Тема 18. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации



Представления людей о мире всегда относительны, разнообразны и зависят от того, в какой культуре человек родился и воспитывался. Чтобы понять, почему представитель другой культуры ведет себя именно так в определенном социокультурном контексте, следует разобраться, как он воспринимает этот мир, увидеть ситуацию его глазами, представить себе, как работает его восприятие.

Понятие и сущность стереотипа. В процессе интерпретации поведения носителя чужой культуры многое объясняется стереотипными представлениями каждой из сторон. Стереотипы– это устойчивые, обобщенные представления об образе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа. Они основываются на многократно повторяющихся однообразных жизненных ситуациях, которые закрепляются в сознании человека в виде стандартных схем и моделей. Тот же механизм работает и при восприятии различных категорий людей, когда преувеличиваются сходные качества между ними и игнорируются различия. Иными словами, стереотипы помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир, навести в нем порядок. Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. Стереотипы отражают общественный опыт людей, общее и повторяющееся в их повседневной практике. Они формируются в результате совместно деятельности путем акцентирования сознания человека на тех или иных свойствах, качествах явлений окружающего мира, которые хорошо известны, видны или понятны по крайней мере большому числу людей. По своему содержанию стереотипы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущность.

Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе экономии усилий, свойственном повседневному человеческому мышлению. Иными словами, люди стремятся не реагировать на происходящие явления каждый раз со всей полнотой ощущений и переживаний, а подходят их под известные им категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в наиболее удобные и привычные модели, которые и получили название стереотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представлений. В то же время окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия и повторяемости, на которые у человека вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов потребовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превратил бы всю его жизнь в бесконечную череду проб и ошибок.

В целом можно сказать, что стереотипы – это суть определенные убеждения и «привычные знания» людей о качествах и чертах характера других индивидов, а также о событиях, явлениях, вещах. По этой причине стереотипы широко используются людьми. В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре выделяют различные виды стереотипов, например групповые, профессиональные, этнические, возрастные. В качестве объектов стереотипизации чаще всего выступают обобщенные и упрощенные образы. В основу этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может также служить и какая-либо черта характера и поведения человека (например, молчаливость, сдержанность, скупость).

В повседневной жизни наибольшее распространение получили этнические стереотипы – устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других. Это и понятно: встречаясь с представителями других народов и культур, человек обычно проявляет естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры, «мерить их на свой аршин». Однако без умения быстро и правильно оценить собеседника сложно ориентироваться в чужеродном социальном и культурном окружении. И здесь на помощь приходят стереотипы, которые служат своего рода подсказками, помогают сформировать суждения, предположения и оценки других людей. Такого рода стереотипы-клише становятся основным компонентом общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы распространены. Например, стереотипны представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе».

Сравнение с другими народами помогает почувствовать собственную индивидуальность. Так, например, в глазах французов бельгийцы выглядят простаками-тугодумами, лишенными юмора, швейцарцы – ограниченными, скуповатыми и расчетливыми педантами, итальянцы – любителями приврать, грек представляется оборотистым человеком, турок – физически сильным, поляк – не дураком выпить. Англичан нередко упрекают в корыстолюбии и эгоизме, немцы пугают любовью к дисциплине, организованностью, трудолюбием и агрессивностью. В русских французы ценят размах, широту, сердечность, выдержку и стойкость в беде, т.е. качества, которых им самим подчас недостает.

Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, и поэтому одно и то же поведение получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого народа считается проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, для «чужака» расценивается как упрямство. Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они – неотъемлемый элемент любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты. Механизм формирования стереотипов. Нет ничего удивительного, что люди используют в своей жизни стереотипы. По наблюдениям специалистов, ими диктуется около двух третей форм человеческого поведения. Среди них есть и ограничивающие инициативу и свободу выбора, и избавляющие человека от необходимости каждый раз «открывать Америку» и «изобретать велосипед». Формирование и усвоение человеком стереотипов происходят различными путями.

