Тема 8. Массовая, элитарная культура. Контркультура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Массовая, элитарная культура. Контркультура



 

Одна из высших человеческих потребностей - духовное освоение произведений искусства. Эта потребность диалектична: в ней интегрируется стремление к познанию мира и самопознанию, к поискам смысла бытия и обсуждению кардинальных нравственных вопросов, к открытию и сотворению. Особенности производства и потребления (освоения) культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую элитарную.

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая ежедневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включающим и средства массовой информации и коммуникации. Массовая культура представляет собой совершенно новое явление, порожденное индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. Ее родиной стали США. Данная страна имеет довольно короткую историю существования и лишена значительного пласта исторического и культурного прошлого. Будучи не слишком отягощенной историческим и культурным прошлым, Америка оказалась наиболее восприимчивой к культурным возможностям научно-технического прогресса. В этих условиях традиционная гуманитарная культура не получила должного развития. В искусстве США не успели создать настоящее классическое искусство. Исключением в этой области является литература, которая по своему художественному уровню не уступает европейской. США с самого начала развивались главным образом как индустриальная цивилизация. Этому свидетельствуют следующие обстоятельства:

 

• в философии США смогли создать весьма скромное в философском плане течение - прагматизм. Эта философия, ставшая по сути идеологией, определяет своеобразие американского менталитета. Она составляет основу морали, в которой высшей ценностью и целью выступает личный успех, оправдывающий любые средства и пути к нему;

• в области научно-технической, интеллектуальной культуры США добились грандиозных и впечатляющих успехов и достижений. Здесь США ставили перед собой цель - в первую очередь достижение первенства и превосходства в экономике и политике. Наука при этом рассматривалась прагматически и инструментально, в качестве одного из главных средств для достижения поставленных целей (широко использовался научный потенциал других стран);

• возникшие течения неомодернизма и неоавангарда (поп-арт, фотореализм и др.) были ближе к массовой культуре, чем к модернизму. Даже американское кино обязано своей мировой славой не только и не столько своим режиссерам, сколько иностранным постановщикам, которых Голливуд завлекает фантастическими гонорарами;

• высокая культура США не имела поддержку со стороны государства и общества, не была централизована и систематизирована как в Европе. В образовании преобладали частные колледжи и университеты. В то же время массовая культура с самого начала находилась под государственным контролем, она имела солидную поддержку со стороны государства и должна была выражать идеалы и ценности официальной идеологии и политики. Возникновение массовой культуры было подготовлено следующими явлениями и событиями западноевропейской цивилизации и культуры:

• книгопечатание (с XV века), изобретателем которого стал И. Гуттенберг, выступало средством распространения высокой культуры - сначала Библии, а затем литературы;

• появляются газеты и журналы (с XVII века);

• изобретена фотография (XIX век) - сначала черно-белая, а затем цветная;

• появляются радио и кинематограф (1895);

• изобретаются телефон и телеграф (XIX век), составившие важную часть современной системы связи;

• возникает телевидение (в 30-е годы XX века), объединившее в себе все прежние способы коммуникации.

К середине XX века формирование современной системы средств массовой информации и коммуникации завершается, а вместе с ней все необходимое для возникновения массовой культуры. Массовая культура определяется свойствами и качеством, которые должны соответствовать вкусам массового потребителя - зрителя, читателя, слушателя.

Главное назначение массовой культуры - предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному. Отличительные черты массовой культуры:

• соответствует вкусам широкой публики, доступна ей. Этим массовая культура отличается от высокой культуры;

• низкий уровень и качество массовой культуры. В этом плане она отличается от народной культуры. Уровень и вкус последней также могут быть невысокими, однако это компенсируется неподдельной искренностью, подкупающей наивностью, жизненным смыслом;

• создается не народом, но для народа. Ее создают профессионалы, творчество которых - яркая, но безвкусная массовая продукция, а также всевозможные подделки под уникальные вещи;

• паразитирует на народной и высокой культуре. Она эксплуатирует жанры, сюжеты и темы народной и высокой культуры. В качестве примеров можно указать на то, как "Пигмалион" Б. Шоу превратился в "Мою прекрасную леди", а "Ночи Кабирии" Ф. Феллини - в фильм "Милая Чарити";

• близка к популярной, хотя и не совпадает с ней. Последняя включает в себя лучшие достижения массовой культуры, а также часть высокой, получившую широкий успех у публики;

• как и реклама неразрывно связана с коммерцией и коммерческим успехом. Общие черты с рекламой: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к гиперболам и преувеличениям. Обе они движутся в русле единой тенденции. Массовая культура сближается с рекламой, а реклама теснит высокую культуру.

