Тема 7. Психокультурные типы личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Психокультурные типы личности



 Существующие в современном обществе многообразие вариантов сопряженности культуры и личности приводит к возникновению различных психокультурных типов личности. В настоящее время существует несколько подходов к типологизации личности в контексте ее взаимодействия с социокультурным окружением. Очень влиятельным, в частности, является вариант типологизации личности, берущий свое начало из классических работ выдающегося швейцарского психоаналитика К.Г. Юнга. Он считал, что потенциальным центром личности является архетип «самость», проявляющий свои конструктивные черты в процессе личностной идентификации индивида. Однако воплощение самости как ядра индивида происходит по-разному в зависимости от особенностей, выделенных Юнгом двух основных типов личности. Первый из них - экстравертированная личность, открытая для окружающих и общительная, ее психическая энергия ориентирована наружу, на социальные взаимодействия с другими людьми. Второй тип - интровертированная личность, психоэнергетика которой опрокинута вовнутрь, ей свойствены застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий.

Опираясь на классификацию типов личности, осуществленную еще в 1923 г. Юнгом, и на, разработанный на основе этой классификации К.Бригои и И. Маером индикатор типов личности, американские специалисты в области социальной психологии О.Крегер и Дж. Тьюсон выделили 16 психотипов личности, знание которых помогает разрешать межличностные проблемы, возникающие в мененджменте, политике, любви, культуре и других сферах деятельности. Типологические особенности людей, считают Крегер и Тьюсон, можно распределить по четырем основным парам противостоящих предпочтений:

- экстравертный - интровертный;

- сенсорный - интуитивный;

- мыслительный - чувствующий;

- решающий - воспринимающий.

Для экстраверта характерны внешние проявления энергии, общительность, активное взаимодействие с другими людьми, широта связей с ними, активное расходование психической энергии, импульсивность в чувствах, выражениях и поступках.

В противоположность этому интроверты отличаются замкнутостью, сосредоточенностью, внутренней глубиной и интенсивностью переживаний и чувств, ограниченными связями с окружающими, преимущественно внутренней реакцией на происходящие события, задумчивостью, сохранением психической энергии, умением отгородиться от разговоров и телефонных звонков, сконцентрировать свое внимание на какой-то проблеме.

 

Социокультурные типы личности. С точки зрения особенностей включения людей не только в культурную, но и более обширную социальную, экономическую, политическую, бытовую сферу их деятельности, культурология конструирует иную типологию социокультурных типов личности. Наиболее распространенным из них является специфический тип личности - модальный. Этот термин употребляется для обозначения наиболее часто встречающегося в обществе на определенным этапе его развития типа личности, воплощающего в себе как бы в усредненном и концентрированном виде наиболее характерные личностные характеристики индивидов, формируемые господствующими в этом обществе типами куль­туры, мировоззрения, общественных оценок, социально-экономических условий. Например, в Советском Союзе в годы первых пятилеток модальным типом личности можно было объединить так называемых «выдвиженцев» - людей, которых выдвигали на руководящие должности или направляли на учебу на рабфаки и в вузы «от станка», «с колхозных полей», чтобы сформировать преданный советской власти социальный слой управленцев и специалистов. Модальный тип личности имеется в виду, когда говорят «о среднем» американце, «типичном» японце или украинце.