Во-первых, стереотипы усваиваются в процессе социализации и инкультурации. «Привычку» думать о других группах определенным образом мы «всасываем с молоком матери». Свою окончательную форму стереотипы приобретают между 12-м и 30-м годом жизни, после чего устойчиво закрепляются и меняются с большим трудом. Причем это касается не только образов чужих групп в нашем сознании, но и наших представлений о том, как выглядит наша собственная группа в глазах чужих групп.

Во-вторых, стереотипы формируются в процессе общения с близкими и знакомыми людьми, окружающими нас, – родителями, друзьями, сверстниками, учителями. Например, дети слышат, как их родители говорят: «Русские слишком простодушны» или «Цыганам в глаза смотреть нельзя – обманут», – и воспринимают, закрепляют в сознании эти стереотипы.

В-третьих, стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Так, если вас на рынке обманул торговец-азербайджанец, то вы можете заключить, что все азербайджанцы лживы. В этом случае стереотип приобретается на основе ограниченной информации.

В-четвертых, особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой информации (СМИ). Возможности СМИ формировать стереотипы неограниченны – как по масштабу, так и по силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение весьма авторитетны. Мнение СМИ становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Поэтому, даже в отсутствии личного опыта общения, люди наделяют иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера.

Объясняя механизм формирования стереотипов СМИ, выделим причины их влияния на общественность:

• для многих людей СМИ служат источником авторитетного мнения, не подлежащего критической оценке. Как правило, это случается, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования собственного мнения или установки;

• большое значение имеет статус источника информации. Совершенно очевиден результат информационного воздействия на людей, известного политика или общественного деятеля. Чем выше авторитет источника информации, тем, соответственно, выше доверие к ней аудитории. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепится в их сознании;

• авторитет СМИ зиждется также на их способности «снять ответственность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его окончательный выбор осуществляется с помощью одобрения авторитетом одного из вариантов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исчезает всякая критическая оценка своего последующего поведения, а также беспокойство за его возможный результат. Все представляется правильным и справедливым, так как, по его мнению, он действует с санкции авторитета. В этом случае влияние СМИ сравнимо с массовым гипнозом.

Значение стереотипов для межкультурной коммуникации, в процессе которой один партнер воспринимает другого вместе с его действиями и через действия. Стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Таким образом, и в коммуникации вообще, и в процессе межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.

Нередко при межкультурном общении и оценке своих партнеров по общению коммуниканты изначально руководствуются ранее сложившимися стереотипами. Очевидно, нет людей, абсолютно свободных от стереотипов, реально можно говорить только о разной степени стереотипизации  коммуникантов. Степень стереотипизации обратно пропорциональна опыту межкультурного взаимодействия, так как здесь стереотипы суть результат этноцентрической реакции – попытки судить о других людях и культурах с позиций только своей культуры.

Стереотипы жестко «встроены» в нашу систему ценностей, являются ее составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. По этой причине стереотипы используются в каждой межкультурной ситуации. Без этих, предельно общих, культурно специфических схем оценки,  как собственной группы, так и других культурных групп невозможно обойтись.

 

Межкультурная коммуникация с «единой» позиции невозможна. Руководствуясь нормами и ценностями своей культуры, человек сам определяет, какие факты и в каком свете оценивать, это существенно влияет на характер нашей коммуникации с представителями других культур. Например, при общении с оживленно жестикулирующими во время разговора итальянцами у немцев, привыкших к другому стилю общения, может сложиться стереотип итальянцев как «взбалмошных» и «неорганизованных». В свою очередь, у итальянцев может сложиться стереотип немцев как «холодных» и «сдержанных».

В зависимости от способов и форм использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами в случаях, если:

• сознательно придерживаются стереотипа. Однако стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы;

• стереотип является описательным, а не оценочным. В стереотипах отражаются реальные и объективные качества и свойства людей данной группы, но не их оценка как хороших или плохих;

• стереотип точен. Это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;

• стереотип есть лишь догадка, но не прямая информация о группе. Первое впечатление о группе далеко не всегда дает достоверное знание обо всех индивидах данной группы;

• стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.

Стереотипы могут стать и серьезной помехой при межкультурных контактах. Это случается, если:

• за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей;

• стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают принимать их за истинные;

• стереотипы основываются на полуправде и искажениях.

Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действительность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуации межкультурных контактов важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а также уметь от них отказываться. Представления о типичных чертах других народов зависят от форм и разнообразия контактов с ними. При этом результатом контактов являются не только стереотипы, но и предрассудки.

Понятие и сущность предрассудка. Психология рассматривает предрассудок как психологическую установку предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных на то оснований или причин.

Главным фактором в возникновении предрассудков выступает неравенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей. Этот же фактор определяет и такую распространенную форму предрассудка, как ксенофобия – неприязнь ко всем иностранцам.

 

Предрассудки возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта. Возникая на основе ассоциации, воображения или предположения, психологическая установка с искаженным информационным компонентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту. В процессе межкультурной коммуникации следует различать стереотип и предрассудок. Стереотип, как обобщенный, собирательный образ группы или ее представителя, как правило, без ярко выраженных эмоциональных оценок, содержит возможность позитивных суждений.

Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом предрассудков обычно становятся люди, резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами, отрицательно оцениваемыми другими людьми. Известные формы предрассудков – это, например, расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку, полу. Предрассудки, как и стереотипы, являются элементами культуры, поскольку порождены общественными, а не биологическими причинами. Однако предрассудки представляют собой устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов. Чаще всего предрассудки включены в культуру в виде нормативных заповедей, т.е. строгих представлений – «что и как должно быть», например, как следует относиться к представителям тех или иных этнических или социокультурных групп. Механизм формирования предрассудков позволяет людям эмоционально реагировать на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции. Этот особый механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется психологическим прогрессом перемещения. Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большой выгодой. Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно – в качестве защитного механизма психики, или преднамеренно – в поисках «козла отпущения», за собственные неудачи или ошибки. При этом психологическое перемещение есть атрибут не только индивидуальной психической деятельности, но и коллективных психических процессов и способно охватывать значительные массы людей. Механизм перемещения позволяет направить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий отношения к причинам этих эмоций.

Развиваясь на почве неполного или искаженного знания, предрассудки могут возникать по поводу объектов самого различного рода – вещей и животных, людей и их ассоциаций, идей и представлений. Самые распространенные – это этнические предрассудки. Сохранению и широкому их распространению способствуют некоторые социально-психологические причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одна из них – попытка представителей доминирующей этнической группы найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства, находясь при этом у подножия социальной лестницы из-за сложного материального положения. Отсутствие действительного престижа среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей расе».

В зарубежной психологии существует довольно много теорий происхождения предрассудков. Одна из них – теория фрустрации и агрессии. Ее суть заключается в том, что в человеческой психике в силу определенных причин, вызванных отрицательными эмоциями, создается состояние напряжения – фрустрация. Это состояние требует разрядки, и ее объектом может стать любой человек. Когда причины трудностей и невзгод видятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы, причем, как правило, против нее уже накопилось враждебное предубеждение.

 

Согласно другой теории формирование предрассудков объясняется потребностью людей определить свое положение по отношению к другим, основываясь на превосходстве своей этнической группы, и тем самым своего индивидуального Я над другими. В процессе такого самоутверждения уничижаются достижения другой группы и подчеркивается неприязненное отношение к ней. В данном случае, по мнению Г. Тэджфела, можно говорить о социально-экономическом, культурном и политическом контекстах межгрупповых отношений, которые, в свою очередь, связаны с этнической и культурной идентификацией взаимодействующих групп. Причем позитивная идентификация связывается в основном со своей культурной группой, а к чужой культурной группе демонстрируется негативная идентификация или даже открытая дискриминация. Предрассудки усваиваются каждым, отдельным индивидом в процессе социализации и кристаллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценностей. Их источником служит ближнее окружение человека, в первую очередь родители, учителя, приятели. Таким образом, индивидуальные предрассудки в большинстве случаев возникают не из личного опыта межкультурного общения, а в результате усвоения сложившихся ранее предрассудков.

Типы предрассудков. В повседневной жизни человека предрассудки играют весьма значительную роль.

