Мудод дворец пионеров и школьников имени Н. К. Крупской 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мудод дворец пионеров и школьников имени Н. К. Крупской



МУДОД Дворец пионеров и школьников имени Н.К.Крупской

 

Утверждаю:

Директор МУДОД ДПШ

Имени Н.К.Крупской

_______________ И. А. Иоголевич

Решение Научно-методического совета

                                                            Протокол №____от ___________

 

 

Образовательная программа

«Учебно-исследовательская деятельность

В детском археолого-краеведческом объединении»

 

Для групп НОУ.

Возраст: 11 – 18 лет.

Продолжительность освоения 5 лет.

Автор: Марков Сергей Владимирович

педагог дополнительного образования

ДПШ им. Н.К.Крупской

 

 

Челябинск. 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ряд тенденций в развитии современного мира создают серьёзные затруднения для формирования полноценной, самоактуализирующейся личности. Господство массовой культуры примитивизирует мышление подростков. Мощный информационный поток молодое поколение, которое не обладает в полной мере навыками рефлексии, не успевает отсортировать, усвоить, в результате возникает апатия и пассивность. У молодёжи возникает равнодушное или пренебрежительное отношение к ценностям национальной культуры, историческому прошлому нашей страны. Решение этих и других образовательных проблем формирующейся личности – задача дополнительного образования. Значительным потенциалом возможностей развития личности ребёнка обладают детские археологические объединения.

Детское археологическое движение, существующее в нашей стране, создаёт оптимальную социокультурную среду для формирования личности культурной, образованной, творческой, свободной, деятельной, вооружённой научным мировоззрением, способной к рефлексии, обладающей навыками исследовательской деятельности. Этот тезис подтверждается богатым опытом образовательной деятельности детских археологических объединений Челябинской области. Школьники принимают систематическое участие в полевых исследованиях (разведках и раскопках) с 50-х годов прошлого века. С 1964г. действует археологическая секция НОУ. С 70-х годов в области проводятся школьные археологические экспедиции. В 1988 году образован областной клуб «Формика» - содружество детских археологических объединений, построенное на их совместной образовательной деятельности. Клуб стал, по существу, экспериментальной площадкой, в которой разрабатывались и апробировались концептуальные основы, технологии, формы, методы развития личности ребёнка в детском археологическом движении. В настоящее время клуб «Формика» является детским объединением МУДОД ДПШ им. Н.К.Крупской. Но продолжает оставаться центром детской археологии в Челябинской области. Целый ряд клубных творческих дел ориентирован на широкую детскую аудиторию города и области: встреча «Кто бывал в экспедиции», воскресная школа юных археологов, игра «Археологическая мозаика», областная летняя экспедиция «Юный археолог», экскурсии на археологические памятники Южного Урала. Ряд образовательных программ, учебных и методических пособий по древнейшей истории Южного Урала создал д.и.н. Н.Б.Виноградов (ЧГПУ). Интересные и своеобразные образовательные программы разработали руководители детских археолого-краеведческих объединений г.Челябинска и области Л.В.Туфленков, И.В.Бавыкина, И.Ю.Банникова, С.А.Акужинов, А.М.Наумов. В 2001 и 2008 гг изданы методические сборники «Педагогическая археология», обобщающие опыт работы в Челябинске и Челябинской области.

При разработке образовательной программы «Учебно-исследовательская деятельность в детском археолого-кроаеведческом объединении» автор использовал опыт коллективной образовательной деятельности клуба «Формика», а также личный опыт руководства детскими археолого-краеведческими объединениями (1981-1988гг. – Дом пионеров г. Пласт, 1988-2000гг. – Есаульская СШ Сосновского района, 2001-2006 – ДЮЦ Ленинского района г.Челябинска). Отличие данной образовательной программы от других действующих в городе и области программ детской археологии: б о льшее внимание уделено обучению методике и методологии научно-исследовательской деятельности; процесс создания учебно-исследовательских работ выделен в отдельную тему, в учебно-тематическом плане предусматриваются часы на индивидуальную работу с воспитанниками. Наполнение образовательной программы связано с содержанием курсов истории, обществознания, истории мировой культуры, краеведения, преподаваемых в общеобразовательных учреждениях, что обязательно учитывается при проведении занятий в детском объединении.