Основными видами и формами, в которых существует массовая культура, являются комиксы, иллюстрированные, рекламные и информационные журналы, видеозаписи, видео­клипы, видеоигры, книги в мягкой обложке.

Массовая культура в своей борьбе за потребителя выработала следующие способы:

• в литературе - система бестселлеров с тиражами более 10 млн. экз. ("Крестный отец" М. Пьюзо, "Изгоняющий духов" У. Плэтти);

• в кино и музыке - система "звезд" (Мэрилин Монро, Фрэнк Синатра, Сильвестр Сталлоне, Элвис Пресли, Боб Дилан).

 Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детектив, вестерн, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы, гангстеризм и т. д. Эволюция массовой культуры претерпела существенные изменения. В 50-60-е гг. она подвергалась суровой критике. Ей предъявлялись серьезные обвинения: подавление и стандартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознанием, девальвация исторических, культурных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным и т. д.В 70-е годы критика уступает место положительным оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Правда, это было характерно главным образом для США. Американский социолог Д. Белл относил к заслугам массовой культуры то, что она устанавливает социальную гармонию, превращает американское общество в единое целое. В 80-е годы положи­тельный взгляд на массовую культуру начинает преобладать во всех европейских странах, включая ЮНЕСКО, и эта ситуация сохраняется в наши дни.

 

 Молодёжная культура как субкультура. Контркультура.

 

Молодость представляет собой длительную фазу или этап жизни, в течение которого каждый человек переходит от детства к взрослости. Содержанием этого перехода является процесс социализации. Поскольку этот переход осуществляется не в одиночку, постольку все совершающие такой переход и составляют такую социально-демографическую группу как молодежь.

Признаки молодежи:

• возраст;

• социальный статус;

• социально-психологические свойства.

На этапе социализации отмеченные признаки претерпевают глубокие, качественные изменения.

Основными каналами социализации выступают:

• семья;

• школа и высшее учебное заведение;

• общество сверстников;

• средства массовой коммуникации.

При этом собственно культурная социализация составляет преобладающую по своему объему и исключительно важную по своему значению часть. Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации. Ее соци­ально-психологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации. Входящий в мир человек не соглашается быть пассивным объектом, он далеко не все принимает в предлагаемой культуре. Процесс критического осмысления и творческого обновления культуры, позволяющий делать ее действительно своей, в конце концов и приводит к появлению молодежной культуры. В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории "конфликта поколений", конфликта "отцов" и "детей". В наше время молодежь становится носителем особой - молодежной субкультуры, которая, однако, существует наряду с другими - женской, городской, сельской и т. д. Молодежь чаще всего расходится не со всей культурой прежних поколений, а по конкретным позициям:

• сложившаяся иерархия ценностей. Обычно составляющие культуру элементы располагаются в таком порядке: образованность и интеллект, мастерство и умение, нравственны е ценности, эстетические ценности и т. д. Однако молодежь на первое место ставит нравственность, за которой следуют эстетические, интеллектуальные и другие ценности. Но даже на эстетические и другие ценности она часто смотрит через призму морали;

• восприятие мира. Для молодежи характерно эмоционально-нравственное восприятие мира. В ее поведении преобладают движения, действия и динамика. В равной мере для нее характерно резкое противопоставление добра и зла, категоричность и максимализм, нетерпимость к лжи, несправедливости, лицемерию, неискренности, равнодушию и т. д.

 

В узком смысле молодежная культура - это культура, созданная самой молодежью. В этом отношении она похожа на народную культуру. По своему уровню она также нередко бывает не слишком высокой, однако это компенсируется неподдельной искренностью и честностью, откровенностью и подкупающей наивностью. Как и народная, молодежная куль­тура в той или иной мере противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти - высокой.Вместе с тем молодежная культура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую. Значительная часть культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, а также моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т. д.

Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием. Главными жанрами при этом выступают рок- и поп-музыка, а вся культура часто называется рок-культурой.

Элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т. д. Все элементы культуры несут символическую нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Молодежная культура является субкультурой, существующей наряду с другими. Она представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов и т. д. Молодежная культура распадается на множество групп и течений. На какое-то время одна из ведущих групп становится лидером, уступая затем свое лидерство другой: после битников и хиппи появились панки, затем рокеры, металлисты и т. д.На определенных исторических этапах роль и влияние молодежной культуры могут резко возрастать как по своим масштабам, так и по своему значению. Ярким примером тому стало движение контркультуры, имевшее место на Западе в 60-е годы, основными движущими силами которого выступили студенческая молодежь и интеллигенция.

Контркультура выступила с отказом от технократизма, разума и интеллекта, сковывающих и ограничивающих чувственность, с отрицанием техники как угрозы искусству. Наиболее резкая критика была направлена против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Из всей существующей культуры, по мнению сторонников контр­культуры, достойным сохранения и дальнейшего развития объявлялось искусство авангарда, которое представляло собой настоящее "царство свободы".

Контркультура провозгласила новую систему ценностей, в которой особое место занимали избавленная от всяких внешних ограничений "новая чувственность", свобода самовыражения, игра, воображение и фантазия, "невербальные" способы общения и т. д. На пути к достижению новых ценностей большое значение придавалось поиску "новой общности", конкретными формами которой выступали различного рода "коммуны", возникавшие на основе естественных, спонтанных отношений братства и любви, лишенных какой-либо иерархии и субординации. Особая роль отводилась "сексуальной революции", которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений прежней ханжеской морали. Сексуальная революция выступала одним из главных способов формирования "новой чувственности".Высшей и конечной целью движения контркультуры провозглашалось общество как произведение искусства. Искусство в таком обществе - в духе авангардизма - должно будет слиться с самой жизнью. В этом обществе путь к эстетическому удовольствию и наслаждению уже не будет опосредован искусством. Удовольствие и наслаждение будут непосредственно возникать в каждом виде деятельности, понимаемой как игра. Одним из примечательных явлений контркультуры стали "хиппи". В начале 70-х годов движение контркультуры переживает кризис и уступает место неоконсерватизму, который провозгласил новую систему ценностей, во многом противоположную контркультуре. В 70-е годы молодежная культура возвращается к своему статусу одной из субкультур.

По поводу массовой культуры есть несколько точек зрения. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества и уж точно на заре христианства. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг, рассчитанные на массовую аудиторию. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII-XVIII вв. приключенческого, детективного, авантюрно­го романа, значительно расширявшего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX в. - роман.

Понятие «элитарного» искусства в противовес «массовому» вводится в оборот в конце XVIII в., хотя само по себе разделение искусства на массовое и элитарное и соответствующая дифференциация публики произошли значительно раньше. Особенно наглядно разделение художественного творчества на массовое и элитарное проявилось в концепциях романтиков. Первоначально у романтиков элитарное несет знак избранности, образцовости. Понятие образцового понималось как тождественное классическому. Особенно активно понятие классического разрабатывалось в эпоху Возрождения, когда античная художественная традиция расценивалась как вневременный образец культурного творчества. В таком понимании классическое отождествлялось в элитарным и образцовым. Романтики выступили с принципиально новыми художественным манифестами, утвердили ориентацию на новацию в сфере художественного творчества. Тем самым они отделил свое искусства от социально адаптированных художественных форм, выделив в отдельный сектор то, что получило название массового искусства. Элитарное в сознании романтиков сохраняло близость образцовому, однако не являлось тождественным классическому.

В формировании массового искусства решающим оказался процесс, связанный с ростом городского населения. Возникали новые, городские по происхождению, жанры. Среди массовых форм искусства преобладающее значение приобрели такие, которые ориентировались на отдых, развлечение, занимательное чтение.

Массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX вв. Феномен этот стал возможен благодаря всеобъемлющей массовизации жизни. Прежде всего он был связан с радикальным взрывом в истории человеческого общества, резким изменением темпов и ритмов жизни цивилизации, породивших феномен массового общества и массового человека. Массовизация затронула все сферы жизни человека: экономику, политику, управление, общение людей. Возросла активная роль общественных масс. Причины выдвижения масс X. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс». Он выделил 4 группы предпосылок: экономические, правовые, научно-технические и культурные.

Массовая культура неоднородна: в ее рамках развиваются и функционируют несколько субкультур.

Культура - это целостная система с присущей ей внешней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Принято считать, что субкультура - это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается локальностью и определенной замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя и бывают исключения.

Субкультура - это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент непохожести, необщности в развитии ценностных предпочтений. Наиболее мощной и значительной субкультурой является рок-культура.

