Тема 1.2.5 Особенности организации обучения в раннем возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.2.5 Особенности организации обучения в раннем возрасте



 

Задание практическое №1

Инструкция: Составить конспект занятия для детей раннего возраста по предложенной схеме.

Тема  
Дидактические задачи.  
Мотивация к деятельности.  
Этапы реализации дидактической задачи.  
Рефлексия  

 

Задание практическое № 2

Инструкция: Спланируйте серию занятий, направленных на развитие предметных действий у детей раннего возраста.

Срок.(период) Тема. Задачи
     
     
     
     
     
     

 

 


Задание самостоятельное №2

Инструкция: Проанализировать методическую литературу и спланировать мероприятия по адаптации детей в разные режимные моменты.

 

Пример: Ранний возраст

День недели Утренний приём Прогулка 2 половина дня Режимные моменты
Понедельник        
Вторник        
Среда        
Четверг        
Пятница        

Задание практическое (самостоятельное) №3

Инструкция: Решить педагогические ситуации с детьми раннего возраста.

1. Трёхлетняя Катюша начала одеваться на прогулку, но, пока выворачивала налицо кофту, колготки, рейту­зы, отстала от других детей.

Как быть:

§ помочь девочке быстро одеться,

§ предложить детям подождать, пока Катя оде­нется сама,

§ оставить её в группе с няней?

Назовите свои варианты действий и дайте им обо­снование.

Учтите, что вещи остались в таком состоянии с утра, когда мама привела девочку в детский сад. Она очень спешила.

Что вы добавите к ответам в этом случае?

Как поступите вы, если такое положение с ве­щами девочки повторяется каждый день?

2. Четырёхлетний Кирилл после занятия забыл отне­сти на место стульчик и побежал играть. Няня сказала мальчику: «Кирюша, поставь свой стульчик на место!»

Как поступить:

§ оставить ребёнка в покое, а когда дети уйдут на прогулку, поставить стул на место,

§ демонстративно поставить стульчик на место, подчеркнув, что все дети хорошие, аккуратные, а Кирилл нет,

§ подвести мальчика к стульчику, обратить вни­мание на то, что все стулья одинаковые и заста­вить Кирилла принести стульчик на место?

Назовите другие возможные варианты действий, дайте им обоснование.

3. Как только в группу приходит новый человек, дети подходят к нему и стараются привлечь к себе внимание: кто-то показывает любимую игрушку, кто-то демонст­рирует новую одежду, кто-то хвалится своими достиже­ниями.

Чем вызвано такое поведение детей?

4. За одним столом сидят Женя (6 лет 5 мес) и Юля (4 года 6 мес). Они собираются рисовать. Юля раскрывает свою коробочку с красками и проявляет недовольство: ей не нравится белая краска. Она просит соседку поделиться с нею красками, но Женя возражает: «Не дам! Ты сама испачкала свою белую краску, вот и рисуй такой!» Юля начинает плакать, и старшая девочка уступает: «Ну, ладно, давай рисовать моими, только не испачкай белую краску, хорошо споласкивай кисточку!»

Какие черты характера и особенности возраста проявились у девочек?

Какой может быть реакция педагога?

5. Трёхлетний Миша катал по полу машину, а Таня играла с куклой. Ей захотелось покатать её, и, подойдя к мальчику, она отняла машину. Миша заплакал, а Таня выжидательно посмотрела на воспитателя.

Какие особенности, свойственные младшим дошкольникам, проявились в поведении девочки?

Как поступить педагогу в данной ситуации?

 

6. Лена (2 года 8 мес) принесла в группу новую игруш­ку – красивого котёнка. На прогулке Юра выхватил иг­рушку у девочки, несмотря на её протесты, повертел в руках и бросил в лужу. Лена горько заплакала, прижимая к себе испачканного котенка.

Объясните возможные причины поведения Юры.

Какие особенности малышей следует учесть педа­гогу, чтобы правильно среагировать на происшед­шее?

 

7. Пятилетняя Света проболела две недели, а когда пришла в группу, то увидела, что её место за столом заняла Дина. Света запротестовала и стала требовать, чтобы её место освободили. Но и Дина не захотела уйти, ей понравилось сидеть именно за этим столом.

Какие возрастные особенности проявились в пове­дении девочек?

Как педагогу примирить девочек?

8. Воспитатель, закрыв лицо руками, сделал вид, что плачет, склонился над двухлетним Тимуром. Но на маль­чика слёзы не произвели впечатления, не вызвали эмо­циональной реакции. Он спокойно наблюдал эту сцену, разглядывая взрослого, и, заметив под халатом блестящие бусы, обрадовался: «Красивые!»

Объясните поведение мальчика.

Как можно формировать сочувствие у малышей?

9. Малыш (2 года 4 мес) пытается сам одеваться. Вот он натягивает колготки. Ничего не получается. Взрос­лый пытается помочь.

– Я сам! – протестует малыш.

– Сиди спокойно, а то гулять не возьму!