По определению А.С.Обухова учебно-исследовательская деятельность учащихся – это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. Наиболее эффективно формирование личности воспитанника в исследовательской деятельности происходит в том случае, если эта деятельность осуществляется в социокультурной образовательной среде и направлена на реализацию реальных, социально-значимых проектов.

  ЦЕЛЬ: Формирование научного мировоззрения, развитие исследовательского мышления воспитанников, как основы творческой самоактуализирующейся личности, через организацию исследовательской деятельности в социокультурной образовательной среде детского археологического движения.

ЗАДАЧИ:

1.Дать углублённые знания по археологии, краеведению, истории материальной и духовной культуры первобытных народов и древних цивилизаций, а также по отдельным разделам научных дисциплин необходимых для изучения древнейшей истории Южного Урала.

2.Познакомить учащихся с основами методики научно-исследовательской работы, сформировать умения и навыки исследовательской деятельности.

3.Разработка и проведение совместно с учащимися программ археолого-краеведческих исследований, оформление учебно-исследовательских работ и их защита на различных уровнях.

4.Развить мотивацию к познанию, творчеству, поисковой и исследовательской деятельности.

5.Воспитать личностные качества необходимые исследователю.

6.Обеспечить в коллективе для каждого учащегося комфортную эмоциональную среду – ситуацию успеха и развития, атмосферу доброжелательного сотрудничества.

 7.Формировать культуру здорового образа жизни, знания и умения в области туризма, безопасности жизнедеятельности.

Программа предназначена для реализации в группе НОУ. Направленность программы – туристско-краеведческая, учебно-исследовательская.

Срок реализации программы –5 лет.

Возрастной состав учащихся: 5 -11 классы и студенты младших курсов (11 – 18 лет).

Организация образовательного процесса с воспитанниками базируется на обязательном учете их возрастных и личностных психологических особенностей. Набор в группу свободный, с учетом предрасположенности учащегося к исследовательской деятельности. Количество учащихся в группе – 4-6 человек. Типы занятий: групповые и индивидуальные, теоретические и практические. Количество часов на одну группу в неделю - 6, в год – 216. Программа ориентирована на подготовку учащихся для продолжения образования по специальностям, где необходимы навыки научно-исследовательской работы в гуманитарной области (история, археология, краеведение и т.п.). Содержание

Программа интегрированная – объединяет следующие направления и виды деятельности: археология, история, краеведение, элементы этнографии, экологии, вспомогательных исторических дисциплин, методики научных исследований, основы туризма, основы гносеологии, различные элементы других научных дисциплин, знание которых необходимо при проведении археологических исследований. Программа содержит несколько образовательных «сквозных» блоков, проходящих через все пять лет обучения, все они направлены на выполнение цели программы. Первый блок: методика научно-исследовательской деятельности. Второй блок: организация и проведение учебно-исследовательской деятельности. Третий блок: история археологических исследований. Четвёртый блок: археология, краеведение и сопутствующие науки. Пятый блок: методика археологических исследований, летняя археологическая практика (охранная деятельность, разведки и раскопки). Деятельность детского объединения предполагает включение в систему работы областного содружества юных археологов (см. Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально-образовательная среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей. //Исследовательская работа школьников. 2003, №3)

Летняя полевая практика, обязательныйэлемент программы, проводится сверх обязательных 216 учебных часов. Содержание практики планируется особо, в зависимости от задач стоящих перед юными исследователями, исследуемых памятников, состава экспедиции и т.п. Для участия в летней практике воспитаннику необходимо разрешение медицинского работника (медицинская справка), заявление родителей.

