, практические работы и т.д.). Результаты, достижения фиксируются в «Карту творческих достижений юного археолога» (или портфолио), «Карту личностного развития». Результативность работы детского объединения фиксируется в «Карту творческих достижений д/о юных археологов».

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ 1-го года обучения

Организационное занятие

Знакомство с программой деятельности. Цели работы кружка. Планирование работы на год. Определение интересов и уровня знаний учащихся.

Наука археология   

Место археологии среди наук. Понятие археологического источника. Письменные источники и археология. Методы археологических исследований. Полевая археология. Разведки. Раскопки. Экспедиции. Подводная археология. Экспериментальная археология. Археологическая реконструкция.

Археологическая периодизация. Принципы периодизации в археологии.

Типы археологических памятников. Поселения. Городища. Селища. Стоянки. Погребения. Курганы. Разделение погребений на типы (по надмогильному со­оружению, сопровождающему инвентарю, способу об­ращения с умершим, конструкции могилы). Мегалитические сооружения. Наскальные рисунки. Клады. Отдельные находки.

Культурный слой. Условия образования культурного слоя. Стратиграфия. Однослойные и многослойные памятники.

Связь археологии с другими науками. Естественнонаучные методы в археологии. Проблемы датировок. Радиоуглеродный и археомагнитный методы датировок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.024 с.)