Иммунитет: виды, механизмы. Неспецифические и специфические факторы защиты организма. Антигены микроорганизмов. Формы иммунного реагирования организма. Иммунологический метод исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иммунитет: виды, механизмы. Неспецифические и специфические факторы защиты организма. Антигены микроорганизмов. Формы иммунного реагирования организма. Иммунологический метод исследования.



Актуальность темы.

Иммунная система функционирует в двух главных режимах: врожденный (неспецифический) и альтернативный иммунитеты. Альтернативный (приобретенный) механизм, которого действует в тесном содружестве. Иммунный ответ всегда начинается с неспецифических реакций организма. Неспецифические факторы иммунной защиты – это выработанные в процессе филогенеза генетически закрепленные и передающиеся по наследству факторы определенного вида организма к различным антигенам, зависит от биологических особенностей каждого организма.

Неспецифические и специфические факторы защиты функционируют составляя единую целостную систему защиты от антигенов (например, возбудителей инфекционных заболеваний). В зависимости от характера антигенного воздействия ведущими могут быть или одна, или несколько форм реагирования. Представления о главном комплексе гистосовместимости (ГКГ, МНС) ложились при изучении пересадки органов и тканей в пределах донного вида животных. Антигены, определяющее наиболее сильную реакцию отторжения, получили название главных антигенов гистосовместимости. Они кодируются генами хромосомной области, которая известна как главный комплекс гистосовместимости. Антигены ГКГ отличаются выраженным полиморфизмом, который вносит решающий вклад в антигенную индивидуальность.

Знание данных иммунных механизмов противоинфекционной защиты облегчит изучение частного раздела микробиологии и клинических дисциплин (инфекционные болезни, эпидемиологию и др.) на старших курсах.

Учебные цели:

Изучение общих закономерностей взаимодействия микробных антигенов с организмом человека. 

Для формирования профессиональных компетенцийобучающиеся должны знать:

ü анатомо-физиологические особенности органов иммунной системы;

ü факторов неспецифической резистентности.        

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

­ ориентироваться в важнейших методах иммунологических исследований, позволяющих оценить функциональное состояние иммунной системы организма, в способах постановки иммунологических реакций;

­ проводить иммунологическую диагностику инфекционных заболеваний (серологическая идентификация возбудителя, оценка гуморального и клеточного иммунитета, иммунного статуса организма);

­ интерпретировать результаты иммунологических исследований.

 

В результате освоения темы обучающийся должен владеть методикой:

ü иммунологических исследований, позволяющих оценить функциональное состояние иммунной системы организма;

ü постановки иммунологических реакций;

ü проведения иммунологической диагностики инфекционных заболеваний (серологическая идентификация возбудителя, оценка гуморального и клеточного иммунитета, иммунного статуса организма);

ü интерпретации результатов иммунологических исследований;

ü компетенциями: ОК-1, ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-13, ПК-18 и трудовыми функциями А/04.7, А/05.7, А/06.7.

 

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы

1) Понятие об иммунитете. Классификация противоинфекционного иммунитета. Основные отличия естественного (врожденного) и приобретенного иммунитетов. 

2) Антигены, свойства (чужеродность, антигенность, иммуногенность, специфичность и др.)

3) Проявление антигенной специфичности: видовая, групповая, органная, гетероспецифическая.

4) Главный комплекс гистосовместимости, антигены гистосовместимости I, II классов.

5) Антигены бактерий.

6) Антигенная структура вирусов. Примеры.

7) Иммунная система организма человека. Центральные и периферические органы.

8) Основные клетки иммунной системы: антигенопредставляющие клетки (АПК), Т- и В-лимфоциты, их субпопуляции (Т-хелперы 1, 2 (CD4+); Т-киллеры (CD8+), В1 (CD5+), В2(CD5-), В-киллеры, клетки иммунологической памяти и др.). Рецепторы (антигеноспецифические, Fc-, С3- и др.) и СD-маркеры. 

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 3 часа (180 мин)

6. Оснащение:

6.1. Таблицы, предметные стекла, пинцет, шприцы, бактериологическая петля, спиртовка, культура стафилококка, кишечной палочки.

6.2. Мультимедийные атласы, ситуационные задачи, таблицы (электронный вариант), видеофильмы.

6.3. Технические средства обучения: световые микроскопы, компьютеры, мультимедийный проектор.

 

7. Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Выполнение тестовых заданий, собеседование.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Иммунитет - защита организма от генетически чужеродных агентов экзогенного и эндогенного происхождения, направленная на сохранение и поддержание генетического гомеостаза организма, его структурной, функциональной, биохимической целостности и антигенной индивидуальности.

Иммунитет является одной из важнейших характеристик для всех живых организмов, созданных в процессе эволюции. Принцип работы защитных механизмов состоит в распознавании, переработке и элиминации чужеродных структур. Защита осуществляется с помощью двух систем - неспецифического (врожденного, естественного) и специфического (приобретенного) иммунитета. Эти две системы представляют собой две стадии единого процесса защиты организма. Неспецифический иммунитет выступает как первая линия защиты и как заключительная ее стадия, а система приобретенного иммунитета выполняет промежуточные функции специфического распознавания и запоминания чужеродного агента и подключения мощных средств врожденного иммунитета на заключительном этапе процесса.