Содержательно-познавательная часть программы усложняется с каждым годом обучения. Индивидуальная учебно-исследовательская деятельность выделена в самостоятельную тему и её прохождение осуществляется параллельно с изучением других тем курса. Часы на подготовку и участие в массовых мероприятиях (игра «Археологическая мозаика», слёты, конференции НОУ и т.д.) невозможно спланировать в УТП точно, поэтому они проводятся согласно положениям и могут незначительно меняться за счёт других тем курса. Некоторые содержательные элементы курса повторяются в следующие года обучения, но на более сложном уровне.

В образовательную программу включен воспитательный компонент МАУДОД ДПШ имени Н.К.Крупской количестве 6 часов, что отражено в теме «Массовые мероприятия» в учебно-тематическом планировании и содержании ОП по годам обучения.

Составной частью учебно-методического комплекса, который используется для организации и проведения занятий в клубе юных археологов «Формика», является адаптированный вариант авторской программы Н.Б.Виноградова «Страницы древней истории Южного Урала».

Ожидаемые результаты реализации образовательной программы выражаются в наличии у выпускника детского объединения юных археологов следующих позиций:

1. Сформированность основ научного мировоззрения.

2. Наличие углублённых (за пределами школьной программы) знаний по археологии, краеведению, истории материальной и духовной культуры первобытных народов и древних цивилизаций, а также по отдельным разделам научных дисциплин необходимых для ведения исследовательской работы по древнейшей истории Южного Урала.

3. Знание основ методики научно-исследовательской работы, сформированность умений и навыков исследовательской деятельности.

4. Сформированность мотивации к познанию, творчеству, поисковой и исследовательской деятельности.

5. Личный опыт участия в коллективной и индивидуальной исследовательской деятельности: изучение археологических, культурных памятников, артефактов, процессов, явлений; создание УИР и т.д. Опыт участия в сохранении культурного наследия родного края.

6. Наличие личностных качеств необходимых ученому-исследователю: критическое мышление, творческое отношение к делу, системность мышления, трудолюбие, толерантность, самостоятельность, умение работать в коллективе и т.д.

7. Сформированность потребности в здоровом образе жизни, наличие знаний основ туризма, умений и навыков безопасности жизнедеятельности.

8. Готовность к продолжению образования по избранному направлению.

 

Подведение итогов реализации образовательной программы происходит по результатам: 1)участия юных археологов с исследовательскими работами на конференциях различных уровней (на основании критериев оценки школьных исследовательских работ); 2)участия юных археологов в летней практике (адекватное и эффективное применение полученных знаний, умений в общественно-полезной деятельности); 3) психолого-педагогической диагностики развития личности воспитанника, его знаний, умений, навыков (педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, зачеты, практические работы и т.д.). Результаты, достижения фиксируются в «Карту творческих достижений юного археолога» (или портфолио), «Карту личностного развития». Результативность работы детского объединения фиксируется в «Карту творческих достижений д/о юных археологов».

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ 1-го года обучения

Организационное занятие

Знакомство с программой деятельности. Цели работы кружка. Планирование работы на год. Определение интересов и уровня знаний учащихся.

Наука археология   

Место археологии среди наук. Понятие археологического источника. Письменные источники и археология. Методы археологических исследований. Полевая археология. Разведки. Раскопки. Экспедиции. Подводная археология. Экспериментальная археология. Археологическая реконструкция.

Археологическая периодизация. Принципы периодизации в археологии.

Типы археологических памятников. Поселения. Городища. Селища. Стоянки. Погребения. Курганы. Разделение погребений на типы (по надмогильному со­оружению, сопровождающему инвентарю, способу об­ращения с умершим, конструкции могилы). Мегалитические сооружения. Наскальные рисунки. Клады. Отдельные находки.

Культурный слой. Условия образования культурного слоя. Стратиграфия. Однослойные и многослойные памятники.