Во-первых, наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носителя восприятие людей из других этнических или социокультурных групп – он видит в них то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле.

Во-вторых, в среде людей, зараженных предрассудками, возникает неосознанное чувство тревоги и страха, они видят потенциальную угрозу, исходящую будто бы от объектов, подвергнутых ими же дискриминации, что порождает еще больше недоверия к ним.

В-третьих, предрассудки и основанные на них традиции и практики дискриминации, сегрегации, ущемления гражданских прав, в конечном счете, искажают самооценку объектов этих предрассудков. Значительному числу людей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возникает готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и межкультурные конфликты.

Различного рода негативные формы взаимоотношений возникают в результате влияния какого-то одного предрассудка или группы предрассудков. Все зависит от того, к какому типу принадлежит соответствующий предрассудок. В психологии принято выделять шесть основных типов предрассудков:

• яркие необоснованные предрассудки открыто декларируют: члены чужой группы (по тем или иным признакам) хуже членов собственной группы;

• символические предрассудки предполагают наличие негативных чувств к членам чужой группы, которые якобы угрожают культурным базовым ценностям собственной группы;

• токенизский тип предрассудков выражается в предоставлении социальных преимуществ этническим или социокультурным группам в обществе, чтобы создать видимость справедливости. Предрассудки этого типа предполагают наличие негативных чувств по отношению к чужой группе, однако члены собственной группы не хотят себе в этом признаваться;

• предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитивное поведение при общении с членами чужой группы только в определенных обстоятельствах (например, случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более близкого контакта (например, соседство) демонстрируется недружелюбное поведение;

• фактические антипатии как тип предрассудков предполагают наличие открыто негативного отношения к членам чужой группы в случае, если их поведение действительно не устраивает членов собственной группы;

• предрассудки типа «знакомое и незнакомое» подразумевают отказ от контактов с членами чужой группы, поскольку общение с чужаками якобы заставляет в той или иной мере испытывать неудобства. Носители этих предрассудков предпочитают взаимодействовать с людьми собственной группы, поскольку это общение не вызывает у них нервных и эмоциональных переживаний.

Корректировка и отказ от предрассудков. В процессе жизнедеятельности каждый человек подвержен влиянию друзей, знакомых, которые бессознательно или осознанно пытаются скорректировать предрассудки в «лучшую» сторону. На самом деле, если предрассудки однажды были усвоены, то от них очень нелегко отказаться. Особой живучестью отличаются этнические предрассудки. Так, человеку не трудно отказаться от предрассудка, направленного против автомобилей той или иной марки, и гораздо сложнее – от негативного мнения о какой-либо этнической группе. Отказу от предрассудков могут способствовать СМИ. Однако для этого нужны годы. К тому же предрассудок нельзя вычеркнуть из сознания людей «совсем», его можно лишь модифицировать и описать. Наивно полагать, что отказ от стереотипов и предрассудков – дело простое, легко осуществимое при помощи социальных технологий или других методик. Фактически люди склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудки, и игнорировать информацию, которая им противоречит, и если предрассудки были когда-либо усвоены человеком, то они сохраняются в течение длительного времени.

 

Тема 19.  Поликультурность современного образования

 

Понятия «поликультурное образование», «поликультурная образовательная среда», «полиэтническая образовательная среда», «культура межнационального общения».

Поликультурное образование – важная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

Поликультурность (образования) – построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих единое общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира (Словарь-справочник по педагогике, авт.-сост. В.А. Мижериков, 2004.с. 290.)