Наряду с модальным, реально господствующим или превалирующем в обществе, существует так называемый базисный тип личности. Характеристика данного типа личности предполагает получение ответа на вопрос: каким критериям должен отвечать индивид, чтобы его деятельностный личностный потенциал с наибольшим эффектом реализовался в социально зрелом и активном субъекте исторического процесса на определенном этапе социально-экономического, политического и социокультурного развития общества. Базисный тип личности - это характеристика человека, у которого через обширную сеть микроотношений с различными людьми, предметами, общностями, событиями просвечивает вполне определенная конфигурация глубоконравственных макроотношений к отечеству, к труду, к людям, природе, культуре, человечеству и его движению к лучшему будущему. Это своего рода эта­лон, к соответствию с которым должен стремиться сознательный и активный гражданин страны, не забывающий и о судьбах человечества. И если эти отношения в содержательной части соответствуют национальным интересам своей страны и общечеловеческим ценностям и постоянно влияют на цели, которые ставит перед собой человек и которые побуждают его быть постоянно активным в достижении своих целей, значит, данный индивид будет соответствовать характерологическим особенностям базисного типа личности. Показателями реального воплощения этих характерологических особенностей в жизнедеятельности отдельных личностей и их групп будут нравственный калибр их поступков и характер последствий этих поступков как непосредственно для данного индивида, так и для общества в узловых точках его жизненного пути. Такие точки неизбежно возникают у каждого человека при окончании школы или вуза, при выборе спутника жизни, при назначении на престижную должность или высокий пост или при неожиданном смещении, а особенно в экстремальной ситуации.

В социологии и социальной психологии обычно выделяется специфический тип личности, называемый маргинальным. Впервые понятие «маргинальный человек» было введено известным американским социологом Р. Паком еще в конце 20-х гг. прошлого века при исследовании межэтнических конфликтов. Маргиналами он назвал тех людей, которые находятся как бы на границе между двумя или более социальными группами, но не принимаются ни одной из них в качестве полноправных участников. Основные признаки маргинального типа личности таковы: серьезные сомнения в своей личностной ценности; неопределенность связей со своим ближайшим окружением, в частности с друзьями, и постоянная боязнь быть отвергнутым; тенденция охотнее избегать неопределенных ситуаций, чем рисковать униже­нием; болезненная застенчивость в присутствии других, в первую очередь незнакомых лю­дей; одиночество и чрезмерная мнительность; излишнее беспокойство о будущем и боязнь любого рискованного действия; неспособность наслаждаться в полную меру и уверенность в том, что окружающие обращаются с ним несправедливо. Лица маргинального типа обычно сталкиваются с трудностями при формировании морального выбора. Они обычно убеждены, что как бы они ни поступили, какой бы выбор действий ни осуществили, кто-то будет ими недоволен. В крайних случаях маргиналы могут дойти до такой степени отчуждения от самих себя, за которой наступает социальная деградация личности, ее деперсонализация. Особенно характерны такие ситуации в обществах, переживающих сложные перипетии социально-экономических и социокультурных трансформаций.

Вместе с тем, социологические исследования позволили установить, что маргинальные личности, менее привязанные к одной-единственной системе ценностей и привыкшие учитывать и принимать различные возможные решения и ориентации, оказываются в состоянии осуществить менее стандартную, более творческую деятельность. В таком случае способны возглавлять этнические и политические движения, стать видными деятелями куль­туры. Наиболее характерными примером здесь может служить очень  различная по содержанию и направленности деятельность таких радикально отличающихся друг от друга личностей, выросших среди маргиналов, как М. Горький, с одной стороны, А. Гитлер и Б. Муссолини - с другой.

В последнее время мы слышим словосочетание «новые русские», за которым проглядывает действительно новый социальный тип личности, складывающийся в современном обществе. Этот тип личности характеризуется высокой социальной активностью и предприимчивостью, не очень строгим (с точки зрения морали) отбором средств и путей, приводящих к успеху, прежде всего, к высокой прибыли. Он не очень отягощен приверженностью к высоким духовным ценностям, но очень цепок, живуч и социально устойчив в различных жизненных ситуациях, в том числе кризисных и конфликтных. Глубокая трансформация всех систем и структур постсоветского общества - экономических, социальных, политических, культурных, этнонациональных, профессиональных и др. - требуют формирования нового типа личности - демократического. Этот тип характерен приоритетным значением прав и свобод личности; активностью и глубокой осознанностью социальной позиции; высокими нравственными критериями оценки деятельности как своей, так и других людей, их групп, партий, движений и т.п.; высокой целеустремленностью; социальной ответственностью в своих ценностных ориентациях и повседневной деятельности; способностью к творческому самовыражению.