– Я хочу сам! – упрямо заявляет малыш и стягивает колготки.

– Ну и упрямый же ты! – сердится взрослый.

Можно ли считать поведение малыша упрямством или это особенность формирующейся личности?

Как в подобной ситуации вести себя взрослым?

Какую самостоятельность следует поощрять?

10. Овладев ходьбой, дети второго года жизни много двигаются. Переходя от одного предмета к другому, ма­лыш играет с тем, что попадает в его поле зрения: увидел мячик, играет с ним, через 1-2 минуты заметил куклу, бросает мяч и играет с этой куклой. Действия детей этого возраста прерывистые, кратковременные, но многократно повторяющиеся.

О каких особенностях развития детей свидетель­ствует такое поведение? Как учитывать эти особенности при организации жизни и деятельности детей?

11. Определите возраст детей и назови­те основные признаки, по которым вы это сделали.

а) Отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует). Различает тон голоса че­ловека, который к нему обращается. Подолгу певуче гулит. Чётко берёт погремушку, которую держат у него над грудью. Долго лежит на животе, поднимая корпус и опираясь на ла­дони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

б) Подолгу лепечет. На вопрос «где?» ищет и находит взгля­дом предмет, неоднократно называемый и постоянно находящийся в определённом месте. Игрушкой стучит, размахивает, пере­кладывает, бросает её. Хорошо ползает (много, быстро, в разнообразных на­правлениях). Пьёт из чаш­ки.

 

12. Дайте оценку развития ребёнка. Отметьте, по каким показателям он отстаёт, и предложите педагогические ре­комендации, как исправить положение.

а) Ребёнку 9 месяцев. Громко и проворно произносит раз­личные слоги. Начинает под­ражать слышимым словам. На вопрос «где?» отыскивает предмет, постоянно находящийся в опреде­лён­ном месте. Играя погремушкой, стучит, размахивая ею. Ходит, слегка придерживаясь руками за мебель. Пьёт из чашки, сам при­держивает её.

б) Ребёнку 12 месяцев. Легко подражает новым слогам. Про­износит 6-10 облегчённых слов. Узнаёт на фотографии знакомого взрослого. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками: вынимает-вкладывает, нанизывает крупные кольца на стержень пирамидки, мяч катает. Проделывает подражательные действия: кормит, баюкает куклу. Понимает названия нескольких пред­метов, действий, взрослых и некоторых детей. Выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси». Понимает слово «нельзя». Переходит от одного предмета к другому, слегка при­держиваясь за них ру­ками.

13. Воспитатель обращает внимание детей на внешний вид трехлетней Наташи:

– Дети, посмотрите на ноги Наташи и скажите, рас­стёгнуты ли у неё туфельки?

– Нет, застегнуты, – слышатся голоса детей, и многие начинают смотреть на свои ноги.

– Давайте спросим у Наташи, кто ей помог застегнуть туфельки, – продолжает педагог.

– Я сама, – гордо говорит девочка.

Какую особенность детей учел взрослый, применив такой приём? Как этот приём называется?

Назовите условия, при которых он может быть эффективно использован.

14. У мальчика плохой аппетит. Мама сажает за стол плюшевого мишку: «Смотри, мишка, как Петя сегодня хорошо ест...»

Но вот малыш подрос, и мама меняет тактику: «У кого раньше будет видно донышко у тарелки – у тебя или меня?»

На какие возрастные особенности ребёнка опира­ется мама?

Предложите свои приёмы работы с детьми, у которых плохой аппетит.

15. Воспитатель, выкладывая на ковре дорожку из крупных кирпичиков, произносит: «Вот я кирпичики положила, ещё кирпичик и ещё один кирпичик». К ней подходят дети: «Юра, помоги мне! Возьми кирпичик, положи его на дорожку!» Ребёнок охотно выполняет задание, а затем сам берёт кирпичик и кладёт его на дорожку. «И Света кирпичик положит, и Марина. Вот какую дорожку длинную мы вместе построили. Возьмите матрёшек и поставьте их на дорожку. Гуляют матрёшки по дорожке», – сообщает воспитатель.

Как вы думаете, о какой возрастной группе идёт речь в данном случае? Почему вы так решили?

Какие особенности возраста учёл воспитатель?

 

Рекомендованная литература

  1. Воспитание детей раннего возраста / под. ред. Г.М. Ляминой. – М., 1976.
  2. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1980.

3. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М., 2007.

  1. Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М., 2003.
  2. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядэшко [и др.]. – М., 1988.
  3. Дошкольная педагогика: в 2 ч. / под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М., 1988. – Ч. 1.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2007.

  1. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5, 9.

9. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов, 2005.

10. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э.Г. Раннее де­тство: познаватель­ное развитие (1-3 года). – М., 2000.

11. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. – Ростов н/Д, 2009.

12. Практикум по дошкольной педагогике: Пособие для средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений / Г.С. Красницкая, Б.Р. Борщанская и др. – М., 1997.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 1585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.022 с.)