 

В отличие от своих российских коллег, американские исследователи единогласно формулируют главную цель поликультурного образования как получение качественного образования на всех его уровнях каждым членом американского общества, несмотря на имеющиеся различия между ними в расовом, этническом, социальном, гендерном, культурном и религиозном отношении. Анализ принципов поликультурного образования в России и США свидетельствует, что российские исследователи берут за основу, главным образом, философию гуманизма и кросскультурализма, предполагающую признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, акцентирующую равенство, самоценность и многообразие культур, важность их интеграции, гуманных, толерантных отношений между представителями разных культур. Американские ученые, не отрицая значимости гуманистического и кросскультурного подходов, выдвигают на первый план основные положения критической теории расы и принципы критической педагогики. Напомним, что суть принципов критической педагогики сводится к тому, чтобы дать возможность каждому человеку выйти за пределы своего культурного опыта, критически воспринимать реальность и самому определять дальнейшую стратегию решения проблем, не утрачивая при этом веру в идеалы и желания стремиться к ним. Критическая теория расы уделяет главное внимание вопросу деятельности общественных институтов, имеющей расистскую направленность, чтобы привлечь внимание к нуждам этнических групп, гражданские и общечеловеческие права которых ущемлены.

Поликультурное воспитание:

– Способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях (Г.Д. Дмитриев).

– Выбор интернационального воспитания, означающий интегративно–плюралистический ход с тремя главными источниками: русским, национальным и общечеловеческим (А.Н. Джуринский).

– Формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунов).

– Подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, создание представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности (Г.В. Палаткина).

– Это не только воспитание толерантного, уважительного отношения к другим культурам, это – важное обстоятельство собственного интеллектуального, эмоционального, духовного развития человека (Е.В. Бурцева).

Цель поликультурного воспитания – становление образа личности без негативных культурных стереотипов, а кроме того формирование её общей культуры. Научно-педагогическую основу поликультурного развития личности составляет культурологический подход к воспитанию. В соответствии с культурологическим подходом каждый участник межкультурных коммуникационных процессов выступает как носитель и трансформатор определенной этнокультуры, которые сформировались под воздействием традиционной системы воспитания, характерной для конкретного этноса. Если учащийся, осваивая культуру, делает открытия в самом себе, переживая при этом пробуждение новых умственных и душевных сил, то соответствующая область культуры становится «его миром», пространством возможной самореализации, а овладение ею получает такую мотивацию, которую традиционное, классическое содержание образования обеспечить не может.

 

Таким образом, содержание поликультурного образования предполагает приобщение к традициям субкультур, трансформацию доминирующей культуры как базы образования, а счет интеграции с иными культурными ценностями и предусматривает диалог, который в состоянии организовать лишь педагог, открытый культурному многообразию собственной страны. Несмотря на очевидную актуальность данного подхода, общеобразовательные заведения слабо ориентированы на диалог культур. Поликультурное образование остается на периферии педагогического образования. Существует необходимость интенсификации научных исследований по поликультурному воспитанию, соответствующей корректировке стратегии непрерывного образования учителей, в том числе и в системе последипломного образования.

Этнос – целостная функциональная система, объединяющая и интегрирующая все процессы организованного сообщества в структуре географическо-ландшафтных территорий,  обеспечивающая поступательное развитие самого человека-личности, как главнейшего элемента мироздания.

Современное поликультурное социальное и образовательное пространство. Поликультурное пространство – это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует процессу естественного социокультурного взаимодействия его участников. Проблемы образования и воспитания детей в полиэтническом обществе актуальны сегодня во всем мире, поэтому концепции поликультурного образования постепенно завоевывают мировое образовательное пространство. В основе этих концепций лежит тезис о том, что «ни одна культура не является незваным гостем в истории человечества, и ни один человек не должен рассматриваться как культурный самозванец» (Перотти, 1995, с.36).

Основные сторонники концепции поликультурного образования признают следующие идеи:

– полиэтническое общество – это не «плавильный котел», так как человек в большинстве случаев устойчиво сохраняет приверженность своей базовой культуре, а с другой – может совмещать в себе принадлежность к нескольким культурам;

– полиэтническое общество – это не «мозаика» различных культур и этносов, поскольку развитие любой культуры не может быть рассмотрено в отрыве от процессов межкультурного взаимовлияния;

– полиэтническое общество – это ситуация, при которой многие люди более не принадлежат жестко к одной этнической группе, а являются членами двух и более общностей, носителями нескольких культур, которые «смыкаются» в самых различных комбинациях, находятся в постоянной динамике;

– полиэтническое общество – это общество социального разнообразия, причем принципиально изменчивого. Успешная социализация в таком мире должна ориентировать ребенка на постижение его сложности и предполагает формирование способности к самостоятельному выбору (вплоть до изменения идентичности), развития вариативности поведения в различных культурных средах, повышения уровня толерантности к «иным», непохожим. При этом образовательные институты должны найти некоторое «равновесие» между задачами обретения коллективной идентичности и сохранением свободы личностного выбора (Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г., 2000).