 В зависимости от глубины и силы влияния культуры можно разделить людей на две большие группы. Первую составляют те, кто целиком или в большей мере зависят от обстоятельств и других людей. Они вечно утверждают, что обстоятельства сильнее их, что сло­жившаяся ситуация не дает им возможности достичь желаемого успеха (в учебе, работе, по­литике, спорте и т.д.); что им мешают другие, блокирующие их действия, направленные на достижение цели или решение поставленной задачи.  Вторую группу составляют такие личности, которые всегда уверены в себе, готовы приложить максимум усилий, чтобы изменить обстоятельства к лучшему, активно преодолевают любые препятствия на пути к цели, а трудности не ослабляют их воли, а, напротив, мобилизуют и волю, и разум, и имеющиеся средства для успешного решения задачи. Действия первого типа личности - назовем ее личностью реактивного типа - развертываются чаще всего по схеме; стимул - реакция». Такие люди находятся в большой зависимости от окружающей природной и социальной среды. Второй тип личности характеризуется прямо противоположными социальными качествами и установками. В поведении такой личности между стимулом и реакцией появляется большее количество промежуточных звеньев, существует свобода выбора. Именно свобода выбора и активные действия по реализации этого выбора превращают человека в активного субъекта жизнедеятельности, способного изменить обстоятельства, в большей или меньшей степени повлиять на окружающих людей, действовать целеустремленно и эффективно. А это означает, что у такой личности между стимулом и реакцией появляются еще и такие звенья, как способность к анализу ситуации и к самоанализу, воображение, совесть, независимая воля, активное ценностно-ориентированное (действие во имя ценностей совести, чести, достоинства, ответственности и т.п.) и целерациональное действие (активное действие по достижению поставленной цели, рационально осмысленное и сопровождаемое выбором эффективных средств, адекватных цели и достаточных для того, чтобы достичь ее). Личность такого типа - назовем ее проактивной - всегда действует активно и целеустремленности». Классификация базовых потребностей (по А. Маслоу).

Социальное взаимодействие, коммуникация и формы общения, равно как и отношения между обществом и индивидом, сегодня стали качественно иными, чем в далекие времена. Еще более революционные изменения ожидали высшую, в иерархии американского психолога и социолога А. Маслоу, пятую потребность - в духовном самовыражении. Сегодня уже трудно представить, какие материалы, формы или какие бы места не подошли бы человеку, стремящемуся к творческому самовыражению - от свадьбы под водой и экстремальных видов отдыха до аудиовидеомобильной скульптуры и лазерной галлографии. А. Маслоу (1908-1970) расположил потребности в восходящем порядке - от низших биологических до высших духовных:

1.Физические потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.) Их называют витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека.

2. Потребности в безопасности (экзистенциальные) выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Физическая безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего социума, например в безопасности на улицах, в отсутствии войн и конфликтов, а также о стремлении избежать несправедливого обращения. Экономическая безопасность - потребность в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).

 

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек - существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общения, участия в организациях, заботы о других и помощи близких. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.

4. Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку вместе с тем присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, быть не равным им, обращать на себя особое внимание и искать преимуществ. Стремление выделиться движет служебным ростом, желанием сделать карьеру, получить более высокий статус, престиж, признание, оценку. Их называют еще эгоистическими, или потребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя. Стремление, мотивация к успеху, достижениям, соперничеству относятся именно сюда.

5. Духовные потребности - это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя. Однако духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. А. Маслоу называл их основными, или базисными, потребностями, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности - мотивационными переменными (но не мотивами в строгом смысле слова).

Первые два типа потребностей названы первичными (врожденными), три других - вторичными (приобретенными). Взрослея, человек все большее значение придает вторым. Таким образом, процесс духовного взросления - это процесс возвышения потребностей, т.е. замещения первичных вторичными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.012 с.)