Основные клетки иммунной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные клетки иммунной системы



Клетки Функции
Нейтрофилы  
Эозинофилы  
Базофилы  
Моноциты  
Макрофаги  
Т-лимфоциты 1. 2. 3. 4.  
В-лимфоциты 1. 2.  

 

Задание 3

Заполнить таблицу

Виды антигенов

Виды антигенов Примеры
Антигены организма человека  
Антигены микробов  
Антигены вирусов  

8. Контроль освоения заданий по самостоятельной контактной работе.

8.1. Выполнить тестовые задания.

8.1.1. Выберите один наиболее правильный ответ.

1. В клеточном иммунитете участвуют


1) Т-киллеры

2) Т-хелперы

3) Макрофаги

4) Т- супрессоры

5) В-лимфоциты


 

2. Клетки, определяющие специфический характер реагирования иммунной системы


1) макрофаги

2) лимфоциты

3) моноциты

4) гранулоциты

5) тучные клетки


 

3. Антигенопредсавляющими свойствами обладают все клетки, кроме


1) дентритных

2) лангерганса

3) естественных киллеров

4) моноцитов

5) В – лимфоцитов


 

4. Положения, справедливые для понятия «врожденный иммунитет»

1) специфичность

2) индуцируется антигенами

3) базируется на лимфоцитарных реакциях

4) включает факторы и механизмы первой линии противоинфекциооной защиты

5) обладает иммунологической памятью

 

8.1.2. Установите соответствие.

 

5. Установите соответствие между разновидностями Т-хелперов и клетками, медиаторами, принимающими участие в их формировании: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

клетки и медиаторы Т-хелперы
А) Базофилы Б) ИЛ-12 В) ИЛ-4 Г) γ-Интерферон Д) Активированный макрофаг Е) Тучные клетки 1. Т1-хелпер 2. Т2-хелпер

 

6. Установите соответствие между клетками иммунной системы и их субпопуляциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

субпопуляции клеток клетки имунной системы
А) В-лимфоциты Б) Дендритные клетки В) В-лимфоциты Г) Т-хелперы Д) Т-киллеры Е) Макрофаги 1. Эффекторные клетки 2. Антигенпредставляющие клетки (АПК)

8.1.3. Для каждого вопроса один или несколько ответов являются правильными. Выберите ответ:

Верно 1, 2, 3 1, 3 2, 4 1, 2, 3, 4
Ответ А Б В Г

 

7. Клетки, которые принимают участие в неспецифической резистентности организма это

1) нейтрофилы

2) макрофаги

3) фибробласты

4) адипоциты

 

8. В гуморальном иммунитете участвуют

1) Т-хелперы

2) макрофаги

3) Т- супрессоры

4) В- лимфоциты

 

9. Причина, по которой гаптены лишены иммуногенности

1) отсутствие эпитопа

2) отсутствие носителя

3) иммунологическая толерантность

4) низкая молекулярная масса

 

10. физиологические функции МНС

1) представление антигенов Т-лимфоцитам

2) функциональная кооперация клеток иммунной системы

3) регуляция иммунного ответа

4) представление антигенов В- лимфоцитам

 

8.2. Решить ситуационные задачи.

 

Задача 1. При введении больному экзогенных белковых препаратов в крови увеличивается количество антител, которые вырабатываются плазмоцитами. За счет каких клеток крови образуются плазмоциты?

 

Задача 2. У экспериментальных мышей сразу после рождения удалили вилочковую железу. Как это отразится на иммунных реакциях? С какими форменными элементами крови связаны эти нарушения?

 

Задача 3. При пересадке чужеродной ткани в организме реципиента возникают защитные реакции, приводящие к гибели трансплантата. Какие клетки участвуют в реакции отторжения? В каких органах реципиента и где образуются эти клетки?

