Тема 12. Классификация видов искусств. Понятие жанра. Система наук об искусстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Классификация видов искусств. Понятие жанра. Система наук об искусстве



В настоящее время выделяют 400 видов искусства (Т. Манро), что может быть объ­яснено расширительным толкованием греческого термина «искусство» - ремесло. Кроме то­го, на развитие искусства все большее влияние оказывают различные научно-технические факторы. Традиционная эстетика делила художественные произведения, прежде всего, по признаку их отношения к категориям пространства и времени, на две большие группы: про­странственные и временные. В соответствии с этим критерием к первой группе относятся такие виды художест- венного творчества, в которых не обнаруживается движение: архитектура, скульптура, жи­вопись, графика и т.п. Ко второй - музыка, балет, драма, пантомима, другие виды «зрелищ­ного» искусства. Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом изобра­зительности - выразительных средств и приемов. Однако несложно заметить, что «жесткой» классификации подчиняются далеко не все виды искусства, многие из которых, если не все, можно назвать пространственно-временными. Еще Леонардо да Винчи говорил, что «живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат».

Когда человек научился изготовлять орудия труда, то его жильем стала уже не нора или гнездо, а целесообразная постройка, постепенно обретавшая эстетический вид. Строи­тельство стало архитектурой. Архитектура - формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и обществен­ных помещениях. Архитектура создает замкнутый утилитарно-художественный, освоенный мир, ограниченный от природы, противостоящий стихийной среде и позволяющий людям использовать очеловеченное пространство в соответствии с их материальными и духовными потребностями. Ломоносов, определяя особенности зодчества, писал, что архитектурное ис­кусство «воздвигнет здания, к обитанию удобныя, для зрения прекрасныя».

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с по­мощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные худо­жественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Современная классификация выделяет и такие разновидности искусства, как изобра­зительное музыкальное, «синтетическое», «техническое», декоративно-прикладное.

Жанр (фр. genre - род, вид) - исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры опре­деляются прежде всего по предмету изображения: пейзаж, портрет, бытовой жанр, историче­ский жанр и др., в литературе - поэма, роман, рассказ, повесть, комедия, трагедия. Каждому жанру присущи определенные, характерные только для него средства художественной выра­зительности. Это - единство специфических свойств его формы и содержания. В современ­ных условиях происходит сложный процесс переплетения и взаимодействия жанров, рождение их новых разновидностей (рок-опера, стихотворная проза и т.д.)

Искусствознание (искусствоведение) - комплекс наук, изучающих искусство, - ху­дожественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к дей­ствительности, закономерности развития и взаимосвязи с социальной жизнью и различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведческие науки включают литературоведения, музыковедение, те­атроведение, киноведение. В узком и наиболее употребляемом смысле так называют науку о пластических искусствах. Искусствоведение складывается из теории искусств, их истории, художественной критики.

Функционирование искусства в обществе. Понятие массового и элитарного искусства.

 

Еще в античной Греции древние мыслители обращали внимание на то, что искусство обладает особой способностью гармонизировать внутренний мир человека, формировать определенные нравственные качества личности. Аристотелем было разработано учение о катарсисе, которое включало в себя представление о способности искусства к очищению человеческой души посредством «подобных аффектов». Особое внимание Аристотель уделял роли трагедии, показывающей тяжелые испытания, выпавшие на долю героев по воле рока, в душе зрителя рождалось чувство сопереживания по отношению к герою, «влекомому силой судьбы». Благодаря этому сопереживанию происходило как бы очищение его души, гармонизация нравственных качеств. Именно эта способность искусства оценивается как одна из наиболее важных социальных функций искусства - воспитательная функция. Специфика воздействия искусства на реципиента такова, что любые идеи (идейное содержание произведения искусства), представленные в том или ином произведении искусства, никогда не имеют характера прямого поучения, скучной фразы или банальной истины. Любое талантливое произведение, вызывая в душе человека эстетические чувства и эстетические переживания, опосредованным образом, обращаясь к некоторому идеалу (положительному или отрицательному), формирует и нравственные качества личности, причем делает это гораздо более убедительно и настойчиво, чем это происходит при прямом нравоучении. Искусство выполняет следующие функции:

- познавательную: искусство способно накапливать разнообразные знания, сведения и ин­формацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Оно выступает как социальная и интеллектуальная память человечества;

- аксиологическую: искусство способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают, прежде всего, нравственные и эстетические ценности;

- коммуникативную осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей;

- гедонистическую: искусство доставляет людям наслаждение;

- эстетическую: формирует эстетические вкусы, способности, потребности, пробуждает творческий дух.

К закономерностям функционирования искусства относятся такие особенности:

- развитие искусства не носит поступательного характера, идет как бы толчками;

- произведения искусства всегда выражают субъективное видение мира художником и имеют субъективную оценку со стороны читателя, зрителя, слушателя;

- художественные шедевры не подвластны времени и относительно независимы от меняющихся групповых и национальных вкусов;

- искусство демократично: оно воздействует независимо от образования и интеллекта, не признает социальных перегородок;

- подлинное искусство, как правило, гуманистически ориентировано;

- взаимодействие традиций и новаторства.

Массовое искусство:

• соответствует вкусам широкой публики, доступно ей

•обладает низким уровнем и качеством

• создается не народом, но для народа.

Таким образом, развитие искусства происходит в рамках динамических изменений всей культуры. Выяснение закономерностей динамики художественной культуры - одна из актуальных задач современной культурологи. Но сколько бы ни пытались ученые постичь искусство, в нем всегда будет оставаться некая тайна, которую невозможно охватить только рациональными методами. Как неугомонный «кастальский ключ» оно дарует художникам «волны вдохновенья», радуя нас своей непредсказуемостью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.005 с.)