Связь археологии с другими науками. Естественнонаучные методы в археологии. Проблемы датировок. Радиоуглеродный и археомагнитный методы датировок.

 

Массовые мероприятия

Традиционная встреча «Кто бывал в экспедиции». Воскресная школа юных археологов. Игра «Археологическая мозаика». Подготовка команды для участия в конкурсах. Разработка инсценировок. Участие в традиционных мероприятиях ДПШ – «Давайте познакомимся», «Праздник чести», «День рождения Дворца» и др.

Практика: коммуникативные навыки, участие в организации мероприятий, рефлексия по итогам участия.

 

Итоговое занятие

Подведение итогов учебного года. Тестирование уровня интеллектуального развития. Зачет. Перспективы летней практики. Планирование походов и экспедиций.

СОДЕРЖАНИЕ 2-го года обучения

Организационное занятие

Подведение итогов летней археологической практики. Планы работы объединения на 2-й год обучения. Тестирование.

Археология Южного Урала

Геологическое прошлое Урала. Изменение природной среды обитания в древности. Палеолит Южного Урала. Каповая и Игнатьевская пещеры. Мезолитические памятники. Неолит на Южном Урале. Каменная индустрия. Искусство каменного века.

Энеолитические памятники. Эпоха бронзы: особенности хозяйства, социальной организации, идеологии. Выделение археологических культур. Синташтинская, петровская, алакульская, фёдоровская, черкаскульская культуры. Культуры поздней бронзы. Лесные и степные племена. Проблемы генезиса культур. Контакты древних южноуральцев.

Археологические культуры Южного Урала в РЖВ. Саки. Сарматы. Савроматы. Великое переселение народов в археологии края. Гунны, тюрские племена. Археологические памятники золотоордынского периода. Происхождение башкир.

Практика: составить выступление по проблеме, принять участие в дискуссии, подобрать литературу по теме, составить рецензию на одну из научных монографий, составить конспект научной статьи, монографии. Критика антинаучных представлений о первобытности.

 

3. Вспомогательные исторические дисциплины

Этнография. Нумизматика. Топонимика и антропонимика. Геральдика. Генеалогия. Хронология. Палеография. Краткое содержание. Южноуральский аспект.

Практика: Составление родословной, топонимическая и антропонимическая картотека. Описание старинной монеты. Работа с каталогами монет. Составление синхронных таблиц. Работа с текстами.

 

Массовые мероприятия

Традиционная встреча «Кто бывал в экспедиции». Воскресная школа юных археологов. Игра «Археологическая мозаика». Подготовка команды для участия в конкурсах. Разработка инсценировок. Участие в традиционных мероприятиях ДПШ – «Давайте познакомимся», «Праздник чести», «День рождения Дворца» и др.

Практика: коммуникативные навыки, участие в организации мероприятий, рефлексия по итогам участия.

Итоговое занятие

Подведение итогов учебного года. Тестирование уровня интеллектуального развития. Зачет. Перспективы летней практики. Планирование походов и экспедиций.

СОДЕРЖАНИЕ 3-го года обучения

Организационное занятие

Подведение итогов летней археологической практики. Планы работы объединения на 3-й год обучения. Тестирование.

Наука археология

Предмет археологии. Место археологии среди наук. Понятие археологического источника. Материальная и духовная куль­тура. Методы археологических исследований. Полевая археология. Разведки. Раскопки. Экспедиции. Подводная археология. Экспериментальная археология. Аэродешифровка. Археологическая реконструкция.

Типы археологических памятников. Поселения. Городища. Селища. Стоянки. Погребения. Курганы. Разделение погребений на типы (по надмогильному со­оружению, сопровождающему инвентарю, способу об­ращения с умершим, конструкции могилы). Мегалитические сооружения. Наскальные рисунки. Клады. Отдельные находки.

Культурный слой. Условия образования культурного слоя. Стратиграфический ярус. Однослойные и многослойные памятники. Археологические комплексы.