Рок-культура - социально-культурное явление, возникшее в 50-е гг. XX в. Изначально рок-культура обязана своему возникновению рок-н-роллу - музыкальному стилю, появившемуся в середине 1950-х гг. по в процессе развития из музыкального направления быстро трансформировалось в социально-мировоззренческий феномен, во многом определивший развитие культуры второй половины XX в. Развитие средств массовой коммуникации отражает существенные сдвиги в механизме действия современной культуры. Внедрение новых информационных связей и компьютеризированных сетей ярко охватывает все большие и большие слои общества. Новая техника коммуникаций немало способствовала формированию следующего представления о «массовом обществе»: территориально обширное общество со значительным населением, в высокой степени индустриализированное и урбанизированное. Власть здесь сконцентрирована и принимает форму манипуляции массами посредством коммуникаций.

В качестве антипода массовой культуры многие ученые рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения этого на­правления в культурологи, является высший привилегированный слой общества - элита. Это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она должна обеспечивать общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей.

В качестве реакции на «массовую культуру» и ее использование в идеологическом противостоянии капитализма и социализма к 70-м гг. XX в. в определенных слоях общества, особенно в молодежной и материально обеспеченной среде промышленно развитых стран, складывается неформальный комплекс поведенческих установок, получивших название «контркультура». Термин этот был предложен американским социологом Т. Роззаком. В его работе «Становление контркультуры» (1969) самым наглядным и ярким выражением контркультуры стало быстро распространившееся по всем континентам движением «хиппи», хотя оно отнюдь не исчерпывает этого широкого и достаточно неопределенного понятия. Ее примерами стали рокеры, скинхеды, панки многие другие неформальные движения. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Возникновение контркультуры - явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, не способна охватить все многообразие явлений. Оставшиеся делят между собой суб- и контркультуры. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков. Иногда трудно провести четкие различия между субкультурой и контркультурой. В таких случаях на равных правах к одному явлению применяют оба названия. Примером служит так называемая «уличная культура».

Субкультура обычно сопровождает молодого человека со школьного возраста до создания им семьи. Западные субкультуры, как известно, в значительной мере нашли отражение и в молодежной культуре нашей страны.

 

Рокеры (мотоциклисты) - молодежная субкультура Великобритании, возникшая в среде низкооплачиваемых неквалифицированных работников ручного труда.

Скинхеды (бритоголовые) - молодежная субкультура из числа наиболее заметных допанковых «народных дьяволов», возникшая в среде ярых футбольных фанатов и достигшая печальной славы яростными драками на стадионах с болельщиками команд противников. Они защищали «свои» территории, «свою» нацию (в драках с выходцами из Азии, например). Агрессивный расизм скинхедов привлек внимание неонацистских группировок Великобритании, пытавшихся рекрутировать из них членов движения.

Панки как субкультура впервые упоминалась в конце 1976 г. в английских газетах. Она была тесно связана с музыкальным течением «панк-рок». Люрекс, старая школьная форма, пластиковые мусорные мешки, булавки, туалетные цепи и пр. - таковы элементы их имиджа. Невероятные прически, волосы, выстриженные и окрашенные в разнообразные цвета, составляли непременную часть индивидуального дизайна любого панка. В газетах писали о них: «Панки носили наряды, которые были выражением в одежде ругательств, а ругались они так, как и одевались - с рассчитанным эффектом, приправляя ругательства обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни о любви. Облаченные в хаос, они воспроизводили шум в бесстрастно оркестрированном кризисе повседневной жизни...» Панки появились в период увеличения молодежной безработицы и вновь ввели социальную и политическую критику в музыку. Они протестовали против всего: семьи, работы, образования, религии, власти.

Теды - новая субкультура (примерно с 1977 года), возникшая в противовес панкам. Теды объявили себя охранителями социального порядка, противостоящими анархически-разрушительным влиянием панков. Широко известны групповые столкновения панков и тедов. В этих столкновениях проявились противоположные социальные тенденции этих субкультур: панки как деструктивная сила, желающая изменения ради изменения, но без альтернативного видения будущего; и теды как консервативная сила, ищущая порядка и стабильности.

Народная культура - культура того или иного этноса, отличающая традиционностью, коллективностью, консервативностью. В ней предельно концентрированно отражается психология нации. Народная культура имеет всегда глубокие исторические корни и мало подвергается изменениям. Она являет собой кладезь народной мудрости, близка к фольклорным традициям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.031 с.)