 

Задача 4. Инфекционное воспаление вызывает защитные реакции в регионарных лимфатических узлах, где происходит увеличение количества плазмоцитов. Каким образом увеличивается количество плазмоцитов? Где они накапливаются? Какую роль они играют?

 

 

Практическое занятие № 14

Противоинфекционный иммунитет (местный, антибактериальный, антитоксический, противовирусный и др.). Иммунитет полости рта. Иммунобиологические препараты. Контрольное тестирование по темам № 13 – 14

Актуальность темы.

Пусковым фактором иммунного ответа служит антиген – микроб. Решающую роль в представлении микробных антигенов Т- лимфоцитам играют антигенпредставляющие клетки (А клетки). На этом этапе индукции иммунного ответа взаимодействие антигена с клетками ИС ведет к формированию иммунологической памяти и эффекторов гуморального и клеточного иммунитета. Фаза реализации предполагает уничтожение антигена антителами (гуморальный иммунитет) или эффекторными клетками (клеточный иммунитет). Знание механизмов развития противоинфекционного иммунитета облегчит изучение патогенетических механизмов инфекционных, аутоиммунных, атопических заболеваний, трансплантационного иммунитета на старших курсах.

Учебные цели:

Изучить общие закономерности взаимодействия микробных антигенов с организмом человека. 

Для формирования профессиональных компетенцийобучающиеся должны знать:

­ антитела, классы иммуноглобулинов, их структурные и функциональные особенности;

­ активные центры иммуноглобулинов, их функции;

­ динамику образования антител, защитную роль антител в приобретенном иммунитете.

­ формы иммунного ответа: антителообразование, клеточный иммунный ответ, реакции гиперчувствительности (ГЗТ и ГНТ), иммунологическая память и иммунологическая толерантность; межклеточная кооперация в иммунном ответе;

­ основные этапы и задачи.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

­ ориентироваться в важнейших методах иммунологических исследований, позволяющих оценить функциональное состояние иммунной системы организма, в способах постановки иммунологических реакций;

­ проводить иммунологическую диагностику инфекционных заболеваний (серологическая идентификация возбудителя, оценка гуморального и клеточного иммунитета, иммунного статуса организма);

­ интерпретировать результаты иммунологических исследований.

В результате освоения темы обучающийся должен владеть:

ü методикой иммунологической диагностики инфекционных заболеваний (серологическая идентификация возбудителя, оценка гуморального и клеточного иммунитета, иммунного статуса организма);

ü компетенциями: ОК-1, ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-13, ПК-18 и трудовыми функциями А/04.7, А/05.7, А/06.7.

 

4. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы

1) Антитела, классы иммуноглобулинов, структурные и функциональные особенности. Активные центры иммуноглобулинов, их функция. Неполные антитела, аутоантитела.

2) Динамика образования антител, первичный и вторичный иммунный ответ. Защитная роль антител в приобретенном иммунитете.

3) Формы иммунного ответа: антителообразование, клеточный иммунный ответ, реакции гиперчувствительности (ГЗТ и ГНТ), иммунологическая память и иммунологическая толерантность. Межклеточная кооперация в иммунном ответе.

4) Основные этапы иммунного ответа на тимусзависимые (эндоцитоз, процессинг, экспрессия антигенов, презентация) и тимуснезависимые антигены.

5) Основные задачи иммунного ответа (распознование, деструкция и элименация).

6) Этапы иммунного ответа: начальный во входных воротах инфекции (особенности местного иммунитета), промежуточный и конечный.

7) Начальный этап иммунного ответа (кожа, слизистые оболочки): проникновение антигена-микроба, адсорбция и поглащение антигенов АПК. Промежуточный (лимфатические узлы, кровь) – распознование антигена, активация, пролиферация и дифференцировка ИКК. Конечный –освобождение организма от патогена, супрессия иммунного ответа и формирование иммунологической памяти и протективного иммунитета (постинфекционного, инфекционного, с преобладанием гуморального (антибактериального, антитоксического и др.) или клеточного иммунитетов), слабонапряженного, типоспецифического и др.