Система врожденного иммунитета действует на основе воспаления и фагоцитоза, а также защитных белков (комплемент, интерфероны, фибронектин и др.) Эта система реагирует только на корпускулярные агенты (микроорганизмы, чужеродные клетки и др.) и токсические вещества, разрушающие клетки и ткани, вернее, на корпускулярные продукты этого разрушения.

Вторая и наиболее сложная система – система приобретенного иммунитета - основана на специфических функциях лимфоцитов, клеток крови, распознающих чужеродные макромолекулы и реагирующих на них либо непосредственно, либо выработкой защитных белковых молекул (антител).

Органы иммунной системы делят на первичные (центральные) и вторичные (периферические). К первичным (центральным) относят вилочковую железу и сумку Фабрициуса, обнаруженную только у птиц. У человека роль сумки Фабрициуса выполняет костный мозг, поставляющий стволовые клетки-предшественники лимфоцитов. Оба центральных органа иммунной системы являются местами дифференцировки популяций лимфоцитов. Вилочковая железа поставляет Т-лимфоциты (тимусзависимые лимфоциты), а в костном мозге образуются В-лимфоциты.

К периферическим лимфоидным органам относятся селезенка, лимфатические узлы, миндалины, а также ассоциированная с кишечником и бронхами лимфоидная ткань. К моменту рождения они еще практически не сформированы, поскольку не контактировали с антигенами. Лимфопоэз осуществляется лишь при наличии антигенной стимуляции.

Периферические органы иммунной системы заселяются В- и Т-лимфоцитами из центральных органов иммунной системы, причем каждая популяция мигрирует в свою зону - тимусзависимую и тимуснезависимую. После контакта с антигеном в этих органах лимфоциты включаются в рециркуляцию, поэтому ни один антиген не остается незамеченным лимфоцитами.

Иммунная система обеспечивает защиту организма от инфекций, а также удаление поврежденных, состарившихся и генетически измененных клеток и молекул собственного организма.

Основная функция иммунной системы – это поддержание антигенного гомеостаза (постоянства) организма. Состояние невосприимчивости к определенному типу микроорганизмов их токсинам или ядам животных называется иммунитетом. При участии иммунной системы распознаются и разрушаются все генетически чужеродные структуры: вирусы, бактерии, грибы, паразиты, опухолевые клетки. Реакция организма человека на внедрение инфекции или яда носит название иммунного ответа. В процессе эволюции свойства микроорганизмов постоянно совершенствовались (этот процесс происходит и сейчас) - это привело к появлению различных видов иммунитета.

Кроме иммунной системы в защите организма принимают участие другие структуры и факторы, которые препятствуют проникновению микробов. Такими структурами являются, например, кожа (здоровая кожа практически непроницаема для большинства микробов и вирусов), движение ресничек эпителия дыхательных путей, слой слизи, покрывающий слизистые оболочки, кислая среда желудка и пр.

Система иммунитета является, пожалуй, одной из самых уникальных систем организма, обладающих свойствами саморегуляции и самоуправления, многочисленными анатомо-функциональными связями с другими системами и органами организма.

Система иммунитета представлена лимфоидной тканью, которая в большем или меньшем количестве представлена практически во всех органах и системах, что обуславливает с одной стороны интегрирующую роль этой системы, а с другой стороны определяет ее индикаторную роль, реализующуюся при воздействий на организм различных неблагоприятных факторов как эндогенного, так и экзогенного характера. Иммунная система является одной из самых динамичных систем организма, она чутко и одна из самых первых реагирует на изменения в организме, ее регуляция осуществляется в системе прямых и обратных связей посредством набора факторов, механизмов, процессов.

На функцию иммунной системы оказывает влияние достаточно большое количество факторов, которые условно можно подразделить на экзогенные (социальные, экологические, медицинские и др.) и эндогенные (соматические и инфекционные болезни, эндокринные нарушения и т.д.). Результатом воздействия этих факторов является изменение функциональной активности системы: либо активация всей системы или отдельных ее звеньев, либо ее супрессия. Чрезмерное (длительное и мощное) воздействие факторов, угнетающих или стимулирующих иммунную систему, приводит к развитию иммунологической недостаточности, которая может проявляться в цитокиновой дисрегуляции, нарушении функционирования клеточной и гуморальной систем иммунитета и факторов естественной резистентности организма.

 

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Преподаватель знакомит обучающихся с планом и методикой проведения практической работы.

Задание 1

Заполнить таблицу

Виды иммунитета

Виды иммунитета Определение
Естественный  
Искусственный  
Приобретенный  
Врожденный  
Стерильный  
Нестерильный  
Искусственный активный  
Искусственный пассивный  
Антитоксический  
Антимикробный  
Клеточный  
Гуморальный  

Задание 2

Заполнить таблицу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.009 с.)