Археологическая культура и проблема её выделения. Принципы выделения археологических культур. Признак – тип – культура. Локальный вариант – культура – историко-культурная общность. Автохтонные культуры. Взаимовлияние археологических культур.

Связь археологии с другими науками. Естественнонаучные методы в археологии. Проблемы датировок. Радиоуглеродный и археомагнитный методы датировок. Способы исследования камня, металла. Исследование керамики, ее особенности и классификация. Электромагнитная разведка. Палеоботанические, палеозоологические и антропологические исследования. Исследования погребённой почвы. Формально-статистические методы в археологии.

Проблемы демографии, этнокультурной атрибуции, социальной стратификации по данным археологии Решение проблем демографии и этносоциального состава населения по материалам могильников и поселений. Формализация данных погребального обряда, их статистическая обработка. Определение культурной принадлежности погребённых. Способы исследования социальной структуры. Реконструкция общественных структур по материалам поселений и жилищ (семья, община, племя, союз племён).

Методики исследования исторических процессов по данным археологии. Комплексный подход в исторических реконструкциях: археологических, этнографических, нумизматических.

Геология и археология. Изучение ископаемых останков фауны и флоры. Геологические эпохи и периоды. Почвоведение, структура грунтов и горных пород. Изменение берего­вой линии водоёмов. Изменение природных условий, ландшафта, фауны и флоры; отражение этого процесса в хозяйственной и культурной жизни человека. Археология и экология.

Охрана памятников археологии. Конституция и законы РФ о памятниках истории и культуры. Законы об охране и использовании памятников истории и культуры. Порядок организации ар­хеологических разведок и раскопок. Открытый лист. Передача и хранение археологических находок. Уголовная ответственность за уничтожение и порчу археологических памятников, сокрытие кладов.

Практика: составить краткое сообщение по проблеме, подобрать литературу по теме, составить реферат по одной из книг, составить конспект научно-популярной статьи.

Этнография

Народы Южного Урала. Этнонимы, основная территория расселения, численность (историческая динамика и современные демографические процессы), этнические и этнографические группы, расовая принадлежность, антропологический тип, язык, его диалекты, религиозная принадлежность и современные конфессиональные процессы, этногенез и этническая история, традиционное и современное хозяйство, традиционные поселения и жилище, традиционная одежда, пища, социальная организация (основные социальные институты), духовная культура и верования. Взаимосвязь археологии и этнографии.

Массовые мероприятия

Традиционная встреча «Кто бывал в экспедиции». Воскресная школа юных археологов. Игра «Археологическая мозаика». Подготовка команды для участия в конкурсах. Разработка инсценировок. Участие в традиционных мероприятиях ДПШ – «Давайте познакомимся», «Праздник чести», «День рождения Дворца» и др.

Практика: коммуникативные навыки, участие в организации мероприятий, рефлексия по итогам участия..

Итоговое занятие

Подведение итогов учебного года. Тестирование уровня интеллектуального развития. Зачет. Перспективы летней практики. Планирование походов и экспедиций.

СОДЕРЖАНИЕ 4-го года обучения

Организационное занятие

Подведение итогов летней археологической практики. Планы работы объединения на 4-й год обучения. Тестирование профориентационное.

Массовые мероприятия

Традиционная встреча «Кто бывал в экспедиции». Воскресная школа юных археологов. Игра «Археологическая мозаика». Подготовка команды для участия в конкурсах. Разработка инсценировок. Участие в традиционных мероприятиях ДПШ – «Давайте познакомимся», «Праздник чести», «День рождения Дворца» и др.

Практика: коммуникативные навыки, участие в организации мероприятий, рефлексия по итогам участия.

Итоговое занятие

Подведение итогов учебного года. Тестирование уровня интеллектуального развития. Зачет. Перспективы летней практики. Планирование походов и экспедиций.

СОДЕРЖАНИЕ 5-го года обучения

Организационное занятие

Подведение итогов летней археологической практики. Планы работы объединения на 5-й год обучения. Тестирование.