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 3 часа (180 мин)

6. Оснащение:

6.1. Таблицы, предметные стекла, пинцет, шприцы, бактериологическая петля, спиртовка, культура стафилококка, кишечной палочки.

6.2. Мультимедийные атласы, ситуационные задачи, таблицы (электронный вариант), видеофильмы.

6.3. Технические средства обучения: световые микроскопы, компьютеры, мультимедийный проектор.

 

7. Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Выполнение тестовых заданий, собеседование.

7.3. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Клеточный тип иммунного ответа и его проявления. Т-система лимфоцитов. Маркёры Т-клеток. Т-клеточный рецептор (ТКР). Генетический контроль разнообразия ТКР. Характеристика субпопуляций Т-лимфоцитов: хелперов, киллеров, эффекторов ГЗТ, регуляторов. Т-хелперы 1-го и 2-го типов. Методы оценки Т-системы лимфоцитов: количественные и функциональные тесты. В-система лимфоцитов. В-клеточный рецептор. СD-антигены. Ростовые и дифференцировочные факторы В-лимфоцитов. Динамика развития гуморального иммунного ответа. Антитела: структура молекулы, классы, функции. Моноклональные антитела, принципы получения, применение. Методы оценки В-системы лимфоцитов: количественные и функциональные тесты.

 

Антитела

Антителами называются белковые молекулы, способные к специфическому связыванию с антигенными детерминантами. Антитела относятся к гамма-глобулинам. Другое название антител – иммуноглобулины.

У млекопитающих существует 5 классов иммуноглобулинов, различающихся по своему строению и некоторым свойствам: IgG, IgM, IgA, IgE, IgD.

Строение иммуноглобулинов

Наиболее «типичное» строение имеют IgG. Молекула состоит из 4 белковых цепей: двух легких (L) и двух тяжелых (H), которые соединены между собой дисульфидными связями. Центр связывания с антигенной детерминантой называется активным центром антитела. Он образован N-концевыми участками тяжелой и легкой цепей. Участок тяжелых цепей, расположенный вблизи дисульфидных связей, называется шарнирной областью. С помощью фермента папаина удалось расщепить молекулу IgG выше шарнирной области. В результате образовывалось 3 фрагмента: 2 из них содержали легкую цепь и часть тяжелой цепи, а также активный центр антитела (Fab -фрагменты); третий фрагмент состоял только из тяжелой цепи (Fc -фрагмент).

Таким образом, было показано, что молекула IgG имеет два активных центра, т.е. является двухвалентной (может связывать 2 молекулы антигена). Благодаря подвижной шарнирной области Fab-фрагменты могут изменять взаимное расположение в пространстве.

Аминокислотные последовательности легких и тяжелых цепей делятся на константный (постоянный) и вариабельный участки. Вариабельные участки находятся на N-концах легких и тяжелых цепей (VL и VH). Константные участки последовательности находятся на С-концах цепей (СL и СH). В легких и тяжелых цепях аминокислотные последовательности образуют несколько глобулярных структур, которые называются доменами.

Активный центр антитела образуется вариабельными доменами легкой и тяжелой цепей и представляет собой полость (паратоп), имеющую определенную конфигурацию и распределение электрических зарядов на своей поверхности. Размер, форма и распределение зарядов в активном центре определяет его специфичность, т.е. способность связываться с определенной антигенной детерминантой (эпитопом), имеющей комплементарную структуру.

Антигенные детерминанты представляют собой участки, выступающие на поверхности молекул антигенов. Поэтому взаимодействие эпитоп-паратоп происходит по принципу «ключ-замок».

Прочность связи активного центра антител с антигенной детерминантой характеризуется понятием аффинность.

Аффинность – это мера сродства активного центра и антигенной детерминанты.

На долю иммуноглобулинов класса IgG приходится 75% от общего количества сывороточных имуноглобулинов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.027 с.)