Поликультурализм трактуется как демократическая концепция культуры и образования, провозглашающая приоритет прав человека в культурной и общественной жизни, равенство наций и культурных моделей, недопустимость расизма и шовинизма в государственной политике и частной жизни (Васютенкова И. В., 2007).

Как бы широко не понималось межкультурное образовательное пространство и образование, для школы  это означает решение вполне определенных воспитательных задач:

– личностное развитие каждого ребенка, что предполагает индивидуальный подход к нему;

– развитие этнической и культурной грамотности, т.е. достижение детьми определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех представленных в обществе этнических групп – своей и «чужих»;

– формирование этнокультурной компетентности – не только позитивного отношения к наличию в обществе различных этнокультурных групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами и других культур;

– осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развитие интегративных процессов.

Опираясь на все вышесказанное, можно сделать вывод, что компонентами поликультурного образовательного пространства являются:

– ценностно-содержательный;

– личностно-ориентированный;

– операционно-деятельностный;

– регионально-интеграционный.

 Модели поликультурного  обучения

По методу обучения: – дидактическая модель; – экспериментальная модель        Понимание культуры приходит со знаниями истории, традиций и обычаев, необходимыми для эффективного взаимодействия с её представителями. Больше всего знаний люди извлекают из собственного опыта (например, из игр), который создается для того, чтобы выявить проблемные ситуации при подготовке или в процессе межкультурного взаимодействия.

По содержанию обучения: – общекультурные модели; – культурно–специфичные. Осознание того, что существуют психологические явления (негативные стереотипы, предубеждения и др.), которые мешают гармоничным межэтническим отношениям. Состоит из этапов постижения: а) культурной специфики человеческого поведения, эмоций и когниций; б) специфики, характерной для родной культуры; в) значения культурных факторов в процессе коммуникативного взаимодействия (Bhawuk, 2000). Позволяет понять обучающимся принципы взаимодействия с представителями данной конкретной культуры, или шире – специфику этой культуры.

По сфере, в которой стремятся достичь основных результатов, – когнитивной, эмоциональной, поведенческой – когнитивная модель; – эмоциональная модель; – поведенческая модель.        Акцент на получении обучающихся информации о культурах и межкультурных различиях. Ориентирован на трансформацию установок, связанных с межкультурным взаимодействием, чувств людей по отношению к «иным» (от предубежденности к толерантности или даже к активной деятельности, направленных на развитие близких взаимоотношений). Помогают учащимся справиться с неуверенностью и тревожностью в новой культурной среде и более успешно в ней адаптироваться. Призвана формировать умения и навыки, действия, поведение, которые повысят эффективность общения.

 

Основные типы обучающих программ для индивидов, находящихся в ситуации межкультурного взаимодействия или готовящихся к нему, – просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг. Однако все указанные выше дидактические модели, повышая этнокультурную грамотность, недостаточно эффективны для развития этнокультурной компетентности. Именно поэтому значительная часть моделей поликультурного образования делает акцент скорее на воспитании, чем на обучении. Ребенок должен эмпирическим путем открывать сходства и различия с «другими». Крайне актуальны сегодня программы и проекты, направленные на развитие компетентности в общении (перцептивной, коммуникативной и интерактивной) с представителями других культур.

В.В. Макаев в работе «Поликультурное образование: исторический аспект и современные проблемы» справедливо указывает, что термин «поликультурное воспитание» более полно отражает сущность поликультуризма в педагогике, поскольку он включает не только обучение человека, но и цель, задачи и основные направления формирования личности, готовой и способной жить в современном для нас обществе. Под поликультурным образованием понимается образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде.

Психолого-педагогические предпосылки и проблемы поликультурного образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 1943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.065 с.)