Компьютер в археологии

Обработка текста, издательство и оптическое распознавание текста.

Базы данных. Регистры памятников (административные и исследовательские: SARG, AZSITE), музейные каталоги, базы данных по раскопкам (контекст, стратиграфические отношения, находки с атрибутами, взаиморасположение в слоях и т.д.), разведкам, литературе, вещевому материалу, надписям или текстам, библиографическим и библиотечным каталогам; открытый доступ к базам данных в информационных системах. Текст или цифровые базы данных, изображения и видеоматериалы.

Электронные таблицы. Графики. Линейные графики, диаграммы, 3-х мерные диаграммы и другие их разновидности. Иллюстрации. Структурные схемы, рисунки предметов, реконструкции, планы поверхностей.

САПР и картография. ГИС. Отображение. Создание 3-х мерных проволочных или полноцветных моделей раскопов, контуров поверхности, плотности распределения находок

Полевые исследования. Электронные теодолиты, СГП (GPS), триангуляционный локаторы, пантограф, цифровые камеры

Данные дистанционного зондирования, анализ изображений. Спутниковые данные, аэрофотографии.

Коммуникации. Интернет, электронная почта. Гипертекст. Системы помощи, документация, базы ресурсов (включая Интернет)

Мультимедиа. Просмотр информации и ответы на вопросы или поиск специфической информации в базе данных (текст, графика, анимация, фотографии, видео)

Массовые мероприятия

Традиционная встреча «Кто бывал в экспедиции». Воскресная школа юных археологов. Игра «Археологическая мозаика». Подготовка команды для участия в конкурсах. Разработка инсценировок. Участие в традиционных мероприятиях ДПШ – «Давайте познакомимся», «Праздник чести», «День рождения Дворца» и др.

Практика: коммуникативные навыки, участие в организации мероприятий, рефлексия по итогам участия.

Итоговое занятие

Подведение итогов учебного года. Тестирование уровня интеллектуального развития. Зачет. Выпускная характеристика

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

В основе организации образовательного процесса по данной программе лежит педагогическая технология организации учебно-исследовательских творческих работ.  ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ. При осуществлении образовательного процесса могут применяться любые педагогические способы деятельности, если они ведут к выполнению целей и задач программы. Однако в данной программе отдаётся предпочтение методам проблемного обучения, исследовательским методам, методам практической деятельности, активным методам обучения и коллективной творческой деятельности, в.т. числе игровым, методы воспитания через коллективную практическую социально-значимую деятельность.

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ организации образовательной деятельности и подведения итогов по разделам:

Содержательные блоки программы Основные формы организации образовательной деятельности Формы подведения итогов
Методика научно-исследовательской деятельности

Лекции, семинары, беседы, дискуссии, игровые формы, КТД, мозговой штурм, конкурсы рефератов, викторины, практические занятия, экскурсии, музейная практика,

Анкеты, тесты, зачеты, практические работы.

История археологических исследований
Археология и сопутствующие ей науки
Организация и проведение учебно-исследовательской деятельности Индивидуальные консультации, самостоятельная работа с источниками, постановка и проведение эксперимента, проектно-исследовательская деятельность, создание УИР, конференции. Конкурс рефератов и исследовательских работ УДОД; чтения, конференции школьных УИР; археологическая секция конференции НОУ; публикации в сборниках УИР. «Карта творческих достижений юного археолога»
Летняя археологическая практика Экскурсии, археологические разведки, археологические и комплексные школьные экспедиции, полевые экспериментальные лаборатории, камеральная обработка собранного материала, Дневник полевой археологической практики. Зачет. «Карта творческих достижений юного археолога».

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ необходимый для реализации ОП (включая цифровые образовательные ресурсы):

- методические разработки по организации УИР;

- библиотечка художественной, учебной, научно-популярной, научной литературы по проблемам археологии, истории, краеведения и т.п.;

- подборки журнальных и газетных вырезок по темам;

-  картотека источников, научной, научно-популярной литературы, статей по темам;

- географические карты и топопланы;

- открытки, схемы, таблицы, картины;

- слайды, фотографии, учебные видеофильмы, электронные издания на CD, Интернет-ресурсы;

- макеты, реплики, артефакты используемые для иллюстрации лекций и бесед;

- тематические экспозиции в музеях.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:

Для проведения групповых занятий необходимы: оборудованное столами и стульями помещение, мультимедийный проектор, видеомагнитофон и телевизор, доска для записей, держатели для карт, таблиц.

Для проведения индивидуальных занятий, составлении и презентации УИР нужен компьютер, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат а также другое оборудование в зависимости от темы исследовательской работы воспитанника.

Для проведения летней полевой практики требуется специальное походно – туристическое оборудование и инструменты для ведения полевых археологических работ (палатки, спальники, лопаты, носилки, нивелиры, планшеты и т.д.).

При проведении школьных экспериментальных работ в полевых или кабинетных условиях техническое оборудование обеспечивается в зависимости от содержания эксперимента. Например: для экспериментальной гончарной лаборатории необходимы лотки с глиной, оборудованный рабочий стол, гончарный круг, муфельная печь, стеллаж для изделий и т.д.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

И УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ.

Археологическая карта микрорайона (административного района).

Археологи – исследователи памятников Южного Урала.

Археологические открытия в Челябинской области.

Военное дело по археологическим материалам.

Древние колесницы.

Функция украшения в древности.

Религиозные воззрения по материалам могильников.

Реконструкция археологического объекта.

Семантика орнаментации на керамике.

Характеристика археологического памятника (группы памятников).

Результаты археологических разведок.

Первобытное искусство.

Хозяйство древних племён Южного Урала.

Технология ремесленного производства в древности.

Аркаим. «Страна городов».

Укреплённые поселения бронзового века.

Реставрация артефактов.

Реконструкция и моделирование археологических объектов, процессов, явлений.

Остеологический материал археологического памятника.

Игры детей в первобытном обществе.

Социальная дифференциация в первобытном обществе.

Древние святилища Южного Урала.

Загадка «курганов с усами».

Погребальный обряд и его различные аспекты.

Астрономические знания в древности.

Природа и древний человек.

Проявления различных культов (огня, животных и т.п.) в памятниках археологии.

Семантика археологического предмета.

Пещеры Южного Урала.

Критика различных конъюнктурных, ненаучных теорий…

 

 

 

                

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

1. Археология и не только. СПб., 2002.

2. Бровко Д.В. Феномен педагогической археологии. http://teacher.org.ru/

3. Буровский А.М. Предмет и проблематика «педагогической археологии». // Вопросы методики работы школьных археологических кружков. Новосибирск.1990.

4. Банникова И.Ю., Марков С.В. Социально-образовательная среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей. // Исследовательская работа школьников. 2003, №3

5. Виноградов Н.Б., Костюков В.П., Туфленков Л.В. Клуб юных археологов «Муравей». // Народное образование. 1993, № 3.

6. Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности. // Школьные технологии.

7. Коцюба Д.В. Краеведение в воспитании учащихся. Москва. Просвещение.1965.

8. Левшина Н.С. Использование компьютерных технологий в исследовательских проектах по краеведению. // Исследовательская работа школьников. 2007, №4

9. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование. – 1999. №10.

10. Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: Сборник анкет с комментариями. М. 2006.

11. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей. М.2006.

12. Леонтович А.В. Концептуальные основания модели организации исследовательской деятельности учащихся. М. 2007.

13. Ляшко Л.Ю. Технологическое обеспечение работы педагога дополнительного образования в объединении юных исследователей. // Дополнительное образование. – 2002. №6.

14. Мандрыка П.Е. Методические рекомендации для руководителей археологических объединений. - Красноярск, 1993.

15. Марков С.В. Система в краеведческой работе. // Народное образование. 1993, №3.

16. Марков С.В. Работа кружка юных археологов по восстановлению и сохранению археологических памятников района. // Школьное краеведение. – М., 1995.

17. Марков С.В. Формирование культурности человека в детском археологическом движении. // Проблемы культуросообразности современной школы. Материалы областной научно-практической конференции. Челябинск. 2001.

18. Научная работа старшеклассников. Новокузнецк. 1999.

19. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. // Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.

20. Обухов А.С. Исследовательская позиция личности. // Исследовательская работа школьников. 2006, №1

21. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры. http://www.abitu.ru/researcher/methodics/teor

22. Организация исследовательской работы школьников в рамках научного общества учащихся. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002.

23. Организация и проведение ученических исследовательских конференций. М. 2007.

24. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в системе дополнительного образования (Пособие для руководителей археологических и краеведческих объединений). Самара. 2007

25. Педагогическая археология. Из опыта работы школьных археологических объединений Челябинской области. Челябинск. 2001.

26. Педагогическая археология: методические материалы. Вып. 2. –Челябинск; Издательство ЧГПУ, 2008.

27. Педагогическая археология: методические материалы. Вып. 3. –Челябинск; Издательство ЧГПУ, 2009.

28. Плюснин Ю.М. Как писать научные работы: Учебно-методическое пособие. Новосибирск. 2002.

29. Развитие исследовательской деятельности учащихся. // Методический сборник. М., Народное образование. 2001.

30. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезис, 2005.

31. Сериков Ю.Б., Серикова Л.В. Древний человек и природа. Методическое пособие… Нижний Тагил. 2002.

32.  Страницы древней истории Южного Урала. Методическое пособие. Челябинск, Южно-Уральское книжное издание. 2000.

33.  Швеммер В.Г. Лагерь, где всем хорошо. // Народное образование. 1993, № 3.

34.  Шмидт С.О. От краеведения – к краелюбию. // Учительская газета. 1996, 7 мая (№ 19).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯУЧАЩИХСЯ

1. Авдусин Д.А. Археология СССР. – М., 1977

2. Авдусин Д.А. Полевая археология. М., 1980.

3. Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 1990

4. Амальрик А.С., Монгайт А.П. Что такое археология? М., 1961.

5. Андрианов Б.В. Земледелие наших предков. – М., 1978.

6. Аркаим: исследования, поиски, открытия. Челябинск, 1995.

7. Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала. Челябинск. 2004.

8. Археология Южного Урала. Степь (проблемы культурогенеза). Челябинск. 2006.

9. Бадер О.Н. памятники палеолита на Южном Урале и их стратегическое значение//Антропоген Южного Урала. – М., 1965

10. Бадер О.Н. Каповая пещера. М., 1965.

11. Базаров, А.А. Хроника колхозного рабства / А.А. Базаров. – М.: изд-во «Возвращение», 2004. – 815 с. – Библиогр.: с. 787 – 814.

12. Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. – М.: Стройиздат, 1988.

13. Бацалев В., Варакин А. Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий. М., 2004.

14. Беккерт М. Железо. Факты и легенды.- М., 1984.

15. Брашинский И.В. В поисках скифских сокровищ. М., 1979.

16. Брей У. Археологический словарь. – М., 1990.

17. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М.: Изд-во «Наука», 1988.

18. Гарден Ж.К. Теоретическая археология. – М., 1988.

19. Вадецкая Э.Б. Сказы о древних курганах. Новосибирск, 1981.

20. Варшавский А.В. Вначале были легенды. М., 1982.

21. Виноградов Н.Б. Южное Зауралье и Северный Казахстан в раннеалакульский период. Автореф. Дисс.. – М., 1985

22. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. Челябинск, 1997.

23. Виноградов Н.Б. Могильник бронзового века Кривое Озеро в Южном Зауралье. Челябинск, 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.158 с.)